презентация для родителей "Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир"
консультация (подготовительная группа) по теме

Федько Жанна Валерьевна

В помощь родителям, воспитывающего ребенка с нарушениями зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

               

«Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир»

                         

                                 

Частичное отсутствие зрения приводит к недостаточному накоплению у детей представлений об объектах и явлениях природы,о предметах и явлениях окружающего мира.

В связи с этим перед родителями стоит задача активизации познавательной деятельности слабовидящих детей.С первых лет жизни необходимо прививать детям любовь и интерес к родной природе,правильно знакомить их с объектами и явлениями природы,с окружающим миром.

Прививая любовь и интерес к природе,у слабовидящих детей можно воспитать положительные качества личности:доброту,сострадание,желание и умение заботиться о растениях и животных,бережно относиться к предметам окружающего мира,создавать у них радостное настроение,формировать такие чувства как нежность,отзывчивость,восприимчивость к прекрасному.Все это,несомненно,положительно скажется на формировании характера слабовидящего ребенка.В процессе наблюдения природы у детей закладываются основы правильного понимания законов природы.Зная,например,причины таких явлений природы,как гром,гроза,молния,радуга дети постепенно начинают понимать,что все происходящие в природе процессы не результат действия сверхестественных сил.

Дети воспринимают и чувствуют природу более непосредственно,нежели взрослые.Со многими объектами и явлениями природы они знакомятся впервые и они,безусловно,вызывают у них повышенный интерес.Используя этот интерес,Вы можете постепенно включать в опыт детей новые неизвестные им ранее предметы и явления.

Как же научить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир?Прежде всего,Вы должны привлекать к работе,наряду с неполноценным зрением,сохранные анализаторы детей-осязание,слух,обоняние,вкус.Так как именно совместная деятельность всех сохранных анализаторов и взаимодействия различных видов чувствительности (осязание,обоняние,слух,тактильная чувствительность,вкус,температурная чувствительность и др.) позволит выполнить неполноценность зрения у детей при знакомстве с объектами природы.Например,при наблюдении дождя следует обратить внимание ребенка на то,как шумит дождь по листьям деревьев,как льется вода с крыш домов,зонтов,подставив ладонь под струю дождя,дайте ему возможность ощутить ее прохладу,влажность,почувствовать силу,напор водных струй,а когда дождь закончится,то и капли,падающие с крыш домов и листьев деревьев.

Наиболее полное и правильное представление о предметах природы ребенок с нарушением зрения получает с помощью тщательного обследования и ощупывания объекта.Вопросы развития осязания затрагиваются нами во всех разделах,но способы осязания зависят в значительной степени и от объектов,которые дети обследуют.Поэтому мы будем касаться этих вопросов и при ознакомлении с природными объектами.Самостоятельного навыка обследования предметов у него еще нет.Как правило,слабовидящий ребенок дотрагивается до отдельных частей природных объектов,после чего отнимает руку,поэтому у него не создается целостного образа обследуемого предмета и представление о нем неполное,часто,часто характеризующееся  каким-то одним или двумя признаками.Особенно это касается живых объектов.Например,о петухе ребенок знает то,что петух по утрам кукарекает и у него большой хвост,состоящий из длинных перьев,о белке-то,что у нее мягкий,пушистый хвост.

Вам следует учить слабовидящего дошкольника обследовать объекты природы двумя руками.Сначала покажите,как быстро,бегло и легко ощупать весь объект целиком,а затем тщательно,еще раз последовательно выделяя части,детали,обращая внимание на величину,пропорции,протяженность и на другие свойства предмета.Руки ребенка должны двигаться в выбранном им или Вами направлении,при этом регулируется сила нажимающих пальцев рук.

Показывая какой-либо природный объект,знакомя ребенка с предметами окружающего мира,Вы должны определить начало и конец обследования.Например,при знакомстве с животными это могут быть голова и хвост,с ромашкой-цветы и корень растения.Иначе у ребенка не сложится целостного впечатления о воспринимаемом объекте.

Целесообразно так организовать процесс восприятия природного объекта,чтобы в нем сочеталось осязание со словесным его описанием.Это ускорит и улучшит процесс формирования правильного образа объекта.Для этого осязательное восприятие детьми предметов сопровождайте подробным объяснением свойств и практического назначения предмета,разъяснением наблюдаемого явления.Хорошо еще до знакомства с природным явлением или с объектами живой и неживой природы предварительно рассказать ребенку о них,о свойствах и качествах

объекта,а уже в процессе восприятия обратить внимание на все ранее выделенные признаки.Например,при обследовании растения обратите внимание ребенка на форму,величину,на строение,запах.Особенно должны быть выделены характерные признаки: у ромашки-цветки с большим количеством длинных лепестков,у сирени-соцветия,имеющие характерный запах,состоящие из большого количества цветков,имеющих по четыре,пять лепестков.

При обследовании природных объектов не следует спешить,нужно тщательно обследовать предмет,обводить объект руками или пальцами медленно,не отрывая их от предмета,запомнить,с какой части началось его обследование и ощупывание.Благодаря остаточному зрению дети могут определить цвет,форму,выделить существенные,зрительно воспринимаемые признаки объектов и явлений природы.Необходимо научить ребенка осторожно и бережно ощупывать живые объекты природы.Грубые,резкие движения могут сломать,разрушить растения,причинить неприятные чувства и боль животным.При первоначальном ознакомлении ребенка с растительными,животными объектами целесообразно использовать красочные и контурные рисунки,аппликации,модели,муляжи растений и животных.Это позволит познакомиться с их частями заранее.Но ни один муляж или рисунок не может заменить натуральный объект с его неповторимыми качествами и свойствами.Хорошо воспринимаются детьми с нарушением зрения крупные цветы,имеющие устойчивую форму (тюльпан,гвоздика,пионы,георгины,лилия,кала и др.).Определение формы и строения мелких цветов следует осуществлять с помощью осязательной поверхности губ и языка,органов очень чувствительных к прикосновению. Слабовидящие дети,взяв цветок в рот,движением губ и языка определяют органы цветка.Этот прием может быть использован только при соблюдении гигиенических требований:цветок необходимо обмыть чистой водой.Кроме того,растение не должно быть токсичным,пылинки тычинок не созревшими.Многие цветы и растения дети с нарушением зрения могут распознавать по запаху.

Деревья могут распознаваться детьми с нарушением зрения по виду,фактуре коры,форме листьев,по плодам,семенам.Ребенку обязательно нужно показать плоды-семена,растущие на клене,липе,каштане,на дубе,рябине,познакомить его с формой листьев и видом коры каждого из видов деревьев,обеспечить им возможность тщательного,неторопливого ознакомления,обследования коры,листьев.Например,поверхность листовой пластинки у дуба гладкая,твердая,у березы-шершавая,у липы-мягкая.Прислушайтесь и учите прислушиваться Вашего ребенка к звукам природы!Когда Ваш ребенок начинает задавать вопросы «почему?», «отчего?» - это означает,что он уже подготовлен к пониманию взаимосвязей в природе.В яркой эмоциональной форме следует дать ребенку ясные,четкие,доступные и понятные ему разъяснения того,что заинтересовало и вызвало вопросы.Ни в коем случае в данной ситуации нельзя отмахиваться от ребенка,говоря : «Вырастешь,все узнаешь».Подобные ответы родителей приведут к тому,что дети будут проявлять меньший интерес к окружающему,менее активно развиваться,расти замкнутыми,молчаливыми,недостаточно эмоциональными.Очень важно закреплять впечатления,полученные детьми в результате восприятия объектов и явлений природы и окружающего мира.С этой целью следует использовать пословицы,поговорки,загадки,стихотворения о животных и растениях.Постоянные систематические наблюдения явлений живой и неживой природы познакомят детей с нарушением зрения с временами года,с характерными особенностями каждого сезона.,помогут обогатить их опыт,скорректировать специфические особенности познавательной деятельности,развить наблюдательность,внимательное отношение к природе, находить в ней новое, интересное. Сведения и знания,накопленные слабовидящим ребенком под Вашим руководством,позволяют восполнить пробелы зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.Умение правильно выделять причинно-следственные связи,происходящие в природе,делать выводы,способствуют преодолению отставания в общем развитии слабовидящих детей.

В заключение хочется подчеркнуть, что знакомство слабовидящего ребенка с окружающим миром должно начинаться с первых лет его жизни. Большая роль в этом принадлежит семье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционно- воспитательной работы со слабовидящим ребенком в условия ДОУ общеразвивающего вида"

РАБОТА СО СЛАБОВИДЯЩИМ РЕБЕНКОМ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ОБЫЧНОГО ТИПА, ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИИ...

Как научить детей с нарушением зрения видеть и понимать окружающий мир.

Данная информация будет полезна родителям и педагогам, работающие со слабовидящими детьми....

Учим ребенка слушать и понимать речь

Направления, по которым ведется педагогическая работа по развитию речи...

презентация «Развивающая книга для слабовидящего ребенка «Василиса – пешеход»

Развивающая книжка для слабовидящего ребенка — это удивительное пособие. Сделанное своими руками с любовью, она хранит в себе частичку души и тепло наших рук. С её помощью можно играть и учить р...

статья Умение видеть и понимать окружающий мир

Умение видеть и понимать окружающий мир полностью ребенку не дается от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно в ходе развития.Процесс восприятия окружающег...

Консультации для родителей "Учим дошкольника с нарушениями зрения видеть и понимать окружающий мир"

Умение видеть и понимать окружающий мир ребёнку не дается от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно в ходе развития....