Тема "Осень"
методическая разработка по теме

Учитель – логопед: Черемискина Н.Н

Уважаемые родители!

 

Если вашему ребёнку от 4 – до 5 лет побеседуйте с ним о времени года, которое наступило. Повторите несколько раз вместе с ним слово осень и попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите в речи ответ на вопрос:

- Какое сейчас время года? (Сейчас осень.)

Расскажите ребёнку, что на улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными или жёлтыми, они опадают, стало меньше бабочек, жуков, улетают птицы, в садах и огородах убирают овощи и фрукты. Произнесите вместе с ребёнком эти словосочетания, попросите его самостоятельно рассказать об осени.

Побеседуйте с ребёнком об осени на прогулке. Понаблюдайте с ним приметы осени. Закрепите произношение отдельных слов и словосочетаний.

Найдите небольшие яркие листики берёзы, тополя, дуба, клёна, покажите их ребёнку. Научите ребёнка узнавать и различать их.

Прочитайте сказку «Лисичка со скалочкой». Выясните, понравилась ли сказка малышу, что ему запомнилось.

Прочитайте стихотворение.

На что похожи листья?

      На мою ладошку лист похож у клёна,

                                                                                                                        Осенью оранжевый,

                                                                                                                         Летом он зелёный

         Словно пёрышки листочки у рябинки,

      Что склонились тихо над тропинкой.

                                                                                                                        У осины листья как монеты.

                                                                                                                       У каштана – словно опахала.

Было листьев очень много летом

                                                                                                                         Осенью их очень мало стало.

 

                                     Учитель – логопед Черемискина Н.Н.

Уважаемые родители!

 

Если вашему ребёнку от 5 до 7 лет сходите с ребёнком в парк. Рассмотреть

деревья. Знать части дерева: корни, ствол, ветки, листья, плоды. Отметить окраску листьев. Жёлтого цвета (листья берёзы, липы, ясеня, вяза). Красного, багряного, оранжевого (листья клёна, осины, рябины). Бурого цвета (листья дуба).

Рассмотреть деревья и кусты. Чем отличаются (у деревьев один ствол, а у кустов много). Сравнить по толщине. Знать и называть 2 – 3 куста. (шиповник, сирень, акация).

Поиграйте в игры:  «Какой лист»  назвать как можно больше прилагательных или глаголов. Выигрывает тот, кто  говорит последним.

Лист (какой?)- зелёный, красный, багряный, жёлтый, оранжевый, пёстрый,

                           разноцветный, большой, маленький, овальный, круглый,

                           треугольный, узкий, широкий, длинный, короткий, вырезной,                      

                          сухой, мокрый, гладкий, грязный, чистый, жухлый,

                           шершавый и т.д.

Лист( что делает?) – шелестит, летает, кружится, желтеет, зеленеет, шуршит, краснеет, вянет, распускается, лежит, мокнет, жухнет, трепещет, и т.д.

Игра «Один и много» (слова из предыдущей игры). Следить за чётким произношением окончаний.

Взрослый                                                                 Ребёнок

Лист зелёный, а листья -                                     зелёные

Лист кранный, а листья -                                       красные