роль подвижных игр в развитии ребенка
статья (старшая группа) по теме

Гащенко Юлия Петровна

В консультации предоставлен материал , с помощью которого можно увлеч детей в подвижные игрыи представлено усложнение игр если детипотеряли к им интерес. Как можно усложнить игры и продолжить развивать физические качества детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_podvizhnyh_igr_v_razvitii_rebenka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль подвижных игр в развитии ребенка.

   В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.                                            Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и  компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и мы все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и наша задача помочь им в этом.   Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства, его умелого проведения.  

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед нами. Мы постоянно работаем над созданием благоприятных условий для организации двигательной активности детей.

Играя, дети ходят, бегают, приседают, наклоняются, подлезают, лазают, бросают разные физкультурные снаряды (разные по величине мячи, мешочки, природный материал), прыгают и т.д. Поэтому подвижные игры  эффективно использовать они не  только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.
Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях мы подбирали с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей. Прежде всего это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивайие с невысоких предметов, подлезание и ползание. Весь игровой материал старались распределить в определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу брали  тот объем игр, который рекомендован программой воспитания для детей младшего дошкольного возраста.
В период освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводили вначале с небольшой подгруппой (8—10 детей). При такой организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, а нам было легче научить их координации движений.
Постепенно в играх усложняли задачу. Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросали мы, а затем и сами дети.
В дальнейшем мы старались подбирать подвижные игры и игровые упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно учитывали, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период.
Так, например, учиться спрыгивать с предметов дети начали в игровом упражнении «Спрыгни на дорожку»: со скамейки. Затем повторяли это движение в подвижных играх «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль».
Иногда в одном игровом упражнении объединяли несколько знакомых детям движений. Так, в игровом упражнении «Брось мяч через веревочку» на площадка натягивали шнур и ставили скамейки. Дети перебрасывали мячи через шнур, а догоняя их, перелезали через скамейки. Таким образом, они выполняли три основных движения: перебрасывали мяч, перелезали через скамейку и бегали. При обучении действий с мячом первые игровые упражнения мы проводили с целью привить детям навыки определенной непринужденности в движениях с мячом. Учили прокатывать мяч друг другу, между предметами, через ворота, попадать мячом в предметы, скатывать мяч по доске. С этой целью использовали такие игровые упражнения, как «Прокати мяч». Самое сложное в этом упражнении — не дать мячу укатиться в сторону, вовремя его поймать.
Дети выполняли и такие упражнения, как «Сбей кегли», «Скати мяч с горки» и т. д.
Только после того как дети научились свободно действовать в играх с мячом, мы начали их учить бросать и ловить мяч.
Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, мы приучаем детей действовать в соответствии с правилами игры.
Выполнение этих задач прежде всего зависит от нас, от того, насколько мы сумели заинтересовать их игрой. Поэтому объяснить игру мы старались эмоционально и выразительно и принимали непосредственное участие в игре, проявляли заинтересованность действиями детей. Все это помогало создавать хорошую эмоциональную атмосферу в игре, побуждало детей к активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, мы не только подсказывали, как нужна двигаться, но и показывали образец правильного выполнения движений.
При проведении подвижных игр широко использовали такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Так, в игре «Мой веселый, звонкий мяч», показывая, как подскакивает мячик, предлагали детям подпрыгивать повыше, поощряя при этом ребят, наиболее удачно выполняющих движение.
Требования по качеству выполнения движений мы повышали с учетом возраста детей. Например, повторяя с детьми четвертого года жизни указанную игру, предлагали им не только подпрыгивать повыше, но и мягко опускаться на полусогнутые ноги.
Учитывая, что двигательные возможности детей этого возраста больше, в игре предлагали каждому поупражняться в движениях, старались не ограничивать пространство для движений, не сокращать время активных действий, увеличили дозировку бега и подпрыгиваний в играх.
Малыши хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставило нас более серьезно подходить к варьированию игр.
При разработке вариантов подвижных игр мы старались предусмотреть использование различных пособий и оборудования: шнуров, кубов, обручей, скамеек и т. д., что позволило, с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их выполнению.
Так, в игре «Воробушки и автомобиль» дети-воробушки, улетая от автомобиля, занимали гнезда-обручи. Во втором варианте они могли использовать в качестве гнезда любой предмет, приподнятый от земли (встать на скамейку, бревно, на перекладину лесенки и т. д.).
При обучении основным движениям мы воспитывала у детей умение действовать сообща, слушать нас, начинать и заканчивать действия в соответствии с указаниями.
В результате проводимой работы движения детей заметно улучшились. В самостоятельной деятельности они чаще стали пользоваться такими движениями, как лазание, прыжки, полюбили сюжетные подвижные игры с мячом. Все это позволило повысить двигательную активность детей в самостоятельной деятельности, положительно сказалось на их физическом развитии.
Различные варианты проведения подвижной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивидуальных особенностей. Например, при организации следующих игр:

1. Цветные автомобили.

Дети стоят вдоль стен комнаты – это автомобили в гараже. Каждый держит в руках кольцо синего, желтого и коричневого цвета. Воспитатель стоит в центре, лицом к играющим, в руках у него флажки, соответствующие цветам машин. Он поднимает один из флажков, дети, имеющие кольцо этого цвета, разбегаются по комнате и, подражая езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опускает флажок, автомобили останавливаются и направляются в гараж.

Варианты игры (средняя, старшая группа).

  1. Воспитатель не показывает детям флажок, а использует только словесные указания.
  2. Воспитатель, опуская один из флажков, говорит: Поставь машину в гараж» - дети бегут в заранее отведенное место.
  3. Автомобили преодолевают препятствия: объезжают кочки (кегли, кубики).
  4. Воспитатель дает указания: ехать быстро, медленно, повернуть, затормозить, посигналить.
  5. У воспитателя два флажка – красного и зеленого цвета,  у детей рули не соответствующего цвета. Им предлагают бежать до противоположной стороны и обратно и при этом следить за сигналами светофора: на зеленый цвет бежать, на красный – останавливаться.

2. У медведя во бору.

На одной стороне площадки берлога медведя, на другой – дом детей. Они выходят из дома и идут к берлоге, приговаривая:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит!

С последними словами медведь выбегает из берлоги и ловит детей, убегающих в дом.

Варианты игры (средняя, старшая группа).

  1. Изменение места водящего (в центре зала, сбоку).
  2. Изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись и т.д.).
  3. Дети имитируют движения: собирают грибы и ягоды (наклоняются, выпрямляются), переступают через колючие кусты (высоко поднимают ноги), подлезают под корни деревьев, срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руки вверх).
  4. перед берлогой препятствие: ручеек (две скакалки), через который нужно перепрыгнуть; мишка вылезает из берлоги (подлезание под дугу).

3. «Мяч водящему».

Играющие стоят в две – три колонны, на расстоянии 1м от них стоят водящие с большим мячом в руках. Между ними черта, за которую нельзя заходить. Водящий бросает мяч игроку, стоящему первым в колонне; тот броском возвращает его обратно и бежит в конец колонны и т.д. Когда первый игрок окажется в колонне на своем месте, он поднимает руки вверх.

Варианты игры:

  1. Использование мячей  разных размеров.
  2. Водящий, бросая мяч игроку, называет какое-нибудь обобщающее слово, например «растения». Остальные дети, принимая мяч, должны произнести слова, которые этим обобщающим словом объединяются.


4.«Мой веселый, звонкий мяч».

Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель берет большой мяч, отбивает его рукой и произносит текст:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Затем кладет мяч и предлагает детям попрыгать, «как мяч».
Вновь повторяет стихотворение и делает движение рукой так, как будто отбивает мяч. Закончив читать стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню». Дети убегают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кнсультация для родителей и педагогов "Роль подвижных игр в здоровье ребенка"

Данный материалл будет полезен,как воспиттателям так и родителям.Мы вместе должны заботится о здоровье наших детей....

Буклет "Роль подвижных игр в развитии ребенка 4-5 лет"

В данном буклете приведены примеры подвижных игр и игровых упражнений для детей 4-5 лет, обоснована роль двигательной деятельности в развитии малышей. Материал может быть интересен как воспитателям, т...

роль подвижных игр в жизни ребенка

Подвижные игры детей раннего возраста - это замечательная возможность весело, радостно и с пользой проводить время, как на прогулке, так и в группе.Роль подвижных игр в жизни и развитии...

Семинар – практикум на тему: «Роль подвижной игры в развитии движений ребенка»

Оздоровительный эффект, достигнутый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка....

Консультация для родителей"Роль подвижной игры в развитии ребенка"

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания....