Развивающие игры для малышей
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Игровое занятие для малышей и их родителей.

Формировать у родителей представления:

 о роли мелкой моторики, выразительности движений, звуков, тактильных ощущений в психофизическом развитии детей,  о их роли в  накоплении чувственного опыта  и нахождении новых способов самовыражения ребёнком, о их роли в развитии  внимания, памяти, воображения, произвольности;

 о  необходимости снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoe_zanyatie_roditeley_vmeste_s_detmi.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое занятие родителей вместе с детьми.

Цель. Формировать у родителей представления:

 о роли мелкой моторики, выразительности движений, звуков, тактильных ощущений в психофизическом развитии детей,  о их роли в  накоплении чувственного опыта  и нахождении новых способов самовыражения ребёнком

о их роли в развитии  внимания, памяти, воображения, произвольности

 о  необходимости снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Материалы: буклеты «Развивающие игры для малышей», «чудесный мешочек» с кусочком ваты, воска, ракушкой, камешком, резиновой змейкой, фасолинка, гном.

Вступление.

Здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга ладошками: они тоже умеют разговаривать. Смотрите, как это делается.

Встречаемся ладошками.

 А теперь вы попробуйте. Молодцы! Ладошки умеют говорить тихо и громко. Послушайте! А теперь сами попробуйте.

Хлопаем в ладоши попеременно: то тихо, то громко.

Настрой на занятие.

Взрослые и дети выполняют самомассаж.

Вы готовы глазки? (Поглаживание век.)

Да! (Прикладывание указательных пальцев к векам.)

Вы готовы ушки? (Поглаживание ушей.)

Да! (Прикладывание ладоней к ушам.)

Вы готовы ручки? (Поглаживание кистей рук.)

Да! (Хлопки в ладошки.)

Вы готовы ножки? (Поглаживание ног.)

Да! (Притоптывание.)

Вы готовы? (Развести руки в стороны.)

Да! (Обнять себя руками.)

Вопрос к родителям: 

Занимаетесь ли вы с вашими детьми пальчиковой гимнастикой? Как вы играете с пальчиками вашего ребёнка.

Пальчиковые игры.

 Резюме.  «Рука—это вышедший наружу мозг человека» (И. Кант). Движение рук и пальцев имеет особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находятся около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно  регулировать функционирование внутренних органов. Так, массируя пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (безымянный—печень, средний—кишечник, указательный желудок, большой –голова)

Все участники сидят по-турецки. Ведущий показывает, дети выполняют, а родители им помогают.

Петушок

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой.

Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Гусь

Гусь стоит и всё гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом.

Большой палец отставлен, остальные четыре прижаты друг к другу.

Кошка

У кошки ушки на макушке,

Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцами.

Пальчиковая гимнастика: «Царапка».

Сейчас мы превращаемся в кошечек. На счёт « раз» надо поджать подушечки пальцев в верхней части ладоней, прошипев, как рассерженная кошечка: «Ш-ш-ш»!

На счёт «два»--быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольная кошечка: «Мяу!» (Повтор 3-4 раза).

Упражнение   на выразительность движений: «Скрут».

Кто живёт под потолком?

Руки тянем вверх, ладони к потолку.

Гном.

Руки в колпачок над головой.

У него есть борода?

Показ бороды кистями рук.

Да.

Киваем головой.

И манишка и жилет?

Нет.

 Перебор  пальцами одновременно двумя руками. И руки к груди.

Как встаёт он по утрам?

Зеваем и потягиваемся.

Сам.

Руки « в боки».

Кто с ним  утром кофе пьёт?

Подносим к губам соединённые кончики  пальцев.

Кот.

Пальчики усы.

И давно он там живёт?

Указательный пальчик правой руки вверх.

Год.

Указательный пальчик левой руки вверх.

Кто с ним бегает вдоль крыш?

Имитация бега на месте.

Мышь.

На  левой руке передвижение правой ладошки со сгибом пальцев.

Ну а как его зовут?

Ладошка открыта и  совершаются движения вверх-вниз.

Скрут.

Переплести пальчики обеих рук.

Игра: «И я тоже»

Взрослый  говорит—дети выполняют действия: «Я умею хлопать в ладоши. Я умею топать ногами. Я умею щёлкать пальцами. Я умею слушать тишину». И т.д.

Сказка  про  жителей волшебного леса.

А теперь слушайте сказку и рассказывайте её вместе со мной.

«Жили-были в сказочном лесу бельчата и ежата: бельчата в дупле на дереве, ежата в норке под кустом. Бельчата любили  прыгать и скакать по деревьям  вверх-вниз, постукивая легонько коготками. Вот так…

 Ежата любили бегать по траве, шуршать сухими листьями. Вот так… Бельчата и ежата были весёлыми и озорными. Однажды они решили разбудить медведя, который сладко спал в своей берлоге и громко храпел. Вот так… бельчата стали прыгать всё выше и выше и стучать коготками всё громче и громче, но медведь не просыпался. Ежата стали сильней шуршать листвой, а медведь всё храпел и храпел. Тогда  ежата и бельчата решили сделать так: ежата стали громко топать, а бельчата громко в ладоши хлопать: «Просыпайся, лежебока! Нам поиграть с тобой хочется». Тут медведь проснулся да как зарычит! Вот так…   Испугались зверушки и разбежались, кто куда. А медведь снова спать лёг. Пусть себе спит, мы его будить не будем.

Показываем, как идёт медведь? Как прыгает белочка? Как стучит дятел?

Как бегут по полянке весёлые ежата? Как храпел медведь? Как убегали испуганные зверушки?

Игровой массаж: «Дождь».

Дождь, дождь, надо нам

Расходиться по домам.

Хлопки ладошки по спине.

Гром! Гром! Как из пушек

Нынче праздник у лягушек.

Стучим кулачками по спинке.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Указательными пальчиками по спине.

Только мой  братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

Поглаживающие движения ладонями по спине.

Показ жестами рыбы.

«Путешествия с ладошкой».

А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие.  Сначала необходимо сделать разминку для ладошек.

Жили-были две ладошки, две сестрички—правая и левая.  Они любили вместе бегать по траве, танцевать, играть. Иногда обнимались, потому что очень любили друг друга и всегда друг друга поддерживали (показать ладони, согнуть руки в запястье, потереть ладони друг о друга тыльной стороной, поочерёдно прикоснуться подушечками одноимённых пальцев, растереть кулачком одной руки ладошку другой по часовой стрелке, потом руки поменять, сделать замочек и т.д.)

Теперь, когда ладошки готовы отправиться в путешествие, садитесь поудобнее, и мы с гномом Скрутом расскажем нашу историю.

Гном отправился в сказочную страну за волшебным пёрышком, которое исполняет любое желание. Летел он туда на белом облаке, вот таком (передает по кругу кусочек ваты). Какое оно? (Пушистое, мягкое, тёплое). Облако опустилось, как могло низко, и оставило гномика на верхушке скалы. Долго спускался гном по камням. Были они вот такие…(Острые, холодные, шероховатые). Видит: кто-то сидит на камне и плачет. Пожалел его гном, дотронулся до него. Было это существо вот таким… (передаём по кругу кусочек воска).  Его звали Липик . Он очень хотел иметь друга и готов был стать таким, как захочет друг. Ведь он был…(мягким, эластичным, гибким).

Липик показал дорогу к сказочной птице. Дорога шла через пустыню. В пустыне гном встретил змейку, которая грелась на солнышке. И была она вот такая…(шероховатая, плотная). Она могла затаиться, стать прямой, как палка, могла свернуться колечком, могла ползать извиваться. Змейка проводила гнома до речки и поползла назад к себе в пустыню.

На берегу речки гном увидел улитку. И был у неё домик, вот такой…(гладкий внутри, с острыми краями снаружи, шероховатый, жёсткий, ломкий). Улитка не пошла провожать гномика, потому что очень медленно передвигалась, а просто показала ему дорогу.

Гном переплыл речку и оказался в пол. Там он увидел одинокую фасолинку6 всех её сестричек собрали, а  её забыли. Была она вот такой…(гладкой и жёсткой). Фасолинка обрадовалась тому, что её нашли, и проводила гнома до волшебного луга, на котором сидела волшебная птица, внешне непримечательная—серенькая с белой грудкой. Она знала, зачем пришёл гном, он ей очень понравился, потому что пытался всем, кого встречал, помочь, никого не обижал. Она спросила: «Какое желание ты хочешь, чтобы я исполнила?»  Гном  сказал, что ему очень хочется иметь друзей.

Птица улыбнулась: «Для этого не надо волшебства. Оглянись и ты их увидишь. Ты их встретил, пока шёл ко мне».

Кого встречал гномик на своём пути?

Почему они захотели стать его друзьями?

Какой был гномик?

Птица взмахнула крыльями и улетела высоко в небо, и гномик увидел волшебное пёрышко, оно было таким…(лёгким, мягким, нежным, как душа гномика).

Понял гномик, о чём говорила волшебная птица, попрощался с ней. Вот так… Сел на белое облачко и полетел к своим друзьям.

Игра : «Чудесный мешочек».

В мешочек складываются все предметы, которые были задействованы в сказке. Далее предлагаются по очереди детям и взрослым достать:

*мягкий, пушистый, тёплый предмет--вату

*гладкий, жёсткий--фасолинка

*твёрдый, шероховатый, холодный--камень

*эластичный, гибкий, длинный--пёрышко

*шероховатый, жёсткий, ломкий с острыми краями—домик улитки

Прощание.

Молодцы! Ладошка предлагает попрощаться без слов. Я подойду к каждому из вас, и мы простимся с помощью наших ладошек. Мне очень понравилось с вами общаться. До свидания! Говоря о необходимости познавательного общения родителей с детьми, следует помнить о некоторых «подводных камнях» организации таких занятий.

Послесловие, написанное для родителей в буклетах «Развивающие игры для малышей».

Во-первых, нельзя превращать подобное общение в «уроки на дому» и «принимать» позицию учителя, который даёт домашнее задание и ругает за его невыполнение.

Во-вторых, если ваш ребёнок  чему-то учится при общении с вами, то конечный итог его обучения будет состоять из нескольких частных результатов. Назовём основные, описанные в книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»

Первый, самый очевидный результат—это знание, которое ребёнок получит, или умение, которое он освоит.

Второй результат менее очевиден— это тренировка общей способности детей учиться, т.е. учить самого себя.

Третий результат—эмоциональный «след» от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.

И, наконец, четвёртый результат—это «след» от ваших взаимоотношений с ребёнком.

Здесь итог  также может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимного недовольства).

Родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый, самый очевидный результат. Ни в коем случае не забывайте об остальных трёх. Запомните, они гораздо важнее!

Литература

1. Маслова Т. Дети учатся понимать мир и себя // Дошкольное воспитание. 2007., №8.

2. Орлова Д. Развивающие игры, упражнения, задачи для дошкольника. М., 2007.

3. Стожарова М. Ю. Как помочь родителям «трудных» детей? Ребёнок в детском саду. 2004., №2.

4. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005., №1.

5. Прищепа С., Храмцова Н., Шатверян Т. Умеете ли вы общаться со своим ребёнком?  // Дошкольное воспитание. 2006., №3.

 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Развивающие игры для малышей".

План -- программа  по развивающим играм с сентября по май. Младшая группа....

Образовательная программа «Развивающие игры для малышей» 2-ой год обучения

план-программа по развивающим играм с сентября по май для средней группы...

Развивающие игры для малышей.

Примеры простых развивающих  игр для малышей от логопеда в помощь молодым родителям....

развивающие игры для малышей

веселые  развивающие  упражнения  для  малышей, для  развития  ритма и  пластики....

Развивающие игры с малышами до трех лет.

Развивающие игры с малышами до трех лет....