Консультация для родителей на тему «Науруз-бэйрэм!»
статья (средняя группа) на тему

Гилязова Чулпан Рамилевна

 

Консультация

Тема: Праздник «Науруз-бэйрэм!»

Наурыз, Навруз, Ноуруз, Науруз – восточный Новый год! 
Итак, немного о празднике: Праздник Наурыз существует у восточных народов с древних времен. Его празднуют в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Иране, Пакистане, Афганистане и других странах, где исповедуют ислам. В Казахстане Наурыз стал праздником с 1988 года, а официальное признание он приобрел 15 марта 1991 года, когда президент страны своим указом объявил день весеннего равноденствия праздником весны — Наурыз-бэйрэме. Суть его – единство человека с природой. Стоит отметить, что у каждого народа, кто признает Наурыз, — свои традиции и обряды празднования. Во многом обычаи похожи, хотя есть свои, отличные друг от друга, методы воплощения пожеланий и примет. 
Издревле считалось, что в день Наурыза происходит обновление в природе: гремит первый весенний гром, набухают почки на деревьях, буйно прорастает зелень. Народы Востока отмечали его в доисламскую эпоху, позднее ему придали уже исламскую окраску. Однако он сохранил преимущественно земледельческие обряды. Празднование наступления весны в день весеннего равноденствия символизировало вечное обновление жизни. 
А потому к встрече Нового года – Наурыз – на Востоке готовятся заранее. Очищают улицы, арыки, родники, сажают деревья. Существует поверье, что только в чистый дом входит счастье. В день 22 марта необходимо простить своим врагам самые страшные обиды, а потому люди стараются сказать друг другу и всем окружающим как можно больше слов благодарности и приветствия. Не забывается и о всем известном восточном гостеприимстве и благотворительности – в день начала праздника нужно обязательно накормить голодного и одарить обездоленного. 
У казахов, узбеков, уйгуров и других народов Средней Азии традиции Наурыза и его атрибуты передавались из поколения в поколение. Таджики называли его «Гульгардон», «Гульнавруз», татары – «Нардуган», древним грекам он был известен как «Патрих». Сегодня Наурыз дружно отмечают все народы на Великом Шелковом пути. Он красочно празднуется в Иране, Азербайджане, Афганистане, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Казахстане, в западных провинциях Китая, у курдов в Турции, у татар и башкир на юге России. 
В казахском народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда — изобилие праздничных обычаев и атрибутов. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания. 
Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанной со старинным ритуалом: «Если увидишь родник — расчищай его исток». Встречая рассвет, все взрослое население, взяв в руки лопаты, кетмени, собиралось у родника или арыка. Очистив источник, все вместе под руководством почтенных стариков сажали деревья. После этого три человека в образе жыршы¬зазывал обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Празднование сопровождалось массовыми играми, развлечениями, удалые джигиты участвовали в традиционных скачках. В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой мулла читал молитвы. Затем старший по возрасту давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. Перед аксакалами ставились семь чаш с наурыз-коже. Кстати, праздничное блюдо начинают готовить перед рассветом – в три часа ночи. А во время восхода солнца все выходят навстречу новому дню и угощают друг друга наурыз-коже. 
Праздничный день заканчивался представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Айтыс прекращался с заходом солнца, это значило, что добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с заженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия. 
У татар традиционные предновогодние обряды и ритуалы начинаются с появлением бутонов первых весенних цветов. Группы людей, чаще дети, начинают ходить с букетами подснежников или тюльпанов по домам и распевать песни, посвященные наступлению весны. Хозяева приглашают певцов в дом, произносят различные пожелания для своих близких и гостей, угощают их праздничными сладостями, блюдами и дарят им подарки. В день празднования Наурыза города и села превращаются в большой очаг торжеств, все радуются и ликуют, высказывают друг другу самые наилучшие пожелания. Одним из основных и популярных предвестников наступления Наурыза у татар была последняя среда уходящего года, известная под названием «Чоршанба¬сури» и «Чоршанбе¬охирон». Этот предновогодний праздник связан с культом огня и по сей день распространен также среди таджиков и азербайджанцев. До наступления сумерек люди зажигали факелы и под аккомпанементы флейт, барабанов и национальных инструментов сурны и дойры направлялись к берегам рек. Там разжигали костер, пели песни, плясали, прыгали через костер, купались. Совершалось это в целях избавления от всяких болезней, несчастий, бедствий. Кроме того, за две недели до праздника в посуду сажаются зерна пшеницы и укладываются в теплое место. Взошедшие всходы пшеницы у татар являются символом нового года и ими украшают праздничные столы. 
Конечно, для земледельческих народов традиция празднования Наурыза имела чисто практические корни – начало весенне¬полевых работ. Например, раньше у таджиков до начала вспашки одна из девочек селения преподносила плугарю на подносе несколько гранатов, а он, разрезав их, бросал зерна в землю – как залог будущего плодородия. Издревле в земледельческих оазисах Узбекистана на Наурыз устраивались большие народные гулянья, праздничные базары, конные скачки, собачьи и петушиные бои. Этот праздник сопровождается состязаниями народных певцов и сказителей, единоборствами всадников и борьбой богатырей. После празднования первого дня Навруза, как говорят сами узбеки, обычно начинаются полевые работы, которые также сопровождаются выполнением различных обрядов. Например, первую борозду проводит самый уважаемый и старейший член общины. Афганцы же в первый день Нового года поднимают праздничный разноцветный флаг. Считается: если флаг поднимается легко, то и год будет благополучным. Флаг не спускают в течение 9 дней. В Афганистане день весеннего равноденствия носит еще название Руз-е Дехкан – День крестьянина, или Руз-е Нехолыпони – День посадки саженцев. Перед выходом в поле земледельцы устраивают торжественные гулянья с песнями и плясками, игрой на народных инструментах. Рога и шею волов, запряженных для первой вспашки весенних полей, иногда смазывают ароматическим маслом. 
Башкиры, как утверждают специалисты, переняли празднование Наурыза у ираноязычных племен, которые прежде обитали в долине реки Урал. В конце марта в этих краях погода еще не совсем весенняя, а потому праздник чем¬то напоминает русскую Масленицу. Избранный всей общиной распорядитель торжеств с компанией молодых парней обходит по очереди все дворы. Они прославляют хозяев за домовитость и щедрость, после чего получают от них продукты для общей трапезы, вышитые изделия для награждения участников состязаний в беге, танцоров и мастеров горлового пения – узляу. 
Многие традиции с течением временем и переменой эпох забылись, но суть торжества весны и природы осталась неизменной. Сегодня этот восточный праздник стал одинаково дорог представителям всех 130 национальностей, проживающих в Казахстане. Так что можно смело сказать, что день весеннего равноденствия превратился во всенародный Новый год. И это по-настоящему культурное, духовное единение всех народов, которые поют, танцуют, веселятся и гуляют, отмечая новый период в круговороте жизни. 
Наурыз – символ обновления, очищения, любви и красоты! 
Наурыз – жаңару мен тазару, махаббат пен сұлүлық мерекесі! 
Пусть Наурыз принесет благополучие, радость и добро! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chulpan_informaciya_o_nauryze.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Тема: Праздник «Науруз-бэйрэм!»

Наурыз, Навруз, Ноуруз, Науруз – восточный Новый год! 
Итак, немного о празднике: Праздник Наурыз существует у восточных народов с древних времен. Его празднуют в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Иране, Пакистане, Афганистане и других странах, где исповедуют ислам. В Казахстане Наурыз стал праздником с 1988 года, а официальное признание он приобрел 15 марта 1991 года, когда президент страны своим указом объявил день весеннего равноденствия праздником весны — Наурыз-бэйрэме. Суть его – единство человека с природой. Стоит отметить, что у каждого народа, кто признает Наурыз, — свои традиции и обряды празднования. Во многом обычаи похожи, хотя есть свои, отличные друг от друга, методы воплощения пожеланий и примет. 
Издревле считалось, что в день Наурыза происходит обновление в природе: гремит первый весенний гром, набухают почки на деревьях, буйно прорастает зелень. Народы Востока отмечали его в доисламскую эпоху, позднее ему придали уже исламскую окраску. Однако он сохранил преимущественно земледельческие обряды. Празднование наступления весны в день весеннего равноденствия символизировало вечное обновление жизни. 
А потому к встрече Нового года – Наурыз – на Востоке готовятся заранее. Очищают улицы, арыки, родники, сажают деревья. Существует поверье, что только в чистый дом входит счастье. В день 22 марта необходимо простить своим врагам самые страшные обиды, а потому люди стараются сказать друг другу и всем окружающим как можно больше слов благодарности и приветствия. Не забывается и о всем известном восточном гостеприимстве и благотворительности – в день начала праздника нужно обязательно накормить голодного и одарить обездоленного. 
У казахов, узбеков, уйгуров и других народов Средней Азии традиции Наурыза и его атрибуты передавались из поколения в поколение. Таджики называли его «Гульгардон», «Гульнавруз», татары – «Нардуган», древним грекам он был известен как «Патрих». Сегодня Наурыз дружно отмечают все народы на Великом Шелковом пути. Он красочно празднуется в Иране, Азербайджане, Афганистане, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Казахстане, в западных провинциях Китая, у курдов в Турции, у татар и башкир на юге России. 
В казахском народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда — изобилие праздничных обычаев и атрибутов. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания. 
Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанной со старинным ритуалом: «Если увидишь родник — расчищай его исток». Встречая рассвет, все взрослое население, взяв в руки лопаты, кетмени, собиралось у родника или арыка. Очистив источник, все вместе под руководством почтенных стариков сажали деревья. После этого три человека в образе жыршы¬зазывал обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Празднование сопровождалось массовыми играми, развлечениями, удалые джигиты участвовали в традиционных скачках. В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой мулла читал молитвы. Затем старший по возрасту давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. Перед аксакалами ставились семь чаш с наурыз-коже. Кстати, праздничное блюдо начинают готовить перед рассветом – в три часа ночи. А во время восхода солнца все выходят навстречу новому дню и угощают друг друга наурыз-коже. 
Праздничный день заканчивался представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Айтыс прекращался с заходом солнца, это значило, что добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с заженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия. 
У татар традиционные предновогодние обряды и ритуалы начинаются с появлением бутонов первых весенних цветов. Группы людей, чаще дети, начинают ходить с букетами подснежников или тюльпанов по домам и распевать песни, посвященные наступлению весны. Хозяева приглашают певцов в дом, произносят различные пожелания для своих близких и гостей, угощают их праздничными сладостями, блюдами и дарят им подарки. В день празднования Наурыза города и села превращаются в большой очаг торжеств, все радуются и ликуют, высказывают друг другу самые наилучшие пожелания. Одним из основных и популярных предвестников наступления Наурыза у татар была последняя среда уходящего года, известная под названием «Чоршанба¬сури» и «Чоршанбе¬охирон». Этот предновогодний праздник связан с культом огня и по сей день распространен также среди таджиков и азербайджанцев. До наступления сумерек люди зажигали факелы и под аккомпанементы флейт, барабанов и национальных инструментов сурны и дойры направлялись к берегам рек. Там разжигали костер, пели песни, плясали, прыгали через костер, купались. Совершалось это в целях избавления от всяких болезней, несчастий, бедствий. Кроме того, за две недели до праздника в посуду сажаются зерна пшеницы и укладываются в теплое место. Взошедшие всходы пшеницы у татар являются символом нового года и ими украшают праздничные столы. 
Конечно, для земледельческих народов традиция празднования Наурыза имела чисто практические корни – начало весенне¬полевых работ. Например, раньше у таджиков до начала вспашки одна из девочек селения преподносила плугарю на подносе несколько гранатов, а он, разрезав их, бросал зерна в землю – как залог будущего плодородия. Издревле в земледельческих оазисах Узбекистана на Наурыз устраивались большие народные гулянья, праздничные базары, конные скачки, собачьи и петушиные бои. Этот праздник сопровождается состязаниями народных певцов и сказителей, единоборствами всадников и борьбой богатырей. После празднования первого дня Навруза, как говорят сами узбеки, обычно начинаются полевые работы, которые также сопровождаются выполнением различных обрядов. Например, первую борозду проводит самый уважаемый и старейший член общины. Афганцы же в первый день Нового года поднимают праздничный разноцветный флаг. Считается: если флаг поднимается легко, то и год будет благополучным. Флаг не спускают в течение 9 дней. В Афганистане день весеннего равноденствия носит еще название Руз-е Дехкан – День крестьянина, или Руз-е Нехолыпони – День посадки саженцев. Перед выходом в поле земледельцы устраивают торжественные гулянья с песнями и плясками, игрой на народных инструментах. Рога и шею волов, запряженных для первой вспашки весенних полей, иногда смазывают ароматическим маслом. 
Башкиры, как утверждают специалисты, переняли празднование Наурыза у ираноязычных племен, которые прежде обитали в долине реки Урал. В конце марта в этих краях погода еще не совсем весенняя, а потому праздник чем¬то напоминает русскую Масленицу. Избранный всей общиной распорядитель торжеств с компанией молодых парней обходит по очереди все дворы. Они прославляют хозяев за домовитость и щедрость, после чего получают от них продукты для общей трапезы, вышитые изделия для награждения участников состязаний в беге, танцоров и мастеров горлового пения – узляу. 
Многие традиции с течением временем и переменой эпох забылись, но суть торжества весны и природы осталась неизменной. Сегодня этот восточный праздник стал одинаково дорог представителям всех 130 национальностей, проживающих в Казахстане. Так что можно смело сказать, что день весеннего равноденствия превратился во всенародный Новый год. И это по-настоящему культурное, духовное единение всех народов, которые поют, танцуют, веселятся и гуляют, отмечая новый период в круговороте жизни. 
Наурыз – символ обновления, очищения, любви и красоты! 
Наурыз – жаңару мен тазару, махаббат пен сұлүлық мерекесі! 
Пусть Наурыз принесет благополучие, радость и добро! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Деловая игра для родителейна тему: «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: создание условий для передачи педагогического опыта по теме «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста», используя различные методы работы с детьми....

Консультация для родителейна тему «Пришла весна»

Весенние прогулки полезны для здоровья и развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трав...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...