Информация в родительский уголок "Опытно экпериментальная деятельность"
статья (средняя группа) на тему

Кузнецова Екатерина Геннадьевна

Информация для родителей, какие интересные опыты можно провести с ребенком дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa.docx141.95 КБ
Файл eksperimenty_doma.docx657.32 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние опыты и эксперименты для детей.

Чудо 1. Делаем облако
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Чудо 2. Вулкан на столе
Волшебница мама может все, даже сделать настоящий вулкан! Возьмите «волшебную палочку», произнесите заклинание, и «извержение» начнется.
Вот простой рецепт колдовства: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная реакция нейтрализации, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться!). Для большего эффекта можно вылепить из пластилина «вулкан» (конус с отверстием наверху), разместить его на блюдце с содой, а уксус лить сверху в отверстие. В какой-то момент пена начнет выплескиваться из «вулкана» – зрелище просто фантастическое!
Этот опыт наглядно показывает взаимодействие щелочи с кислотой, реакцию нейтрализации. Подготавливая и осуществляя эксперимент, можно рассказать ребенку о существовании кислотной и щелочной среды. Этой же теме посвящен эксперимент «Домашняя газированная вода», который описан ниже.

Чудо 3. Домашняя газированная вода
Напомните своему ребенку, что он дышит воздухом. Воздух состоит из разных газов, но многие из них невидимы и не имеют запаха, поэтому их трудно обнаружить. Углекислый газ – один из газов, входящих в состав воздуха и… газированной воды. Но его можно выделить в домашних условиях. Возьмите две соломинки для коктейля, но разного диаметра, так, чтобы узкая на несколько миллиметров плотно вошла в более широкую. Получилась длинная соломинка, составленная из двух. Проделайте в пробке пластиковой бутылки острым предметом сквозное вертикальное отверстие и вставьте туда любой конец соломинки. Если соломинок разного диаметра нет, то можно в одной сделать небольшой вертикальный надрез и воткнуть ее в другую соломинку. Главное, чтобы получилось плотное соединение. Налейте в стакан воды, разбавленной любым вареньем, а в бутылку через воронку насыпьте половину столовой ложки соды. Затем налейте в бутылку уксус – примерно сто миллилитров. Теперь нужно действовать очень быстро: воткните пробку с соломинкой в бутылку, а другой конец соломинки опустите в стакан со сладкой водой.
Что происходит в стакане
? Объясните ребенку, что уксус и питьевая сода активно начали взаимодействовать друг с другом, выделяя пузырьки углекислого газа. Он поднимается вверх и по соломинке проходит в стакан с напитком, где на поверхность воды выходит пузырьками. Вот газированная вода и готова.

Чудо 4. Секретное письмо

Этот опыт можно совместить с популярной игрой «Найди клад», а можно просто написать кому-нибудь из домашних. Сделать такое письмо дома можно двумя способами: 1. Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом. 2. Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.

Ваш ребенок уже подрос или вы сами вошли во вкус? Тогда следующие опыты для вас. Они несколько сложнее ранее описанных, но справиться с ними в домашних условиях вполне реально. По-прежнему будьте очень аккуратны с реактивами!
Чудо 5. Соляные чудеса
Вы уже выращивали со своим малышом кристаллы? Это совсем не сложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы. Можете поэкспериментировать и опустить в соляной раствор не проволочку, а шерстяную нить. Результат будет тот же, но кристаллы распределятся иначе. Особо увлеченным рекомендую сделать проволочные поделки, например елочку или паука, и также поместить их в раствор соли.



Предварительный просмотр:

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

      В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.

     Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

   

 Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности,  идет развитие психических процессов -  обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.    

      Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

     Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три  года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Вы можете провести с детьми несложные опыты в домашних условиях,когда вы заняты на кухне, а ребенок рядом с вами. Во избежание несчастных случаев уделите ему немного времени, займите его простейшими опытами. Ведь опыты развивают наблюдательность, восприятие, мышление, сообразительность, побуждают к проявлению творчества.

Опыт 1. «Поиск воздуха».

Цель: дать ребенку сведения о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодный, теплый, влажный, без воздуха не может жить ни человек, ни растение.

Материал: ленточки, целлофановый пакет, воздушный шарик, трубочка для коктейля, емкость с водой.

Предложить ребенку доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Ребенок выбирает любые предметы, показывает опыт (например, дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувает воздушный шарик и др.) самостоятельно. Потом он объясняет происходящие процессы на основе результатов действий с предложенным оснащением.

Вывод: воздух есть везде, он прозрачный.

Опыт 2. «Пузырьки-спасатели».

Цель: дать ребенку представления о том, что воздух легче воды, имеет силу.

Материал: стакан с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу же бросает в нее несколько кусочков пластилина, величиной с рисовые зернышки. Ребенок наблюдает, решает, почему пластилин падает на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет). Затем следит за тем, что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова падает, что тяжелее и почему. (В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; поэтому пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.)

Вывод: воздух легче воды, имеет силу.

Опыт 3. «Сладкий» опыт».

Цель: дать представление о том, что, чем меньше частички вещества, тем быстрее они растворяются.

Материал: два мерных стаканчика с водой, сахарная пудра, сахарный песок, ложечка.

Взрослый ставит перед ребенком два мерных стаканчика с водой и предлагает ему ложечкой взять сахарную пудру и всыпать ее в один стаканчик. Затем этой же ложечкой взять сахарный песок и всыпать его в другой стаканчик. Что растворяется быстрее? Почему?

Вывод: чем меньше частички вещества, тем быстрее они растворяются, т. е. исчезают в воде.

Опыт 4. «Размешивать или нет?»

Цель: дать представление о том, что вещества быстрее растворяются при перемешивании.

Материал: два мерных стакана с водой, сахарный песок, ложечка. Вода в стаканчиках холодная. Ребенок берет одинаковое количество сахарного песка, примерно по ложечке, и опускает в каждый стакан, И сразу ' же в одном стакане быстро перемешивает ложечкой сахар с водой. Что произошло? Где сахарный песок растворился быстрее? Какой вывод можно сделать?

Вывод: вещество быстрее растворяется при перемешивании.

Опыт 5. «Горячая и холодная вода».

Цель: дать представление о том, что в горячей воде вещества растворяются быстрее.

Материал: в одном стакане горячая вода, в другом холодная, сахарный песок, ложечка.

Взрослый ставит перед ребенком два стакана с горячей и холодной водой. Ребенок опускает по ложечке сахарного песка в каждый стакан. В каком сахарный песок растворился быстрее? Взрослый предлагает осторожно потрогать стакан. Какая в нем вода? (Горячая.)

Вывод: В стакане с горячей водой сахарный песок растворился быстрее, потому что частицы вещества перемешиваются быстрее с горячей жидкостью.

Опыт 6: «Свечка в банке»

Цель: выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.

Вот задачка для ребенка: папа предлагает подумать и сказать, как можно погасить свечку (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. «Давай я покажу тебе, как это можно сделать», — говорит папа сыну (или дочке). Он зажигает свечу, накрывает ее банкой, и вместе наблюдают, как гаснет пламя. «Папа, а почему в банке свеча не горит?» — конечно же, спросит ребенок. А все очень просто: для того чтобы поддерживать огонь, нужен газ — кислород. Кислород сгорает и превращается в другой газ — угарный. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен (мы накрыли свечку банкой), огонь гаснет. Дальше папа рассказывает, что это свойство используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода). А еще для того, чтобы потушить пламя, его можно засыпать землей (тогда кислород не будет поступать, и пламя погаснет).

Опыт 7: Взаимодействие воды и снега

Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Папа говорит ребенку: «Я могу удержать в руках воду и не пролью ни капли!» Ребенок заинтересован — как же у папы это получится?! Очень просто: комочек снега — вот тебе и вода! «Но разве снег — вода?» — обязательно спросит сын или дочь. Тогда папа предлагает подержать комочек снега в руках. Что происходит? Снег начинает таять — появляется вода. А если его отнести в теплую комнату? Что произойдет со снегом, если его опустить в воду? Где быстрее растает снег: в теплой или холодной воде?

Приятного времяпровождения вам и вашим малышам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект: опытно-экпериментальная деятельность детей во второй младшей группе «Посадка лука»

Программные задачи:       1. формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука. Формировать  у детей правильные прие...

конспект нод по опытно - экпериментальной деятельности в первой мледшей группе

конспект по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе...

Конспект: опытно-экпериментальная деятельность детей во второй младшей группе «Посадка лука»

Формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников а процессе  посадки лука....

Экпериментальная деятельность с песком

Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, явля...

Экпериментальная деятельность "Игры с губкой"

Создать условия, необходимые для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Познакомить со свойствами губки....

рабочая программа кружка по экпериментальной деятельности для детей средней группы

Данная программа рассчитана на детей средней группы и имеет познавательную направленность....

Экпериментальная деятельность "Измерение массы"

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....