Опыт работы родительского клуба «Доброта»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Борщева Галина Васильевна

Детско-родительские отношения имеют для психологического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста практически невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_doklad_prezentacii_office_word.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №44 «Сказка» комбинированного вида города Белово»

Опыт работы родительского клуба

«Доброта»

                                                                                 Автор: Г.В.Борщева,

                                                                                  педагог-психолог

2013

Родительский клуб «Доброта»

«Ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьёй, открывая и утверждая себя и других людей, преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
В.А. Сухомлинский

Детско-родительские отношения имеют для психологического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.

Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста практически невозможно.

        Работу по данной теме я начала с диагностики детей подготовительной группы, применив методику Р.Темпла «Шкала тревожности» для определения эмоционально-волевой сферы детей, которая на начало года показала, что дети имеют высокий уровень тревожности. В конце года, исследовав эмоциональную сферу детей выявилось, что высокий уровень тревожности у детей значительно снизился.

Взрослым был предложен опросник взаимодействия родителей и ребенка (ВРР).

Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. В конце года,  результаты опросника (ВРР) показали, что родители стали менее критично относится к своим детям.

 Актуальность проблемы семейных отношений привела к созданию родительского клуба «Доброта» и разработке программы, способствующей нахождению эффективных путей оказания психологической помощи детям и родителям в преодолении возникающих трудностей при взаимодействии друг с другом. В основе программы лежат методические разработки Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, К. Фопеля, О.В. Хухлаевой.  Различные формы взаимодействия с семьей предлагает Т.И. Доронова.

Цель программы: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.

Для решения данной цели поставила перед собой задачи:

  1. Создать оптимальные условия для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формирование мотивации к их изменению, поиск и апробирование новых способов поведения.
  2.  Развивать способности к эмпатии, пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга. 
  3.  Способствовать выработке навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
  4.  Учить устранению дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях. 

При накоплении материала обращалась к различным источникам, коллегам.

Разработала тематический план, определив формы работы клуба:

Инвариантные:

  1. Семинары,
  2. семинары-практикумы,
  3. консультации,
  4. тренинги.

Вариативные:

  1. Индивидуальные консультации,
  2. индивидуальная работа с родителями и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений

    В программе приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между родителем и ребенком.

Формирование групп происходит на основании проблем,  имеющихся у детей. Родителям заранее сообщаю о предстоявшей встрече, в группе вывешиваю объявление с датой проведения.

Программа предназначена для детей 5-7 лет. Количественный состав ограничен  только в тренинге (10-12 человек). Мероприятия проводятся 1 раз в месяц, продолжительностью 2 часа. Тренинг – 3 встречи (1 раз в неделю).

Использую такие технологии как: сказкотерапия (чтение и обсуждение, сочинение, рисование сказки), игровая терапия (игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры), арт-терапия (работа с рисунком).

В ходе выполнения упражнений родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность. Но главное в этих играх – общий язык. Родители невольно и незаметно передают ребенку свое представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно, что родители заинтересованы его мнением, что принадлежат в эти минуты ему, и только ему.  Родители получают возможность взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.

Многолетний  опыт работы по данной программе показывает ее эффективность. Оценка эффективности работы клуба осуществляется на основе наблюдений групповых процессов, взаимодействия в детско-родительских парах, анализа детских и родительских рисунков, высказываний участников в процессе обмена впечатлениями на каждом занятии, обработки результатов проведения диагностического блока на

родительских занятиях.

        Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями, как психологического, так и телесного, дают возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

        

Список литературы:

1.Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». [Текст] /  М.Г. Агавелян, Е.Ю.Данилова, О.Г.Чечулина - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с.

2. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. [Текст]  /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с.

3. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьей. [Текст]/ Л.Е.Осипова.- М.: Издательство Скрипторий, 2008. -71с.

4. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. [Текст] / Л.Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

5. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. [Текст] / Л.Е. Осипова.  - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

6.Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. [Текст] / Л.В. Чернецкая. – Издательство: «Феникс» Ростов на Дону 2005.-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация родительского клуба "Доброта"

Детско-родительские отношения имеют для психологического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспит...

Опыт работы с родителями (интерактивное родительское собрание)

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как изменить...

Опыт работы « Родительский клуб как активная форма взаимодействия с родителями»

Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье те...

Опыт работы родительского клуба "Улыбка" в ГБОУ СОШ 705

В ГБОУ СОШ № 705 на бозе дошкольного отделения уже три года функционирует родительский клуб "Улыбка". Организационные аспекты работы которого, мне бы хотелось бы презентовать на этом сайте.План и конс...

Родительский клуб "Доброта" "Путешествие по сказочной стране дедушки Корнея"

Это мероприятие проводилось с целью воспитывать любовь и интерес детей к художественной литературе, активизировать влияние семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблем...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия на тему «Миром правит доброта» Клуб «Доброта» в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет

Цель: формирование у детей моральных представлений о положительных чувствах и эмоциях (добре и радости).Задачи:• закрепить знания детей о значении слов – добро, доброта;• формировать у...