Психология детей: общение ребенка и папы
материал по теме

Гостенина Ольга Николаевна

О роли отца в воспитании ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роль отца в воспитании детей30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Психология детей: общение ребенка и папы

Папина школа

С мамой, так сказать, все ясно изначально: мама есть мама, но в определенном возрасте у детей возникают – возможно, не вполне осознанные – вопросы, связанные с личностью отца: как строить общение с папой? как разговаривать с ним? Ответы зависят от того, какое место занимает ребенок в жизни родителя, насколько важную роль в ней играет.

Какие бывают папы

Возможны абсолютно полярные варианты: некоторые мужчины считают чадо «пупом земли», которому нет ни в чем отказа (в том числе и в общении), другие, наоборот, сознательно превращают детей в забитых существ, не имеющих права голоса и вообще никаких прав. Понятно, что крайности не сулят ничего хорошего.

Как правило, отец много времени проводит вне дома, устает, у него есть желание, но нет возможности хорошо узнать своего ребенка и полноценно общаться с ним. Оказавшись дома, отец, к сожалению, иногда видит свое предназначение только в том, чтобы учить, ругать, призывать к порядку – и эта строгость обращена на так долго ждавшего его малыша. А ведь отцовская роль в жизни ребенка значительно больше функции «верховного божества» – пугающего и карающего.

Бывает, что мужчина занят лишь собой, своими интересами. Он обращает внимание на ребенка только тогда, когда без этого уже никак не обойтись или сам малыш пытается установить контакт. В этом случае отец «функционирует», как компьютер: да, нет, можно, нельзя. Робкий ребенок после таких «разговоров» почти прекращает попытки привлечь внимание отца: ему ничего не остается, как со всеми вопросами обращаться к одному понимающему человеку – маме.

У некоторых мужчин складываются странные и даже уродливые формы общения с детьми. Ребенок ежедневно ощущает, что его не любят, постоянно в чем-то обвиняют, он испытывает унижение, беспомощность, оказывается в изоляции. Такой же недопустимой является модель общения, когда отец заискивает перед малышом, фактически покупая его расположение, чтобы показать, какой он хороший папа.

Порой встречаются семьи, в которых дети осведомлены о роли и месте отца не больше, чем во времена А. П. Чехова: «За этой комнатой есть другая, куда не пускают, и где мелькает папа – личность в высшей степени загадочная! Няня и мама понятны: они одевают Гришу и укладывают его спать, но для чего существует папа – неизвестно».

«Поговорим, как мужчина с мужчиной», – всякий мальчишка испытывает гордость, услышав эти слова... А если отец знаком еще и с детскими играми для мальчиков – то цены ему нет!

Умеете ли вы говорить с детьми?

Привыкший со всеми своими проблемами идти к маме, а не к папе, которому «нельзя мешать», ребенок постепенно перестает обращаться к отцу, авторитет которого падает, а участие в жизни детей сводится к роли «соседа по квартире».

Мамам часто кажется, что вся беда в том, что муж не умеет общаться с детьми. (Но, возможно, и материнское речевое поведение не укладывается в рамки образцового и продуктивного.) Чтобы разобраться в этом, проконтролируйте себя – последите, как вы (папа или мама) ведете беседу с ребенком. Если из родительских уст часто звучат речевые конструкции, приведенные ниже, то вам предстоит серьезная работа над изменением стиля общения.

Отец, который не жалеет для ребенка времени, видит в нем личность, считается с его интересами, беседует с ним на равных, уважительно выслушивает его мнение, а также знает нюансы в воспитании девочек и в воспитании мальчиков – случай идеальный, но почему бы и не попытаться к этому идеалу приблизиться?..

Чего в разговорах родителей с детьми быть не должно

  1. Приказы, команды:

«Сейчас же вставай!», «Чтобы больше я этого не видел!», «Замолчи
немедленно!»

В категоричных фразах ребенок слышит нежелание взрослого вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к себе. Такие резкие и суровые слова вызывают ощущение бесправия и даже брошенности «в беде». В ответ дети сопротивляются, упрямятся, грубят.

  1. Частые угрозы, предупреждения:

«Прекрати плакать, не выводи меня из себя», «Еще раз это повторится,
и я возьму ремень».

Угрозы бессмысленны, если ребенок в данный момент ощущает острое переживание – они лишь загоняют его в еще больший тупик. А при частом повторении дети привыкают и перестают на них реагировать.

  1. Незаслуженные обвинения, критика:

«Опять все сделал не так!», «Все из-за тебя», «Зря я на тебя надеялся!»
Такие обидные и обижающие фразы вызывают у детей либо активный отпор (ответное нападение, озлобление), либо уныние, подавленность, разочарование в себе и отношениях со взрослыми. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает считать себя плохим, безвольным – настоящим неудачником. Заниженная самооценка порождает новые проблемы.

  1. Насмешки, прозвища:

«Эх ты, плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты мужик!»
Такие слова – лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. Дети обижаются и защищаются, как могут: «А сам какой?», «Пусть лапша!», «Ну и буду таким, если меня так зовут!»

  1. Сочувствие на словах:

«Успокойся, все это такая ерунда», «Не обращай внимания», «Перемелется – мука будет».
Ребенку нужно сочувствовать, но в пустых фразах он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание его переживаний.

  1. Нудные нотации:

«Пора знать, что перед едой надо мыть руки», «Сколько тебе говорить: слушай отца», «Без конца отвлекаешься, потому и делаешь ошибки».
Как правило, в этих случаях ребенок отвечает: «Я знаю», «Хватит!». В итоге у него возникает то, что психологи называют «психологической глухотой».

  1. «Влезание в душу»:

«Нет, ты скажи, что все-таки случилось? Я все равно узнаю. Ну почему ты молчишь?»
Удержаться от расспросов трудно. Но лучше попробовать внимательно выслушать ребенка и постараться понять, что у него на душе, а вопросительные предложения заменить
на утвердительные.

  1. Легкомысленное отшучивание:

Сын: «Знаешь, папа, я ничего в этой математике не понимаю». Отец: «Как много между нами общего!»
Папа проявляет чувство юмора, но проблема остается. У ребенка (даже если он обладает чувством юмора) пропадает желание посвящать отца в свои переживания.

  1. Скучная морализация:

«Ты обязан вести себя как полагается», «Каждый человек должен трудиться», «Нужно уважать старших».
Дети из таких тоскливых фраз не узнают ничего нового, их поведение не меняется. Они чувствуют давление авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще – все вместе. Моральные устои и нравственное поведение воспитывают не слова, а атмосфера в доме, поведение взрослых, прежде всего – самих родителей.

  1. Прямолинейные советы:

«А ты возьми и скажи ему...», «Нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал (не дал) сдачи».
Дети не склонны прислушиваться к таким советам-отговоркам. Иногда открыто восстают: «Ты так думаешь, а я по-другому», «Тебе легко говорить», «Сам знаю!» Что стоит за этими негативными реакциями? Желание быть независимым, принимать решения самому. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, отец напоминает ему, что тот мал и неопытен, а взрослые старше и умнее. Авторитарная позиция взрослого раздражает детей и не оставляет у них желания рассказать подробнее о своей проблеме.

  1. Недоверие:

«Я знаю, что все это из-за тебя», «Что, опять подрался с кем-то?», «Уверен, что ты меня обманываешь», «Я вижу тебя насквозь».
При частом повторении подобные фразы приводят ребенка в ярость. Кто любит, когда его «вычисляют»? За этим может последовать лишь защитная реакция отторжения, желание уйти от контакта.

  1. Неискренние похвалы:

«Молодец, ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая!», «Ты такой храбрый!»
Дети легко распознают фальшь. Ребенок может догадаться, что его хвалят из каких-то своих соображений. Как правильно реагировать на успехи ребенка? Лучше всего выразить свое отношение к происходящему, используя местоимения «я», «мне» вместо «ты».

Родительская школа: общение с ребенком

Существует несколько простых правил, которым мудрые родители обоих полов должны неукоснительно следовать.

  1. Если хотите поговорить с детьми по душам, выбирайте для этого время совместных прогулок и игр, минуты спокойного общения перед отходом ко сну.
  2. Если ребенок о чем-то спрашивает, чем-то интересуется, обязательно удовлетворите его любопытство. Не отмахивайтесь и не обрывайте его грубыми выражениями типа «не твое дело», «не видишь, я занят»; «в свое время узнаешь» и т.п.
  3. Если ребенок что-то говорит вам, не перебивайте его, а внимательно выслушайте (разумеется, если он в это время не перебивает вас).
  4. Прислушивайтесь к личному мнению ребенка, особенно когда решается вопрос, касающийся его напрямую.
  5. Если вы почему-либо незаслуженно оскорбили ребенка или сгоряча «сорвались» на него, найдите мужество извиниться, желательно – не формально.
  6. Помните, что иногда детям тоже нужно отдохнуть от родителей и побыть наедине с собой. Не навязывайте малышу свое общество, когда оно ему явно не требуется.

Источник: www.krokha.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по психологии "Особенности общения младенца со взрослыми"

Презентация по психологии "Особенности общения младенца со взрослыми"...

Заметки психолога "Особенности общения с ребенком в семье"

В сатье рассматриваются основы  общения родителей с детьми с помощью  шести принципов, которые можно записать в виде рецепта. . Этот рецепт может стать основным законом воспит...

Заметки психолога "Особенности общения с ребенком в семье".

сатье рассматриваются основы  общения родителей с детьми с помощью  шести принципов, которые можно записать в виде рецепта. . Этот рецепт может стать основным законом во...

Советы психолога в общении с ребенком

Информация для родителей и педагогов...

Рекомендации психолога для родителей "Общение ребенка со взрослым"

Общение со взрослым играет огромную   роль в возникновении , удовлетворении и развитии познавательной потребности ребенка. Рассказ взрослого помогает дошкольнику по-новому взглянуть на окруж...

Советы родителям от педагога-психолога "Секреты общения ребенка в семье "

Формирование понимания ценности особенности общения с ребёнком в своей семье....

Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми

Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью являетс...