Если у вас... или рекомендации для взрослых
материал по теме

Прокофьева Лия Вячеславовна

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_u_vas.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Если у вас…

или рекомендации для взрослых

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому –

Родители – пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела в свои в ответе.

И за слова легко толкнуть

Детей на нехороший путь!

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом!

В. Бранд


Если у вас мальчик. Если у вас девочка

! Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

! Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

! Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

! Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина  - девочек), ей мало пригодится свой собственный детский опыт и сравнивать себя с ними – неверно и бесполезно.

! Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

! Старайтесь, давая задания мальчикам, как при обучении, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

! С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно так же как мама, решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

! Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

! Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

! Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, объясните ей, в чем ее ошибка.

! Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

! Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Если у вас левша

! Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.

! Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

! Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы.

! Не переусердствуйте с соблюдением режима – для левши жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.

! Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

! Не старайтесь сделать левшу, таким как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, неповторимость, непохожесть на других – это его достоинство.

Если вашему ребенку пора в школу

! Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.

! Не думайте, что конкурсный отбор в школу – возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых «удобных» для учителя, а может, и этого не получится.

! Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим, вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна. Ребенок не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

! Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с ассиметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему несвойственно.

! Помните, что кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо «крючком» и параллельно строчке, которые являются естественными и нормальными для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.

! Проведите «ревизию» ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем же связаны его трудности: с плохим фонетическим слухом («фонема» - звук), низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.

! Постарайтесь не разрушать так называемую «врожденную грамотность», если ее основы от природы заложены в ребенке.

! Пытаясь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины именно его неграмотности, анализируйте его ошибки, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

! Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться. Да и просто радость жизни и радость познания.

Если у вас трудности в общении со своим ребенком

! Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.

! Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает меньше вас. Придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если он тогда повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

! Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

! Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

! Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

! При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

! Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда найдется кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.

! Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что е сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он.

! Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

! Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.

! Признавайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

! Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.

! Бойтесь появления у ребенка опыта «выученной беспомощности». Предоставляйте ему больше самостоятельности, не делайте за него то, что он может сделать сам.

! Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

Памятка родителям от ребенка

! Не балуйте меня, вы меня этим портите. Совсем необязательно предоставлять мне все, что я прошу, я просто испытываю вас.

! Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

! Не требуйте от меня немедленных разъяснений зачем я сделал то или иное. Я иногда сам не знаю, почему поступил так или иначе.

! Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить – это поколебит мою веру в вас и ваш авторитет.

! Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорно пытаться во всех случаях оставлять последнее слово за собой.

! Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы все-таки будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

! Если вы говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я начинаю думать, что нахожусь на рынке. Но тогда я буду с вами торговаться и, поверьте, останусь с прибылью.

! Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.

! Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Если вы доверяете мне – я буду доверять вам.

! Не беспокойтесь о том, что мы иногда проводим вместе слишком мало времени. Для меня важно то, как мы его проводим.

Искусство играть

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок умел и любил играть. И не просил без конца одно и то же, а играл бы в са мые разнообразные игры. А как мы расстраиваемся, когда наш малыш, имея кучу игрушек, не хочет или не умеет иг рать с ними.

Детям нужны родители. Играйте с ребенком! Благода ря вам он научится играть с игрушками, во всякие умные и серьезные игры. Если вы играете с ребенком, он знает, что «играть интересно», что «маме (папе) со мной интересно», и соответственно повышается его самооценка и развивает ся любовь к игре. И потом, игра — это отличный способ хо рошо узнать своего ребенка, раскрыть его интересы.

Самый главный принцип в играх с ребенком: играю щий с ним должен играть с удовольствием. Когда ре бенок видит, что родитель играет с ним неохотно, он ду мает, что «игра это не так интересно, раз мама (папа) так это не любит» или еще хуже: «наверно, со мной играть неинтересно». Это совсем не то, что нам хотелось бы.

Второй принцип: не надо быть занудой. Если ребенок построит нечто и говорит, что это вертолет, а этот вер толет не очень похож на вертолет в вашем понимании, не поправляйте его, не говорите, что он не похож, что надо добавить еще какую-то деталь. Просто сами по стройте вертолет таким, как вы его себе представляете, и восхищенно говорите, что теперь у вас два вертолета. И ребенка не обидите, и дадите ему правильное пред ставление о том, как выглядит вертолет. Если ребенок что-то делает неправильно, никогда не го ворите «не так надо, а надо так», а попробуйте напра вить его действия наиболее ненавязчивым способом. А еще не надо спрашивать без конца у ребенка: а это ка кого цвета, а сколько здесь карандашей — если он явно не хочет на это отвечать, хотя еще вчера вам все это го ворил. В таком случае лучше сделать вид, что вы сами с собой разговариваете: «Наденем мишке желтые шта нишки». Только когда он сам захочет отвечать, можете его расспросить обо всем на свете. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы пе реоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через некоторое время начните с более легких зада ний. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать зада ния с учетом своих возможностей. Не торопите его. Когда появляется новая игра, а он хочет в нее поиграть не так, как там написано, позвольте ему поиграть по-своему.

Третий принцип: фантазируйте. Если чувствуете, что ребенок теряет к чему-то интерес, лучше попробовать не много этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую. Например, вы вместе играете в машинки и гаражи, а ребенок потерял интерес. А вы на подмогу: «Едет красная машинка и плачет — где же мой домик, где же мой домик». Ребенок тут же живо заинте ресуется, поставит в гараж не только машинки, но и рас ставит все остальные игрушки на места.

Четвертый принцип: учите ребенка фантазировать.

Даже из простых кубиков можно сделать теплоход, во образить, будто это продукты для похода на Северный полюс или дрова для пикника в лесу. И рисование тоже повод научить ребенка фантазиро вать: ребенок малюет желтым цветом. Он сам не знает, что рисует, а вы ему: «Ой, какой большой апельсин. Всем твоим друзьям хватит». В следующий раз синие мазки станут дождем или снегопадом и т. д. И ребенку нравится сознавать, что он не просто малюет, а действи тельно у него что-то реальное получается.

Пятый принцип: хвалите ребенка, когда он этого за служил. Ребенку очень радостно сознавать, что то, что он делает, нравится маме и папе.

Шестой принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ре бенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т. д.

Седьмой принцип: дайте ребенку то, что его интересует больше всего. Есть дети, у которых есть «мания». Ну, например, ребенок хочет играть только в машинки или только в куклы. Хорошо, включите фантазию. На машине можно «съездить» в Бразилию. С куклой мож но «сходить» в зоопарк. Пусть в играх фигурирует его «мания», пусть он узнает о ней как можно больше.

Восьмой принцип: игрушки надо аккуратно хранить.

Если кубики разбросаны, куклы сломаны, среди игрушек валяются колготки, носки и прочее, то ребенок, заглянув в свой шкаф, точно не захочет играть, а если и вытащит этот хлам — покопается в нем, ничего толкового из него не извлечет и снова запихнет обратно. Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно, и хоро шее отношение к вещам начинается с хорошего отноше ния к игрушкам. Лучше потратить время и вместе с ре бенком в форме игры навести порядок в комнате.

Девятый принцип: почаще проводите «ревизию» — нужно убирать сломанные игрушки и убирать игры, из которых ребенок уже «вырос».

Десятый принцип: разнообразие игр. Конечно, у ребен ка должны быть игры, которые развивают его как можно шире: и музыка, и искусство, и математика, и язык, и гео графия... Объясняйте ребенку как можно больше поня тий. Сами подумайте, какие способности вы хотели бы у него развить. Однако надо учитывать возрастные осо бенности ребенка. Не стоит вешать географическую кар ту, если вашему ребенку страшно интересно отлепить ее от стены. И не навязывайте то, что ему не нравится. Раз нообразие игр, умение с ними оперировать — это залог успешного и разностороннего развития вашего ребенка.

Самостоятельная игра... Не торопитесь и не переживай те, если ваш малыш не очень любит играть самостоятель но. Во-первых, он просто хочет быть с вами. Во-вторых, играть одному подчас не очень-то интересно. Но ребенок, которого вообще научили играть, обязательно научится играть и самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Если доброта живёт на свете, радуются взрослые и дети"

Развивать умение дошкольников проявлять длброту к окружающим людям....

"Если ваш ребенок гиперактивен" рекомендации для родителей

Часто родственники детей с повышенной активностью испытывают множество трудностей в процессе воспитательных действий.Эти рекомендации помогут родителям грамотно справиться с проблемой воспитания гипер...

Если Ваш ребёнок дерётся (рекомендации родителям)

В статье представлены рекомендации для родителей и педагогов....

рекомендации для взрослых по охране и развитию детского голоса

Рекомендации для родителей и педагогов ДОУ...

Если ребенок не говорит? (рекомендации родителям)

Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую р...

Что делать, если у ребенка энурез: рекомендации родителям

В консультации представлена информация по вопросу энуреза у детей дошкольного возраста, предложены рекомендации для родителей и педагогов по работе с детьми, имеющими данную проблему...

Консультация. Рекомендации для взрослых по антитеррору. (28.02)

Консультация содержит общие и частные рекомендации по антитеррору....