Почему дети лгут
презентация по теме

Кулаткова Татьяна Юрьевна

Рекомендации родителям по проблеме предотвращения детской лжи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_deti_lgut_izm.doc68 КБ
Файл pochemu_deti_lgut.ppsx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Педагог – психолог Кулаткова Т. Ю.

Семейный клуб для родителей в детском саду

Тема:  «Невинные фантазии или?»

Цель: познакомить родителей с источниками проявления детской лжи и выявить основные причины детской лжи.

Задачи:

-предоставить родителям возможность познакомиться с информацией по проблеме детской лжи.

-найти способы выявления детской лжи.

-найти причины предотвращения обмана.

Оборудование: памятки                        

I Приветствие

II Презентация «Почему дети лгут?» 

Обман возникает после 3,5-4 лет, так как до этого возраста внутренняя речь детей еще недостаточно развита. Они не умеют говорить «про себя», потому и рассказывают все, что придет в голову. С развитием внутренней речи постепенно появляется и «внутренняя цензура», т.е. умение «прикинуть», что стоит говорить, а что нет. Дети интуитивно начинают искать способы обхода различных неприятных ситуаций вроде выговоров и наказаний. К этому времени ребенок уже успел сформировать отношение к дилемме «ложь – правда». А выводы свои он делает за нами, родителями и другими близкими людьми. От того, насколько искренне складываются отношения со взрослыми, будет зависеть, насколько правдив он будет.

Отличить фантазию малыша от лжи бывает довольно сложно. В чем же разница?

Ложь – это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды. Фантазия – свободный полет воображения, абсолютно безвредный.

Итак, чтобы солгать, надо как минимум уметь прогнозировать последствия своих поступков и обладать развитой речью. Часто ложь – это способ самообороны. Малыши стремятся защититься от родителей, сверстников, личных проблем и пользуются для этого оружием, подсмотренным у нас, взрослых.

Что же является основной движущей силой в желании ребенка обманывать? Страх потерять любовь близких, их расположение, страх быть наказанным, униженным.

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку, себе, ситуации в семье в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не превышают ли родительские запросы реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха». Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.

Если этого не делать, существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся, станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.

Памятка

Рекомендации родителям «Что делать, если у ребенка есть чувство страха?»

  1. В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.
  2. В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду, соблюдать режим, находить время для общения с ним.
  3. Если у ребенка появляются страхи, то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т.п.
  4. Если ребенок испытывает страхи, необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.
  5. Полезно читать книжки или сочинять истории, в которых говорится о том, как герои преодолевают трудности и спасаются от опасностей.
  6. Для позитивного самоощущения ребенка, особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощания», который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т.п.
  7. Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда можешь позвать меня».
  8. Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за испытываемый им страх.
  9. В домашних условиях необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок, в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия.
  10. Важно предусмотреть совместный отдых, способствующий налаживанию эмоционального контакта с ребенком, проявлять заботу и ласку.
  11. Если у ребенка что-то не получается, не следует ругать его. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности.
  12. В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.

III Работа в группах «Есть вопрос!»

Задание : сформулируйте коллективный ответ на следующие вопросы:

  1. Что приводит детей к тому, что они начинают лгать?
  2. В чем заключаются причины детской лжи?
  3. Как вы думаете, кто учит ребенка лгать?
  4. Как предотвратить обман?

Вопрос № 1 . Что приводит детей к тому, что они начинают лгать?

   Ответ: Это значит, что у ребенка живой, любознательный ум. И необходимо эту замечательную способность развивать и поощрять, можно и пофантазировать вместе с ребенком. Общение с ребенком поможет лучше понять его желания фантазировать, приблизить нас к ребенку. Для ребенка границы между правдой и ложью не столь явные. Он настолько же верит в свой вымысел, насколько и осознает, что говорит неправду. Порой маленькие дети при помощи лжи «лакируют» действительность, силой фантазии восполняя то, чего им недостает в реальности. Так у ребенка может появиться невидимый для взрослых друг, который везде его сопровождает. Ребенок с легкостью выходит за границы реальности, создавая себе друга, с которым можно играть, о котором можно заботиться, с которым можно разделить ответственность за поступки, вызывающие недовольство у родителей. Фантазирование для ребенка - это и способ взаимодействия с реальностью, и возможность защищаться от нее. Взрослея, дети начинают использовать ложь более сознательно и уже испытывают неловкость и стыд, обманывая нас. Тем не менее, они не прекращают рассказывать всякие небылицы, иногда чтобы сделать нам приятное, а порой - не желая огорчать нас. Если ребенок начал лгать, он будет стоять на своем и без малейших колебаний отрицать очевидное. Особенно если пытается избежать выговора или наказания. В некоторых случаях ребенок прибегает ко лжи, чтобы скрыть реальные факты, которых он стыдится или которые для него слишком болезненные. Это может быть какое-то неблагополучие в семье: шаткое финансовое положение, отсутствие одного из родителей, их алкоголизм.

  Вопрос № 2 . В чем заключаются причины детской лжи?

  Ответ: Сталкиваясь с детским обманом, родителям стоит иметь в виду, что далеко не всегда то, что выглядит как осознанная «ложь», является ею на самом деле. Ложью, слова ребенка становятся тогда, когда малыш имеет цель получить от этого какую-то выгоду. Но гораздо чаще ребенок может привирать совершенно «бескорыстно». Почему так происходит? Ребенок, таким образом, может просто реализовывать свою склонность к фантазированию. Ребенок с хорошо развитым воображением естественным образом оказывается склонен ко лжи.

Среди причин детской лжи можно выделить:

  1. Недоверие ребенка к взрослым. Ребенок лжет, потому что боится, что его накажут за проступок. Этот страх не появляется в душе ребенка беспричинно - в нем виноваты мы, взрослые.
  2. Вторая причина детской лжи - это желание самоутвердиться. Это болезненное желание порой тоже развивается в ребенке из-за антипедагогических отношений к нему взрослых. Это приукрашивание своих черт характера, своих близких, это желание выдавать желаемое за действительное.

•        Третья причина детской лжи - это откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы.

 Если ребенок 7 лет продолжает хронически лгать, то это может свидетельствовать о каких-то внутренних его проблемах, и может быть, ему даже понадобиться помощь детского психолога.

Кроме этого, причины детской лжи могут быть следующими :

  1. Ребенок хочет избежать наказания;
  2. Хочет привлечь к себе внимание;
  3. У него есть проблемы, требующие решения;
  4. Избегает стрессовых ситуаций;
  5. Берет пример с окружающих его взрослых и детей.

Иногда дети лгут потому, что их собственный опыт уже позволили  им усвоить, что ложь выгодна.

Вопрос № 3 . Как вы думаете, кто учит ребенка лгать?

  Ответ: После третьего года у ребенка начинается период бурного развития речи и воображения. Речь стимулирует развитие логического мышления ребенка ( с трехлеткой намного легче договориться, чем с двухлеткой), а воображение позволяет отвлечься от окружающей реальности и мысленно представить то, что нельзя потрогать, увидеть или услышать. Трехлетний ребенок может в игре заменить кубиком пирожок, готовя кукле обед, но ни за что не будет, есть его на самом деле. Умение фантазировать служит ребенку, как для игры, так и для защиты от угрозы. Мы сами иногда учим детей подменять реальные события выдуманными: малышу так хочется поиграть с дорогими часами отца, и мама, не долго думая, «обманывает» кроху - надевает на детскую ручку колечко от пирамидки, громко восхищаясь новыми «часиками». Не всегда такой компромисс помогает. Настойчивое желание заполучить часы остается, а раз нельзя, воображение помогает обойти запрет. Потребность «слегка приврать» далеко не всегда беспричинна, просто причина не всегда лежит на поверхности. Чаще всего люди - как взрослые, так и дети - стремятся привлечь интерес к своей персоне, что легче всего сделать при помощи вымышленных достоинств. Для родителей такого рода сочинительство должно служить сигнальной лампочкой: возможно, ребенок страдает от низкой самооценки, недоволен своим местом в семье или в детском коллективе. Понаблюдайте за выдумщиком, и вы поймете, идет ли речь о психологическом дискомфорте ребенка, или он просто стремится поразить ваше воображение и вызвать восхищение слушателей.

  Вопрос № 4. Как предотвратить обман?

 Ответ: Практически все дети время от времени обманывают, и задача родителей - по возможности предотвратить будущий обман и удержать ребенка от этой вредной привычки. Бороться с детской ложью довольно трудно. Обычно первой реакцией родителей бывает -наказать ребенка. Но наказание не всегда приносит желаемые результаты, поскольку ребенок может решить, что в следующий раз ему просто следует соврать получше. Кроме того, ваша реакция на обман должна по возможности соответствовать возрасту ребенка. Если на ложь ребенка младше 6 лет можно не реагировать чересчур строго, и даже свести ситуацию к шутке, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно и следует серьезно обсудить с ребенком, что толкнуло его на обман, и какие возможные последствия это может иметь. Важно, чтобы ребенок понял, что обманывать плохо, и что обман всегда разоблачается, что «все тайное становится явным».

  1. Немедленно дайте ребенку понять, что вы отлично понимаете, что он говорит  неправду;
  2. Избегайте чрезмерно эмоциональной реакции на обман и физических наказаний;
  3. Подавайте хороший пример. Хорошенько приглядитесь к себе. Обманываете ли вы сами время от времени? Как бы то ни было, старайтесь никогда не лгать в присутствии ребенка, иначе отучить его от этого будет очень трудно;
  4. Дайте ему понять, что победа - не главное. Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что поступать честно и проиграть - более благородно, чем преуспеть с помощью обмана; Снизьте ваши требования к ребенку. Большинство детей, склонных к обману, руководствуются в своей лжи желанием соответствовать ожиданиям родителей. Дайте ребенку понять, что вы будете его любить и гордиться им, несмотря ни на что. Объясните ребенку, что вы огорчились бы меньше, если он сказал правду вместо лжи;
  5. Научите его справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману - признание и исправление своих ошибок;
  6. Научите его проводить грань между воображаемым и действительностью;
  7. Не стоит давить на ребенка, уличая его в обмане;
  8. Покажите ребенку, что вы понимаете, какие чувства и желания скрываются за его ложью;
  9. Постарайтесь избегать резких суждений вроде «Не морочь мне голову! Ты совсем заврался».

  Когда вы перестанете задавать вопросы, количество случаев обмана, скорее всего, резко сократится. С отдельными прецедентами вы все же можете еще столкнуться, поскольку ребенок пока не понял, что вы уже перестали бороться с ложью. Когда ребенок, тем не менее, продолжает обманывать вас, убедитесь, что, услышав неправду, вы не концентрируете отрицательное внимание на нем, ведете себя иначе. Любая реакция, выражающая беспокойство или гнев, будет подпитывать привычку лгать, так что вместо этого проделайте примерно следующее: произнесите просто «гм» и уйдите, чтобы заняться своим любимым делом; ведите себя так, как будто слушаете не своего, а соседского ребенка, рассказывающего вам что-то во время дружелюбной беседы, в ходе которой, даже если вы и думаете про себя, что ребенок говорит неправду, нет никакой нужды выяснять это, и вы можете быть просто вежливым.

IV Обсуждение памятки «Рекомендации родителям по проблеме предотвращения детской лжи»

Лучший детектор лжи - материнское сердце. Но существует также несколько признаков, которые могут свидетельствовать, что при разговоре с вами ваш ребенок говорит не правду:

  1. Ребенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ;
  2. У него меняется выражение лица, или появляются не произвольные жесты, например, почесывание носа или брови;
  3. Поскольку ребенок сознает, что поступает неправильно, то может говорить неправду более тихим голосом, или у него меняется тон или темп речи;
  1. Ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней;
  1. Если ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.

      Памятка

Рекомендации родителям «Что делать, если ребенок обманывает?»

  1. Необходимо понять возможную причину лжи и проанализировать ее (ребенок соврал безвинно или преднамеренно).
  2. В ситуации, когда ребенок все-таки сознался во лжи, ни в коем случае не надо наказывать его, лучше поддержать, чтобы он поверил в собственные силы: если смог сознаться, что сказал неправду – значит, еще не все потеряно.
  3. Если видите, что ребенок не хочет сознаваться, не нужно заставлять его это делать, лучше рассказать сказку или придумать историю о том, К чему приводит ложь и сколько она может доставить неприятностей.
  4. Во время разговора с ребенком не надо спрашивать у него, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию необходимости обмана.
  5. Если вы знаете, что ребенок в данный момент лжет, можно сказать: «Ты рассказал очень интересную занимательную историю», - давая ему понять, что отличаете ложь от правды.
  6. Учитывая то, что детям дошкольного возраста свойственно подражать окружающим, старайтесь быть честными сами, следите за своей речью.
  7. Желательно делать все, что зависит от взрослых, чтобы ребенок постоянно чувствовал и ощущал родительскую любовь к нему.
  8. Во взаимоотношениях с ребенком родителям, особенно маме, необходимо как можно чаще использовать телесный контакт.

V  Итог

Лист отзывов

Цель – оставленные здесь замечания и пожелания помогут психологу построить и организовать следующую встречу.

Что полезного было для Вас на нашем собрании?

О каких детских проблемах Вы хотели бы поговорить на следующих встречах?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему дети лгут?

Слайд 2

Фантазия – свободный полет воображения, абсолютно безвредный. Отличить фантазию малыша от лжи бывает довольно сложно. В чем же разница? Ложь – это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды.

Слайд 3

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, которые отражаются на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления и выделении желудочного сока. Страх – это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека.

Слайд 4

Наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания); Тревожность в общении с ребенком; Чрезмерное оберегание от опасности; Большое количество запретов; Причины возникновения возрастных страхов:

Слайд 5

Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей; Конфликтные ситуации в семье и т.д. Многочисленные нереализуемые запреты взрослых; Психологическая травма: испуг, шок;

Слайд 6

Врожденные страхи могут возникать по разным причинам: Как следствие событий, реально происшедших с ребенком. Например, он боится заходить в лифт, потому что раньше в нем застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса; В результате запугивания родителями, которые говорят ребенку, что отдадут его чужим тете, дяде, если он будет плохо себя вести; В случае, если родители предъявляют ребенку чрезмерные требования;

Слайд 7

По наследству от тревожных родителей, которые часто ведут беседы о болезнях, несчастьях и которые склонны чрезмерно опекать ребенка, так как сами всего боятся; Из-за неподходящей по возрасту информации. Ее ребенок может получить из фильмов, книг, телепрограмм или непосредственно из жизни, например, став свидетелем драки, пожара.

Слайд 8

Рекомендации родителям: «Что делать, если у ребенка есть чувство страха?» В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи. В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду, соблюдать режим, находить время для общения с ним. Если у ребенка появляются страхи, то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т.п.

Слайд 9

Если ребенок испытывает страхи, необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту. Полезно читать книжки или сочинять истории, в которых говорится о том, как герои преодолевают трудности и спасаются от опасностей. Для позитивного самоощущения ребенка, особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощания», который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т.п.

Слайд 10

Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами:»Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда можешь позвать меня». Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за испытываемый им страх. В домашних условиях необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок, в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия.

Слайд 11

Важно предусмотреть совместный отдых, способствующий налаживанию эмоционального контакта с ребенком, проявлять заботу и ласку. Если у ребенка что-то не получается, не следует ругать его. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности. В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.

Слайд 12

«Что делать, если ребенок обманывает?» Необходимо понять возможную причину лжи и проанализировать ее (ребенок соврал безвинно или преднамеренно). В ситуации, когда ребенок все-таки сознался во лжи, ни в коем случае не надо наказывать его, лучше поддержать, чтобы он поверил в собственные силы: если смог сознаться, что сказал неправду – значит, еще не все потеряно. Если видите, что ребенок не хочет сознаваться, не нужно заставлять его это делать, лучше рассказать сказку или придумать историю о том, К чему приводит ложь и сколько она может доставить неприятностей. Во время разговора с ребенком не надо спрашивать у него, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию необходимости обмана. Если вы знаете, что ребенок в данный момент лжет, можно сказать: «Ты рассказал очень интересную занимательную историю», - давая ему понять, что отличаете ложь от правды. Учитывая то, что детям дошкольного возраста свойственно подражать окружающим, старайтесь быть честными сами, следите за своей речью. Желательно делать все, что зависит от взрослых, чтобы ребенок постоянно чувствовал и ощущал родительскую любовь к нему. Во взаимоотношениях с ребенком родителям, особенно маме, необходимо как можно чаще использовать телесный контакт.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ

►Почему дети лгут? Считается, что дети до трех лет лгать не умеют, потому, что, во-первых, еще не знают что такое ложь, и, во-вторых, познают мир по средством эмоций, а чтобы лгать, надо скрывать с...

Родительское собрание на тему: «ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?»

Родительское  собрание на тему: «ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?» ЦЕЛЬ: привлечь внимание родителей к обсуждению данной проблемы с различных точек зрения, детализация проблемы и возможные пути её решения.ФОРМА ПРОВ...

Семинар для воспитателей, родителей "Почему дети лгут?"

В данном семинаре рассматриваются причины, мотивы по которым  дети лгут, фантазируют, описаны неправильные и правильные действия родителей, профилактические мероприятия родителей по предупреждени...

ЭССЕ НА ТЕМУ: «ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?»

Почему ребёнок лжёт – ответ достаточно простой. Дети, как и мы сами – имеют на это сотни причин, однако у детской лжи существуют и некоторые особенности, знать которые всегда не лишне....

почему дети лгут

С детской ложью сталкиваться приходилось всем родителям. Для кого-то это просто неприятное и огорчительное происшествие, а кто-то воспринимает ложь как чуть ли не преступление. Воображение рисует им о...

Лекция для родителей «ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?»

Часто взрослые опасаются, что ложь – это признак порочного характера ребенка, что из маленького обманщика вырастет лишенный нравственных принципов человек. Негодование вызывает и то, что, солгав, ребе...