«РАССКАЗЫ Л. Н. ТОЛСТОГО И ИХ РОЛЬ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ»
статья по теме

Орлова Наталья Николаевна

 

Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Ребенок как бы входит внутрь событий произведения, становится как бы их участником. Литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, к окружающим их людям, к действительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskazy_l.n._tolstogo_i_ih_rol.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

«РАССКАЗЫ Л. Н. ТОЛСТОГО  И ИХ РОЛЬ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ»

Подготовила: заместитель заведующего по методической работе ГБДОУ № 20 В.О. района СПб. Орлова Наталья Николаевна.

        В современном мире вопрос о нравственном воспитании детей стоит наиболее остро. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

        Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослых – определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Многие психологи и педагоги большое внимание в развитии личности уделяют книге. Она развивает сознание ребенка, формирует его мировоззрение. Важную роль играют книги в познавательной деятельности ребенка. Поэтому перед детскими писателями стоит важнейшая задача: создать такое произведение, которое сочетало бы в себе простоту слова, доступность детскому восприятию и наличие нравственно-эстетической проблемы. Но важно научить ребенка мыслить, рассуждать, переживать, чувствовать. Книги, предназначенные для детского чтения, должны находить отклик в душе юного читателя. В. Г. Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для детей и хуже и вреднее, чем ничего не читать». Полтора века назад Л. Н Толстому удалось найти такие слова, создать такие произведения. Поэтому рассказы Толстого актуальны до сих пор. Меняется жизнь, развивается технический прогресс, а слова писателя понятны детям во все времена.

        Правильно прочитанный педагогом, донесенный до детского ума рассказ имеет огромное воспитательное значение. И надо заметить, что многие писатели и педагоги пытались найти такие же доходчивые слова.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

        Рассмотрим ситуацию в педагогике и литературе с древних времен. Подлинный гимн знанию, культуре можно найти в «Поучении Владимира Мономаха». Убеждая своих детей не лениться, В. Мономах советует им не забывать того «доброго», что они умеют, а чего не умеют. Со временем «Поучение» стало восприниматься как обращение к детям, молодежи. В нем раскрывается тема воспитания идеального человека.

        Поэт и просветитель Карион Истомин в своих стихах наставлял царских детей «чтить свободную науку». Он изложил правила поведения для детей в трактате «Домострой». Всесторонние реформы Петра Великого в европейском духе нанесли урон национальной самобытности. Самая известная книга петровской эпохи «Юность и честное зерцало» - это сборник правил поведения при дворе юношей и девиц.

        Воспитателю нравственных чувств в истории русской педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых и сверстников. Они призывали педагогов учить детей пониманию добра и зла, считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем благородных, гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи, своекорыстию, жестокости.

        Педагогические исследования и практика показывают, что характерной чертой дошкольников является оптимизм, им присуще бодрое, радостное настроение. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, готовность оказать помощь. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становится более активным, с готовностью выполняет любые поручения. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость. Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. К. Д. Ушинский (1824-1870) – выдающийся педагог и детский писатель признавал краеугольным камнем формирования личности нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств». В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». В статье «Родное слово» Константин Дмитриевич называет родной язык самым действенным средством воспитания, «величайшим наставником» и великим учителем, который «учит удивительно легко». Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. «Родное слово» построено на фольклоре, которому К. Д. Ушинский отводил исключительно важную роль. Он стремился дать детям систему реальных знаний. Ушинский проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Они преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Книги К. Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово» оказали очень большое влияние, как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педагогические принципы Ушинского использовал Л. Н. Толстой при составлении своих знаменитых «Азбук». Но он раскритиковал «Детский мир и хрестоматию» не только за «ложный язык», но и за «ложную мораль», которые производили на ребенка впечатление непонятности и ненужности прочитанного.  Ребенок, по мнению Толстого, с трудом мог пересказать эти тексты, т. е. он тут же их забывал, а значит выведенная мораль никак не откладывалась в сознании юного читателя. Даже язык Ушинского казался ему чересчур цветистым, затейливым.

        Далее будет более подробно рассмотрена жизнь и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого, его роль в морально-нравственном воспитании детей.

РОЛЬ Л.Н. ТОЛСТОГО В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ:

« ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО»

      Лев Николаевич Толстой был широко известен как создатель оригинальной педагогической системы, как автор совей особой «Азбуки», как основатель своеобразной школы для крестьянских детей. В связи с педагогической деятельностью в Яснополянской школе Лев Николаевич создает произведения для детей. В них отразилось его общение с учениками, а также изучение фольклора. Как и школу, он создавал эти произведения в противовес «официальной» детской литературе, которая и по содержанию, и по языку вызывала его резкое осуждение. Одной из важнейших задач своей жизни Л. Н Толстой считал образование всего народа. «Я хочу образование для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе». Это стремление служить всемерно народу руководило Толстым в его работе над «Азбукой». Лев Николаевич Толстой родился в богатой графской семье 28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне Тульской губернии. По отцовской линии один из предков писателя был сподвижником Петра I. По материнской линии Толстой принадлежал к старинному княжескому роду Волконских, и по матери он был родственником А. С. Пушкина. Детство свое Лев Николаевич провел в родовом имении. После смерти родителей, в возрасте 13 лет, с сестрой и тремя братьями он переехал в Казань к одной из сестер своего отца, где прожил 6 лет. В Казани он поступил в университет сначала на восточный, затем на юридический факультет. Лев Николаевич свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, чешском, польском и сербском; знал греческий, латинский, татарский, церковно-славянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки. В 19 лет он начал вести дневник, в котором вел записи до последних лет жизни. В университете Толстой увлекся самостоятельной работой над исторической темой, но проучившись там 3 года, оставил университет. Он уехал в Ясную Поляну, владельцем которой стал после раздела отцовского наследства. Писательская деятельность Толстого началась в конце 1850 года в Москве. Там он начал работу над повестью «Детство», но вскоре уехал на Кавказ в действующую армию к своему старшему брату. Поступив в армию юнкером, Толстой сдал экзамен на младший офицерский чин.

        После начала Крымской войны Толстой перевелся в Дунайскую армию, а затем в Севастополь. Командуя батареей, он проявил мужество и отвагу и был награжден орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалью. Выйдя в отставку, Лев Толстой отправился за границу, а затем вернулся в Ясную Поляну. В 1859 году он открыл школу для крестьянских детей у себя в имении и помог открыть еще 20 таких школ в соседних деревнях. Чтобы направить деятельность школ по верному пути, Толстой начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна». Там он опубликовал 11 статей о школе и педагогике. «…воспитание есть образование наилучших людей, сообразно с выработанным известной эпохой идеалом человеческого совершенства», - писал Лев Николаевич в статье «Воспитание и образование». Толстой называл школьников «маленькими людьми» и, общаясь с ними, всегда придерживался принципа, который он сформировал в рассказе «Севастополь в мае»: «Герой моей повести, которого я люблю всеми силами души, который старался воспроизвести во всей красоте его, и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда». В 1862 году Лев Николаевич женился на Софье Андреевне Берс и стал жить в Ясной Поляне во главе большого семейства. Семь лет напряженного труда (1863-1869) Толстой посвятил созданию романа-эпопеи «Война и мир», в котором отразил пятнадцатилетний период истории страны. По признанию автора, он «любил мысль народную» в этом произведении. Оно явилось итогом долголетней исследовательской работы автора над историческими источниками и одновременно с этим представляло собой отклик на события и проблемы современности. В начале 70-х годов Толстой вернулся к педагогике: он создал «Азбуку», «Новую Азбуку», составил «Книги для чтения». В конце 70-х – начале 80-х годов духовный кризис, пережитый Толстым, завершился переломом в его мировоззрении. Он решил порвать с идеологией дворянства и перейти на сторону «простого трудового народа». Чтобы дать хорошее образование своим детям, Толстой в начале 80-х годов переезжает с семьей в Москву. Здесь он пишет религиозно-философские работы, рассказы для «простого» народа, пьесу для народного театра. В начале 90-х годов Святейший Синод отлучил Льва Толстого от православной церкви. Но писатель продолжал заниматься творческим трудом, несмотря ни на что. Ночью 28 октября (10 ноября) 1910 года Толстой тайно покинул Ясную Поляну и через несколько дней умер. Похоронен он в Ясной Поляне.

         ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого началась в 1859 году, когда он учил грамоте крестьянских детей, и продолжалась с перерывами всю его жизнь. Толстой считал, «что наступило время, когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам, испытывавшим огромную потребность в образовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важного дела царской власти».В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача – открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавания и помощь учителям в их работе. Ему не удалось осуществить полностью свое намерение, но в его яснополянском доме регулярно собирались учителя, составившие коллектив единомышленников для претворения в жизнь прогрессивной педагогики в школах для крестьянских детей. Положительный их опыт освещался в журнале «Ясная Поляна», где печатались статьи Толстого о народном образовании, сообщения учителей.

        Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию, которая используется помещиками, фабрикантами, банкирами в своекорыстных интересах. Толстой подверг критике и современную ему школу, в которой учат только тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы. Яснополянская школа была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Толстого  о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы вызывала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. В своих многочисленных статьях того времени по вопросам народного образования, о содержании и методах учебно-воспитательной работы школы, Л.Н. Толстой сформировал оригинальное учение о воспитании и обучении детей. Он отверг широко бытующий тогда предрассудок, будто бы народ по своей темноте и невежеству не понимает важности образования. Толстой считал, что нежелание крестьян отдавать своих детей в школы объясняется антинародной направленностью политики царизма в области народного образования. Доказывая это, Лев Николаевич обращался к своему опыту: население его уезда охотно помогало в создании школ, которые быстро пополнялись крестьянскими детьми. Одна из статей Л.Н. Толстого имела название «О свободном возникновении школ в народе». В ней он писал, что: «Дело народного образования найдет себе в народе не врага, а помощника и… безостановочно поведет общество к вечной цели совершенствования». Посетив в 1860 году Англию, Бельгию, германию, Францию и Швейцарию, Толстой приходит к выводу о том, что как в России, так и в Западной Европе народное образование не отвечает потребностям и запросам народа. Он писал, что «Лучшая берлинская народная школа с портретом Песталоцци и русская сельская школа совершенно одинаковы и равны: обе они вызывают негодование по поводу деспотизма учителей, которые «согласны в отрицании права свободы человека на том основании, что этому человеку только 10 или 12 лет». Школы и учителя враждебно относятся к детским потребностям и интересам, пользуются насильственными методами, постоянно используют наказания, унижают и третируют детей, превращая учебно-воспитательный процесс в надругательство над детьми.

        На основе этих рассуждений Толстой сформировал такое правило: «Критеризм педагогики – свобода», что послужило основанием к обвинению его в пропаганде идей «свободного воспитания». Настойчивое требование Льва Николаевича о свободном воспитании было формой его протеста против царской официальной педагогики и казенной школы.  Л.Н. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой. Он требовал, чтобы каждая школа была педагогической лабораторией. И такой экспериментальной была его Яснополянская школа. В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, природоведение, география, рисование и пение. Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания занятий не было. И обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось. Учащиеся делились на три класса – младший, средний, старший. Учебный день делился на две части. С 12 до 15 часов был обеденный перерыв. Домашние задания не практиковались. Небольшой коллектив работал очень дружно и согласованно. Учителя вели дневники и записи, намечали недельный план работы. Сам Лев Николаевич преподавал в старшем классе математику и историю. Под его руководством ученики писали много сочинений. Все описания школы современниками показывали, что Толстой как организатор и учитель действительно сумел создать в своей школе педагогическую лабораторию. Яснополянская школа представляла собой ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого.

        Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, и в знак протеста Лев  Николаевич прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность. В 1869 году Л.Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой. Вопрос о содержании обучения в народной школе Лев Николаевич решал в разные периоды совей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде Толстой считал достаточным дать обычную программу школы того времени. Затем он определял содержание интересом учащихся. Он насчитывал 12 предметов, но объем их и время зависели от желания детей. Л.Н. Толстой упоминал, что дети не любили грамматику и географию. В последние годы педагогической деятельности методика опять поменялась: самым главным в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание. Но в эти годы он вывел принцип воспитывающего обучения: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно». Лев Николаевич высказал много ценных мыслей о методике обучения: «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики», - писал он. Особое место он отводил живому слову учителя, придавал  большое значение развитию творчества детей и широко практиковал принцип наглядности. «Деревенские ребята приходили к нам, и их было очень много. Во время уроков бывало очень весело и оживленно. Дети вели себя свободно и отвечали на вопросы на каждый в отдельности, а не все вместе, перебивая друг друга и общими силами припоминая прочитанное… Папа особенно ценил в своих учениках образность и самобытность их языка. Он никогда не требовал буквального повторения книжных выражений и особенно поощрял все «свое».

        Когда в 1881 году я держал вступительный экзамен в классической гимназии, я удивил всех учителей тем, что не зная совсем грамматики, я читал и переводил классиков гораздо лучше, чем требовалось. В этом я вижу доказательство того, что своеобразная система преподавания отца была правильная», - писал сын писателя И.Л. Толстой в своей книге «Мои воспоминания». В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было много положительных сторон, обогативших русскую педагогику и дореволюционную школу России, было много ценного и оригинального. К этим чертам относится глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося; постоянные педагогические изыскания, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, мастерство как учителя, так и составителя учебных книг. Л.Н. Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший оригинальный педагог – мыслитель и новатор.

«АЗБУКА» И РАССКАЗЫ

        В 1872 году в соответствии со своими взглядами и требованиями к учебной книге Толстой составил «Азбуку». Затем она была дважды переработана и переиздана под заглавием «Новая Азбука». Работа над «Азбукой» была большим напряжением для Льва Николаевича. Краткость речи ему давалась с трудом. Некоторые предложения он переделывал до 49 раз. Работа над «Азбукой» длилась около 14 лет. Им также были составлены четыре «Русские книги для чтения». Уровень учебной литературы в то время был очень низким, и занимаясь как учитель в Яснополянской школе, Толстой столкнулся с полным отсутствием книг и пособий, пригодных для народных сельских школ. Существовавшую в ту эпоху литературу он считал не народной: «Одни просто плохие сочинения, написанные плохим литературным языком и не находящие читателей в обыкновенной публике, а потому посвященные народу; другие – еще более плохие сочинения, написанные каким-то не русским, а вновь изобретенным, будто народным языком...; третьи – переделки с иностранных, назначенных для народа, но не народных книг». Писатель создал замечательные по своей методической стройности и художественности книги для народных учителей с целью дать им и их ученикам в руки учебную настольную книгу, через которую крестьянский ребенок мог бы познать родной язык и найти ответ на волнующие его в окружающей жизни вопросы. Создавая первую учебную «Азбуку» для детей русского народа, Л.Н. Толстой ставил своей задачей приобщать их к сокровищнице замечательного русского народного языка, а через него воспитывать в детях любовь к Родине, к истории и культуре своего народа и родной русской земле.

        Толстой с огромной любовью собирал произведения устного народного творчества всю свою жизнь и широко использовал при создании своих произведений, особенно в «Русских книгах для чтения». Пословицы, поговорки, былины, сказки учили детей народной мудрости: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное – золотое», «Нужда и по воскресным дням постится». В небольших рассказах, подчас в одну фразу, дети получали много полезных сведений бытового, практического характера или указания как себя вести: «Люби Ваня Машу», «По часу сижу, азы буки учу», «Небо выше, море ниже». В его творчестве большое место занимают рассказы, описывающие происшествие с самим автором. Ряд рассказов проникнут идеями христианского всепрощения, всеобщей любви, аскетизма и фатализма: «Бог правду видит, да нескоро скажет», «Отчего зло на свете?», «Архиерей и разбойник». В них проявляется идеология отсталого патриархального крестьянства. Но вместе с тем в литературном наследии Толстого есть немало подлинных шедевров художественной литературы. Рассказы, были, басни, помещенные в «Азбуке», знакомят детей с народным бытом, русской природой, с историческим прошлым русского народа, воспитывая тем самым у детей любовь к своему народу, к родному языку, родной земле, национальной культуре. Большое место в рассказах занимают темы любви к физическому и умственному труду. В них автор подчеркивает большое значение упорства при выполнении работы и преодолении трудностей: «Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашел пчелиных маток». В ряде басен и рассказов из жизни животных Толстой показывает положительные и отрицательные черты человека. Автор мастерски высмеивает жадность: «Собака и ее тень», «Обезьяна и горох»; злость: «Белка и Волк»; обман и предательство: «Лисица и обезьяна»; лесть и хитрость: «Лев, осел и лисица». Л.Н. Толстой считал, что в произведениях для детей не должно быть абстрактной дидактики. Моральное воздействие оказывается тем, что басни и рассказы бичуют дурное и ярко показывают хорошее: «Два товарища», «Лев и мышь». Толстой обращал внимание на то, что «дети любят мораль, но только умную, а не глупую».

        «Русские книги для чтения» вышли отдельным изданием. В этих книгах Лев Николаевич отразил как собственное творчество, так и произведения других писателей и даже некоторые рассказы его учеников. Толстой старался как можно больше включать народное творчество. Произведения написаны простым понятным языком. И каждый ребенок, только начинавший читать, знакомился с фольклором. «Азбука» осуществляла и педагогические задачи по нравственному воспитанию, по обучению родному языку и развивала художественный вкус. Весь материал строился по принципу усложнения. Поэтому вначале помещались рассказ – миниатюры, дальше шли басни, рассказы – были, рассказы – рассуждения и рассказы – описания. Тематика рассказов была разнообразной. В серии рассказов о детях герои – крестьянские дети. Толстой показывает их жизнь естественную, беря случаи из жизни, в разных ситуациях. У Льва Николаевича образ ребенка всегда четко очерчен и в основном его интересует нравственная сторона. Его герои совершают подвиги: «Котенок» - мальчик спасает маленького котенка от своры собак, «Пожар» - ребенок спасает брата и сестру. Льва Николаевича всегда  волновала тема воспитания правдивости. Он пишет два рассказа: «Косточка» и «Корова», и басню «Лгун» на эту тему. В этих произведениях он старается показать, что ложь иногда связана с подлостью, трусостью и выводит мораль, что нужно быть честным и правдивым.

        Характерными чертами этих книг были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, доступность детскому пониманию, занимательность,  превосходный русский язык. Эти рассказы для учебных книг богаты и разнообразны по содержанию, они явились ценным вкладом в литературу для детей. Многие из этих рассказов помещены в современных книгах для чтения в начальной школе, в хрестоматиях для детей дошкольного возраста и выпускаются отдельными изданиями.

        Внук Л.Н. Толстого, Сергей Толстой рассказал в книге «Как я помню Л.Н. Толстого и чему он меня научил» о своих беседах с дедом: «Беседовал он со всеми одинаково просто и серьезно – говорил он с ребятами так, как редко говорят с ними взрослые. Все, или почти все, что говорил мне дедушка, ведь это уроки мне на целую жизнь! Ведь все, что он говорил, он говорил «с умом», желая помочь моему воспитанию, сделать из меня настоящего человека! Наверное, это будет полезно и для других ребят. Из первой же встречи с дедушкой я вынес такой урок, что всякий труд достоин уважения, что ко всем людям надо относиться одинаково. А вот еще урок: я пожалел дедушке велосипед. Он пристально, строго, и как будто грустно посмотрел на меня и сказал: «Ну, нельзя, так нельзя», не прибавив ни одного слова. Как мне было стыдно тогда. Не надо жадничать, не должно быть собственнических наклонностей. Своей иронией, когда Лев Николаевич сказал: «Нельзя, так нельзя», он проучил меня за нечуткость, за внутреннюю грубость, за невнимание к людям. Еще один урок я понял: не будь назойлив! У старших есть важные дела, и ребята не должны меша. А как узнать, когда мешаешь? Надо быть внимательным – не ждать, пока тебе объяснят, а самому соображать. А вот какой урок дал мне дедушка после школьных экзаменов: «не нервничай, держи себя в руках! Не распускай нюни! Будь всегда тверд и стоек!» А еще такая мысль была у Льва Николаевича: «В игре, да и в труде, пожалуй, - будь разумен, не делай лишних движений, делай только то, что нужно, - будь рационализатором самого себя». Эти уроки жизни, которые давал мне Лев Николаевич иногда намеками, а иногда и прямо, говоря все до конца, запомнились мне на всю жизнь. Плохо ли, хорошо ли, я старался их осуществлять».

         Рассказанное С.С. Толстым показывает на то, что Л.Н. Толстой не только в литературной и педагогической деятельности давал детям уроки, но и собственным жизненным образом. Толстой, как известно, всегда был чужд политического мышления. Но он всегда мыслил в категориях философского сознания, и его художнические поиски жизненной правды всегда облекались в форму поисков всеобщей нравственно-философской истины. Нравственно-философские идеи Льва Николаевича – это не только конечный итог противоречивого развития его творческой мысли, но одновременно и двигательные, и постоянно находившиеся в движении ее нравы, ее логические стимулы. В национальных традициях философского сознания складывались самые основы мировоззрения Толстого и своеобразие его творческой индивидуальности.  На примере жизни и деятельности Л.Н. Толстого мы видим, что, то что, он делал, было жизненной необходимостью. Его рассказы так близки и понятны детям, потому, что он жил их жизнью, понимал каждого ребенка, уважая его мнение. В современной литературе продолжили в своей прозе реалистическое направление Л. Толстого Валентина Александровна Осеева и Евгений Андреевич Пермяк. Особенно много сделал Е. Пермяк, как один из создателей современной сказки. Опираясь на сказочные традиции русской народной поэзии, писатель вдохнул в этот традиционный жанр новое современное содержание. Выдумка, смелая фантазия в сказках Пермяка реальна, максимально приближена к жизни. Герои его сказок и рассказов самые обыкновенные люди, трудолюбивые, сообразительные ребята. С мягкой лукавинкой, подчас в шутливой форме, весело и остроумно используя традиционные сказочные образы, «сказовый» язык писатель сообщает самому маленькому читателю, очень важные вещи, воспитывает в ребенке высокие моральные принципы. Сказка оборачивается былью.  Больше всего трогает в этих рассказах простота и задушевность беседы писателя с детьми, щедрость его сердца. У Пермяка есть рассказ «Ребячий песельник». Герой его звонко пел для ребят, а взрослые никак не могли понять, почему он только «для малых птах песни выдумывает». Пел он о любви, о труде, о честности, о высоких помыслах, про дружбу, храбрость, про чистоту души, и выросли на его песнях «из малых птах» знаменитые мастера, именитые хлеборобы, большие ученые люди. Выросли честными, работящими, благодарными.

        Казалось бы, о самых простых, известных вещах идет речь в сказках и рассказах Е. Пермяка, но писатель всегда находит возможность сообщать что-то новое, заставляет не только юного, но и взрослого читателя задуматься над  смыслом человеческого труда, пользой создаваемых человеком вещей. Его сказки полны внутреннего смысла, насыщены раздумьями, глубоким содержанием. Главный герой сказок и рассказов – труд человека. Только трудом добывается счастье, только в труде могущество человека. Книги Евгения Пермяка «Дедушкина копилка», «Торопливый ножик», «Тонкая струна», «Первая вахта», «Счастливый гвоздь» и многие другие обогатили арсенал детской литературы оригинальными произведениями на трудовые темы. Читателей также радует звонкая, многоцветная народная речь. Черпая самобытные слова из народного словохранилища, писатель добивается сжатости, емкости и вместе с тем простоты, точности и поэтичности авторских описаний.

        Для В.А. Осеевой художественное произведение было, прежде всего, средством воспитания. Стержнем произведений был важный нравственно-эстетический вопрос. В течение 16 лет В. Осеева работала в детских коммунах, колониях. Дети и помогли воспитательнице обрести свое писательское призвание. В ранних рассказах – «Бабка», «Рыжий кот», «Выходной день Вольки» -Внимание автора сосредоточено на исследовании нравственной нормы. Главный герой – ребенок, совершивший эстетическую ошибку. Уроки прозрения даются ценой мучительного переживания. Валентина Осеева освоила трудный жанр – короткий рассказ с прямой воспитательной целью, пригодной для обучения чтению и дающий пищу для детских размышлений: «Волшебное слово», «На катке», «Три товарища», «Печенье», «Синие листья», «Сыновья» и другие. Так цикл «Волшебное слово» дает свод моральных правил, вытекающих из общего хода повествования. Названия некоторых рассказов служат ориентирами в представлениях о добре и зле: «Хорошее», «Плохо», «Долг». Тщательный отбор речевых средств, живая интонация, умелое построение, точность в выборе конфликта – все это обеспечило рассказам постоянное место в хрестоматиях для дошкольников и младших школьников. Реалистическая проза была сильнейшей стороной ее творчества. Всех трех авторов, рассмотренных в этой работе, объединяет умение видеть многое глазами детей, разговаривать с ними непринужденно просто: то серьезно, то с улыбкой о самом важном в жизни. Знание детской психологии, непосредственность общения со своими маленькими героями выливаются в простоте, мастерски отточенные рассказы. Сюжеты, взятые из повседневной жизни. Герои и читатели учатся понимать законы нормальной жизни среди людей. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности. «Художественное произведение должно затрачивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою», - писал В.Г. Белинский. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Ребенок как бы входит внутрь событий произведения, становится как бы их участником. Литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, к окружающим их людям, к действительности.

                СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М. Виноградовой; Москва, 1989 год
  2. «Детская литература» под редакцией С.А. Николаевой; Москва, 1998 год
  3. «Для детей»; Л.Н. Толстой; Москва, 1968 год
  4. «Дошкольная педагогика» под редакцией С.А. Козловой; Москва, 1997 год
  5. «Евгений Пермяк»; В. Гура; Москва, 1982 год
  6. «История России с древнейших времен до 1861 года» под редакцией Н.И. Павленко; Москва, 1998 год
  7. «История России 1861 – 1917» В.А. Федоров; Москва, 2000 год
  8. «История педагогики» под редакцией М.Ф. Шибаевой; Москва, 1981 год
  9. «История педагогики»; Москва, 1982 год
  10.  «Как я помню Л.Н. Толстого и чему он меня научил» С.С. Толстой; Москва 1980 год
  11.  «Книга любви и признательности»; С.А. Розанова
  12.  «Книга для семейного чтения»под редакцией В.И. Логиновой; Москва, 1991 год
  13.  «Мои воспоминания» И.Л. Толстой; Москва, 1969 год
  14.  «Нравственное воспитание в детском саду» под редакцией В.П. Нечаевой; Москва, 1984 год
  15. «О детских книгах» В.Г. Белинский; Москва, 1978 год
  16. «Полное собрание сочинений Л.Н. Толстого в 100 томах»:
  1. том № 8; Москва, 1936 год;
  2. том № 21, 22; Москва, 1957 год;
  3. том № 62; Москва.
  1. «Свет Ясной Поляны» И. Толстой; Москва
  2.  «100 великих имен в литературе» под редакцией В.П. Ситникова; Москва,1998 год
  3.  «Толстой о Толстом» К.Н. Ломунов // «Духовные искания Л.Н. Толстого»; материалы и исследования, выпуск 1; Москва, 1998 год
  4. «Эстетика Л.Н. Толстого» Е.Н. Куприянова; Москва, 1966 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка и ее роль в нравственном воспитании ребенка

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народн...

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными ...

Консультация для родителей и воспитателей "Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности".

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.Задачи:·...

Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности.

Выступление  на районной стажировочной площадке "Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения  к окружающей действительности"....

«Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Доклад по духовно-нравственному воспитанию дощкольников в системе всестороннего развития личности....

17.03.2021 Роль духовно- нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности средствами музыки

Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ ЦРР № 87  - Туркиной  М.Г. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музык...


 

Комментарии

Орлова Наталья Николаевна

Правильно прочитанный педагогом, донесенный до детского ума рассказ имеет огромное воспитательное значение.