Консультация для родителей "Социальная природа детской игры"
материал на тему

Даминдарова Вера Владимировна

Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре...»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл socialnaya_priroda_detskoy_igry.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная природа детской игры

Социальная природа детской игры

Дошкольник много времени проводит в игре. Но не потому мы считаем игру ведущей деятельностью ребенка - дошкольник что он большую часть времени играет, дело,  прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.

Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре...»

Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд функций, причем очень важных, в развитии личности человека. Не секрет, что для ребенка игровое пространство становится реальностью.

Иначе говоря, игра — это альтернатива деятельности, и потому она обладает своего рода терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все - это главная функция игры — развивающая. Она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Д.Б. Элькониным вскрыта социальная природа и механизм становления игры в онтогенетическом развитии ребенка и установлена взаимосвязь между игровой деятельностью и психологическим развитием ребенка, ее положительное влияние на интеллектуальное и нравственно-волевое, личностное развитие. По мнению Д.Б. Эльконина и А.В. Запорожца, многие аспекты игровой деятельности дошкольников до сих пор не исследованы, не выявлены возможности ее использования в воспитании детей.

Слово «Игра» мы принимаем почти по всякому детскому занятию. Мы говорим про шестимесячного младенца, что он играет со своими ручками; игрой мы называем складывание пирамидки; бросают малыши мяч друг другу или играют в прятки — это тоже игра ... Позже, в дошкольном детстве, главным и типичным станет особый вид игры - ролевая игра, в которой дети изображают взрослую жизнь, труд и отношения взрослых.

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй его половине своего высшего уровня.

Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы,  не плакало», - рассуждают такие родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют дети, лишь бы ребенок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность отдохнуть или заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным. Игра, бесспорно, имеет чрезвычайно важное значение для развития ребенка.

Конечно, в детском саду легче создать нужную обстановку для игр детей, легче наладить игру. Но и родителям необходимо использовать игру как первейшее, необходимое средство для полноценного развития ребенка.

Сущность игры, как ведущей деятельности , состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности.

Мы знаем, что с самого раннего детства ребенок овладевает различными умениями и навыками с помощью окружающих его взрослых.

Общаясь со взрослыми, ребенок учится говорить, обращаться с различными предметами.

Под руководством взрослых дети учатся и самообслуживанию — умению самостоятельно одеваться, умываться, есть.

Играть дети также учатся с помощью взрослых. Сначала это самые простые игры: с погремушкой, мячом, куклой и т.п.; затем ребенок начинает баюкать куклу, кормить игрушечных зверей, выводить их гулять, возить в автомобильчике, в повозке. Готовить для них еду... иногда кажется, что играть в игрушки дети начинают сами, без помощи взрослых. Но на самом деле это не так. Взрослые показывают ребенку, как надо выполнять то или иное действие и ребенок быстро это усваивает.

Подрастая, ребенок все больше и больше познает окружающий мир. Во дворе и на улице он знакомится с тем, как и что, делают дворник, каменщик, шофер, милиционер, водитель трамвая ...; он узнает о работе учителя, доктора, продавца. Играя, ребенок воспроизводит действия

взрослых людей, с начало самых близких ему отца, матери, няни. К концу третьего года жизни он начинает в своих действиях узнавать действия окружающих его взрослых людей, а затем и называть себя именем того кому он подражает. Маленький мальчик берет газету с отцовского стола, садится на свой стульчик. И смотрит в нее («читает»). Производя эти действия он заявляет : «Боря - папа» (Боря - имя мальчика).

Девочка двух с половиной лет укладывает куклу спать, называя себя мамой: «Оля - мама».

Так постепенно, шаг за шагом, ребенок познает социальную действительность, приобретая эти познания непосредственно через игровую деятельность. Когда ребенок начинает воспроизводить и узнавать в своих действиях действия взрослых людей, он вместе с тем и некоторые свои игрушки приравнивает к настоящим предметам. Кукла превращается в ребенка, кусочки материи, которыми ее укутывают, - в одеяло и простынку; кубики становятся кирпичами, а маленький игрушечный автомобильчик - настоящим автомобилем. Эти предпосылки необходимы для того, чтобы родилась -ролевая игра.

Именно в ролевой игре ребенок в особых, создаваемых им самим игровых ситуациях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции взрослых. Ролевая игра, в которой дошкольники, воспроизводя жизнь взрослых, - своеобразная форма участия их в жизни взрослых. Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается, усваивает мораль общества, в которой живет. Другими словами познает социальную действительность через игру, а игру создает, строит и осуществляет, наблюдая и непосредственно входя в окружающий его социум. Прекрасная закономерность и логическая взаимосвязь.

Понятно, что игра по-разному будет влиять на воспитание ребенка в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отражаются в ней. Важно, что мы хотим увидеть впоследствии в его собственном поведении.

Внимание к товарищам, доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду — все это должно быть воспитано у ребенка в правильно

организованной игре. Ведь игра имеет важнейшее значение для всего психиатрического развития дошкольника, для формирования его личности.

Раскрывая социальную природу детской игры, хотелось бы отметить следующее:

Мы всегда наблюдаем за деятельностью ребенка. Как играет? Во что? Какие преобладают сюжеты. Внимательно наблюдая за игрой малыша можно сделать следующий вывод: сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи,  в которую живут дети, быта села, географических и производственных условий их окружающих.

Чем меньше впечатлений получает ребенок, тем беднее и однообразнее сюжеты его игр.

В нашей стране сюжеты детских игр охватывают многообразный круг общественных явлений. Это и понятно, если принять во внимание те колоссальные, потрясающие изменения, происходящие в нашем обществе в последние годы. Много лет назад дети играли в перелет через Северный полюс, в строительство метрополитена; в годы войны их привлекали подвиги наших солдат , летчиков и танкистов; снова настали мирные дни- и в играх детей нашли отражения освоение целинных земель и строительство высотных зданий, героический труд рабочих, космонавтов... эта связь сюжетов детских игр с жизнью нашего общества хорошо выражена в стихотворных строках:

«Есть не в пример наукам хитрым

Совсем нехитрая одна:

Распознавать по детским играм,

Чем озабочена страна...»

Естественно, что дети отражают в своих играх нашу социальную действительность, наши заботы, «заботы страны», наше поведение и вообще все, что они видят, наблюдают каждый день, каждый час, каждую минуту. Вот почему и как играют наши дети.

Все мы, родители, педагоги должны интересоваться играми своих детей расширять их сюжеты и насыщать их таким содержанием, которое способствовало бы воспитанию настоящего человека, человека будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Природа в детском творчестве".

Рекомендации родителям о том, как привить детям любовь к природе через занятия по изодеятельности; что могут сами родители для привития любви к природе....

Консультация для родителей "Мир детской игры"

   Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших дет...

Консультация на тему: "Природа как прообраз в детском хореографическом творчестве"

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного э...

Консультация для родителей "Мир детской игры"

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей....

Консультация для родителей "Мир детской игры" (охрана жизни и здоровья ребёнка).

Помните уважаемые родители, вам  необходимо участвовать в играх с детьми. Наблюдая за ребенком в игре, взрослый учится понимать его проблемы, переживания, признавая право ребенка на выражения сво...

Консультация для педагогов "Периодизация детской игры по Кравцовой Е.Е."

quot;Периодизация детской игры по Кравцовой Е.Е."...