Сюжетно-ролевая игра как фактор развития эмоционально-волевой сферы дошкольника
статья на тему

Альгина Надежда Сергеевна

В данной статье раскрыты особенности сюжетно-ролевой игры, и её влияние на эмоциональную сферу старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Н.С. Тарасова

Научный руководитель – д.п.н., Н.В. Котряхов

Сюжетно-ролевая игра как фактор развития эмоционально-волевой сферы дошкольника

«В игре детей есть часто смысл глубокий»

Шиллер.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития эмоционально-волевой сферы. Основным средством развития ребёнка является игра. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Что же такое игра?

Игра – это самостоятельная эмоционально насыщенная деятельность, в которой есть момент импровизации и опробования. [2, с.61] Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы  и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре ребёнок учится проявлять свои эмоции, учится адекватному их выражению.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что:  она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Детские игры – явление неоднородное. Они разнообразны по содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

Виды сюжетов

Игры на бытовые сюжеты

Игры на производственные и общественные темы

Игры на героико-патриотические темы

Игры на темы лит. произведений, кино-, теле- и радиопередач

Режиссерские игры

Игра в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле)

В играх отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль)

В игре отражаются героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)

Игры в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.

Игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

Таблица 1. Виды сюжетов игр.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку – уложил спать; снова покормил  – и снова уложил спать.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта  и литературных произведений.

На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам. Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры.

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые наполнены впечатлениями и опытом детей. [3, с. 152]

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям образам.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь ввиду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу.

На развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников немалое влияние оказывает семья. В игре детей дошкольного возраста можно увидеть отражение их семейной жизни. Если ребенок, играя с куклой  пытается её воспитывать («Молодец, Маша! Хорошая девочка» или же «Как тебе не стыдно!!! Хорошие девочки так не поступают!!!»), мы видим ситуации реально происходившие в жизни ребёнка. В этом случае игра будет выступать как диагностическое средство.

В заключении хочется отметить, что сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Кроме того, сюжетно-ролевая игра является развивающим, коррекционным и диагностическим средством.

Примечания

  1. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/  С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 356 с.
  2. Мелёхин, А.И. Обучение игре детей дошкольного возраста [Текст]// Справочник педагога-психолога. – 2012. - №2. – с.61.
  3. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст]/ Б.П. Никитин. - М.; Просвещение, 1989 г. – 256 с.
  4. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада [Текст]/А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой, — М.: Просвещение, 1985. 176 е., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Играем все вместе". Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Данное занятие направлено на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольногоо и младшего школьного возраста, формирование навыков позитивного межличностного общения, обучение бережному ...

Конспект игры-путешествия по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшей группы с применением современных образовательных технологий и ИКТ

- закреплять знания детей распознавать эмоциональные проявления  по различным признакам: мимике и интонации;- совершенствовать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;- обога...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР

laquo;Игры направленные на развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР»...

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ИДВИГА ТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Эмоции — особый вид психологических состояний личности, проявляющихся как, настроения, чувства, ощущения, переживания. Они также отображают психологическое состояние личности по отношению к себе...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...

Театрализованные игры как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников

В статье рассматриваются понятие "театрализованная игра", функции театрализованной игры, практическое использование театрализованных игр в работе с дошкольниками. ...