упражнения для подготовительной группы
презентация занятия для интерактивной доски (подготовительная группа) по теме

подготов.группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekcionnye_zanyatiya_dlya_roditeley.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная программа для родителей

Игры на развитие наглядно-образного мышления

1) «Дрессированная муха»: Взять лист бумаги и расчертить его на 9 клеток (квадрат 3X3). Изображение мухи можно сделать на отдельном маленьком листке или взять пуговку (игровую фишку), которая будет символизировать это насекомое. Поместите вашу «муху» на какую-либо клетку игрового поля. Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться.  Ребенок должен представить себе мысленно эти передвижения. После того, как вы отдали мухе несколько приказаний (например, одна клетка вверх, 2 вправо, одна вниз), попросите ребенка показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Если ответит верно, передвиньте муху на соответствующую клеточку.

Примечание: Если, следя мысленным взором за передвижениями мухи, ваш ребенок увидит, что она, выполняя ваши инструкции, выползла за пределы игрового поля, то пусть немедленно даст вам знать об этом. Договоритесь, каким образом он может это сделать (встать с места, поднять руку, подпрыгнуть и т.п.)

Игры на развитие наглядно-образного мышления

2) Лабиринт (наглядно-схематическое мышление, наглядно-образное мышление)

Для этого задания необходимо иметь картинку с изображенным на ней лабиринтом. Участники выбирают себе каждый по дорожке и движутся по ней к цели. Выигрывает тот, кто выбрал верную дорожку и не допустил ошибок во время движения.

3) Собирание пазлов, различных головоломок из разрезанных картинок.

Игры на развитие наглядно-схематического мышления

0) закрепление понятий  право-лево, верхний правый, нижний правый, верхний левый, нижний левый при рассматривании фигур, различных картинок

1) Лабиринт (наглядно-схематическое мышление, наглядно-образное мышление)

Для этого задания необходимо иметь картинку с изображенным на ней лабиринтом. Участники выбирают себе каждый по дорожке и движутся по ней к цели. Выигрывает тот, кто выбрал верную дорожку и не допустил ошибок во время движения.

2) Графический диктант:

Рисование узоров и различных фигур для закрепления понятий право-лево, верхний правый, нижний правый, верхний левый, нижний левый

3) «Дрессированная муха»: Взять лист бумаги и расчертить его на 9 клеток (квадрат 3X3). Изображение мухи можно сделать на отдельном маленьком листке или взять пуговку (игровую фишку), которая будет символизировать это насекомое. Поместите вашу «муху» на какую-либо клетку игрового поля. Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться.  Ребенок должен представить себе мысленно эти передвижения. После того, как вы отдали мухе несколько приказаний (например, одна клетка вверх, 2 вправо, одна вниз), попросите ребенка показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Если ответит верно, передвиньте муху на соответствующую клеточку.

Примечание: Если, следя мысленным взором за передвижениями мухи, ваш ребенок увидит, что она, выполняя ваши инструкции, выползла за пределы игрового поля, то пусть немедленно даст вам знать об этом. Договоритесь, каким образом он может это сделать (встать с места, поднять руку, подпрыгнуть и т.п.)

Игры на развитие логического мышления

1) «Только об одном» (развитие мышления и развитие речи)

 Предложите ребенку выбрать одну любую игрушку. Правила: В этой игре можно говорить только об одном – о выбранной игрушке. Причем, говорит только тот, у кого игрушка в руках. Сказать нужно одно предложение, описывающее игрушку в целом или какие-то ее детали. После этого следует передать ее другому игроку. Тогда он скажет свое предложение об этом же предмете. Обратите внимание, что нельзя повторять уже сказанные ответы или делать отвлеченные высказывания. Так, фразы типа: «А я у бабушки видел похожую..» - будут караться штрафным баллом. А игрок, набравший три таких балла, будет считаться проигравшим. Сюда же начисляются баллы за повторение и ответ не в свою очередь.

Примечание: лучше ограничивать время этой игры. Если по истечении 10 минут никто из участников не набрал три штрафных балла, то все они считаются выигравшими. Постепенно эту игру можно усложнять, выбирая в качестве ее объекта не игрушку, а более простые предметы, у которых не так много признаков. Если в результате вы сможете достаточно долго описывать предметы типа карандаша, считайте, что в данной игре вы достигли определенных высот!

2) «Лови - не лови» (внимание, мышление – обобщ ф-ция)

Правила этой игры похожи на правила игры типа «Съедобное-несъедобное». Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры. Например, сейчас вы договариваетесь с ним, что если водящий бросит мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то ребенок ловит его. Если же слово не является растением, то ребенок отбивает мяч. Например, «Мебель – не мебель», «Рыба – не рыба», «Транспорт – не транспорт», «Летает – не летает и т.п.

Количество выбираемых условий игры зависит только от вашей фантазии. Если вдруг она иссякнет, предложите ребенку самому выбрать условие игры.

Примечание: Эта игра развивает не только внимание, но и способности к обобщению, поэтому в целях интеллектуального развития ребенка постарайтесь, чтобы категории этих обобщаемых понятий были разнообразными и затрагивали разные сферы, не ограничиваясь только лишь бытовой.

4) «Все  наоборот» (внимание, мышление)

Взрослый – ведущий. Он демонстрирует самые разные движения, ребенок тоже должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, что показывает взрослый. Так, если взрослый поднял руки, ребенку следует опустить их, если подпрыгнул – присесть, если выставил вперед ногу – нужно отвести ее назад и т.п.

 Примечание: обратите внимание ребенка, что противоположное – это не просто другое, а в чем-то похожее, но различающееся по направлению. Дополнить эту игру можно периодическими высказываниями ведущего, к которым игрок будет подбирать антонимы. Например, ведущий скажет «теплый», игрок тут же должен ответить «холодный». Можно использовать слова разных частей речи, у которых есть противоположные по смыслу: бежать – стоять, сухой – мокрый, много – мало и т.д.

5) Чем они похожи?

Даже у самых несхожих предметов можно найти что-то схожее. Чтобы выиграть в данной игре, придется это доказать. Пусть 2 игрока придумают независимо друг от друга по одному слову (пока 1 называет, другой может закрыть уши). Слово должно отвечать на вопрос «Что?», т.е. быть именем существительным. Назвать, что получилось (ведущий), затем спросить, чем эти слова похожи? Что у них общего? Говорить следует по очереди, выигрывает тот, кто назовет последнее предложение о сходстве или можно ставить галочки под именем игрока, дающего ответ. Например, «Гусь» и «Дерево» - оба живые, им нужен воздух для жизни, не тонут в воде, растут, зимой могут быть одного цвета и т.п. Причем, когда дети лучше поймут эту игру, нужно детям объяснить, что общие черты бывают разными: бывают такие сходства, которые «лежат на поверхности», например, связанные с одинаковым цветом, но бывают и такие сходства, которые сразу же не видно и найти их более сложно (в данном случае с гусем и деревом это может быть признак того, что они оба живые или что им нужен воздух). В дальнейшем важно стимулировать детей на поиск таких общих черт, которые сложнее найти (например, в процессе игры этим детям присваивать не по одному баллу, а по 2).

Примечание: Необходимость гибко подойти к сравнению и поискать нетрадиционные ответы может показаться ребенку чересчур сложной. Это, возможно, вызовет сопротивление с его стороны и ответы типа: «Они ничем не похожи», «Это неправильная игра», т.к. детям трудно менять привычный взгляд на вещи. Чтобы уменьшить действия этих причин, лучше сначала играть без выигравших и проигравших, приучая ребенка просто получать радость от фантазирования и нетрадиционных, новых точек зрения на обычные вещи.

6) Что я задумал.

Ведущий – неразговорчивый собеседник, ребенок – человек, умеющий читать мысли. Ведущий задумывает любое слово (существительное). Игроку (или группе игроков) нужно угадать это задуманное слово. Игроки задают ведущему разные вопросы о задуманном предмете. Ведущий отвечает кратко: «да» или «нет». Сложность игры в том, что количество вопросов ограничено. Они могут задать лишь 10 вопросов. Если по ответам на эти вопросы они смогут сказать, какое слово задумал ведущий, тогда их можно назвать «телепатами» (предварительно до начала игры объяснив, что это такое) и наградить. Если слово не было отгадано, можно поменяться ролями и показать на своем примере стратегию «чтения мыслей». Выиграть в эту игру можно, если придерживаться сратегии постепенного сужения круга понятий, к которому принадлежит задуманное слово. Так, можно начинать с вопроса «Это живое?». Если игрок ответит «Нет», то ваш круг резко сужается. Затем можно поинтересоваться: «Это сделано руками человека?» (допустим, ответ «Да»), «Это используется людьми дома?» - «Да» (может быть ответ «Иногда»). «Это маленький предмет?» - «Нет» - «Это мебель?» и т.п. Нельзя спрашивать напрямую: «Это стул?», т.к. в данном случае, если ответ будет отрицательным, то телепат проиграл. Можно, например, в данном случае спросить: «Это предмет для того, чтобы сидеть за столом?» - или что-то в этом роде.

Примечание: Прекрасно развивает способности к обобщению, а также уровень самоконтроля у детей, начиная с 7-8 лет.

7) Раз словечко, два словечко – будет предложение.

Данная игра требует гибкости и умения формулировать свои мысли, строя предложения. Пусть каждый игрок задумает слово (если группа большая, участвовать могут 4-5 детей или, если участвуют все, можно попробовать составить не предложение, а целый рассказ). Назовите эти слова (можно брать любые части речи). Получившиеся слова – кирпичики, из которых вы сейчас будете строить предложение. Каждый игрок должен назвать хотя бы одно предложение, в котором каким-то логическим или фантастическим образом связаны все названные слова. Например, задумали слова 2тень», «старый», «кошка», «дерево».  Предложения могут быть такими: «Старая кошка испугалась своей тени и забралась от нее на дерево» или «В жаркий день кошка отдыхала в тени старого дерева» и т.п.

Примечание: Такое игровое упражнение развивает речь, способствует гибкости мышления и развитию фантазии.

8) «Сортировка картинок»

Предлагается набор картинок с хорошо известными ребенку предметами (игрушки, фрукты, животные), которые нужно разложить по группам так, как ему хочется. Анализируется число групп и количество объектов в них. Обращается внимание на принципы сортировки:  основанные на игровых ассоциациях (1 балл), выделении отдельных признаков (2 балла), использовании понятий (3 балла). Выигрывает тот, у кого больше баллов. Проводится до тех пор, пока не будут 2 кучки – живое и неживое.

9) Назови предметы в ряду одним словом (или словосочетанием).

Ряды:

- груша, яблоко, вишня, лимон (фрукты)

- автобус, машина, самолет, теплоход, поезд (транспорт)

- ручка, тетрадь, портфель, букварь (школьные принадлежности)

- иголка, нитка, пуговица, наперсток (принадлежности для шитья)

- роза, тюльпан, ромашка, одуванчик, пион (цветы)

- суп, каша, кисель (пища)

- воробьи, гуси, голуби (птицы)

- березы, липы, ели (деревья)

-караси, щуки, окуни (рыбы)

- малина, клубника, вишня (ягоды)

- танкисты, пехотинцы, артиллеристы (военные специальности)

- краски, кисти, палитра, холст (принадлежности для рисования)

- капуста, морковь, свекла (овощи)

- повар, пекарь, кондуктор, швея, машинист (профессии)

- корова, лошадь, кошка, собака, свинья (домашние животные)

- осьминог, медуза, моллюск (морские животные)

- красный, серый, синий, зеленый, желтый (цвета)

- ботинки, сапоги, кроссовки, тапки (обувь)

- блузка, юбка, брюки, пальто, шарф (одежда)

- круг, квадрат, прямоугольник, треугольник (геометрические фигуры)

- а, б, в, г, д, е (буквы / алфавит)

- 17, 19, 25, 4, 71 (числа)

- ковш, кастрюля, сковорода, чайник (посуда)

- футбол, баскетбол, теннис, хоккей (виды спорта)

- север, юг, запад, восток (стороны света)

- диван, кровать, стол, стул (мебель)

11) Конкретизация (кто больше назовет признаков?)

Какие бывают?

- игрушки

- одежда

-обувь

-птицы

-рыбы

деревья

12) Назови одним словом (высший уровень обобщения)

1. птицы, рыбы, звери (животные)

2. деревья, травы, кустарники (растения)

3. мебель, посуда, одежда (предметы быта)

4. часы, весы, градусник (приборы для измерения)

5. пожары, болезни, ураган (катастрофы)

13) Сравни.

Чем отличаются и чем похожи?

- одуванчик – ромашка

- ель – береза

- кошка – собака

- люди – звери

- животные – растения

14) Четвертый лишний

Положите перед ребенком 4 картинки с изображениями предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию.  Определив лишнюю картинку, ребенок получает фишку. Каждый раз свой выбор необходимо объяснять.

Примерные наборы картинок:

- стол, стул, кровать, чайник (мебель - чайник)

- лошадь, кошка, собака, щука (животные - щука)

- елка, береза, дуб, земляника (деревья – ягода земляника)

- огурец, репа, морковь, заяц (овощи – животное заяц)

- ромашка, роза, петрушка, астра (цветы – приправа петрушка) и т.п.

Первое задание ребенку можно объяснить на примере: огурец, морковка и репа растут на огороде, это овощи. А заяц не овощ, поэтому его надо убрать.

Подобные задания можно делать и устно.

15) Поезд (развивает логическое мышление)

10 картинок одинакового размера. Каждая картинка – это вагончик. Все картинки должны быть разными. Вы и ребенок берете по 5 картинок. Вы говорите ребенку: Мы будем играть в поезд. Я положу первую картинку, ты вторую, и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скреплены друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Вот как это делается. Кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить любую картинку, например, ту, на которой нарисована тарелка. Мы скрепили тарелку и ложку, потому что тарелка и ложка – посуда. А потом можно положить к тарелке вазу для цветов. Мы скрепили тарелку и вазу потому, что они сделаны из одинакового материала – из фарфора. А теперь кладем картинку с машиной, на которой возят воду (поливальная машина) потому, что в вазу и в поливальную машину набирают воду. А теперь мы будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.

Картинки можно класть в любом порядке, главное, чтобы ребенок объяснял каждый раз, как он будет их скреплять между собой. Затем картинки перемешиваются и игра повторяется. Картинки можно менять.

16) Пара к паре

Детям предлагается закончить одним словом начатое предложение по аналогии

- огурец – овощ, а ромашка…(цветок)

- помидор – огород, а яблоко – ( сад)

- телефон- ухо, а телевизор – (глаз)

-ножницы – резать, пила (пилить)

- зима – снег, лето – (трава)

- льдинка – холодный, батарея – (теплый)

- малина – ягода, а груша – (фрукт)

- ученик – школа, повар – (столовая)

- швея – платье, а пекарь – (булки)

- лимон – желтый, а яблоко – (красное/ зеленое)

- волк – лес, окунь – (река)

- голова- шляпа, рука – (перчатка   \ варежка)

- самолет – летать, поезд – (ехать)

- поезд – рельсы, корабль – (вода)

- чайник – посуда, а диван – (мебель)

- книга – читать, мяч – (играть)

- день – солнце, ночь – (луна / звезды)

- заяц – морковь, кот – (рыба)

- рисовать – картина, писать – (письмо)

- медведь – берлога, заяц – (нора)

- зима  - снег, лето – (дождь)

- птица – летать, змея – (ползать)

Игры на развитие  внимания

1) «Последний из могикан»

Эту игру хорошо проводит после рассказа об индейцах, а еще лучше после того, как ребенок посмотрел фильм об индейцах. Обсудите основные характеристики индейцев: близость к природе, умение слышать и видеть все, что происходит вокруг. Особенно внимательными должны быть индейцы, отправившиеся на охоту или «откопавшие топор войны». От того, заметят ли они вовремя различные шумы, будет зависеть их благополучие. Теперь, когда игровая мотивация создана, предложите ребенку побыть индейцем. Пусть он закроет глаза и постарается услышать все звуки в комнате и за ее пределами. Спросите его о происхождении этих звуков.

Примечание: чтобы было интереснее, можно специально организовать некоторые шумы и звуки. Постучите по различным предметам в комнате, хлопните дверью, пошуршите газетой и т.п.

2) «Корректор»

Эту игру дети любят за то, что она дает им возможность почувствовать себя взрослыми и важными. Для начала нужно объяснить смысл непонятного им слова «корректор». Вспомните с ребенком его любимые книги и журналы. Встречал ли он в них когда-нибудь ошибки и опечатки? Конечно нет, если речь идет о хорошем издательстве. А ведь авторы тоже могут допускать ошибки. Кто же занимается их исправлением и не допускает в печать ни одной опечатки? Этот важный человек и есть корректор. Предложите ребенку поработать на такой ответственной должности.

Возьмите старую книгу или журнал, где есть большие тексты. Договоритесь с ребенком о том, какая буква сегодня будет «неправильной», то есть какую букву он будет вычеркивать. Затем выберите фрагмент текста или засеките время работы (не более 10 минут). Когда пройдет это время или будет проверен весь выбранный отрывок, проверьте текст сами. Если ребенок действительно отыскал все нужные буквы, то обязательно похвалите его. Такому корректору можно даже выдать премию (в виде сладостей, например).

Если вашим корректором были допущены пропуски или ошибки, то не огорчайтесь- ему есть в чем совершенствоваться! Возьмите листок в клеточку и начертите на нем систему координат. Вверх по  вертикальной оси отложите столько клеточек, сколько ошибок допустил ребенок. Когда будете проводить игру повторно, на этом же чертеже правее отложите следующее количество ошибок. Соедините полученные точки. Если кривая пошла вниз, значит ребенок стал работать более внимательно, чем раньше.

Примечание: Описанную игру желательно проводить с невнимательными детьми систематически. Тогда она станет эффективным инструментом, способным исправить этот недостаток.

Если ребенок уже без труда справляется с заданием, можно предложить ему усложненный вариант задания. Во-первых, можно предложить вычеркивать не одну букву, а три, причем, разными способами. («м» вычеркивать, «с» подчеркивать, «и» обводить в кружок). Во-вторых, можно вносить шумовые помехи, которые будут отвлекать ребенка от выполнения задания (шуметь, шуршать, рассказывать истории, ронять предметы, включать музыку и т.п.).

3) «Только об одном» (развитие мышления и развитие речи)

 Предложите ребенку выбрать одну любую игрушку. Правила: В этой игре можно говорить только об одном – о выбранной игрушке. Причем, говорит только тот, у кого игрушка в руках. Сказать нужно одно предложение, описывающее игрушку в целом или какие-то ее детали. После этого следует передать ее другому игроку. Тогда он скажет свое предложение об этом же предмете. Обратите внимание, что нельзя повторять уже сказанные ответы или делать отвлеченные высказывания. Так, фразы типа: «А я у бабушки видел похожую..» - будут караться штрафным баллом. А игрок, набравший три таких балла, будет считаться проигравшим. Сюда же начисляются баллы за повторение и ответ не в свою очередь.

Примечание: лучше ограничивать время этой игры. Если по истечении 10 минут никто из участников не набрал три штрафных балла, то все они считаются выигравшими. Постепенно эту игру можно усложнять, выбирая в качестве ее объекта не игрушку, а более простые предметы, у которых не так много признаков. Если в результате вы сможете достаточно долго описывать предметы типа карандаша, считайте, что в данной игре вы достигли определенных высот!

4) «Лови - не лови» (развивает внимание, мышление)

Правила этой игры похожи на правила игры типа «Съедобное-несъедобное». Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры. Например, сейчас вы договариваетесь с ним, что если водящий бросит мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то ребенок ловит его. Если же слово не является растением, то ребенок отбивает мяч. Например, «Мебель – не мебель», «Рыба – не рыба», «Транспорт – не транспорт», «Летает – не летает и т.п.

Количество выбираемых условий игры зависит только от вашей фантазии. Если вдруг она иссякнет, предложите ребенку самому выбрать условие игры.

Примечание: Эта игра развивает не только внимание, но и способности к обобщению, поэтому в целях интеллектуального развития ребенка постарайтесь, чтобы категории этих обобщаемых понятий были разнообразными и затрагивали разные сферы, не ограничиваясь только лишь бытовой.

  5) «Волшебное слово» (развитие внимания, произвольности)

Дети очень любят эту игру, т.к. взрослый в ней оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым.

Спросите у ребенка, какие он знает «волшебные» слова и почему они так называются. Если он достаточно уже овладел этикетными нормами, то сможет ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные слова» показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих желаний, будете выступать вы. А ребенок будет внимательным собеседником, чувствительным к тому, сказали вы слово «пожалуйста» ли нет. Если во фразе вы его произносите (например, говорите: «Подними, пожалуйста, руки вверх»), то ребенок выполняет вашу просьбу. Если просто говорите свою просьбу («Хлопни три раза в ладоши»), то ребенок ни за что не должен выполнять это действие, ведь он «приучает» вас к вежливости.

Примечание: эта игра развивает не только внимание, но и способность детей к произвольности (выполнение действий не импульсивно, сообразно со своими сиюминутными желаниями, а в связи с определенными правилами). Эта важная характеристика считается многими психологами одной из ведущих в определении того, готов ли ребенок к школе.

6) «Зоркий Глаз»

Для того, чтобы стать победителем в этой игре,  ребенку нужно быть очень внимательным и уметь не отвлекаться на посторонние предметы.

Выберите маленькую игрушку или предмет, который ребенку предстоит найти. Дайте ему возможность запомнить, что это такое, особенно если это новая вещь в доме. Попросите ребенка выйти из комнаты. Когда он выполнит эту просьбу, поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза. В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, за шкаф и тому подобные места. Игрушка должна стоять так, чтобы играющий мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая.

7) «Дрессированная муха»

Взять лист бумаги и расчертить его на 9 клеток (квадрат 3X3). Изображение мухи можно сделать на отдельном маленьком листке или взять пуговку (игровую фишку), которая будет символизировать это насекомое. Поместите вашу «муху» на какую-либо клетку игрового поля. Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться.  Ребенок должен представить себе мысленно эти передвижения. После того, как вы отдали мухе несколько приказаний (например, одна клетка вверх, 2 вправо, одна вниз), попросите ребенка показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Если ответит верно, передвиньте муху на соответствующую клеточку.

Примечание: Если, следя мысленным взором за передвижениями мухи, ваш ребенок увидит, что она, выполняя ваши инструкции, выползла за пределы игрового поля, то пусть немедленно даст вам знать об этом. Договоритесь, каким образом он может это сделать (встать с места, поднять руку, подпрыгнуть и т.п.)

8) «Я весь во внимании».

Можно ввести участников в игру с помощью представления , действие которого происходит на кинопробах. Юным актерам предлагают изобразить человека, который «весь во внимании», то есть полностью поглощен своими мыслями и чувствами и не замечает то, что происходит вокруг него. Подскажите, что получится лучше сосредоточиться, если он представит, что смотрит интересный фильм или читает книгу.  Этим роль не ограничивается. У начинающей звезды экрана есть конкуренты. Они всячески будут мешать хорошо сыграть эту роль. Для этого они могут рассказывать анекдоты, обращаться к актеру за помощью, пытаться удивить или рассмешить его, чтобы привлечь к себе внимание. Единственное, чего они не имеют права делать – дотрагиваться до  актера. Актер не может закрывать глаза или уши.

После того, как режиссер скажет «Стоп!», все участники перестают играть. Можно даже взять интервью у начинающего артиста, пусть он расскажет, как ему удалось быть внимательным и не отвлекаться на специально создаваемые помехи.

Примечание: следите, чтобы «конкуренты» не слишком переусердствовали в своем желании отвлечь актера, не дотрагивались до него. Если заметите, что попытки отвлечь актера ограничиваются криками и кривлянием, можете предложить более оригинальные способы. Например, сообщать личные новости («Бабушка приехала!»), показывать новую игрушку, делать вид, что все уходят и т.п.

9) «Ушки на макушке»

Прежде, чем начать играть, поинтересуйтесь, как ребенок понимает смысл этого выражения применительно к людям. Если переносный смысл этой фразы остается для него неясным, поясните, что о людях так говорят, когда они внимательно прислушиваются к чему-либо. Правила: вы будете произносить разные слова. Если в них слышится определенный звук, например [с], или тот же звук, но мягкий, то ребенок должен немедленно встать (поднять руку, подпрыгнуть и т.п.). Если вы произносите слово, где этот звук отсутствует, то ребенку следует оставаться на своем месте.

Примечание: Эта игра развивает слуховое внимание (внимание к звукам). Поэтому она будет очень полезна тем детям, которые готовятся к поступлению в школу или только начинают читать и писать. Для тех детей, у которых имеются какие-либо логопедические трудности, особенно нарушения фонематического слуха (устанавливает логопед), такая игра может стать не только развивающей внимание, но и корректирующей некоторые недостатки развития.

10) «Все  наоборот» (внимание, мышление)

Взрослый – ведущий. Он демонстрирует самые разные движения, ребенок тоже должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, что показывает взрослый. Так, если взрослый поднял руки, ребенку следует опустить их, если подпрыгнул – присесть, если выставил вперед ногу – нужно отвести ее назад и т.п.

 Примечание: обратите внимание ребенка, что противоположное – это не просто другое, а в чем-то похожее, но различающееся по направлению. Дополнить эту игру можно периодическими высказываниями ведущего, к которым игрок будет подбирать антонимы. Например, ведущий скажет «теплый», игрок тут же должен ответить «холодный». Можно использовать слова разных частей речи, у которых есть противоположные по смыслу: бежать – стоять, сухой – мокрый, много – мало и т.д.

11)«Последний штрих»

Возьмите лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка нарисовать любой рисунок. Это может быть отдельный предмет, человек, животное, а может быть целая картина. Если рисунок будет готов, попросите ребенка отвернуться на короткий миг, а сами тем временем нарисуйте «последние штрихи», то есть дорисуйте какие-то мелкие детали к уже изображенным или изобразите что-то совсем новое. После этого ребенок может повернуться. Пусть, взглянув еще раз на рисунок, он скажет, что здесь изменилось. Если ребенок сумел это сделать, то считается выигравшим. Теперь можно поменяться с ребенком ролями: вы будете рисовать, а он «вносить последний штрих».

Примечание: играя в эту игру, учитывайте возраст ребенка. Чем младше возраст, тем заметнее должны быть изменения.

12) ДА  и НЕТ не говорить, черного и белого не называть

Суть игры заключена в названии. Ребенку задаются вопросы, провоцирующие на запрещенные виды ответов. Выигрывает тот, кто сумел ответить правильно на большее количество вопросов. Примерные вопросы

- был ли ты в поликлинике?

- какого цвета халаты у врачей?

- какого цвета снег?

- любишь ли ты мороженое?

- летал ли ты когда-нибудь на самолете и т.п.

13) Бывает – не бывает

Бывает то, что я сейчас назову или нет? Если ребенок отвечает правильно, задавайте ему следующий вопрос, если ошибается, его очередь вам задавать вопрос.

Примерные вопросы:

Бывает или не бывает так, что…

- волк бродит по лесу.

- волк на дереве сидит

- в кастрюле чашка варится

- кошка по крыше гуляет

-лодка по небу плывет

- девочка рисует домик

- домик рисует девочку ит.п

Игры на развитие речи 

1) «Только об одном» (развитие мышления и развитие речи)

 Предложите ребенку выбрать одну любую игрушку. Правила: В этой игре можно говорить только об одном – о выбранной игрушке. Причем, говорит только тот, у кого игрушка в руках. Сказать нужно одно предложение, описывающее игрушку в целом или какие-то ее детали. После этого следует передать ее другому игроку. Тогда он скажет свое предложение об этом же предмете. Обратите внимание, что нельзя повторять уже сказанные ответы или делать отвлеченные высказывания. Так, фразы типа: «А я у бабушки видел похожую..» - будут караться штрафным баллом. А игрок, набравший три таких балла, будет считаться проигравшим. Сюда же начисляются баллы за повторение и ответ не в свою очередь.

Примечание: лучше ограничивать время этой игры. Если по истечении 10 минут никто из участников не набрал три штрафных балла, то все они считаются выигравшими. Постепенно эту игру можно усложнять, выбирая в качестве ее объекта не игрушку, а более простые предметы, у которых не так много признаков. Если в результате вы сможете достаточно долго описывать предметы типа карандаша, считайте, что в данной игре вы достигли определенных высот!

2) «Тема»

Игра пополняет словарный запас детей, учит их быстро думать, удерживая в памяти заданную тему и не отвлекаясь на случайные ассоциации. Играющие выбирают какую-то тему, например «Школа» или «Весна». После этого каждый участник должен называть слова, относящиеся к этой теме. Так, к теме «Школа» могут относиться: тетрадь, учитель, класс, дисциплина, знания. К теме «Весна» могут относиться слова: сезон, капель, ручьи, перелетные птицы и т.п., которые в комплексе создают картину, образ весны.

Выигрывает тот, кто назвал больше всего слов. Отслеживать их количество можно разными способами. Например, ставить галочку напротив имени каждого игрока, который назвал свое слово. Можно называть слова по очереди и тогда те, кто не может придумать слово, постепенно выходят из игры, оставляя победу тем, у кого словарный запас еще не истощен.

Примечание: То, какие слова дети называют в данной игре, очень наглядно отражает уровень их речевого и культурного развития, широту кругозора. Пробуйте задать ребенку тему типа «Искусство» или «Кинематограф» и посмотрите, как в его ответах тема будет раскрыта.

  3) Какой? Какая? Какое?

В этой игре речь пойдет о признаках предметов и явлений. Выберите любое слово (существительное). Теперь все игроки должны по очереди называть признаки, которыми может обладать этот предмет. Например, яблоко может быть кислым, красным, червивым, сушеным, наливным и т.д.

Выигрывает тот, кто назвал наибольшее число слов-признаков.

Примечание: Постепенно игру можно усложнять, выбирая в качестве описываемого слова названия явлений или научные понятия. Так, можно предложить игрокам слова типа «Гроза» (которая может быть страшной, весенней, неожиданной и т.п.) ил что-либо подобное (например «Буква» - строчная, прописная, гласная, согласная, нечитаемая и т.п.).

4) Что делает?

Игра, аналогичная предыдущей. Единственное отличие состоит в том, что в ней нужно подбирать глаголы, описывающие возможные действия выбранного предмета.

5) Раз словечко, два словечко – будет предложение.

Данная игра требует гибкости и умения формулировать свои мысли, строя предложения. Пусть каждый игрок задумает слово (если группа большая, участвовать могут 4-5 детей или, если участвуют все, можно попробовать составить не предложение, а целый рассказ). Назовите эти слова (можно брать любые части речи). Получившиеся слова – кирпичики, из которых вы сейчас будете строить предложение. Каждый игрок должен назвать хотя бы одно предложение, в котором каким-то логическим или фантастическим образом связаны все названные слова. Например, задумали слова 2тень», «старый», «кошка», «дерево».  Предложения могут быть такими: «Старая кошка испугалась своей тени и забралась от нее на дерево» или «В жаркий день кошка отдыхала в тени старого дерева» и т.п.

Примечание: Такое игровое упражнение развивает речь, способствует гибкости мышления и развитию фантазии.

6) Назови предметы в ряду одним словом (или словосочетанием).

Ряды:

- груша, яблоко, вишня, лимон (фрукты)

- автобус, машина, самолет, теплоход, поезд (транспорт)

- ручка, тетрадь, портфель, букварь (школьные принадлежности)

- иголка, нитка, пуговица, наперсток (принадлежности для шитья)

- роза, тюльпан, ромашка, одуванчик, пион (цветы)

- краски, кисти, палитра, холст (принадлежности для рисования)

- повар, пекарь, кондуктор, швея, машинист (профессии)

- корова, лошадь, кошка, собака, свинья (домашние животные)

- осьминог, медуза, моллюск (морские животные)

- красный, серый, синий, зеленый, желтый (цвета)

- ботинки, сапоги, кроссовки, тапки (обувь)

- блузка, юбка, брюки, пальто, шарф (одежда)

- круг, квадрат, прямоугольник, треугольник (геометрические фигуры)

- а, б, в, г, д, е (буквы / алфавит)

- 17, 19, 25, 4, 71 (числа)

- ковш, кастрюля, сковорода, чайник (посуда)

- футбол, баскетбол, теннис, хоккей (виды спорта)

- север, юг, запад, восток (стороны света)

- диван, кровать, стол, стул (мебель)

И т.п.

7) Конкретизация (кто больше назовет признаков?)

Какие бывают?

- игрушки

- одежда

-обувь

-птицы

-рыбы

деревья

8) Назови одним словом (высший уровень обобщения)

1. птицы, рыбы, звери (животные)

2. деревья, травы, кустарники (растения)

3. мебель, посуда, одежда (предметы быта)

4. часы, весы, градусник (приборы для измерения)

5. пожары, болезни, ураган (катастрофы)

9) Про что сочиним?

Предложите ребенку сочинять сказки, каждый свою. Договоритесь о теме. Например, придумывать сказки про зайчиков. Затем вместе обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке: он может жить в лесу и дружить со зверями, может быть игрушкой, которую подарили мальчику, может выступать в сказке как трусишка и как храбрец. А можно придумать сказку про то, как трудно заметить на белом снегу зайца зимой.  И вы, и ребенок говорите друг другу про что будет ваша сказка. Через 2-3 минуты каждый рассказывает свою сказку. Сказки обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная история.

Важно предварительно объяснить детям, что один и тот же персонаж может быть показан в сказке с разных сторон.

10) Любопытный

Дети образуют круг. Водящий («Любопытный») называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем обращается к какому-либо игроку и задает вопросы типа: «Кто? Какой? Что делает? Когда? Зачем?» и.т.п. Задача играющих – отвечать как можно скорее. Например, первая буква «Р». Возможные ответы: рак, розовый, рисует, ранним утром, радовать окружающих. Если ребенок затрудняется с ответом, ведущий обращается к другому участнику. За быстрый ответ игрок награждается фишкой..

11) Кто скажет больше?

Детям предлагается составить длинное предложение сначала из 4-х, потом из 5-тти и более слов. Выигрывает тот, у которого в предложении окажется больше всего слов.

Игры на развитие воображения

 1) Дорисуй

Нарисовать на листе бумаги 6 одинаковых квадратов и предложить детям дорисовать к каждому из них какие-то детали так, чтобы получились разные предметы. Оценивается разнообразие выбранных сюжетов для картин: чем более они разнообразны, нет повторений, использованы различные темы, тем большую оценку ребенок получает.

2) Собирание разрезных картинок, различных пазлов.

Можно организовать задание как индивидуальное, так и парное, групповое. Можно предложить детям соревнование: собирать приблизительно одинаковые по сложности пазлы (новые, никому еще не знакомые), кто быстрее закончит, у кого будет меньше ошибок, тот получает фишку в награду.

3) Выкладывание из геометрических фигур

Предложите детям выложить из разных фигур какое-либо изображение. По окончании выкладывания поинтересуйтесь, у кого что получилось. За самую сложную составленную фигуру можно присудить какой-то приз.

4) Собирание мозаики

Создание мозаичных панно по готовым схемам или создание панно по своему собственному замыслу(во втором случае также развивается воображение).

Игры на развитие памяти

1) Пары картинок

Соберите 7-8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса,  а изображение дома – рядом с изображением окна. Возможны любые взаимосвязи предметов. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все картинки и постараться запомнить как можно больше из правого ряда. Через 1-2 мин уберите картинки из правого ряда, оставив лишь левый ряд. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Игру можно со временем усложнить, рассматривая большее количество пар картинок и отдаляя связи между ними. Посоревнуйтесь, кто больше вспомнит?

2) Пары слов

Вариант игры «Пара картинок». Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя их в парах с другими словами. Попросите ребенка запомнить второе слово из каждого ряда, потом первое.

3) Кто больше?

Разложите на столе различные мелкие предметы.Пусть дети на них посмотрят и постараются запомнить, что было на столе. Через 2-3 мин накройте предметы на столе платком или поставьте ширму. Кто больше назовет предметов? В эту игру можно играть и вдвоем с ребенком, меняясь с ним ролями

4) Говорящие рисунки

Взрослый рассказывает, что давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории и события, которые надо было запомнить и сохранить для других поколений, они рисовали. Такой вид записи называется рисуночным письмом – пиктографией, им пользовались в древних странах – Египте, Японии, Ассирии, Китае. Затем взрослый предлагает поиграть в нарисованные истории. Выбирают знакомую сказку. Дети отражают ее понимание в рисунках и схемах (для этого сказка разбивается на фрагменты им каждый рисует только один из них. Например: Сказка «Колобок» - выпекание колобка, его встречи с различными персонажами сказки – волком, петухом, лисой, окончание сказки). Взрослый помогает в выборе символических изображений (домика, леса, человечков и т.д.). Затем играющие меняются ролями: одни рисуют, другие «читают» истории и рассказывают содержание.

Игры на развитие восприятия

 1) Найди, кто где спрятался?

Для этого задания необходимо иметь картинку со множеством «зашумленных» изображений (наложенных друг на друга). Кто из играющих больше предметов найдет, тот и выиграл.

2) Собирание разрезных картинок, различных пазлов.

Можно организовать задание как индивидуальное, так и парное, групповое. Можно предложить детям соревнование: собирать приблизительно одинаковые по сложности пазлы (новые, никому еще не знакомые), кто быстрее закончит, у кого будет меньше ошибок, тот получает фишку в награду.

3) Лабиринт

Для этого задания необходимо иметь картинку с изображением лабиринта. Кто из участников пойдет правильным путем? Каждый выбирает себе по дорожке (играют 2-3 человека в зависимости от количества дорожек), кто выбрал правильную, тот и победил.

Задания на развитие моторики

 1)Нанизывание бус

У каждого ребенка перед собой нитка и крупные бусины. По команде бусы нанизываются на нитку. Выигрывает тот, кто закончит первым.

2) Шнурование ботинка

Необходим игрушечный ботинок. Кто быстрее и аккуратнее без пропусков зашнурует, тот и победил.

3) Рисование по точкам

Обведение точек контура изображенных фигур. Выигрывает тот, кто аккуратнее обводит

4) Вариант рисования по точкам – рисование внутри лабиринта по той дорожке, которая выбрана ребенком для движения вглубь лабиринта.

5) Перебирание крупы

По 2 вида крупы у каждого игрока (например, рис и гречка). Крупы ссыпаны в одну емкость, их требуется перебрать и разложить по 2м пустым емкостям. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок перебрал крупу.

6) Собирание мозаики

Создание мозаичных панно по готовым схемам или создание панно по своему собственному замыслу(во втором случае также развивается воображение).

Рекомендации по формированию развитие учебной мотивации

1) Формировать положительный образ школы: рассказывать о том, как в школе интересно, как много нового дети узнают.

2) Школа – для тех, кто уже считает себя большим. Говорить детям о том, как много значит – ходить в школу. Ребенок, который пошел в школу – «большой», взрослый, самостоятельный, много знает и много умеет, ему есть, чему научить других

3) Давать ребенку возможность быть более самостоятельным: можно давать мелкие поручения. Советоваться с ребенком в бытовых ситуациях, например, советоваться, что приготовить на обед, при этом обсуждать, какие продукты в доме имеются и что из них можно приготовить. Прислушиваться к мнению ребенка, считаться с его мнением.

3) Создавать у каждого ребенка образ «успешного Я»: Давать возможность на занятиях проявить себя, если возникают трудности – поддерживать вместе со всеми ребятами, помогать при выполнении сложных заданий.

Задания на развитие общей осведомленности

В рамках диагностики использована методика Е.И. Рогова «Ориентировка в окружающем», которая включала в себя перечень вопросов. Цель: выявить представление ребенка о себе, о своей семье и об окружающем мире.

Подготовка к исследованию: серия вопросов.

Проведение исследования: каждому ребенку индивидуально задаются следующие вопросы:

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Каких ты знаешь домашних животных? (назвать 5 видов)
  6. Каких ты знаешь диких животных? (назвать 5 видов)
  7. От каких животных мы получаем молоко? (корова, коза, лошадь)
  8. Сколько пальцев на левой руке? На правой? На обеих?
  9. Какой сегодня день недели?
  10. Какой сейчас идет месяц?
  11. Какое время мы наблюдаем сегодня в природе?
  12. Что остается на земле после дождя?
  13. Чем отличается день от ночи?
  14. Сколько дней в неделе?
  15. Сколько часов в сутках?
  16. Где живут американцы, французы, испанцы?
  17. Какой пассажирский транспорт ты знаешь? (назвать 5 видов)
  18. Чем похожи самолет и птица?
  19. Чем они отличаются друг от друга?
  20. Где садится солнце, где восходит?
  21. Зачем человеку компас?
  22. Для чего люди клеят марку на конверт, перед тем как отправить его по почте? (или: «Почему без марки письмо не дойдет до адресата?») (Это вид почтовой услуги).
  23. Что больше море или океан?
  24. Кто меньше лев или бегемот?

Обработка данных: Исходя из 24 вопросов (за каждый правильный ответ – 1 балл).

По сумме баллов нами выделены следующие критерии:

Высокий уровень – 21 - 24   балла;

Средний уровень – 17 – 20 баллов;

Низкий уровень – 16 и менее баллов.

Самыми сложными вопросами для большинства детей были вопросы под №: 18 и 19. Основная сложность заключается в поиске общего сходного признака между двумя различными предметами или поиск отличия. Большинство детей из обеих подготовительных групп если и находили этот общий признак, то обобщение стороилось по конкретно-ситуативному признаку («у самолета и птицы есть глаза», в то время, как по сравнению с этим обобщением если бы общим признаком было названо ото, что оба они могут летать, а отличие в том, что птица – это птица, а самолет – транспортное средство – такого рода обобщение было бы более качественным).  Также сложными оказались вопросы  под № 7,9,10,11,12,13,14,15,20,21,22 иногда отмечались сложности с классификациями (вопросы 5 и 6).

Заданий на классификацию, сравнение и обобщение достаточно представлено в коррекционных целях в разделе «Задания на развитие логического мышления». Что касается остальных заданий, то условие успешного их выполнения – более подробное знакомство ребенка с окружающим миром, чтобы его не ставили в тупик такие вопросы, как под номерами 7,10, 13, 14, 15, 20, 21.

 К заданиям на развитие общей осведомленности можно отнести, например, такие.

1) Назови предметы в ряду одним словом (или словосочетанием).

Ряды:

- груша, яблоко, вишня, лимон (фрукты)

- автобус, машина, самолет, теплоход, поезд (транспорт)

- ручка, тетрадь, портфель, букварь (школьные принадлежности)

- иголка, нитка, пуговица, наперсток (принадлежности для шитья)

- роза, тюльпан, ромашка, одуванчик, пион (цветы)

- краски, кисти, палитра, холст (принадлежности для рисования)

- повар, пекарь, кондуктор, швея, машинист (профессии)

- корова, лошадь, кошка, собака, свинья (домашние животные)

- осьминог, медуза, моллюск (морские животные)

- красный, серый, синий, зеленый, желтый (цвета)

- ботинки, сапоги, кроссовки, тапки (обувь)

- блузка, юбка, брюки, пальто, шарф (одежда)

- круг, квадрат, прямоугольник, треугольник (геометрические фигуры)

- а, б, в, г, д, е (буквы / алфавит)

- 17, 19, 25, 4, 71 (числа)

- ковш, кастрюля, сковорода, чайник (посуда)

- футбол, баскетбол, теннис, хоккей (виды спорта)

- север, юг, запад, восток (стороны света)

- диван, кровать, стол, стул (мебель)

И т.п.

2) Конкретизация (кто больше назовет признаков?)

Какие бывают?

- игрушки

- одежда

-обувь

-птицы

-рыбы

деревья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект народного праздника с коррекционными играми и упражнениями в подготовительной группе Тема : «Осенины. Встреча Осени и Зимы»

Конспект народного праздника с коррекционными играми и упражнениями по теме «Осенины».Программное содержание: Образовательные задачи:Закрепить знания детей об осени как о времени года, расш...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»

Данная картотека может использоваться педагогами при работе с детьми подготовительной группы в обучении грамоте...

Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»

Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Дид. игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить со...

Картотека дидактических игр и упражнении в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»

Игры и упражнения составлены для работы по "Подготовке к обучению грамоте" с детьми старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Дыхательные упражнения для подготовительной группы

упражнения для старших дошкольников и детей подготовительной группы...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты"

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты"...