Сценарий встречи-тренинга с родителями на тему "Гиперактивность ребенка"
материал на тему

Долгова Наталия Николаевна

Данный сценарий встречи-тренинга с родителями содержит ряд теоретических и практических аспектов проблемы "Детской гиперактивности". В ходе встречи предлагаются упражнения для активизации социально приемлемых поведенческих проявлений. Включение в сценарий стихотворных строк и музыки располагает аудиторию к продуктивному сотрудничеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгова Н.Н.

СЦЕНАРИЙ встречи-тренинга

в рамках работы консультативного пункта для родителей

на тему: «МОЙ РЕБЕНОК – ОСОБЕННЫЙ»

Долгова Наталия Николаевна, педагог-психолог

МБДОУ ЦРР-ДС №53 «Елочка», г. Тамбов

Целевой ориентир:

- освещение проблемы детской гиперактивности в современном мире;

- создание положительной эмоционально-психологической атмосферы средствами музыкального сопровождения встречи;

- обучение практическим способам снятия гиперактивного проявления в поведении детей.

Необходимое оснащение: мультимедийное оборудование (экран, проектор, компьютер), музыкальный центр, запись музыки на диске (из мультика «Про обезьянок» - «В каждом маленьком ребенке»; из кинофильма «Приключение Электроника» - «Мы маленькие дети…»), игрушка (любая), слайдовая презентация по тексту сценария.

Под музыку «В каждом маленьком ребенке…» начинается встреча…

        Добрый день, дорогие коллеги! В начале нашей встречи, хотелось бы предложить вам принять участие в опросе (слайд 1), будьте любезны и ответьте так, как сами считаете: (щелчок)

- Хорошее ли у вас настроение? (ответы родителей) (Щелчок)

- Охотно ли вы примите участие в работе семинара? (ответы родителей) (щелчок)

- Что для вас «дети»? (ответы родителей)

Слайд 2 - Тема встречи

(ведущий читает стихотворение)

Дети – это ночью частые вставанья,

Дети – это соски, колики, горшки.

Дети – это споры в вопросах воспитанья,

Мамины молитвы, папины посты.

Дети – это ласка, искренность и дружба.

Спорят понарошку, любят так всерьёз.

С ними нам лукавить, прятаться не нужно -

Детскими глазами видно нас насквозь.

Дети – это папы часто нету дома,

Дети – это мама дома целый день.

Дети – это часто узкий круг знакомых,

Собственные планы двигаются в тень.

Дети – это будто жизнь пошла сначала:

Первые улыбки, первые шаги,

Первые успехи, первые провалы.

Дети – это опыт, дети – это мы.

Согласитесь, что для каждой матери, ее ребенок - особенный. Он ведь так не похож на других, он единственный, неповторимый, он уже столько может делать!

Буквально, в пятницу, возвращаюсь с работы на общественном транспорте и, невольно, стала свидетельницей одного разговора двух матерей. Они делились друг с другом «наболевшем». Одна говорит: «Моего сына Сережку, я никак не могу растолкать. Так сядет себе за кубики или пазлы и весь вечер прокопается, не видно его, не слышно…» Другая мать ей в ответ: «А мой Шурик ни секунды на месте не устоит, ничем увлечь на долго его не могу…чтобы я не пробовала, миллион вопросов, какую игрушку не купишь – сломает обязательно в считанные секунды. Что делать ума не приложу».

Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети – одна картина и совершенно другая – беспокойные, скачущие по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и "перебором"? Хорошо это или плохо иметь активного ребенка – как вы думаете? (ответы родителей)

Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Наверное, только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: "Какой же ты хороший, когда спишь!"

Но, с другой стороны, если это так естественно, почему неврологи в один голос называют чрезмерную активность - гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные?

Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.

Обратимся к информации на слайдах, на которых приведены сравнительные характеристики двух типов детей – активного и гиперактивного. По аналогии с детской игрой «Найди 5 отличий».

Слайд 3,4 – сравнение

Активность – 3 слайд

        Гиперактивность – 4 слайд

Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.

Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Недавно я прочла одну современную притчу и она по тематике подходит к сегодняшней встречи, послушайте.

Маленькая Мэри с матерью пришла на берег моря.

- Мама, можно я поиграю в песке?

- Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.

- Мама, можно я побегаю по воде?

- Нет. Ты намокнешь и простудишься.

- Мама, можно мне поиграть с другими детьми?

- Нет. Ты затеряешься в толпе.

- Мама, купи мне мороженое.

- Нет. Ты простудишь горло.

Маленькая Мэри начала реветь. Мать повернулась к стоявшей неподалёку женщине и сказала:

- Господи Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого невротического ребёнка? (слайд 5)

Откуда же растут ноги данной проблемы?

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.

Слайд 6 – «Что нужно сделать?»

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами – очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела». Скажите себе: «Четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными.

А также воспользуйся такими советами:

Слайд 7 – СОВЕТЫ

- Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.

- Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

- В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

 - Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями. Поэтому необходимо проанализировать жизненные ситуации.

- Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

Главное в работе с активным ребенком – направить его энергию в правильное русло: обычно гиперактивные дети способны к интенсивному развитию, если правильно применят свои способности.

Правильно применять и выработать привычку уместно направлять свои усилия детям помогут простые упражнения.

Предлагаем вашему вниманию ряд коррекционных игр для гиперактивных детей. Игры делят на группы:

- игры для развития внимания

- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжении (релаксации)

- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления)

- коммуникативные игры или игры, способствующие закреплению умения общаться

Игры для развития внимания

Игра для развития внимания «КОРРЕКТОР»

Эту игру дети обычно любят за то, что она дает им возможность почувствовать себя взрослыми и важными. Для начала нужно объяснить им смысл непонятного слова "корректор". Вспомните с ребенком его любимые книги и детские журналы. Встречал ли он в них когда-нибудь ошибки и опечатки? Конечно нет, если речь идет о хорошем издательстве. А ведь авторы тоже могут допускать ошибки. Кто же занимается их исправлением и не пропускает в печать разные "опечатки"? Этот важный человек и есть корректор. Предложите ребенку поработать на такой ответственной должности.

Возьмите старую книгу или журнал, где есть большие тексты. Договоритесь с ребенком о том, какая буква сегодня будет условно "неправильной", то есть какую букву он будет вычеркивать. Затем выберите фрагмент текста или засеките время работы (не более десяти минут). Когда пройдет это время или будет проверен весь выбранный отрывок, проверьте текст сами. Если ваши сын или дочь действительно отыскали все нужные буквы, то обязательно похвалите их. Такому корректору можно даже выдать премию (например, в виде сладостей или маленьких сюрпризов)!

Если же вашим корректором были допущены пропуски или ошибки, то тоже не огорчайтесь - ему есть в чем совершенствоваться! Возьмите листок в клеточку и начертите на нем систему координат. Вверх по вертикальной оси отложите столько клеточек, сколько ошибок допустил ребенок. Когда будете проводить эту игру повторно, то на этом же чертеже правее отложите следующее количество ошибок. Соедините полученные точки. Если кривая поползла вниз, значит, ваш ребенок сегодня работает более внимательно, чем раньше. Порадуйтесь вместе с ним этому событию!

Примечание. Описанную игру желательно проводить с невнимательными детьми систематически. Тогда она станет эффективным инструментом, способным исправить этот недостаток. Если же ваш ребенок уже без труда справляется с заданием, то можно его усложнить следующими способами. Во-первых, можно предложить корректору вычеркивать не одну букву, а три, причем разными способами. Так, например, букву "М" нужно вычеркивать, букву "С" подчеркивать, а "И" обводить в кружок. Во-вторых, можно вносить шумовые помехи, которые будут отвлекать ребенка от работы над заданием. То есть в отведенное для "корректуры" время вы вместо того, чтобы хранить молчание и помогать ребенку сосредоточиться, будете играть роль "вредного" родителя: шуметь, шуршать, рассказывать истории, ронять предметы, включать и выключать магнитофон и выполнять прочие действия в стиле старухи Шапокляк.

Игры и упражнения для снятия мышечного

и эмоционального напряжении (релаксации)

         Воздушный шарик

Описание

Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом-«адувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

Смысл упражнения

Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.

Обсуждение

Участников просят поделиться ощущениями, возникшими в процессе выполнения упражнения, и самонаблюдениями, как по его ходу менялось их состояние.

Семь свечей

Описание

«Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.

Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Смысл упражнения '

Простая и эффективная техника релаксации, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.

Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления)

Говори по сигналу

Сейчас вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.

Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое "я". Задавая вопросы по содержанию пройденной в школе темы (можно с опорой на учебник), вы параллельно с развитием волевой регуляции закрепите определенные знания.

Вопросы для ответов:

- какие вариативные формы дошкольного образования вы узнали?

- чем Консультативный пункт отличается от Центра игровой поддержки?

- какими нормативными документами регулируется работа вариативных форм дошкольного образования?

Коммуникативные игры

"Сиамские близнецы"

Спросите у ребенка, знает ли он, кто такие сиамские близнецы. Если он об этом не слышал, расскажите ему, что очень редко, но все же случается, что рождаются сразу не просто два ребенка, а дети, сросшиеся между собой. Чтобы воображение ребенка не нарисовало ему ужасную картину на эту тему, утешьте его, что современная медицина способна их разделить и они живут, как и все остальные. Но в древние времена врачи еще не умели делать такие операции. Поэтому сиамские близнецы жили всю жизнь не только душа в душу, но и имея почти общее тело. Узнайте мнение ребенка, трудно ли так жить. В каких ситуациях им нужно было проявлять согласованность в совместных действиях?

После того как эмоциональное отношение к проблеме высказано, переходите к делу. Скажите ребенку, что наверняка такие братья или сестры становились просто гениями общения, ведь чтобы сделать хоть что-нибудь, им приходилось все согласовывать и подстраиваться друг под друга. Поэтому вы сейчас поиграете в сиамских близнецов, чтобы научиться хорошо общаться.

Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки детей, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук, детям они понадобятся. Теперь расскажите игрокам, что им предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Дайте детям карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать детям.

Предупредите играющих, что жюри (то есть вы или другие взрослые) будет оценивать не только качество полученной картины, но и течение самой работы: были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал ребенок), обсуждали ли дети сюжет рисунка, порядок рисования и т. д.

Примечание. После того как рисунок будет закончен, обсудите с художниками, трудно ли им было работать и понравилось ли им создавать картину вместе. Можно ненавязчиво остановиться на ошибках в сотрудничестве, допущенных детьми. Однако не забудьте перед этим отметить положительные стороны их общения.


        Надеемся, что приведенные игровые примеры помогут вам в вашей работе с детьми не только гиперактиными.

В завершении встречи мне бы хотелось познакомить вас с еще одной древней притчей.

Притча о детях

«В далекой стране жил человек. Много детей у него было, да не все они его любили. Обижался человек, винил детей в злобе и хитрости. И обидевшись на них, ушел в страну для себя неведомую. Долго ли коротко ли ходил, а ноги его опять к дому привели. И увидел он сад цветущий, дома красивые, поля возделанные и детей своих счастливых. Опять обиделся он на детей своих и поселился не далеко от них. Прибегали внуки к нему - он их не приветствовал, приходили дети, он на них обижался, не разговаривал с ними. А когда умер человек, все дети наконец-то пришли к нему и взрастили сад на могиле его с почтением и любовью».

О чем говорит эта притча? Доченька не плачь и не огорчайся, дети твои вырастут и без тебя, но лучше будет, если ты будешь рядом. Развиваться нужно не только тебе, но и им. Почему они должны мудрости набираться через твой пресс, через твой «фильтр»? Они сами должны учиться определять, где плохо и как хорошо. Запомни дочка, у каждого свои взгляды и свои понятия о хорошем и плохом. Ты видишь это по-своему, дети видят по-своему. Зачастую и ты им можешь объяснить действия, только со своей точки зрения. А всегда ли ты права? Ведь сама не раз убеждалась в ошибочности своих мыслей и поступков. Ты должна им помогать, то есть слушать, видеть, понимать детей своих, а не научать их своим взглядам, своим мыслям. Предоставь им право выбора, свободу действий. Чем раньше научаться думать сами, тем быстрее мудрость к ним придет.

Успехов вам в нелегком труде по воспитанию детей!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мой ребенок - особенный" к сценарию встречи-тренинга с родителями на тему "Гиперактивность ребенка"

Данная презентация является приложением к сценарию встречи-тренинга с родителями на тему: "Гиперактивность ребенка"....

Встреча-тренинг для родителей «Сказочное детство»

Встреча-тренинг для родителей «Сказочное детство»Цель занятия: помочь родителям лучше узнать и понять чувства своего ребенка, научить некоторым способам их регулирования, посредством сказки....

Сценарий круглого стола с родителями "Успешный ребенок - тактика родительской поддержки"

Актуальность проблемы достижения успеха ребёнком, выявления эффективных педагогических путей формирования такого сложного личностного новообразования, как успешность, определяет его дальнейшее социаль...

Сценарий круглого стола с родителями воспитанников "Эмоциональное благополучие ребенка"

Сценарий круглого стола с родителями воспитанников "Эмоциональное благополучие ребенка"...

Сценарий педагогической мастерской для родителей На тему: «Здоровая семья – здоровый ребенок»

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дош...

Родительский клуб «Содружество». Первая встреча. Тренинг: «Будем знакомы!»

Первая встречаТема «Будем знакомы!»В начале встречи пустить анкету «Наш детский сад»Родителям из каждой ясельной группы прикрепить смайлики(кто из какой группы: "Цветочки...