«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка по теме

Молоцило Наталья Владимировна

Работа с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

ЗАДАЧИ:

1.ВЫЯВИТЬ  ЗНАЧЕНИЕ  УСТНОГО  НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В  СИСТЕМЕ  ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ.

2.ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ФОЛЬКЛОРУ, УВЛЕЧЬ  НАРОДНЫМИ СЮЖЕТАМИ.

3.ОБОГАЩАТЬ ЧУВСТВА ДЕТЕЙ, ВООБРАЖЕНИЕ И РЕЧЬ.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ:

НЕСОМНЕНО, НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ТЕМА ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНА.

ФОЛЬКЛОР — ЭТО  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ДУША РУССКОГО ИСКУССТВА, МУЗЫКИ. САМЫХ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗНАКОМЯТ С ПРОИЗВЕДНИЕМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. НАРОД  СОЗДАЛ ТАКИЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА, КОТОРЫЕ ВЕДУТ РЕБЕНКА ПО ВСЕМ  СТУПЕНЯМ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И НРАВСТВЕННОГ РАЗВИТИЯ.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР — ЭТО ЦЕЛЫЙ МИР — ЯРКИЙ, РАДОСТНЫЙ, НАПОЛНЕННЫЙ ЖИЗНЕННОЙ  СИЛОЙ И КРАСОТОЙ.

КОГДА МАЛЫШ ПРИХОДИТ В ДЕТСКИЙ САД, ОН УЖЕ ПОНИМАЕТ РЕЧЬ, УЗНАЕТ БЛИЗКИХ, ПОЭТОМУ Я ЗАБАВЛЯЮ ЕГО ПЕСЕНКАМИ И КОРОТКИМИ  СТИШКАМИ-ПЕСТУШКАМИ. ИХ НАЗНАЧЕНИЕ — ВЫЗВАТЬ У РЕБЕНКА РАДОСТНЫЕ, БОДРЫЕ ЭМОЦИИ. ЗА НИМИ СЛЕДУЮТ ПОТЕШКИ-СТИШКИ И СТИХИ К ПЕРВЫМ ИГРАМ С ПАЛЬЦАМИ, ОУЧКАМИ, НОЖКАМИ. ПОЗДНЕЕ НАСТУПАЕТ ЧЕРЕД  ПРИБАУТОК-ПЕСЕНОК И СТИХОВ, ИНТЕРЕСНЫХ, ЗАТЕМ СКАЗКИ.

В  ГРУППЕ  В КНИЖНОМ  УГОЛКЕ  ОЧЕНЬ МНОГО КНИЖЕК С ПОТЕШКАМИ, СТИШКАМИ, КНИЖКИ — МАЛЫШКИ, СОЗДАЛА  КАРТОТЕКУ ПОТЕШЕК ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

ОФОРМИЛА БИБЛИОТЕКУ КРАСОЧНЫХ КНИГ С ПОТЕШКАМИ, С  РУССКИМИ НАРОДНЫМИ  СКАЗКАМИ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ, НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ  ИГРЫ  ПО МОТИВАМ  ПОТЕШЕК, ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ  СКАЗКАМ, РАЗРЕЗНЫЕ  КАРТИНКИ, ЛОТО, ПОКАЗЫВАЮ СКАЗКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ «КУРОЧКА  РЯБА», «РЕПКА».

ДЕТИ ИГРАЮТ В ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР, ПРОСЛУШИВАЮТ АУДИОЗАПИСИ ПОТЕШЕК, ПРИБАУТОК, СКАЗОК.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

1.ПОКАЗ  РОДИТЕЛЯМ РОЛИКА «ПОТЕШКИ  В ЖИЗНИ НАШЕЙ ГРУППЫ»

2.КОНСУЛЬТАЦИЯ «РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»

3.КАРТОТЕКА  ПОТЕШЕК И СКАЗОК ДЛЯ НАШЕГО ВОЗРАСТА.

4.БЕСЕДА «КАК ВЫБРАТЬ ПОЛЕЗНУЮ СКАЗКУ ДЛЯ МАЛЫША»

5.ПРЕЗЕНТАЦИЯ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»

 

У  МЕНЯ БЫЛ  БОЛЬШОЙ ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОЛЬКЛОРА, БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ Я УДЕЛЯЛА ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОЙ СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦАМ, ПОГОВОРКАМ, ЗАКЛИЧКАМ.

СЕЙЧАС Я РАБОТАЮ С САМЫМИ МАЛЕНЬКИМИ ДЕТИШКАМИ В ДЕТСКОМ САДУ.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО РЕБЕНКА Я НАЧИНАЮ С МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ: ПЕСТУШЕК, ПОТЕШЕК, ПРИБАУТОК, СЧИТАЛОК, ПОГОВОРОК, СКОРОГОВОРОК, ПЕСЕНОК-НЕБЫЛИЦ.

ОТБИРАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА  ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА, Я СТАРАЮСЬ УЧИТЫВАТЬ, ЧТОБЫ ОНИ ОТРАЖАЛИ ВСЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ОСОБУЮ ЗНАЧИМОСТЬ ПРИОБРЕТАЕТ ФОЛЬКЛОР В ПЕРВЫЕ ДНИ ЖИЗНИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ. В ПЕРИОД ПРИВЫКАНИЯ К НОВОЙ ОБСТАНОВКЕ ОН СКУЧАЕТ ПО ДОМУ, МАМЕ, ЕЩЕ НЕ МОЖЕТ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ, ВЗРОСЛЫМИ.

ПОТЕШКИ Я ПОДБИРАЮ И ВЫРАЗИТЕЛЬНО РАССКАЗЫВАЮ, ПОТЕШКА ПОМОГАЕТ УСТАНОВИТЬ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ, ВЫЗЫВАЕТ У НЕГО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. ВМЕСТЕ С ПОТЕШКАМИ МЫ ПРИЧЕСЫВАЕМСЯ, ОДЕВАЕМСЯ НА ПРОГУЛКУ, УМЫВАЕМСЯ, КУШАЕМ И ИГРАЕМ. ДЕЛАЕМ  ГИМНАСТИКУ С МАЛЫШАМИ, ПРИГОВАРИВАЯ ПОТЕШКИ.

Я  ИСПОЛЬЗУЮ ПОТЕШКИ И В ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГРАХ С ДЕТЬМИ. С ПОМОЩЬЮ ПОТЕШЕК ДЕТИ ЛЕГЧЕ И ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАЮТ ЖИВОТНЫХ, ИХ ПОВАДКИ, ВНЕШНИЙ ВИД. ПРИ ЭТОМ ХОРОШО ТРЕНИРУЕТСЯ ПАМЯТЬ. Я ПРОИЗНОШУ ИХ  РЕЧЕТОТИВОМ ИЛИ НАПЕВАЮ, ПРИ ЭТОМ ДЕТИ БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТИХ. ОНИ    НАЧИНАЮТ ВВОДИТЬ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ В СВОИ ИГРЫ — ВО ВРЕМЯ  КОРМЛЕНИЯ КУКЛЫ ИЛИ УКЛАДЫВАНИЯ ЕЕ СПАТЬ.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЩЕНИЯ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ  РЕБЕНКУ ПЕРЕДАЮТСЯ ИХ НАСТРОЕНИЯ И ЧУВСТВА: РАДОСТЬ, ТРЕВОГА, СОЖЕЛЕНИЕ, ГРУСТЬ, НЕЖНОСТЬ. ОНИ РАСШИРЯЮТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС   МАЛЫША. ОЧЕНЬ ВАЖНО НАУЧИТЬ МАЛЫША СЛУШАТЬ.

 

Любимые    потешки!!!!!!!!!

Во время умывания  под звуки напевных слов малыш  даст себя  умыть:

 

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!!!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!

 

Теплая водичка
Умоет Тане личико,
Пальчики — Антошке,
Сашеньке — ладошки.

 

Знаем, знаем да, да, да

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Моем руки дружно,

Нам обедать нужно.

Потешки  во время кормления.

Кормление-очень важный момент в жизни каждого  малыша. Использование потешек поможет   сделать процесс  еды  веселым и непринужденным, детки с  большим  аппетитом  кушают.

А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.

На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.

Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

Одевание на прогулку.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

 

Раз,два,три,четыре,пять

Собираемся гулять

Завязала Настеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Расчёсывание 

А нелюбимое  девочками заплетание  кос превращается в волшебный  ритуал:

Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.

Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.

Перед сном

Перед сном пою и поглаживаю детей, кого по головке, кого по ручке или по спинке. Дети засыпают под тихий, спокойный, желающий добра голос.

Люли- люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать.
Детку тихо усыплять
Спи малютка почивай,
Спи тихонько отдыхай

Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.

Горшок

Это что стоит? Горшок!

Раз-два-три-четыре-пять -

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.

Мама будет очень рада!

 

Хорошо успокаивает  расшалившегося малыша игры с пальчиками.

Этот пальчик – дедушка

(показывает большой палец)

Этот пальчик – бабушка,

(показывает указательный палец)

Этот пальчик – папочка,

(показывает средний палец)

Этот пальчик – мамочка,

(показывает безымянный палец)

Этот пальчик – наш малыш,

(показывает мизинец)

А зовут его ……..

Ожидаемый  результат.

Результатом моей работы явилось то, что улучшилась память детей, расширился кругозор, увеличился словарный запас, они с большой охотой приходят в детский сад, легче прошли адаптационный период. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, прибаутки  я знакомлю детей с творчеством русского народа. Обыгрывая малые формы фольклора я использую  красочную наглядность, музыкальные  игрушки, инструменты.

Также использую малые фольклорные формы для формирования физических качеств, игровых действий, певческих навыков.

Неоценима роль малых фольклорных форм.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста

ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»         САМООБРАЗОВАНИЕ      «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для воспитателей младших групп "Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей младших групп"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"...

"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"

2. «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста»  «Что родное слово, является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний"...

Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста

Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста...

РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

   Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передава...

Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, пот...

Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста

Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста...