Как помочь дошколёнку стать успешным первоклассником !
консультация (подготовительная группа) на тему

Мамлеева Ирина Владимировна

 

Как помочь  дошколёнку стать успешным первоклассником

Скоро настанет нелегкий период в Вашей жизни и жизни Вашего ребёнка. В сентябре в вашей семье появится первоклассник! Что можно и нужно делать родителям летом для того, чтобы ребёнок стал успешным учеником?

    Школьная пора для старшего дошкольника – это определённого рода испытание, ведь теперь ему придётся меньше играть, основная масса времени будет уходить на  учёбу. А это значит уметь слушать и слышать учителя, выполнять его требования,  уметь выстраивать отношения сотрудничества с одноклассниками, соблюдать правила школьной жизни. Важно помочь ребенку подготовиться к этому новому этапу его жизни.

В чём проявляется эта готовность? Фундаментом готовности является состояние здоровья детей. Не будет лишним перед школой обратиться к докторам. У педиатра можно получить рекомендации по укреплению иммунной системы ребёнка, чтобы стрессовая нагрузка, связанная с первым классом, была меньше.

Для успешного усвоения школьной программы у ребёнка должен быть конкретный запас знаний из различных областей жизни. К семи годам он должен знать название своего города, адрес проживания, название нашей страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, место их работы; должен различать диких и домашних животных, знать названия окружающих его  растений. Ребёнок должен уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы. Отвечайте на все вопросы детей и учите их самих правильно задавать вопросы.      

Важно, чтобы повзрослевшему малышу захотелось учиться и общаться со сверстниками и взрослыми. Чем больше родители будут говорить с ребёнком о школьной жизни  и чем больше он будет знать о школе, тем легче ему будет адаптироваться к учёбе. Какие советы можно дать? Познакомьте ребёнка с учителем до начала занятий. Дайте возможность посидеть за партой, рассмотреть кабинет.  Расскажите о расписании уроков, о переменах, о своих счастливых школьных годах.  Добрые истории о школьных друзьях наполнят ребёнка радостными ожиданиями. Особую радость будущему первокласснику доставляет покупка школьных принадлежностей. Пусть он примет участие в их выборе. Расскажите ребёнку, зачем нужна каждая вещь.      

Совсем не нужно усаживать малыша за стол и требовать от него выполнения тех или иных упражнений: лучшая подготовка к школе – это желание дошкольника играть. Особенно полезны для него ролевые игры в «семью», «больницу», в «школу». В них ребёнок учится выстраивать свои отношения с окружающими людьми, решать возникшие в ходе игры проблемы. Хороши игры на внимание. Правила таких игр просты: водящий задаёт вопросы, на которые нельзя говорить «да» или «нет». На вопрос взрослого: «Ты гулял сегодня?»,  ребёнок может ответить только «гулял» или «не гулял». Данные игры развивают не только внимание, но и способствуют развитию умения действовать согласно правилам и удерживать их в памяти. Не забывайте про настольные игры, лепку, рисование, конструирование. Они развивают мелкие мышцы руки, расширяют представления об окружающем мире, людях.

Дайте ребёнку возможность для новых знакомств. Это может происходить на детской площадке, в магазине, поликлинике, на детских праздниках. Для ваших детей очень важен опыт знакомства, общения с незнакомыми людьми. Умение общаться со сверстниками в будущем  поможет первокласснику освоиться в новой среде и успешно развиваться. 
Помогите своему ребёнку сформировать чувство уверенности в себе. В магазине доверьте ему выбрать те или иные продукты, дома –  помочь вам накрыть на стол, убрать комнату, в саду – вместе с вами ухаживать за растениями. Приучайте ребенка работать самостоятельно, без постоянного контроля взрослого. Чем больше малыш  может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите его самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать свои вещи на место, застёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Старайтесь хвалить детей не за каждый сделанный шаг, а за результат действий.

В режиме дня должна быть и спокойная работа, и подвижные игры. Постепенно ребёнок поймёт, что в одно время нужно заниматься, а в другое можно и поиграть, и пошуметь. Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы о том, что он услышал. Старайтесь сделать интересным и полезным для вашего ребенка каждое мгновение общения с ним.
Таким образом, соблюдение режима, доброжелательный психологический настрой, забота о здоровье и родительская любовь очень помогут вашему ребёнку стать успешным первоклассником.

                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sdelat_doshkolyonka_shkolnikom.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Вчера – дошкольник,сегодня - первоклассник!

На протяжении дошкольного детства происходят существенные изменения в развитии организма ребенка, его психологическом и социальном развитии. В конце этого периода, к 6 — 7 годам, ребенок достигает такого уровня развития, который принято называть «школьной зрелостью».

Педагоги и родители часто задают вопрос: «Что должен уметь и знать ребенок в 6 — 7 лет?» На этот вопрос ответить очень сложно, т. к. варианты развития могут быть разными, а главное — ребенок ничего не «должен». Он многое умеет, этот маленький человечек, который очень хочет, чтобы его любили и уважали, ценили в нем его самого. А значит, он — личность, и взрослые должны научиться уважать его желания, ценить его возможности и уметь помочь ему, когда возникают проблемы.

Можно выделить следующие основные черты развития

ребенка 6 — 7 лет.

ебенок способен к произвольной регуляции поведения, способен  проявить настойчивость, преодолеть трудности, однако произвольная регуляция наиболее эффективна, если задача, стоящая перед ребенком, соответствует его возможностям, доступна и эмоционально значима.

Ребенок способен организовать свою деятельность — воспринять инструкцию и по инструкции выполнить задание. Если понятно сформулированы цель и задача действия, он может планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок. Однако

алгоритм сложного и последовательного действия ребенок еще неспособен выработать самостоятельно.

Устойчивость и объем внимания еще невелики (10—15 минут), ребенок может воспринимать не более двух объектов одновременно. В этом возрасте затруднено быстрое и четкое переключение с одного объекта или вида деятельности на другой.

Определяющими мотивами поведения являются интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых, стремление быть похожими на них, к установлению и сохранению положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Значимы в этом возрасте мотивы личных достижений, признания, самоутверждения, а также мотивы, связанные с познавательными интересами.

Определенный уровень личностного развития (самосознания и самооценки) позволяет детям осознавать свое положение в системе отношений с взрослыми и сверстниками. Дети стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах

деятельности, которые они выполняют. В то же время самооценка детей 6—7 лет в разных видах деятельности может существенно отличаться. Это во многом зависит от успехов в деятельности и от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителей).

К 6—7 годам дети уже имеют опыт социального общения, знают основные его правила, могут хорошо ориентироваться не только в знакомой, но и незнакомой обстановке. Они способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют,

проверяя, нельзя ли их расширить). У них сильно стремление быть хорошими, первыми, они очень огорчаются при неудаче, чутко реагируют на изменение отношения и настроения взрослого.

Интеллектуальное развитие ребенка 6—7 лет в значительной степени определяется тем, как с ним работали на всех этапах дошкольного развития. Но это не только запас сведений об окружающем мире, быте, жизни, которые накопил ребенок. Это способность к систематизации и

классификации предметов, процессов, явлений, способность анализировать простейшие причинно-следственные связи, самостоятельный интерес к новому, наблюдательность, способность задавать вопросы.

В б—7 лет у ребенка еще преобладает непроизвольная память,продуктивность которой резко повышается при активном восприятии. Возможно в этом возрасте и произвольное запоминание, однако значительно легче запоминаются наглядные образы, чем словесные

рассуждения.

Дети в 6—7 лет способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка).

Речевое развитие характеризуется правильным произношением всех звуков родного языка, способностью к простейшему звуковому анализу слов, хорошим словарным запасом (3,5—-7 тысяч слов), грамматически правильным построением предложения, умением самостоятельно

пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам. Дети 6—7 лет способны свободно общаться со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, сами их задают, умеют выразить свою мысль), использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения, а также передавать интонацией различные чувства.

Уровень развития движений у детей 6—7 лет достаточно высок. Они уверенно владеют техникой всех бытовых движений, способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку, осваивают и правильно выполняют сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде. Ребята способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, осуществлять координированные движения пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании, а также выполнять простые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т. п.), способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Определенный уровень развития зрительно-пространственного восприятия позволяет детям 6—7 лет различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над—под, на— за, перед—возле, сверху—снизу, справа—слева и т. п.); различать

и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.) и их сочетания. Дети в этом возрасте способны классифицировать

фигуры по форме, величине, различают и выделяют буквы и цифры, написанные разными шрифтами; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры ,конструкции) из деталей.Развитие зрительно-моторых координации определяет способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии,

буквы, цифры v. соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов.

Мы дали лишь основные характеристики социального, психологического и физиологического развития детей 6—7 лет, выделив те, которые наиболее значимы для обучения.

Дети не только должны знать следующие правила, но и выполнять их, даже если садятся за стол на несколько минут:

- спина должна быть прямой;

- голова может быть чуть наклонена;

- руки (предплечья) должны находиться на столе;4

-ноги должны быть согнуты под прямым углом,

стоять на полу или подставке;

- свет у праворукого ребенка должен падать слева, у леворукого

справа;

У праворукого

  ребенка. ребенка.

-не следует опираться о край стола грудью,

наклонять голову;

-не рекомендуется подкладывать под себя ногу;

-ручку праворукому ребенку нужно держать тремя

пальцами на расстоянии 1,5—2 см от кончика ручки,

свободно, крепко, не сжимая, леворукому — на

расстоянии 3—4 см.

У

леворукого5

Ребенок 5—6 лет должен иметь свое место для занятий. Лучше, если

это будет отдельный уголок с письменным столом и стулом (по росту), с

книжной подставкой, тетрадями, ящиком для игр и т. п.

Подобрать стол и стул по росту несложно. При росте ребенка 100—115

см высота стола должна составлять 46 см, а стула — 26 см. При росте

115—130 см — соответственно 52 и 30 см, а при росте 130—145 см — 58 и

34 см. Если стол высоковат, можно положить на стул плоскую подушку, а

если высок стул и ноги не достают до пола, необходима подставка под ноги.

До тех пор пока ребенок не научится правильно держать ручку,

правильно сидеть, не следует давать ему сложных заданий, требующих

длительной работы. Лучше, если это будут задания на 3—5 минут.

Одновременно следует научить ребенка правильно располагать на

парте (столе) листы тетради, наклоняя их немного влево (для правшей)

так, чтобы нижний левый угол был напротив груди. Левой рукой

необходимо придерживать лист при рисовании и письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку стать уверенным в себе!

Каждому человеку знакомо чувство неуверенности в себе, когда ты сам себе кажешься неумелым, некомпетентным, будущее — туманным. И кажется, что окружающие замечают твое внутреннее смятение, тревог...

"Как помочь детям стать чуткими"

Консультация для родителей и воспитателей, содержит игры, направленные на доброжелательное отношение к сверстникам (вербальное общение)....

Статья для родителей " О добрых дошкольниках или как помочь ребёнку стать добрым"

Дети, также как и взрослые,  все разные, со своими характерами, реакциями на ситуацию и т.д. В этой небольшой статье рассказывается о том, как по-разному реагируют на ситуации и ведут себя ...

Статья для родителей: «Как помочь ребенку стать добрым»

Одними из самых важных качеств человека являются отзывчивость и доброта. Задача любого родителя – научить чадо открыто контактировать с другими людьми.      ...

Статья для родителей: «Как помочь ребенку стать добрым»

Одними из самых важных качеств человека являются отзывчивость и доброта. Задача любого родителя – научить чадо открыто контактировать с другими людьми.         Как...

Статья для родителей: «Как помочь ребенку стать добрым»

Статья для родителей:«Как помочь ребенку стать добрым» «Если ребенка учат добру,в результате будет добро,...

Статья "Как помочь ребенку стать добрым"

Статья  " Как помочь ребенку стать добрым". Материал для работы с родителями и педагогам на заметку....