"Семья и индивидуальность ребёнка".
статья по теме

Волкова Татьяна Ивановна

В статье я хотела бы посоветовать родителям, как в семье учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. О том, что необходимо учитывать и активность ребёнка, и его реакцию на что-то новое в жизни, и конечно же темп движений и скорость восприятия информации. Знать особенности темперамента своего ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья для родителей19.81 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь родителям.  Статья.

 «Семья и индивидуальность ребёнка».

Составила: воспитатель ГБДОУ д/с №40  Волкова Т.И.

Во многих семьях часто бывает так: успешный, уверенный в себе человек ожидает, что наследник продолжит его дело, пойдёт по проложенному пути. Причем желания ребёнка в расчет даже не принимаются. Какие у него могут быть желания? Он пока из себя ничего не представляет. Но возможен и обратный вариант: родитель, страдающий комплексом неполноценности, ждет, что ребёнок исправит его ошибки, проживет лучшую жизнь. Психологи и в том, и в другом случае убеждены, что попытки переделать ребёнка на свой лад приводят к негативным, иногда даже опасным последствиям. У ребёнка остается неудовлетворенная потребность в любви, ласке и понимании со стороны близких. Как следствие – сильный эмоциональный голод, который тормозит умственное и нравственное развитие.

 К тому же глубокое заблуждение – считать, что вы можете вылепить из своего ребёнка кого угодно. Тревожного сделать спокойным, пугливого – решительным, молчаливого – общительным. Максимум, что вам удастся, - слегка изменить характер. Но темперамент – штука врожденная. Его переделать нельзя.

Таким образом, нравится вам это или нет, но придется считаться с индивидуальными особенностями вашего ребёнка, его слабыми и сильными сторонами. Но прежде попробуйте понять, чем же ваш ребёнок отличается от других детей.

Ученые выделили несколько особенностей поведения, которые, проявляясь с рождения, сохраняются на протяжении всей жизни:

    1.Уровень активности.

Если ваш ребёнок очень подвижный, необходимо так организовать его жизнь, чтобы его энергия использовалась в мирных целях. Пусть лучше часами гоняет в футбол на улице, чем, запертый в четырёх стенах, бегает по потолку. Спокойные занятия вроде выжигания, выпиливания – не для него.

А вот мальчика с низкой двигательной активностью не стоит отдавать в футбольную секцию. Даже если папа мечтал видеть сына нападающим или вратарём. Зато из него может выйти неплохой стрелок либо шахматист. Главное, чтобы ребёнок получил удовольствие от этих занятий.

   2. Реакция на новые стимулы, а также скорость и лёгкость с которой ребёнок приспосабливается к окружающей действительности.

Ребёнок, любящий все делать обычно, будет морщиться от нововведений, требуя немедленно вернуть старое. Любитель новенького напротив будет в восторге от необычных игр, блюд и пр. Отсюда и разная реакция на изменения образа жизни. Одни дети адоптируются к саду или школе за неделю ( кто-то вообще легко расстаётся с мамой уже на следующий день), другие по полгода рыдают. Так что делайте вывод.

   3. Темп: внешний ( скорость движений, ходьбы, письма) и внутренний ( скорость восприятия, мышления и принятия решений).

Исследования показали, что даже у новорождённых скорость реакций неодинакова. Одни активно требуют грудь громким плачем. Другие постоянно спят, а когда голодны тихонько всхлипывают в надежде, что мама вспомнит о нем сама. Во многом это зависит от темперамента. В быстром темпе живут холерики и сангвиники. Причем если у первых бывают спады, то вторые всегда энергичны. Решения принимают быстро, но нередко опрометчиво. Зато флегматики и меланхолики предпочитают размеренность и вдумчивость. Они могут долго размышлять над поставленной задачей, но будьте уверены, ответ выдадут обстоятельный. Задача родителей – научит ребёнка распределять время в соответствии с индивидуальным темпом.

   4. Настроение. Тоже зависит от «проделок» темперамента. «Царевнами несмеянами» обычно бывают меланхолики. Родители юных Пьеро должны учить их видеть вокруг себя только хорошее, попутно развивая чувство юмора. Весёлых и беззаботных сангвиников лучше немного осаживать, обратив внимание на трудности и опасности, которые  могут встретиться на их пути.

Флегматиков попытаться отучить от  занудства, а холериков – от частых вспышек агрессии и перепадов настроения. Но опять же не забывайте ,что заново переделать темперамент ребёнка у вас не получится. Самое большое, на что вы можете расчитывать, - слегка его «подредактировать». Что поделаешь, природу не обманешь!

Впрочем, это хорошо. Ведь наша сила именно в неповторимости, начиная от кожного на кончиках пальцев и заканчивая поведением в обществе.

       А как быть, если даже попытка легкого изменения ребёнка терпит провал? Попробуйте тогда изменить не ребёнка, а ситуацию вокруг него.

Например, если вас раздражает медлительность ребёнка, пойдите на хитрость. Скажите, что через пять минут начнутся его любимые мультфильмы ( только не лгите). Вот увидите малыш переоденется быстрее.

    Вы обеспокоены тем, что ребёнок боится спать без света? Многие дети пугаются темноты, никакой катастрофы тут нет. Ни в коем случае не обвиняйте ребёнка в трусости, не закаляйте характер, выключая электричество во  всем доме. Лучше выясните, что его тревожит. Можно попросить малыша нарисовать свой страх, а потом порвать лист бумаги на мелкие кусочки. Или превратить зловещую фигуру в добрую и симпатичную. Скажем, дорисовать Бабе Яге  какие-нибудь весёлые детали вроде бантиков, веснушек. После этого она уже не будет казаться такой страшной, и ребёнок спокойнее заснет в темноте.

 

   

Тем же родителям, которые пытаются бороться с рассеянностью своего ребёнка, лучше его отдать в школу с семи лет. Ребёнок будет собраннее. Ему полезно днём спать, хотя бы недолго, доказано, что после пробуждения активность мозга резко возрастает. И еще считается, что рассеянность свойственна многим творческим людям. Может, тогда и не надо с ней бороться.

Уважайте право ребёнка быть самим собой. Он не похож ни на кого, и это здорово! Просто подберите к нему нужный ключик.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье

С каждым годом увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. в статье перечислены основные периоды жизненного цикла такой семьи....

Семейная гостиная «Семья – мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребёнка» Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель: формировать представление родителей о семейных ценностяхЗадачи:-  познакомиться поближе с семейными увлечениями и традициями;- познакомить   родителей с жизнью группы, привл...

Конспект семинара-практикума для воспитателей и специалистов службы сопровождения детей дошкольного возраста на тему: «Исследование основ успешности ребёнка. Методика раскрытия индивидуальности ребёнка, позволяющая анализировать личностный потенциал»

Что такое успех? Личность? Успешный ребенок? Каково влияние взрослого на формирование успешности и неуспешности ребенка? Конспект семинара – практикума для воспитателей и специалистов службы соп...

Презентация к семинару-практикуму на тему: «Исследование основ успешности ребёнка. Методика раскрытия индивидуальности ребёнка, позволяющая анализировать личностный потенциал»

Что такое успех? Личность? Успешный ребенок? Каково влияние взрослого на формирование успешности и неуспешности ребенка? Конспект семинара – практикума для воспитателей и специалистов службы соп...

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников   «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»  ...