Формирование личности
статья по теме

         В дошкольный период детства про­исходит становление личности ре­бенка, раскрываются его индиви­дуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша стано­вятсявоспитатели и родственники. В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер. И поэтому жизнь семьи, ее нравы, традиции, вле­чения, идеалы, развлечения влияют на его дальнейшую судьбу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no2_51_fevral_2009.doc131.86 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

         Дитятко – что тесто:

 как замесил, так и выросло.

Народная мудрость.

         В дошкольный период детства про исходит становление личности ре бенка, раскрываются его индиви дуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша стано вятся воспитатели и родственники. В  младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер. И поэтому жизнь семьи, ее нравы, традиции, вле чения, идеалы, развлечения влияют на его дальнейшую судьбу.

        Ребенок первоначально обучается различным чувственным ощущениям через чувства и отношения к чему- либо матери и отца. Стало быть, семья является школой понимания, школой воспитания.

       Через призму отношений ребенка к его близким мы, педагоги, имеем уникальную возможность прививать детям самые лучшие нравственно- патриотические качества характера.

Активное взаимодействие семьи и педагогов позволит воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут ба зироваться лучшие семейные тради ции, позволяющие воспитателю найти правильный подход к ребенку, к его внутреннему миру.

Задачи:

1.Донести до понимания родителей значение всей действенности и силы семейного воспитания, его несопо ставимость ни с каким, даже высоко квалифицированным, воспитанием в детском саду и в школе.

2.Повышать эффективность взаимо действия родителей с детьми для воспи тания в них нравственно-патриотических чувств.

        Проблема патриотического воспи тания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее акту альных. Эта проблема выпала из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет.

        Патриотическое воспитание до школьников — это не только воспи тание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

       Все начинается с родного дома и матери — хранительницы семейно го очага. Нельзя перечеркивать роль отца, но мать, как правило, ближе к матери.

        Необходимо воспитывать у ре бенка любовь к родному дому. Прежде всего, дошкольник должен получить пред ставление о доме как общечеловеческой ценности. Малыш должен понимать, что иметь свой дом — большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремится обзавестись домом и устроить его по своему вкусу охраняет и обе регает его, дорожит семейным уютом и теплом. Потерять дом — страшная беда. Детям можно рассказать о беженцах и горе людей, лишившихся родного дома, постараться вызвать у ребят сочувствие, желание быть внимательными, доброже лательными к беженцам, позаботиться о них, облегчить их страдания.

       В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их на циональное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

      Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения — это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекра сен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремимся подвести детей к осознанию того, что нет плохих на родов, встречаются плохие люди.

      О человеке судят не по цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам. Не важно, кто человек по националь ности, главное — каков он. Попытки объявить отдельные народы плохими чреваты обострением межнациональных конфликтов и очередными вооруженными столкновениями. Поэтому параллельно с работой по приобщению дошкольников к своим национальным истокам должна вестись серьезная работа по ознаком лению с культурой народов ближайшего национального окружения, а затем и некоторых зарубежных стран.

       Важнейшей составляющей па триотического воспитания являет ся приобщение ребенка к родному слову, формирование у него чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказывать свои мысли, то с детства должны купать их в красивой, грамотной, богатой, сочной родной речи. Воспи татель должен сам владеть «великим могучим» русским языком, свободным от иностранного «налета». Родной язык надо спасать!

      Крайне сложным является вопрос содержания патриотического воспита ния. Необходимо грамотно отобрать материал, способный вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и положительное отношение к действи тельности. Такие знания должны быть понятны детям, личностно значимы. Следует помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве меры, избегать множества негативных примеров, чтобы излишне не трав мировать детей, не мешать им расти оптимистами. Нельзя перегружать ма лышей информацией и переоценивать их возможности. Нужно рассказывать о позитивных событиях в истории страны, родного города, детского сада или семьи, о культурных, научных, спортив ных и трудовых достижениях россиян, победах русского оружия и о многом другом.

       Вместе с тем дети смотрят теле визионные передачи, слышат разговоры взрослых, и рано или поздно у них воз никают острые вопросы, касающиеся и Чечни, и терроризма, и многих других малоприятных и непонятных вещей. Ребенок вправе задать их воспитате лю, родителю и получить ответ. Однако взрослому не стоит спешить с ответом, планировать обстоятельный разговор со всеми детьми группы на политическую тему. Такие вопросы требуют глубокого осмысления, эрудиции, такта, педаго гической и человеческой мудрости. От вечая, взрослый должен удовлетворять любопытство, любознательность ребенка, дать ему по возможности объективное представление о том или ином событии, учитывая его жизненный опыт, желание знать правду. Неправдивый ответ вы зовет в дальнейшем недоверие к вам. А в педагогике, как и в медицине, главное — не навредить.

       Работа по патриотическому воспита нию должна вестись совместно с семьей. Старая истина — нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. У нас же подобная ситуация не редкость. Малыш в детском саду видит и слышит одно, а дома — дру гое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из ко торого не в состоянии. Работа с семьей в области патриотического воспитания детей требует серьезного осмысления нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.

      Следует подумать и о средствах патриотического воспитания. Весьма эффективным, на мой взгляд, могла бы оказаться игрушка. В советский период она уже доказала свою состоятельность в деле воспитания юных патриотов. Партизаны, красноармейцы, буденновцы, легендарные корабли «Аврора», «По темкин», тематические игрушки «Север», «Космодром» и многие другие верой и правдой служили детям, формируя патриотические чувства. Современная игрушка, как мне кажется, любовь к стране не воспитывает. Возобновлять выпуск старых игрушек нет смысла, большинство из них нынешнему поко лению детей неинтересны и непонятны. Значит, современная игрушка должна обрести новое содержание. Это могли бы быть, в частности, тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жиз нью, бытом, или тематический набор «Москва — столица нашей Родины». Со держание игрушки можно адаптировать к любому российскому городу. Подобные наборы были бы интересны детям, об легчили бы труд педагога и ненавязчиво формировали у детей патриотические чувства. С пользой для патриотического воспитания могла бы использоваться и военная игрушка. Отношение к ней, как известно, неоднозначно во всем мире, но снять ее с производства и изъять у детей по многим причинам не удастся, вместе с тем контролировать и направлять военные игры детей в нужное русло вполне реально. Игры по содержанию сказок и былин о сра жении русских богатырей за родную землю со Змеем Горынычем, в службу безопасности, охрану государственной границы развивают патриотические чувства, желание защищать родную страну, приносить ей пользу.

       Мир стал агрессивен по отноше нию к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая гло бальными коммерческими издатель скими, театральными, телевизионными и музыкальными проектами, оказала разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных сериалов: Супермен, Бэтмен, охотники за при видениями, монстры и т. п. Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям, навязывая де тям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательства. Нельзя оставаться сторонними наблюдателями, необходи мо принимать меры укоренять детей в национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности.

        У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знаком ство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композито ров, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

       Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением — служить отличительным знаком государства. Принципиально важным для ознакомления дошкольников с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. На первом этапе знакомства мы формируем у детей положительное эстетическое отношение к государственным символам России, а старших дошкольников знакомим с историей происхождения, значением и функциями герба и флага.

      И еще об одном средстве обучения мне хотелось бы сказать — это песни. Известно, что дети любят песенный репертуар взрослых, с удовольствием его слушают и исполняют. Среди по пулярных в детском саду песен есть такие, что ненавязчиво учат любить свою страну и родной дом. Эти песни Ю. Антонова, С. Ротару, О. Газманова, группы «Любэ», песни периода Великой Отечественной войны. Было бы хорошо, если бы они вошли в жизнь ребятишек, а педагог объяснил, кто и когда их пел и почему эти песни пользуются народной любовью.

      Патриотическое воспитание до школьников - проблема архисложная в условиях современной России. Из менилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумы ваемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще лет двенадцать назад просто не замечали. Мы стали ответственнее. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания малышей. Чем образованнее, требо вательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем легче ему воспитывать в детях чувство любви к Родине. А это чувство — одно из самых сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувство вал личную ответственность за родную землю и ее будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста.

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста// Дни науки – 2010: Педагогика и психология: Материалы научно – практической конференции сту...

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....

Формирование трудолюбия – основа формирования личности.

Брунчукова Вероника СергеевнаЮшкова Наталья Евгеньевнавоспитатели БДОУ города Омска...

Формирование трудолюбия - основа формирования личности

Юшкова Наталья Евгеньевна                              воспитатель БДОУ города Омска...

Проектная деятельность "Эти прелестные сказки" АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использоват

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо ...