Консультация для родителей воспитанников "Развивающие игры для детей"
консультация (подготовительная группа) на тему

Алиева Альбина Викторовна

В какие игры играть с детьми шести-семи лет, типы и виды игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_roditeley.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей воспитанников

 «Развивающие игры для детей».                             

  Воспитатель Алиева Альбина Викторовна

г.Самара

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Игровая деятельность, как доказано  А.В. Запорожцем,  В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно  сложившимися  способами игровых действий        (как использовать игрушку, предметы – заместители, другие средства воплощения образа, выполнять условные действия, строить сюжет,   подчиняться правилам и т. д.). Усваивая в общении со взрослым технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра становится формой собственного творчества    ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект.                              

        В    современной педагогической теории игра рассматривается как  ведущий вид  деятельности   ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что

-        она удовлетворяет его основные потребности;                                                       -        в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности;                                                                                                                                -        в наибольшей степени способствует психическому развитию.                                              

Детские игры – явление неоднородное. Они разнообразны по своему  содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игрового материала. В силу  многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их  классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. В основе классификации детских игр  разработанных  С.Л. Новоселовой  лежит представление о том по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого)                                                                      

 Выделяются три класса игр:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей) - самостоятельные игры:

  1. Игра-экспериментирование;
  2. Самостоятельные сюжетные (творческие) игры;
  3. Сюжетно - отобразительные;
  4. Сюжетно - ролевые;
  5. Режиссерские;
  1. Театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, имеющие определенные образовательные и воспитательные задачи:

  1. Игры обучающие;
  2. Дидактические игры: по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.);
  3. По дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно – печатные, словесные);
  4. Игры с правилами;
  5. Сюжетно – дидактические;
  6. Подвижные: по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности;
  7.  по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками др.);
  8. по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.)
  9. Досуговые игры:
  10. игры – забавы;
  11. игры – развлечения;
  12. интеллектуальные;
  13. празднично - карнавальные;
  14. театрально - постановочные;

3)        игры идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые  могут возникать по инициативе как взрослого ,так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в основе  многих игр, относящихся к обучающим и досуговым)

             Игра - основная  деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Особенности сюжетно-ролевой игры, прежде всего в  том, что в ней ясно обнаруживается самодеятельный характер. Дети сами устанавливают правила перед игрой или в процессе игры. В играх  нет реальной обусловленности обстоятельствами, временем, пространством. В игре ребенок может быть капитаном, матросом, космонавтом, врачом. Дети -творцы настоящего и будущего. В этом - обаяние игры. Дети не ставят в игре, каких – то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно  не учитывать  обучающего  и развивающего влияния  игры  и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Опосредованно руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на  сознание, чувства, отношения,  поступки и поведение в целом. В нашей группе большинство мальчиков. Они отдают предпочтение таким играм, как «Пароход», «Автобус», «Путешествия», «Спасатели». Организуя жизнь детей в сюжетно-ролевых играх, мы стараемся формировать не только игровые взаимоотношения, но и реальные, закрепляя нормы поведения в повседневной жизни.  

Также активно используются  в  нашей группе   развивающие игры, которые способствуют развитию у детей внимания, памяти, мышления, речи. Эти игры имеют ряд преимуществ:

- одну и ту же игру можно упрощать и усложнять, используя  ее в работе с детьми разного возраста и разного уровня развития;

- в таких играх можно использовать в качестве материала картинки и игрушки (и самих детей), не меняя содержания игры;

- эти игры можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, на прогулке, в утренние и вечерние часы.                    Развивающие игры  представляют собой совместную деятельность детей со взрослыми. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием. Вызывает интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом игровых действий, руководителем  игры - организует игровое пространство, знакомит с  игровым материалом, следит за выполнением правил. В любой игре содержится два типа правил: правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действия с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность). Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры  (очередность выполнения привлекаемых ролей, последовательность действий детей, их согласованность). Задача прогнозирования и планирования своих действий в зависимости от действий партнера по игре становится осмысленной ребенком в 6-7 лет. Формируются эти умения в игровой деятельности в партнерских играх.

В своей работе мы используем  настольные игры;

-        настольно-печатные игры (домино, лото, шашки, шахматы, конструктор);

-        подвижные игры на прогулке (догонялки). В играх «Морской бой», «Крестики-нолики», шашки, шахматы - развиваем у детей умение планировать, прогнозировать, выстраивать выигрышные стратегии.

Для развития активного словарного запаса, навыков разговорной речи  используем речевые игры: придумай  слово на каждую букву (рыбы) СЛОН

(сом, линь, окунь, налим);

-        эстафеты, например: придумать слово на последнюю букву предыдущего слова: МАК-КОМ-МОСТ-ТОРТ….

Родителям на заметку:

-        прежде чем познакомить ребенка с развивающими играми, поиграйте в них сами. Это даст вам возможность знать, с какой игры начать, чем ее дополнить,    

-        играя с ребенком, не опережайте его, лучше следовать за ним с небольшим отставанием,

- заинтересуйте  детей игрой, применяя игровые приемы (можно сопровождать   «тайной» или рассказать сказку),

-        каждый успех встречайте радостно, но не перехваливайте (особенно в старшем возрасте),

-        если ребенок не хочет играть, не заставляйте, а создайте такие условия, чтобы у него появилось желание,

-        во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребенка, они вызывают раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес к игре,

-        начинать игру нужно с посильных задач или более простых ее частей.

Игры для детей:

Развитие речи: «Антонимы», «Опиши предмет», « Составь  рассказ», «Что случилось потом?», «Что было и что будет?», «Назови, одним словом»;

Игры с песком; «Угадай, кто, где живет?», «Следы на песке», «Найди игрушку»;

ФЭМП: «Назови соседей числа», «Исправь ошибку», «Какой цифры не хватает?», «Подбери по форме», «Найди различия»,  «Собери бусы», «Танграмм», « Монгольская игра».

Литература:

«Развивающие игры в детском саду» А.К. Бондаренко,

«Дидактические игры  в детском саду» А.И. Сорокина,

«Чего на свете не бывает?»        О.М. Дьяченко, Ю.А. Агаева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Веселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе. Детские игры дома: старинные русские игры

Консультация для родителейВеселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе.Детские игры дома: старинные русские игры...

Консультация для родителей "Подвижные игры для детей 3-х лет и родителей дома"

Консультирование родителей, в какие игры можно поиграть дома всей семьей....

Консультация для родителей "Подвижные игры для детей 3-х лет и родителей дома"

Консультирование родителей, в какие игры можно поиграть дома всей семьей....

Консультация для родителей "Зимние игры для детей с участием родителей"

В данном материале рассказывается о некоторых играх, которые могут использовать родители во время прогулок с детьми....

Консультация для родителей «Совместные игры для детей и родителей»

Совместные игры для родителей и детей приносят неоценимую пользу в становлении детского характера и в развитии психики.Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Иг...

Консультация для родителей: " Зимние игры для детей 2-3 лет с родителями"

Консультация для родителей: " Зимние игры для детей 2-3 лет с родителями"...


 

Комментарии

Прохорова Надежда Гаврииловна

Альбина Викторовна, спасибо. Очень доступно и понятно изложен материал,возьму себе на заметку.