Отец и мать как воспитатели
занимательные факты по теме

Пазинич Светлана Александровна

Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ухаживает за ребёнком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет «общее руководство», обеспечивает семью материально. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otec_i_mat_kak_vospitateli.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

1. Отец и мать – естественные воспитатели детей.

Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей. 

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители – пример ему…

С. Брант

Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ухаживает за ребёнком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет «общее руководство», обеспечивает семью материально. В основе такого распределения ролей лежат природные качества мужчины и женщины: чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребёнку; физическая сила и энергия отца.

Долгое время считалось, что материнские чувства необычайно сильны от рождения, инстинктивны и лишь пробуждаются при появлении ребёнка. Это утверждение о врожденности материнских чувств было поставлено под сомнение результатами экспериментов над человекообразными обезьянами американского зоопсихолога Г.Ф. Харлоу. Суть эксперимента в следующем. Новорожденных детенышей отделили от матерей. Малыши стали плохо развиваться. К ним внесли «искусственных» матерей – проволочные каркасы, обтянутые шкурой, и поведение детенышей изменилось к лучшему. Когда они выросли и дали потомство, то стало ясно, что замена была неполноценной: у обезьян, выросших в отрыве от взрослых особей, начисто отсутствовало материнское поведение. Они были так же равнодушны к своим детям, как их «искусственные мамы». На основе экспериментальных данных был сделан вывод о том, что материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства. Материнская, родительская любовь – первый вид любви, которую познает человек. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любим с самого детства.

Уже в период беременности устанавливается тесная связь матери и ребёнка, и характер отношения матери к ребёнку в данный период не безразличен для его развития. Наука располагает данными об аномальном внутриутробном развитии ребёнка в процессе нежелательной беременности. Более того, специалисты ряда стран считают, что возникновение и усугубление некоторых психических расстройств у ребёнка в большей или меньшей степени обусловлены отрицательным или холодным отношением матери. Следующий пример доказывает правоту сказанного.

«Катерина была единственной дочерью в семье. Казалось бы, она должна была стать любимицей своей матери, однако этого не случилось. Мать, не получив сама в детстве любви и ласки, с самого рождения отвергала малышку. При избытке грудного молока она не захотела кормить дочь грудью, «чтобы грудь не потеряла формы», не брала ее лишний раз на руки, «чтобы не избаловать дочь». Первое время малышка сильно плакала, стараясь хоть как-то привлечь внимание матери, но затем крики стихли, девочка, что называется, ушла в себя. Катя росла замкнутой, не по годам серьезной. Она быстро стала самостоятельной. Когда дочь достигла подросткового возраста, родители развелись. Катя осталась с отцом, которого очень любила. Мать стала мстить за это дочери, обзывала самыми грязными словами и отвергала попытки девочки к сближению. Девушка была в отчаянии. Чтобы как-то унять непрекращающуюся боль, она посвятила всю себя карьере, достижению успеха, материального благополучия. Про себя она думала, что её успехи, смягчат ожесточённую мать. Катерина стала искать любовь в окружающих её людях. Ей хотелось получать её всё больше и больше. Для этого она создала имидж привлекательной и успешной женщины; ей нравилось ловить на себе восторженные взгляды мужчин, чувствовать их интерес к себе.  Тем не менее ей самой было страшно полюбить по-настоящему.» (Морозова Е. «Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты»).

Отец не может так интимно сжиться с ребёнком, как мать, вынашивая его под своим сердцем, но он играет важную роль в его воспитании. Английский поэт У. Вордсворт высказал мысль о том, что ребёнок – отец мужчины. Именно дети меняют социальные функции мужчины и делают его отцом, это касается и женщины, более того, собственно семья начинается с детей. Забота о ребёнке, от которой напрямую зависит его существование, сплачивает супругов, наполняет их жизнь новыми общими интересами.

На разных возрастных этапах дети испытывают чувство привязанности к родителям не в одинаковой степени, но в раннем возрасте дети наиболее интенсивно привязаны к матери. Она нужна как опора, как источник безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

Социологические исследования показали, что функция отца в последние годы изменилась значительно в лучшую сторону. Современные папы проводят с детьми больше времени, и это благотворно влияет на их развитие. Наблюдения показывают, что дети, отцы которых участвовали в повседневном уходе за ними на первом году жизни, меньше боятся незнакомых людей, более общительны.

Для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления – и мужской, и женский.

Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин явное превосходство в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта идёт по «женскому типу»: обнаруживаются лучше сформированные языковые способности, но чаще фиксируются нелады с математикой.

Традиционная точка зрения приписывает отцу в первую очередь дисциплинирующее влияние. Многие считают, что в основе развития нравственности ребёнка лежит страх отцовского наказания. Научные исследования выявили обратную связь между строгостью отца и нравственностью сына: у чрезмерно суровых отцов сыновья порой лишены способности к сочувствию, состраданию, бывают агрессивны. Запреты отца действуют только на фоне отцовской любви.

Для гармоничного развития личности необходимо, чтобы ребёнок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями; видя пример поведения родителей, их взаимоотношения, трудовое сотрудничество друг с другом, ребёнок строит своё поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом.

Однако в развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит мужчине, воспитателю, отцу, педагогу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребёнка отец (в отличие от матери) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым формируя их половую идентификацию.

Отец, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну: поощряет активность, выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у девочки. Мать обычно одинаково относится к детям обоего пола, не подчеркивая их различия.

Если в семье нет отца, то это сказывается на развитии мальчика и девочки, является препятствием к гармоничному половому развитию ребёнка. У девочки может появиться бессознательная установка, что отец не нужен, а это повлияет на формирование представлений о собственной семье и впоследствии негативным образом скажется на семейных отношениях. Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. Отсюда имеет под собой реальную почву большая феминизация мужчин.

Таким образом, отец и мать – самые первые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

2. Роль матери в воспитании детей.

В современной семье, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина - жена, мать. Женщина является хозяйкой в доме (она моет, стирает, готовит еду и многое другое). Социологами подсчитано, что домашняя средняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день - на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением. Кроме того, политика занятости в стране в настоящее время приводит к ситуации, что сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка. Что касается неполной семьи, где женщина одна воспитывает ребенка, в связи с тем, что в последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты, женщина-мать сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи.

Женщина в современной семье, в зависимости от семейной ситуации выполняет различные функции:

  1.  репродуктивная – биологическое воспроизводство, продолжение  рода;
  2.  хозяйственно – бытовая – уход за всеми членами семьи;
  3.  функция организации досуга – в большинстве своем принадлежит женщине, т.к. женщины более эмоциональны. С подачи женщины семья по-разному проводит свой совместный досуг;
  4. - экономическая – по мнению социологов в современной семье именно женщина все чаще выполняет роль добытчицы и распределяет семейный бюджет.
  5. - эмоциональная (психотерапевтическая, релаксационная) – женщина, как правило, способна наиболее мягко эмоционально стабилизировать психологическую атмосферу семьи.
  6. - воспитательная - важнейшая функция женщины. Воспитательная функция - как воспитание детей, так и воспитание взрослых членов семьи.

Основная роль женщины в семье – материнство. Во многом материнская любовь и привязанность ребенка к матери выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека на протяжении всей его жизни и трудно переоценить роль матери в воспитании ребенка и функции матери в семье.

Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова), для маленького ребенка особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). Самой природой матери отведена роль естественной воспитательницы своих детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества женщины - чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку. Нет прочнее и ближе связи - физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка

При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально.

Роль матери для детей разного пола не одинакова. Для девочек после трех лет основная задача - освоение половой роли, для нее мать - образец, та часть мира, которую надо «примерять на себя», а заодно и все, что с этим связано: отношение другого пола (отца к матери и к ней как будущей женщине и матери), отношение детей (кукла - модель ребенка, по отношению к которой девочка выполняет роль матери, как ее мать - к ней самой). В этом возрасте (3-6 лет) может появиться пристальное внимание к матери, чувствительность к ее оценке, некоторая конкуренция за внимание отца и очень и особенная чуткость к тому, как отец относится к матери, а мать на это отвечает. Все меряется на себя и усваивается накрепко.

У мальчиков в этом возрасте любовь к матери искренняя, нежная, они очень обидчивы и ревнивы по отношению к «конкурентам» (отцу, друзьям матери, своим братьям и сестрам и даже чужим детям). Не менее чутко, чем девочки, воспринимают и усваивают модель супружеских отношений. Для них важны со стороны матери ласка, сочувствие - признание их «мужского достоинства» одновременно.

Таким образом, мать нужна ребенку всегда, причем всегда «по-разному», но не количественном измерении, а в качественном. Материнская любовь ( в отличии от отцовской), является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между ребенком и мамой.

Безусловная любовь матери дает ребенку: чувство защищенности, безопасность, дает прочное ощущение надежности; дарит способность доверять людям, миру, себе; вкладывает чувство принадлежности к роду, нации; устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления; помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми.

Неправильные отношения с матерью порождают две группы проблем во взрослой жизни. Первый род проблем связан с чувствами, которые ребенок испытывает к матери, к нанесенным ею обидами и неудовлетворенными ею потребностями. Эта группа проблем в последствии определяет отношение к детству. Это проявляется в том, что подавленные, невысказанные чувства гнева, возмущения против матери переносятся в личную семейную жизнь и на их основе могут строится взаимоотношения между супругами. Излишний контроль со стороны матери, безоговорочное исполнение ее команд формируют чувство недоверия к близким людям – жене или мужу. Происходит перенос отношений, что ведет к серьезным семейным проблемам.

Второй род проблем - это схемы и динамика отношений с матерью, которым ребенок научился в детстве от нее же. Это задает поведенческие схемы, заложенные в прошлом, но воспроизводящиеся в настоящем: нежелания близости или трудности в близких отношениях; привычка угождать всем; подавление чувств, невозможность открыться для партнера; агрессивность во взаимоотношениях без видимой на то причины; избыточный контроль других, членов семьи.

Именно в раннем детстве закладываются основы отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Будет ли он доверять людям, проявлять инициативу и активность по отношению к миру, испытывать уверенность в себе, во многом определяется опытом взаимодействия с матерью и отцом, начиная с первых дней жизни ребенка.

3. Роль отца в воспитании девочек и мальчиков.

Во все времена, во всех культурах роль отца в воспитании ребенка первых лет жизни оценивалась в лучшем случае, как второстепенная. Особенно это касалось воспитания в раннем детстве. Мужчина, как известно, прежде всего, кормилец, а заниматься младенцем должна женщина. В наше время, когда мать может выполнять обе эти функции, определить роль отца стало сложнее. Многие ученые, исследовавшие эту проблему, тоже недооценивали роль отца в воспитании. Однако, несмотря на то, что исследований, касающихся функции отца как воспитателя, немного, в большинстве из них демонстрируется важность взаимодействия отца с ребенком для его нормального развития. Косвенным свидетельством важности тесных эмоциональных связей между отцом и новорожденным с момента рождения являются полученные в последние годы данные о влиянии раннего контакта на привязанность отца к младенцу. Вначале в большом количестве экспериментов было установлено, что матери, которым сразу же после рождения ребенка предоставляют возможность контакта с ним, раньше проявляют большую привязанность к нему, чем матери, которым дают ребенка через некоторое время после родов. А повлияет ли такой ранний контакт на привязанность отца? Для ответа на этот вопрос шведский психолог Маргарет Редхольм провела специальное исследование на группе из 45 детей, появившихся на свет с помощью кесарева сечения. По правилам клиники, в которой проводилось исследование, новорожденных сразу помещали на сутки в специальный прозрачный инкубатор. Отцам 16 детей разрешили некоторое время после родов смотреть на своих новорожденных в инкубаторе. Отцам остальных детей разрешили помимо этого, 10-минутный непосредственный контакт с младенцами в любой желанной для них форме. Для этого новорожденных на 10 минут помещали на специальный столик, где отцы могли «познакомиться с младенцами так, как им этого хочется».

После этого жизнь младенцев протекала по обычным правилам в клинике, и в положенное время они были выписаны домой. Через месяц в домашних условиях психолог проводил контрольное исследование. Он приходил домой и просил отцов поиграть с ребенком так, как они обычно это делают.

Игры отца с ребенком в течение 6 минут снимались на кинопленку, после чего кинозапись изучалась и оценивалась психологом, не знавшим цели эксперимента. Психолог отмечал, сколько времени, как держит отец ребенка во время игры (лицом к себе, спиной к себе и т. д.), сколько и как гладит ребенка, его лицо, головку, тельце и т. д. Оказалось, что отцы, которым дали возможность соприкосновения со своим ребенком сразу после рождения, были более раскованны. Играя с ними через 3 месяца, они больше гладили лицо, головку и конечности младенца, меньше держали его спиной к себе, чем отцы другой группы, только наблюдавшие за своими младенцами в инкубаторе. Автор из этого сделал вывод, что общение с ребенком в первые часы после родов увеличивают привязанность отца к ребенку.

Уже на первом году жизни у ребенка формируется привязанность не только к матери, но и к другим взрослым, окружающим его. Младенец как бы выстраивает для себя некоторую иерархию предпочтений, напоминающую пирамиду, на вершине которой находится мать, а чуть ниже – остальные члены семьи.

Впрочем, Мэри Эйнсворт, инициатор экспедиции в Уганду с целью изучения детей раннего возраста, установила, что уже в младенческом возрасте некоторые дети демонстрировали большую привязанность к отцу, чем к матери. Очевидно, это связано с тем, что в отдельных случаях отец больше времени проводит с ребенком и чаще чем мать, ухаживает за ним.

Рассмотрим теперь более конкретно, какова роль отца в воспитании ребенка.

Некоторые психологи считают, что обычно в семье существует разделение обязанностей в вопросах, касающихся воспитания подрастающего поколения. Например, к матери младенец «склонен обращаться» в ситуациях, когда он чувствует дискомфорт или недовольство, в частности, если он голоден, устал, испытывает легкое недомогание. Громкий крик ребенка в подобных случаях выражает призыв к матери, просьбу о помощи. Именно от матери эту «скорую помощь» ребенок чаще всего получает, именно от нее он вправе ожидать поддержки.

Когда у ребенка хорошее настроение, а его непосредственные потребности удовлетворены, он с удовольствием вступает в контакт с другими взрослыми, например, с отцом. Наиболее распространенной формой этого контакта может стать игра. Играя с ребенком, отец поощряет его любопытство, формирует определенные двигательные навыки. Чаще всего именно в игре ребенок, которому нет и года, начинает понимать простейшие команды – «возьми», «дай», «на» и др.

Возникает ли подобное разделение функций само собой или родители берут на себя разные обязанности сознательно? Оказалось, что многие современные отцы считают, что именно игра с малышом входит в круг его обязанностей, а матери полагают, что, прежде всего они должны осуществлять уход за детьми. Однако эта житейская позиция чаще всего возникает в семьях, где растет мальчик. В свою очередь, родители девочек не считают, что в воспитании должно существовать подобное разделение ролей. Значит, роль и функции отца в воспитании, по крайней мере, в некоторых ситуациях могут определяться полом ребенка? Вполне понятно, что отцы по-разному относятся к своим детям, в зависимости от того, мальчик это или девочка, а дети, в свою очередь, склонны выбирать в качестве образца родителя своего пола.

Своеобразие функций отца в воспитании часто выявлялось при обследовании семей с разными типами отношений между супругами. Выяснилось, что в тех случаях, когда мать является главой семьи, мускулатура сыновей в возрасте 3-х лет была очень слабо выражена. Это значит, что пассивные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Специально отметим, что важными являются именно нерешительность и пассивность отцов, а не их участие в традиционно женской работе по дому (стирка, уборка).

Часто психологи обследуют и так называемые неполные семьи, в которых отец длительное время отсутствовал либо в связи с разводом, либо по каким-то иным причинам. Оказалось, что мальчики, выросшие в таких семьях, бывают порой излишне агрессивны, им свойственно проявлять враждебность по отношению к окружающим, вести себя импульсивно. Вместе с тем они не обращают внимания на последствия такого поведения. Этому факту, подтвердившемуся в многочисленных психологических исследованиях, даются разные объяснения. Некоторые ученые считают, что отец является для сыновей примером того, как следует сдерживать и контролировать себя. Другие полагают, что отцы во многом влияют на моральное воспитание детей, формирование у них понятий о добре и зле.

Помните, ведь именно к отцу пришел крошка-сын, чтобы выяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Вместе с такими общими представлениями формируются и более конкретные, например, что дозволено и что запрещено. Подобные вещи, правда, связаны во многом и с возрастом.

В этом смысле интересны наблюдения за поведением маленьких детей и их отцов у бушменов – одного из австралийских племен. Если двухлетний ребенок бил отца прутиком, то отец рассматривал эту ситуацию как чисто игровую и даже поощрял подобную активность сына. Однако уже через несколько лет такие действия полностью запрещаются, а ребенка при их повторении наказывают. Так мальчик уясняет, что разрешено, а что нет.

Более распространенным, однако, является другое объяснение того, почему мальчики, воспитывающиеся без отцов, часто ведут себя агрессивно. Считается, что чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у подростков как бунт против излишней зависимости от матери, есть, как бы, выражение поиска своего мужского «я». Полагают, что агрессивность в этих случаях есть проявление собственно мужских черт, бессознательная попытка продемонстрировать свою мужественность. Заметим, что большинство исследований роли отца в воспитании касалось тех семей, где росли мальчики.

А что происходит в семьях, где мать одна воспитывает дочь? Оказалось, что вплоть до юношеского возраста отсутствие отца никак не проявляется в поведении девочек. Однако в юности у них возникают определенные сложности в установлении контактов и дальнейшем общении с молодыми людьми. Девушки, не имея в детстве опыта общения с людьми противоположного пола, со всеми их достоинствами и недостатками, взрослея, пытаются найти того, кто соответствовал бы их возвышенному идеалу, некоего «рыцаря без страха и упрека». Эти девочки не имели возможность наблюдать, как складываются отношения между мужчиной и женщиной в повседневной жизни.

Б. Спок пишет по этому поводу: «Девочка в раннем возрасте, глядя на отца, узнает как общаться с представителями другой половины человечества… Для многих подобные вещи не кажутся особенно важными лишь потому, что мы воспринимаем их как нечто само собой разумеющееся». Чем больше времени уделяет отец общению с дочкой в раннем возрасте, тем более адекватные формы полового поведения формируются у нее в дальнейшем.

До сих пор мы в основном говорили о влиянии отца на развитие личности в эмоциональной сфере ребенка. Существуют, однако, данные, свидетельствующие, что присутствие или отсутствие отца может сказываться и на интеллектуальном развитии. Некоторые психологи считают, что для мужского склада ума скорее характерно развитие математических, а для женского – гуманитарных способностей. Этому соответствуют данные о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности.

А способен ли отец в одиночку воспитывать ребенка? Вопрос в наше время далеко не риторический. Во многих странах по разным причинам (развод, смерть матери, усыновление и т. д.) отцы вынуждены воспитывать детей сами, и подобные случаи не единичны.

Психологи изучали подобные семьи и конкретно те проблемы, которые встают в таких случаях перед отцами. Выяснилось, что мужчины вполне успешно справлялись со своими обязанностями и не стремились ради облегчения этих обязанностей жениться вторично. Общие трудности, возникающие у отцов-одиночек, связаны с недостатком терпения и нехваткой времени, а также постоянными сомнениями при принятии решений, касающихся вопросов воспитания. Вместе с тем отцы-одиночки более ответственно относятся к детям, изменяя свое отношение к ребенку, пытаясь, в чем возможно, заменить ему мать. Конечно, чрезмерная загруженность, связанная с работой по дому и постоянное чувство усталости (никто в этом случае не отменяет основную работу на производстве) – одна из главных трудностей для многих отцов. Как пишет один из социологов, обследовавших подобные семьи, в целом их опыт показал, что отцы в современном обществе не всегда готовы взять на себя функции единственного воспитателя своих детей, так как этому их никто никогда специально не обучал. То, что отец в одиночку может воспитывать ребенка, еще не означает, что такая ситуация является нормальной для ребенка. В полноценной семье ребенок имеет возможность получить от обоих родителей внимание, заботу. Кроме того, ребенок может наблюдать взаимоотношения между отцом и матерью, что очень важно для его социального развития. Но в любом случае от желания самого отца зависит, станет ли он настоящей опорой для ребенка, сможет ли оказать реальную помощь матери в его воспитании.

4. Типы отца и матери.

Отец и мать - первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

Современная эпоха характеризуется большим разнообразием моделей взаимодействия между родителями и детьми. Но во всех стилях явно прослеживается смещение акцента в сторону ребенка, ставшего полноценной фигурой в связке «родитель-дитя». По параметрам сходства поведения родителей выделяют типы мамы и папы.

В современной литературе приводятся разные типологии мам и пап. Так, психотерапевта
А.И. Захарова интересуют типы мам с точки зрения их «содействия» развитию у детей неврозов и различных невротических реакций. Об этом можно прочитать в его книге «Неврозы у детей и подростков» (Л., 1988). Психологи выделяют четыре типа мам с разными стилями поведения
(А.Я. Варга).

Спокойная уравновешенная мама - настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.

Тревожная мама - вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех ее членов.

Тоскливая мама - вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями о себе, своем будущем. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с мамой не повезло.

Уверенная и властная мама - твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. Ваяя ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче - к инициативе.

По этим же параметрам выделяются типы пап: спокойные, уравновешенные, уверенные, властные, тревожные, тоскливые. Но в поведении пап всегда присутствует мужской оттенок, к тому же и роли они выполняют тоже разные. Учитывая это, психолог и детский врач А.И. Баркан предлагает свою типологию современных пап, стиль поведения которых не всегда благоприятно отражается на самочувствии ребенка.

«Папа-мама» - это по-матерински заботливый папа, который берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением (как обычно получается у мамы). Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. Вот и в доме - то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины.

«Мама-папа» - папа, который главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно «устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.

«Карабас-Барабас» - злой, жестокий папа, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказания за содеянное как профилактика – излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти... Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать».

«Крепкий орешек» - непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав.

«Попрыгунья-стрекоза» - папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни - свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него - тяжелая ноша, ребенок - обуза, предмет забот жены (что хотела - то получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.

«Добрый молодец», «рубаха-парень» - папа, который любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. На первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. В то же время ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

«Ни рыба, ни мясо», «под каблуком» - папа, не имеющий своего голоса в семье, во всем вторящий маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы. - М., 1993.
  2. Винникотт Д.В. «Семья и развитие личности. Мать и дитя»,2004.
  3. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995.
  4. Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. - 1991. -№ 2.
  5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с
  6. Лидерс А.Г., Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя.// Семейная психология и семейная терапия. – 2003
  7. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: ACADEMIA, 2005. - 363 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“ Отец и мать как воспитатели”

Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, д...

Консультация для родителей “ Отец и мать как воспитатели”

Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, д...

"Отец и мать как воспитатели"

Консультация для родителей...

“ Отец и мать как воспитатели”

Отец и мать, естественные воспитатели детей....

Консультация: отец и мать как воспитатели

Консультация: отец и мать как воспитатели...

Статья на тему : «Отец и мать как воспитатели»

Несомненно, что от природы  отец и мать являются естественными и основными воспитателями своих детей. Юридически родители имеют равные права и обязанности в отношении ребенка. Однако согласн...

Консультация для родителей :"Отец и мать-как воспитатели"

Отец и мать - первые и любимые воспитатели своих детей.Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития....