Консультация для родителей "Готовим ребенка к школе"
материал (подготовительная группа) по теме

Кочнёва Татьяна Георгиевна

 

Уважаемые родители!

Ваш ребенок находится на последней ступеньке перед школой. Мы советуем обращать внимание на словарь ребенка, на то, как включаются в него новые слова. Но теперь вас должны интересовать более углубленные знания ребенка. Ему надо знать такие тонкости, как обозначение словом различных качеств и свойств, да не простых, а передающих оттенки, выраженность, степень, характер.

Проще говоря, речь идет о прилагательных в сравнительной степени(горячий-горячее, мягкий-мягче), о наречиях ( быстро-медленнее).

Вам придется предоставлять ребенку возможность иметь дело с предметами, которые нужно будет описывать по схеме.

Ребенок должен почувствовать многообразие значений слова, его оттенков.

Например:

1.       Дайте ребенку задание описать апельсин ( апельсин-теплый, круглый, упругий, солнечный).

На что похож апельсин?

С чем его модно сравнить?

2.       Какая сегодня погода? ( туманная, холодная, сырая, грустная)

Попробуйте придумать с ребенком рифмы:

«Если мамы дома нет –

Кто сготовит нам ….(обед)

Нужно мамочке помочь –

Помогает маме…(дочь)

Дочь наварит свежих  щей,

В щи положит…(овощей)

Ребенок должен понимать стихи, воспринимать их, а не просто повторять набор слов.

Старайтесь подбирать стихи, соответствующие уровню возможностей маленького человека.

Слова, постоянно пополняющие словарь ребенка, извлекаются из вашей речи, из окружающей  ситуации, из впечатлений,  из наблюдений ребенка. Можно поговорить с ребенком о профессиях. Вашему ребенку уже доступно понимание и усвоение слов обозначений, которые малыш может самостоятельно образовывать. Например: кто ухаживает за лесом? (Лесник). Кто ухаживает за садом? (Садовник).

Можно потренировать ребенка в образовании слов при помощи суффиксов:

Рубить-рубщик                                                            учить - учитель

Гриб-грибник                                                                мясо-мясник.

Ваш ребенок понимает и использует в речи сложные предлоги « из-за, из-под». Выполнение сложных инструкций, которые вы даете, будет здесь подспорьем : « Достань карандаш из-под книги. Вынь картинку из-за зеркала» или «Откуда я достала ручку?. Откуда я вытащила ручку?»

Очень важно, чтобы ребенок хорошо понимал, что вы  от него хотите, тогда при выполнении действий или во время ответов слова быстрее переходят из пассивного запаса в активный.

Ребёнку нужно  видеть, воспринимать предмет или явление для того , чтобы обозначающее его слово вошло в речь.

Ребенок должен сам наблюдать и делать вывод об увиденном. Вы старайтесь помочь и закрепить знания об окружающем. Очень хорошо развивает игра «Подбери слово»:

Щука плавает, а снегирь…. (летает)

Гусеница ползает. А заяц..(бегает)

Журавль курлыкает, а ворона..(каркает)

Ребенку  нравится применять в своей речи новые слова. Словообразование – великая вещь, и если оно происходит правильно, языковые (а не только речевые) возможности маленького человека растут стремительно.

Как же нужно образовывать слова?

«Посмотри, вот у нас стоит большой стол, на нем стоит ваза. А вот там, около дивана, маленький столик. Что на нем стоит?»

Задайте вопросы к месту и не слишком много за один раз.

Не надо объявлять ребенку задание, просто вовлеките его, а ясный ему и естественный диалог.

На картинке изображены дети, что они делают?

Ставьте ребенка в условия, когда необходимо думать, придумывать, воображать и облекать это в слова.

Игра» Объясни наоборот»

Вы сообщаете короткую информацию о слове, а ребенок его узнает и называет: «Сумка для школьных принадлежностей (портфель, ранец)».

Несмотря на то, что словарный запас вашего ребенка постоянно увеличивается, далеко не все ясно и понятно, а речи окружающих людей. Ребенка интересуют узкие, отдельные темы, особенности. Много слов появляется именно потому. Что ребенок учится составлять части, детали, компоненты, то есть интересуется не только общим названием. Но и тем, из чего, из каких частей состоит предмет или явление.

Приготовьте такие игры, где нужно к одной картине, изображающей предмет, подобрать картинки, изображающие отдельные части предмета: дом (крыша, стена, дверь, окно, труба).

Свободно пользоваться словами, не затрудняясь в выборе нужного слова или выражения – вот чему вы сейчас учите своего ребенка.

Попробуйте игру в антонимы (подбор слов, противоположных по  значению): злой  - добрый, рвать – скреплять и т.д.

Включайте в игру все части речи, не только прилагательные, глаголы и существительные, но и наречия: «Летом жарко, а зимой -….(холодно»).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Ваш ребенок находится на последней ступеньке перед школой. Мы советуем обращать внимание на словарь ребенка, на то, как включаются в него новые слова. Но теперь вас должны интересовать более углубленные знания ребенка. Ему надо знать такие тонкости, как обозначение словом различных качеств и свойств, да не простых, а передающих оттенки, выраженность, степень, характер.

Проще говоря, речь идет о прилагательных в сравнительной степени(горячий-горячее, мягкий-мягче), о наречиях ( быстро-медленнее).

Вам придется предоставлять ребенку возможность иметь дело с предметами, которые нужно будет описывать по схеме.

Ребенок должен почувствовать многообразие значений слова, его оттенков.

Например:

  1. Дайте ребенку задание описать апельсин ( апельсин-теплый, круглый, упругий, солнечный).

На что похож апельсин?

С чем его модно сравнить?

  1. Какая сегодня погода? ( туманная, холодная, сырая, грустная)

Попробуйте придумать с ребенком рифмы:

«Если мамы дома нет –

Кто сготовит нам ….(обед)

Нужно мамочке помочь –

Помогает маме…(дочь)

Дочь наварит свежих  щей,

В щи положит…(овощей)

Ребенок должен понимать стихи, воспринимать их, а не просто повторять набор слов.

Старайтесь подбирать стихи, соответствующие уровню возможностей маленького человека.

Слова, постоянно пополняющие словарь ребенка, извлекаются из вашей речи, из окружающей  ситуации, из впечатлений,  из наблюдений ребенка. Можно поговорить с ребенком о профессиях. Вашему ребенку уже доступно понимание и усвоение слов обозначений, которые малыш может самостоятельно образовывать. Например: кто ухаживает за лесом? (Лесник). Кто ухаживает за садом? (Садовник).

Можно потренировать ребенка в образовании слов при помощи суффиксов:

Рубить-рубщик        учить - учитель

Гриб-грибник        мясо-мясник.

Ваш ребенок понимает и использует в речи сложные предлоги « из-за, из-под». Выполнение сложных инструкций, которые вы даете, будет здесь подспорьем : « Достань карандаш из-под книги. Вынь картинку из-за зеркала» или «Откуда я достала ручку?. Откуда я вытащила ручку?»

Очень важно, чтобы ребенок хорошо понимал, что вы  от него хотите, тогда при выполнении действий или во время ответов слова быстрее переходят из пассивного запаса в активный.

Ребёнку нужно  видеть, воспринимать предмет или явление для того , чтобы обозначающее его слово вошло в речь.

Ребенок должен сам наблюдать и делать вывод об увиденном. Вы старайтесь помочь и закрепить знания об окружающем. Очень хорошо развивает игра «Подбери слово»:

Щука плавает, а снегирь…. (летает)

Гусеница ползает. А заяц..(бегает)

Журавль курлыкает, а ворона..(каркает)

Ребенку  нравится применять в своей речи новые слова. Словообразование – великая вещь, и если оно происходит правильно, языковые (а не только речевые) возможности маленького человека растут стремительно.

Как же нужно образовывать слова?

«Посмотри, вот у нас стоит большой стол, на нем стоит ваза. А вот там, около дивана, маленький столик. Что на нем стоит?»

Задайте вопросы к месту и не слишком много за один раз.

Не надо объявлять ребенку задание, просто вовлеките его, а ясный ему и естественный диалог.

На картинке изображены дети, что они делают?

Ставьте ребенка в условия, когда необходимо думать, придумывать, воображать и облекать это в слова.

Игра» Объясни наоборот»

Вы сообщаете короткую информацию о слове, а ребенок его узнает и называет: «Сумка для школьных принадлежностей (портфель, ранец)».

Несмотря на то, что словарный запас вашего ребенка постоянно увеличивается, далеко не все ясно и понятно, а речи окружающих людей. Ребенка интересуют узкие, отдельные темы, особенности. Много слов появляется именно потому. Что ребенок учится составлять части, детали, компоненты, то есть интересуется не только общим названием. Но и тем, из чего, из каких частей состоит предмет или явление.

Приготовьте такие игры, где нужно к одной картине, изображающей предмет, подобрать картинки, изображающие отдельные части предмета: дом (крыша, стена, дверь, окно, труба).

Свободно пользоваться словами, не затрудняясь в выборе нужного слова или выражения – вот чему вы сейчас учите своего ребенка.

Попробуйте игру в антонимы (подбор слов, противоположных по  значению): злой  - добрый, рвать – скреплять и т.д.

Включайте в игру все части речи, не только прилагательные, глаголы и существительные, но и наречия: «Летом жарко, а зимой -….(холодно»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Готов ли ребенок к школе"

Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно....

Консультация "Речевая готовность ребенка к школе"

К  моменту поступления в школу словарный запас ребенка достигает 5000-6000 слов, и он правильно употребляет их в речи....

Консультация "Психологическая готовность ребенка к школе"

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться». (Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер)...

Консультация "КАК подготовить ребенка в школу "

Данным материалом  могут воспользоваться воспитатели детских садов...

Консультация. Речевая готовность ребенка к школе.

Речевые навыки и умения, которыми должен  овладеть ребенок к школе....

Консультация "Готов ли ребенок в школу?"

Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет та...