Русские народные дидактические игрушки
консультация по теме

Никитина Ольга Анатольевна

Русская игрушка – живая ветвь многовекового народного искусства. Никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения и в течении всей жизни. Младенец получал погремушку, подрос малыш – вот тебе пирамидка или каталка, колечки да кубики. Еще вырос – бери духовой пугач или свистульку. Играй на здоровье. В каждом доме дети играли с тряпичными куклами. Народная игрушка тем и ценна для нас, что из поколения в поколение передает представления о красоте, быте, труде русского народа, донесла до нас животворную силу народного искусства. Мы бережно храним народную игрушку, как памятник культуры, как наше духовное достояние. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_i_igrushki.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Детский сад № 2447

                     КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ

«РУССКИЕ  НАРОДНЫЕ  ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРУШКИ»

                                                                    Подготовила вос-ль гр.№ 19

                                                               Никитина Ольга Анатольевна.

                                       2012 – 13 уч. год

В современной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается как многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного развития личности ребенка.

Дидактические игры – являются формой обучения и имеют игровую и обучающую задачу. Решение задачи в дидактических играх требует большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Они имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, классификация (группировка), обобщение, выделение признака, исключение предмета или признака, системный осмысленный поиск по условию, выявление оснований классификации, исключение лишнего и многие другие. 

Развитие  интереса детей к дидактическим играм, формирование игровой деятельности достигается тем,  что педагог постепенно  усложняет задачи, не спешит подсказывать игровые действия.

Материальным центром дидактической игры являются игрушки, игровые пособия, бытовые предметы, природные материалы. 

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушка расширяет кругозор, воспитывает интерес к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, способствует развитию самостоятельности и самодеятельности. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки.

Дидактические игрушки предназначены для сенсорного и умственного развития и обучения детей. 

Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал из которого сделаны. Дети в процессе игр с игрушками должны иметь возможность потрогать их, разглядеть, постучать, переставить, собрать, и опять собрать, одеть, создать звучание – в общем полноценно поиграть.

Дети могут многократно повторять одни и те же действия, поэтому педагогу необходимо постепенно переводить детскую игру на более высокий уровень.

Дидактические игрушки поднимают содержание дидактических игр на более высокий уровень, разнообразят правила игры, игровые действия и помогают педагогу успешнее решать дидактические задачи.

В работе с детьми  используются народные дидактические игрушки: разноцветные шары, пирамидки, матрешки, неваляшки, бирюльки, вкладыши, богородские игрушки и игрушки Крутца,  куклы в русских народных костюмах; предметы русского быта: изделия из соломы, деревянная и глиняная посуда, домашняя утварь.

Использование произведений народного декоративно-прикладного искусства в работе с детьми разнообразит  их впечатления, непосредственность переживаний и общения.

Русская игрушка – живая ветвь многовекового народного искусства. Никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения и в течении всей жизни. Младенец получал погремушку, подрос малыш – вот тебе пирамидка или каталка, колечки да кубики. Еще вырос – бери духовой пугач или свистульку. Играй на здоровье. В каждом доме дети играли с тряпичными куклами. Народная игрушка тем и ценна для нас, что из поколения в поколение передает представления о красоте, быте, труде русского народа, донесла до нас животворную силу народного искусства. Мы бережно храним народную игрушку, как памятник культуры, как наше духовное достояние.

Существует множество промыслов русской народной игрушки: глиняной, деревянной, матерчатой и соломенной. Игрушки каждого промысла имеют свой стиль, форму, декоративную роспись, материал, но вместе с тем, их объединяют традиционные образы, темы, сюжеты.

Знаменитые глиняные дымковские игрушки, расписные филимоновские и абашевские свистульки. Этими игрушками воспитывается у детей слуховое внимание, сообразительность, выдержка.

Создатели игрушек использовали традиционные способы художественной обработки материала, выработанные приемы лепки и украшения посуды, росписи и отделки бытовой утвари. Рассматривая лепные игрушки дети учатся лепить предметы по образцу, расширяются их представления о народных промыслах, росписях, русской культуре.

Тряпичные куклы шьются мастерицами в русских нарядах: ткань,  лен, бусы, пуговицы. Известны куклы из ткани Смоленской, Орловской, Архангельской, Вологодской, Ярославской области и др. Игры с куклами способствуют усвоению детьми последовательности действий с куклой, установлению взаимосвязей между ними (кукла проснулась, обедает, гуляет, купается, ложится спать).

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. Это позволяет детям использовать свои знания в самостоятельной творческой игре с куклой. Дети охотно разговаривают с куклой, появляется желание играть с ней, беречь куклу – отношение детей к кукле переносится на сверстников.

Разнообразием и красотой отличается русская деревянная игрушка. Её история уводит нас в глубь веков, повествуя об ушедших в прошлое детских играх и развлечениях. Из дерева точили погремушки, куклы, коней-каталок, пирамидки, берестяные мячи, короба, музыкальные свистульки, трещотки, балалайки,  матрешек.

Дети учатся группировать предметы по материалу, цвету, применению, находить предметы по характерным признакам, описывать предмет, не называя его, сравнивать предметы, замечать признаки сходства, определять пространственное расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.

В России с незапамятных времен привыкли из белой пахучей, прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить? Да русским именем назвать – Матрена, вот и получилась, деревянная игрушка - Матрешка.

Матрешка - русская кукла с румянцем на щеках, с платочком на голове, в сарафане, в украшенным цветами фартуке - Богородская, Семеновская, Похлов-майданская, Загорская и другие. Деревянные красавицы сделанные мастерицами такие разные, но такие родные.  Играть с матрешками интересно – в большой матрешке еще матрешки разного размера, целая семья – от большой до маленькой. В игре с матрешками нужно учить детей замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.  

Все эти игрушки, рожденные многовековым житейским опытом и народной мудростью и сейчас с ранних лет в играх детей. Они приучают ребенка  труду и самостоятельности, передают от старшего поколения младшему навык мастерства. Яркие страницы вписали народные мастера в историю русской игрушки, в историю нашей культуры. В их рукотворных изделиях отражены стремление к прекрасному и вкус народа, любовь к детям, народное остроумие, мудрость и талантливость.

КОМПЛЕКС  УТРЕННЕЙ ЗАРЯДКИ

                                     (для средней группы).

«ВМЕСТЕ С СОЛНЫШКОМ ВСТАЕМ».

                                 

На зарядку солнышко поднимает нас             и.п.: сидя на стуле

                                                                          Медленно поднимаемся.

Поднимаем руки по команде: раз!                Руки через стороны вверх.

Опускаем руки мы по команде: два!             Руки медленно опускаем.

Раз-два-три-четыре-пять!

Вышли дети погулять.                                    Ходьба на месте.

Девочки и мальчики,                                      Повороты вправо – влево.

Представьте что вы зайчики                     Ладошками «ушки на макушке»

Раз – присядка,                                                 Присесть.

Два – прыжок, прыг-скок, прыг-скок.           Прыжки.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Будет вправо поворот.

А потом наоборот,                          Делая хлопки повернутся  вокруг себя.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Будет влево поворот.                      

Всем, всем – добрый день!                 Ноги вместе, руки по швам.

Прочь с дороги нашей лень!              Прыжком, ноги и руки в стороны.

Всем, всем – добрый день!

Заниматься нам не лень!

Ты дружок за мной беги,

Только под ноги смотри.                          Легкий бег  по кругу.

Не спеши дружок, пробеги еще кружок.

Раз-два-три-четыре-пять,

Будем весело шагать.                                  Ходьба в разном темпе.

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.   Руки вверх, покачивание.

Ветер тише, тише, тише –

Деревцо все выше, выше, выше.                      Встать на носочки.

А кому зарядки мало – начинаем все сначала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Тема: Русская народная деревянная игрушка – матрешка.

Тема: Русская народная деревянная игрушка – матрешка.Классификация проекта: по составу участников – коллективный проект (групповой)по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края...

«Славен край Нижегородский» номинация: Народные художественные промыслы "Русская народная деревянная игрушка – матрешка."

     Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской ...

"Русская народная игра. Игрушка. В гостях у рукодельницы"

Приемы работы по развитию общей и мелкой моторики в рамках проектной деятельности....

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки»

Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элемен...

Мини-музей "Русская народная тряпичная игрушка"

Русская тряпичная кукла – это образ и символ времени, культурное наследие страны и народа, отражение духовного развития поколений. С давних времён она является традиционной русской игрушкой, сим...