О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ШКОЛЬНИКА
методическая разработка по теме

Шахмаева Альфия Рустамовна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_psihologicheskoy_gotovnosti_budushchego_shkolnika.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ШКОЛЬНИКА


Школьниками становятся шестилетние дети. Как же к ним относиться? Как к дошкольникам или как к первоклассникам? Ни то ни другое не было бы правильным.

Поступление в школу меняет весь образ жизни ребёнка. Учеба – дело важное и ответственное. До сих пор у него таких дел не было. Очень важно, чтобы он и дома чувствовал: выросло уважение к нему, изменились его права и стали серьёзнее обязанности. Начало школьной жизни должно быть связано обязательно с расширением и углублением самостоятельности ребёнка. Если же дома не опекают его по-прежнему, то он будет ждать такой опеки и в классе, а её отсутствие вызовет волнение, растерянность. Не исключено, что школьная действительность может тогда восприниматься как угрожающая и даже враждебная.

Но есть и другая сторона медали.

По самоощущению шестилетки ещё не вполне школьники. Они гордятся своим новым положением, старательно выполняют задания учительницы, но подчас воспринимают все это как особую игру. У большинства детей от 6 до 7 лет происходит та перестройка в психике, которая полностью завершает дошкольный период развития, «игровое» отношение к миру становится «серьёзным».

Итак, они на полпути в процессе перехода от одного возрастного периода к другому. Это проявляется и в том, что самым главным в школе они нередко считают наличие отметок (которых им пока не ставят!), школьной формы и особых правил поведения, а не само учение. И в том, что занятия рисованием, музыкой, физкультурой они обычно предпочитают урокам математики и чтению. И хотя в школе большее место занимают игровые формы обучения, но для ребёнка все равно это остается работой. Школа не может полностью удовлетворить потребность шестилетних детей в игре, в привычных детских развлечениях: конструировании, рисовании, лепке. И очень важно, чтобы недостающие ему занятия, ребёнок находи дома. Чем больше он дома играет, рисует, лепит, тем легче ему учиться в школе. Ведь эти виды деятельности создают простор для развития воображения, образного мышления, для воспитания чувств. Замечено. Что у детей, которые слишком мало играют, высокая потребность в игре как бы « застревает» - сохраняется и в 7-8 летнем возрасте, мешая развитию новых потребностей, приобщении к миру взрослых. Давая ребенку вдоволь «наиграться» или «нарисоваться», не будем забывать о необходимости уважительного отношения к этим его занятиям. Да-да! Такие «несерьезные» занятия, как игра, рисование, лепка, аппликация, изготовление самоделок, требуют серьезного отношения со стороны взрослых. Все эти занятия можно назвать первыми домашними заданиями ребенка, хотя они и не заданы учителем.

Иногда родители могут задать вопрос: «А как быть, если ребенок не хочет играть, если он дома, а хочет учиться читать, писать, считать? Тут важно помнить, что дети охотнее всего делают отнюдь не то, что их заставляют делать, а то, к чему взрослые серьезно относятся! Проявите интерес и доброжелательное отношение к рисункам ребенка, и ему захочется рисовать. Начните с ним играть увлеченно – и вы увидите, как ярко проявляется скрывшаяся до сих пор потребность в игре.

И конечно, очень важно, чтобы ребенок постоянно видел интерес родителей к его школьной жизни. Что проходили сегодня? Понравился ли урок? С кем из ребят в классе ты подружился, а с кем пока ещё не очень? Разговаривая с ребенком о школьных делах, постарайтесь быть очень осторожными в оценке его достижений и неудач. Для того, чтобы успешно идти вперед, он должен быть убежден: если и есть отдельные неудачи, то временно. Сегодня что-то не получается – не беда. Вскоре он научиться легко справляться с такими заданиями. Все это должно быть ясно без лишних слов, само собой – по маминому (или по папиному) выражению лица, по интонации. «Захваливать» ребёнка тоже не следует. Понятно, что его достижения радуют родителей, и он должен это видеть. Но ведь успех в учении – вещь вполне естественная, заранее предполагавшаяся. Поэтому чрезмерные восторги тут неуместны. Случается ещё и такое: послушав, как сын или дочь читают, или заглянув в тетрадь, родители говорят: «За это тебе можно было поставить пятерку. А вот за это – не больше тройки». Тут один из источников формирования «отметочной психологии», когда ребёнок начинает учиться не ради того, чтобы узнать, а ради того, чтобы заработать хорошую отметку.

Первокласснику не всегда удается сразу привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках, обязательности домашних занятий и т.п. Родительское стремление облегчить эти трудности, в какой-то мере взять их на себя понятно, но и рискованно. Приучать ребёнка к режиму «потихоньку» или, скажем, выполнить за него часть заданий в надежде, что он «попривыкнет» к школе и потом все будет делать сам, - не лучший способ помощи. Именно на самых первых порах важно четко и однозначно показать ему, что входит в круг его новых, его собственных обязанностей. Не бойтесь, что, требуя их выполнения, вы окажетесь слишком строги – первоклассник примет их с готовностью, если почувствует, что они – не весть откуда взявшиеся тяготы, а обязанности, присущие его новому «общественному» положению. Добиться их выполнения – это и значит организовать жизнь ребенка так, как необходимо для его учебного труда. Всяческая же «полуорганизация» лишь прибавит ему  трудностей и принесет вам в будущем немало забот. Положение ребенка в семье, отношение к нему в коллективе сверстников начинает  определяться тем, как он учится. Этим отношением в значительной мере поддерживаются интересы школьника к учению как серьёзному, важному делу, нужному не только для него, но и для всех. Для сохранения общественного смысла учения, а не только «Учусь для себя», необходимо, чтобы ребенок считал необходимым, если надо, делиться своими знаниями и умениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение будущего школьника

• мотивационная (личностная готовность)    - наличие у ребенка желания учиться;  •интеллектуальная (умственная готовность)     - наличие у ребенка кругозора, запаса...

«Психологические основы грамотности будущих школьников».

Материал подготовлен для педагогов дошкольных учреждений на основе рекомендаций и исследований, указанных в книге "Как помочь слабоуспевающемк школьнику", автор-составитель  Н. П. Локал...

Психологическая готовность будущих первоклассников.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе. Важны...

Формирование психологической безопасности у будущего школьника

Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного воспитания.  Но эта задача не является единственной в нашей ...

Рекомендации для родителей*Занимательные игры и упражнения для подготовки будущего школьника*,*Мотивационная готовность будущего школьника*

 В преддверии школьного обучения у родителей возникают множество вопросов:как подготовить ребенка к школе,что влючает в себя понятие* готовность к школьному  обучению*?И так, психолог...

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....

Родительское собрание. Готовность ребенка к школе .«Ваш ребёнок - будущий школьник»

Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год, вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.Задачи:1. Ус...