"Как читать детям сказку".
статья на тему

Николаева Светлана Васильевна

Статья-рекомендация для родителей "Как читать детям сразку".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям

                Как читать детям сказку

        Огромное значение в воспитании детей имеют сказки. Они помогают ребёнку овладеть языком, знакомиться с родной природой, обычаями народа, учиться бороться со злом, вызывают у него стремление быть добрым, отзывчивым, храбрым, трудолюбивым.

        Сказки доставляют детям огромную радость. Ребята внимательно их слушают, быстро запоминают, проводят игры на сказочные сюжеты, используют в своей речи понравившиеся слова, сочетания (тянем – потянем, большая – пребольшая, мышка – норушка, лисичка – сестричка, лягушка – квакушка).

        Само название «сказка» (от слова сказывать, говорить, рассказывать) определяет форму её передачи. Исполняется сказка всегда в простой, разговорной манере. Читающий обращается к ребёнку, как бы желая воспроизвести историю, свидетелем которой он был (распространённая сказочная формула: «Я там был…», или которую он знает хорошо (жили – были».

        В основе каждой сказки лежит реальная действительность. Фантастика подчинена жизненным задачам и передаёт реальные стремления людей. Их мечты, желания. Этой особенностью сказки диктуют требования читать её с обычными для бытового общения интонациями. Некоторая таинственность, свойственная волшебным сказкам («Гуси – лебеди», «Царевна – лягушка» ), соблюдается в самом начале чтения, чтобы ввести ребёнка в сказочный мир, где всё может быть – скатерть-самобранка, живая и мёртвая вода, мальчик-с-пальчик, атак же при передаче чудесных событий – полёт на ковре-самолёте, встреча с золотой рыбкой. Сказки строятся на принципе противопоставления: добро противопоставляется злу, трудолюбие – праздности, ум – глупости. Эту особенность сказки надо учитывать. Места, где даётся такое противопоставление, следует выделить голосом, остановить на них внимание ребёнка.

        Герои в сказках даются прямолинейно, с законченными, сложившимися характерами. Причём они резко делятся на положительных и отрицательных. Это либо трудолюбивые падчерицы, мудрые Василисы, самоотверженные Иваны-царевичи, либо злые мачехи, коварная Баба Яга, жестокий Кощей Бессмертный. Характеры героев определяют своеобразие чтения сказок. Дети должны почувствовать какой это герой, при первой        же встречи с ним понять, как к нему относиться: симпатизировать и сочувствовать ему или осуждать и ждать его наказания.

        Чтение мест, где рассказывается о положительных героях, потребуют ласковых, одобрительных интонаций. Об отрицательных героях нужно читать с интонацией, передающей осуждение, возмущение, негодование. Так, например, в сказке  «Хаврошечка» место, где рассказывается о тяжёлой жизни героини у злых людей, прочитать следует так, чтобы ребёнок почувствовал жалость к бедной сиротке, возмутился отношением к ней людей, которые её «над работой заморили». Слова «она ткет, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает» должны прозвучать обращением к детям, чтобы они заинтересовались судьбой Хаврошечки и задумались, как ей помочь.

        Обычно сказка начинается устойчивой сказочной формулой-зачином: «жили-были», «давным-давно», «в некотором царстве - в некотором государстве». Цель зачина – сосредоточить внимание слушателя, ввести его в ту обстановку, в те времена, в которых будут развиваться события. В сказках о животных, где действуют существа реальные, зачин читается замедленно и повествовательно. В волшебных сказках, в которых можно ожидать любого чуда, зачин читается несколько таинственно и приглушённо, чтобы сразу ввести ребёнка в мир сказочной фантастики. Некоторым волшебным сказкам предшествуют присказки. Присказки не связаны с содержанием сказки, её цель – привлечь внимание. Чтение присказки должно вызвать у ребёнка интерес, заставить его настраиваться на слушание. Произносится она живо, в шутливой форме.

        Все сказки имеют счастливый конец; добро в них побеждает, зло наказывается. Эту особенность необходимо передавать при чтении: конец читать замедленно, с интонацией удовольствия, похвалы, чтобы дети ощутили удовлетворение и порадовались за судьбу положительного героя сказки, почувствовали осуждение несправедливости и зла.

Сказка имеет свои выработанные веками художественные  приёмы, которые надо обязательно         выделять при чтении, обращать на них внимание ребёнка. Это, прежде всего, приём  трёхкратного повторения (три дочери, три царства, три желания, три загадки и т. д.) Он имеет большое смысловое значение: передаёт нарастание напряжения, заостряет внимание на главном. Так, например, в сказке «Гуси-лебеди» гуси трижды настигают девочку, и только после третьего раза они «ни с чем улетали к Бабе Яге». Поскольку повторы фиксируют внимание на главном, их надо обязательно выделять при чтении: читать более медленно, громко, значительно, чтобы насторожить детей и побудить их ждать дальнейшего развития событий.

                Сказкам свойственны устойчивые выражения («слезами умывалась», «как сыр в масле катается»), постоянные эпитеты («тёмный лес», «наливное яблочко», «чистое поле»), повторы («затужил-заплакал», «ждал-пождал», «живут-поживают»). Эти художественные приёмы имеют большое значение для передачи определённого образа или действия и создают своеобразный сказочный колорит. Читая сказку надо обращать на них внимание: подчёркивать голосом, читать более эмоционально, произносить медленно, напевно, чтобы дети поняли не только из значение, но и почувствовали ритм.

                В сказках часто употребляется приём ступенчатого сужения, при котором наблюдается сокращение количества предметов до одного – самого главного (например, смерть Кощея Бессмертного: стоит сосна, на сосне ларец, в ларце утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, на конце иглы – смерть Кощея). Эти места надо читать медленно, каждый новый предмет выделять голосом, перед последним, главным, сделать паузу, а слово, его обозначающее, произнести особенно значительно и медленно.

                Сказки часто завершаются концовкой: «Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «стали жить-поживать да добра наживать». Как и зачин, концовка имеет определённый смысл: она разряжает внимание слушателей, подчёркивает завершение сказки, создаёт радостное настроение. Читается концовка живо, весело, лукаво. От собственного повествования сказки она отделяется паузой.

                По окончании чтения сказки, особенно волшебной, надо сделать длительную паузу, чтобы дать возможность детям побыть под впечатлением прочитанного, а затем вернуться из мира сказки к реальной действительности.

                При чтении сказки надо обращать внимание на её юмор. Умело переданный, он всегда радует детей, доставляет удовольствие. Чтобы дети понимали юмор сказки, места, рисующие комичность положения, в которое попадают глупые и злые герои, надо читать с лукавством, выделяя слова, подчёркивающие комизм положения (ск. «Лисичка-сестричка и серый волк»).

                Сказка не многословна. Каждое её слово полно значения, динамично, метко и поэтично. Например, в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» картина жаркого летнего дня рисуется всего одно фразой: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает». Слов мало. Но за ними стоит живая картина, полная напряжения. Поэтому при чтении ни одного слова сказки не следует оставлять без внимания. Читающий должен вдуматься в слова, видеть за ними действие, картину, настроение героя. Только тогда он может прочитать текст живо, ярко, впечатляюще.  

             

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читайте детям сказки

Советы родителям...

Консультация для педагогов и родителей "Читайте детям сказки"

Сказки - первые произведения с которыми знакомятся дети. Они вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Учат доброму отношени...

консультация для родителей "Как читать детям сказки?"

Консультация для родителей "Как читать детям сказки?"...

Консультация для родителей "Читаем детям сказки детям…"

несколько полезных советов для формирования интереса к детской литературе...

Консультация для родителей 2 младшей группы на тему "Читайте детям сказки","Сказка в жизни ребенка"

               консультация для родителей 2 младшей группы на тему "Читайте детям сказки","Сказка в жизни ребенка" В настоя...

Читаем детям сказки. Рассказываем по серии картин. Сказка «Полезный прилипала».

        В одном большом–большом зелёном лесу в маленьком домике жила семья ёжиков: Папа Ёж, Мама Ежиха, маленький Ёжик и его сестричка Ежишка. Семья эта, конечно, отли...