Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста

 

Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы                      его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь….

Апулей

         Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем?  Для начала надо понять, что стоит за этим.

         Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. То есть, социализация это процесс вхождения каждого конкретного человека (индивида) в социальную среду с определенным набором знаний, умений и навыков, который позволяет ему успешно адаптироваться к этой среде и функционировать в ней в качестве полноправного члена общества. Немаловажное значение имеет и то, что человек не просто что то знает и умеет, но и применяет свои знания на практике, то есть активно действует, включается в социальную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл socialno.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы                      его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь….

Апулей

        Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем?  Для начала надо понять, что стоит за этим.

        Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. То есть, социализация это процесс вхождения каждого конкретного человека (индивида) в социальную среду с определенным набором знаний, умений и навыков, который позволяет ему успешно адаптироваться к этой среде и функционировать в ней в качестве полноправного члена общества. Немаловажное значение имеет и то, что человек не просто что то знает и умеет, но и применяет свои знания на практике, то есть активно действует, включается в социальную среду.

        Что же такое нравственность? Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле.

Таким образом, дав определения, можно ответить на поставленные выше вопросы. Так что же объединяет эти два понятия? Прежде всего, и в том и в другом центром является конкретный человек (индивид), его знания, умения, поступки, его отношения к той или иной ситуации, среда, в которой он обитает, и в которой формируются его взгляды. Возможно ли изменить взгляды взрослого, уже сформировавшегося человека, личности? Я думаю что вряд ли. Почему нашему старшему поколению, чья молодость и зрелость пришлась на 80-е годы, так тяжело приспособиться к нашей действительности? Ведь вроде бы все для них: создали среду, дали знания, давайте, перестраивайтесь. А нет, они продолжают жить прошлым. Потому что нельзя у взрослого сформировавшегося человека – личности полностью поменять его взгляды, суждения, мнения. Подкорректировать  – может быть, а полностью поменять не получиться.  Так что же следует из этого? А то, что именно в  дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно  в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, виды деятельности усложняются, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Вспомним высказывание Плеханова в работе «Карл Маркс о французском материализме XVIII века»: «Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком».  Я думаю, нельзя сказать более точно. И именно поэтому мы, в нашем детском саду, таким образом формируем предметно-развивающую среду, а также процесс обучения и воспитания, что бы наши дети смогли как можно больше вынести для себя полезного, не просто что то узнать, но и применить свои знания на практике.

Хорошей традицией у нас стало проведение праздника «Шежере – байрам», в котором принимают участие дети всех возрастных групп, родители и педагогический коллектив. Здесь всегда царит атмосфера добра, обыгрываются традиции и обычаи различных народов, показываются, как выстраиваются взаимоотношения в семье, как один и тот же человек примеряет на себя различные социальные роли. То есть, закладывается база из знаний о нашем обществе в целом и о каждом человеке в частности. И мы видим, что знания, которые получают наши дети не забываются. Они находят свое отражение в их поступках, суждениях, высказываниях, отношении к окружающей действительности. Мы никогда не забудем случай, произошедший на этом празднике. В группе был очень сложный ребенок, агрессивный, мог запросто ударить маму, воспитателя. И вот, праздник в самом разгаре. Проводится игра «Ласковые слова». Суть игры в том, что два человека (родитель и его ребенок) встают друг на против друга на определенном расстоянии. Нужно встретиться на середине пути, делая по одному шагу и говоря при этом ласковое слово. Вызываем его, не идет. Выходит девочка и ее мама. Игра начинается. Сколько ласковых слов сказано ими. Замечаем реакцию того мальчика. На лице ухмылка. Вызываем следующую пару. Уже не улыбается, насупился. Вызываем третьих участников. Вдруг этот мальчик с ревом подбегает к своей маме, обнимает ее, целует и говорит: «Мамочка, ты у меня самая лучшая! Я тебя очень люблю! Пойдем играть!». После этого праздника, мальчика как подменили. Он стал более ласковый, агрессия его конечно не исчезла совсем, но мы научились с ней справляться. Теперь этому мальчику уже 15 лет, а он до сих пор приходит к нам в гости и вспоминает этот случай.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка.  Именно в этом возрасте ребенок  получает первый опыт общения, он учиться  правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.

Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант:  «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

В статье дается понятие нравственность, социализация, приводятся примеры....

Консультация для воспитателей. "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Социально-нравственное воспитание детей является приоритетным во многих образовательных программах, реализуемых в дошкольных учреждениях. Мне как педагогу часто приходится выступать перед родителями и...

Актуальные вопросы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях

   Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напр...

Музейная педагогика как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, п...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы)...

Круглый стол на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов и родителей дошкольного учреждения.

Цель круглого стола: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование у детей знаний по теме социально-нра...