Родительское обрание "Ваш ребенок - будущий школьник"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Афанасьева Анна Викторовна

    Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности.

    Достигнув семилетнего возраста, ребенок в нашей стране поступает в 1 класс школы. Он становится школьником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc338.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Ваш ребёнок – будущий школьник»


Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

 План проведения

  1. Приветствие «Перекличка». 
  2. Вступительное слово психолога (актуальность проблемы). 
  3. Упражнение «Экзамен для родителей». 
  4. Раскрытие психологом компонентов готовности к школе. 
  5.  Игры с родителями: «Запрещённое движение», «Зеркало» 
  6. Портрет ребёнка, не готового к школьному обучению 
  7.  Самодиагностика рисунков детей «Каким я вижу себя учеником?» 
  8.  Решение проблемных ситуаций 
  9.  «Открытое письмо родителям». 
  10.  Подведение итогов собрания. Принятие решения.

 Ход собрания:

 - Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора. Но вначале поприветствуем друг друга.

 Приветствие родителей «Перекличка».

Педагог-психолог, используя сведения о детях, спрашивает у родителей: «Есть ли у нас родители мальчика, …. Родители прослушивают рассказ о ребёнке и догадываются, о ком идёт речь.

 Упражнение «Экзамен для родителей».

Родителям предлагается сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого им нужно ответить на ряд вопросов, ответы на которые пишут на «билетиках».

 Примерные вопросы:

  1.  Какие занятии проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе? 
  2.  Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе? 
  3.  Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе? 
  4.  Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе?

Далее психолог знакомит родителей со схемой школьной готовности. Более подробно остановимся на психологической готовности, которая включает:

  1. интеллектуальную готовность; 
  2.  мотивационную готовность; 
  3.  эмоционально-волевую готовность; 
  4.  коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  1.  свой адрес и название города, в котором он живет; 
  2.  название страны и ее столицы; 
  3.  имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; 
  4.  времена года, их последовательность и основные признаки; 
  5.  названия месяцев, дней недели; 
  6.  основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

 Мотивационная готовность…

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

  1.  способностей ставить перед собой цель, 
  2.  принять решение о начале деятельности, 
  3.  наметить план действий, 
  4.  выполнить его, проявив определенные усилия, 
  5.  оценить результат своей деятельности, 
  6.  а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».

Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий.

Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

 Коммуникативная готовность.

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

 "Портрет" первоклассника, не готового к школе:

  1.  чрезмерная игривость; 
  2.  недостаточная самостоятельность; 
  3.  импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность; 
  4.  неумение общаться со сверстниками; 
  5.  трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса; 
  6.  неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции; 
  7.  низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие; 
  8.  плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами); 
  9.  недостаточное развитие произвольной памяти; 
  10.  задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

 Как помочь ребенку подготовиться к школе?

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

  1.  беременность и роды протекали с осложнениями; 
  2.  ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным; 
  3.  ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна; 
  4.  ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив; 
  5.  вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

На что надо обратить внимание…

1. Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать , нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2. Самостоятельность.
Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы. Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам откроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам понять своего ребёнка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениями.

 «Открытое письмо родителям».

Каждый родитель получает «открытое письмо» своего ребёнка.

Письмо начинается так:

  1.  Больше всего в школе мне понравится… 
  2.  Мне не понравится, если на уроках… 
  3.  Когда я делаю домашние задания, мои родители… 
  4.  Я очень хочу, чтобы мои родители… 
  5.  Я думаю, что в 1-м классе…

 Вывод. Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по-иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Собственно, о них мы уже говорили сегодня. Но самое главное, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей и понимание.

 Правила детского общежития

  1.  Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай 
  2.  Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться 
  3.  Не дерись без обиды 
  4.  Не обижайся без дела 
  5.  Сам ни к кому не приставай 
  6. Зовут играть иди, не зовут – попросись. Это не стыдно. 
  7.  Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси 
  8.  Из-за отметок не плачь. Будь гордым. С учителем за отметки не спорь. И на учителя на отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут. 
  9.  Не ябедничай за спиной у товарищей 
  10.  Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль. 
  11.  Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём домой 
  12.  И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый 
  13.  Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, и я буду ждать и думать о тебе 
  14.  Дорогу переходи внимательно, не торопись.

 Ответы на вопросы

 Какие пособия лучше выбирать для подготовки к школе?

Ответ: мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, головоломками, весёлыми задачками. На выполнение задания давайте ребёнку определённое время, научите его контролировать время с помощью песочных часов.

 Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?

Ответ: не более 20-30 минут. Если вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно.

 Если ребёнок категорически отказывается заниматься дома?

Ответ: давайте ребёнку небольшой объём занятий, не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме. Отвечайте на вопросы печатными буквами

Если ребёнок постоянно требует новых заданий и готов заниматься долго.

Ответ: если ребёнок не чувствует усталость, не расстраивается от того, что что-не получается . Воспринимает учёбу, как привлекательное задание – строгих границ для занятий ставить не следует.

 Формулы вербального (словесного) общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста

Приветствие. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет

Прощание. До свидания, спокойной ночи,до завтра, счастливого пути, доброй ночи.

Извинение. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.

Обращение. Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.

Знакомство. Давайте познакомимся, меня зовут.. познакомьтесь, это…

 Взрослые, помните!

 Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.

Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке


Попросите ребенка ответить на следующие вопросы. За каждый правильный ответ засчитывается один балл.

1. Что такое класс? (Класс - это комната, где проходят занятия. Там стоят парты, учительский стол, доска, на которой мелом пишут задание и выполняют упражнения. Еще классом называют всех учеников, которые вместе посещают занятия. Например, первый класс, класс "а", дружный класс.)

2. Что такое урок? (Урок - это время, когда узнают много нового, слушают объяснение учителя и выполняют различные упражнения. Иногда словом "урок" называют выполнение какого-либо задания, например "выучить уроки" - это значит выполнить упражнения, которые были заданы на дом.)

3. Что такое каникулы? (Каникулы - это перерыв на несколько дней, когда в школе нет занятий. Каникулы бывают осенью, зимой, в Новый год, весной, а летние каникулы длятся все лето.)

4. В классе учатся дети одного возраста или разного? (Все дети в одном классе обычно одного возраста. Дни рождения у них могут быть в разное время, но все они одного года рождения.)

5. Как можно узнать, что пора идти на урок? (Звенит звонок на урок, коридоры пустеют, а все дети спешат занять свое место за партой в классе.)

6. Что такое перемена и для чего она нужна? (Перемена - это перерыв между уроками, когда можно отдохнуть, поиграть, сходить в столовую или в туалет.)

7. Что такое отметка? (Отметка - это оценка того, как ученик выполнил задание или работал на уроке. Отметки исчисляются в числах от одного до пяти.)

8. Какие отметки хорошие, а какие - плохие? (Чем больше число, обозначающее отметку, тем выше сама отметка, тем, соответственно, лучше результат. 1 - "единица" - самая плохая отметка; 2 - "двойка" - плохо; 3 - "тройка" - посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо; 4 - "четверка" - это хорошая отметка; 5 - "пятерка" - отлично. Про того, кто учится на пятерки, говорят, что он отличник, а тот, кто учится на двойки, - двоечник; он учится плохо.)

9. Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Дневник - это такая специальная тетрадка, в которой есть расписание уроков. Там дети записывают домашнее задание, а учитель ставит туда отметки.)

10. Как в школе называют стол, за которым сидят дети? (Дети сидят за партами.)

11. На чем пишет учитель, когда объясняет правило или задание? (Учитель пишет на доске.)

12. Как нужно обращаться к учительнице? (К учительнице обращаются по имени-отчеству и на "Вы".)

13. Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или когда хочешь ответить на заданный вопрос? (Нужно молча поднять руку, но так, чтобы ее было видно. Когда учительница обратит внимание и спросит, можно задать свой вопрос или дать ответ.)

14. Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет? (Надо поднять руку и спросить: "Можно выйти?")


Если ваш малыш правильно ответил на
11-14 вопросов, то он вполне знаком со школьными правилами и необходимость следования школьному распорядку не будет его огорчать. Он будет с уважением относиться и к учителям, и к своим одноклассникам и, скорее всего, будет отличаться примерным поведением.

Правильные ответы на
7-10 вопросов свидетельствуют о том, что ребенок в общих чертах знаком с правилами школьного распорядка, но, чтобы он меньше испытывал трудностей в повседневной школьной жизни, неплохо было бы подробнее поговорить с будущим первоклассником о школе.

От 4 до 6 правильных ответов - это информация к размышлению для родителей. Ваш ребенок еще не очень хорошо знает, как проходят занятия в школе, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. Поэтому побольше рассказывайте малышу о школе, спрашивайте его время от времени о деталях школьной жизни.

В том случае, когда правильных ответов всего
3 или меньше, - это уже тревожный сигнал. Может быть, вы совсем не разговариваете с малышом о том, как проходят школьные будни.

Если количество правильных ответов вашего малыша меньше шести, наряду с разговорами о школьном распорядке мы рекомендуем вам моделировать повседневные школьные ситуации.

Для этого пригласите других ребят и
поиграйте с детьми в "Лесную школу". Эта игра помогает "примерить на себя" школьную жизнь и представляет собой ролевую игру, где дети учатся, как нужно вести себя в школе. Хорошо, если удастся собрать что-то вроде класса - группу из нескольких человек.

Каждый ребенок (или взрослый, если вы тоже принимаете участие) представляет какого-либо животного. Выбирается ведущий - это учитель, мудрая сова. Звенит звонок, сова влетает в класс и представляется: "Здравствуйте, ребята, меня зовут Сова - Мудрая Голова, а вас как зовут?" Дети наперебой начинают представляться именами своих животных.

Сова их учит, что, для того чтобы всех было слышно и все смогли представиться, нужно называть свое имя по очереди, а если необходимо что-то сказать, то надо поднять лапу или крыло.

Затем можно смоделировать различные школьные ситуации. Например, Сова объясняет новый материал, вызывает для ответа к доске, спрашивает урок и задает домашнее задание.

Можно в игровой форме моделировать содержание различных школьных предметов. Просить детей посчитать, рассказать что-то вслух, выполнить различные занимательные упражнения. В процессе игры ребята должны научиться вести себя корректно в той или иной ситуации, они также знакомятся с общими правилами и нормами школьного распорядка.

Сова может ставить отметки. В качестве отметок используются желуди, шишки, листочки и т. п. Важно, чтобы дети умели считать до пяти и понимали, какая отметка плохая, а какая - хорошая. После того как вы потренировались в такой игровой форме, повторите тест. Вы можете добавить еще какие-нибудь вопросы относительно школьного распорядка, которые считаете важными для успешного вхождения в русло школьной жизни вашего малыша.

Анкета для родителей «Готовность ребенка к школе».

Особенности социальной ситуации развития старшего дошкольника, его взаимоотношений со значимым взрослым можно соотнести с проблемой психологической готовности ребенка к школе. Так, ряд психологов (С.А. Бабаева, Л.Н. Винокуров, В.В. Гроховский, В.В. Каган, Г.М. Чуткина и др.), занимающихся указанной проблемой признают, что в числе факторов, способных затормозить или ускорить формирование психологической готовности ребенка к школе, затруднить или облегчить адаптацию к ней, существенное место занимают особенности семейной микросреды, позиция родителей ребенка. Кроме того, некоторые исследователи считают едва ли не главной, а то и единственной причиной возникновения школьной дезадаптации, психогенного заболевания, или психогенного формирования личности ребенка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье, затрагивает учебную и вне учебную активность школьника, или хотя бы некоторых ее форм специфические отношения к ребенку в семье, стиль родительского поведения, актуальный семейный климат. Так, Е.В. Новикова, основываясь на взглядах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Л.С. Славиной и др., пишет, что «причиной возникновения психогенных нарушений являются не сами по себе промахи в деятельности младшеклассников, а их переживания по поводу этих промахов». Переживания же ребенка в этом возрасте прямо зависят от его взаимоотношений со значимыми взрослыми (учителем, родителями).

Так называемая родительская готовность к поступлению ребенка в школу проявляется в различных сферах, как материальной, так социальной и психологической.

В настоящее время число родителей, принимающих решение о начале обучения ребенка с шести лет, все возрастает. И как показывают исследования, далеко не все из этих детей психологически готовы к систематическому школьному обучению. Результаты исследования А. Юшкова позволили выделить четыре группы родителей по преобладающим мотивам выбора обучения ребенка с шестилетнего возраста.

Для родителей первой группы переход в школу связан с тем, что друзья их ребенка идут в школу (и кому-то из них — семь, кому-то шесть лет и т.д.). Родители при этом полагают, что детям в сложившейся компании будет легче адаптироваться к изменившимся условиям. Но при этом не учитывается тот факт, что компании, сохраняющиеся в ходе учебы — слишком редкий случай для массовой школы.

Вторая группа родителей, объясняя мотивы собственного выбора по переходу ребенка из детского сада в школу в возрасте шести лет, оперируют понятием «скука». В «скуку» входит и собственно скука, и нежелание ребенка подчиняться режимным моментам, например, спать в обед, и занятия, материал которых потенциальным шестилетним школьникам уже как бы известен и т. д. Такого рода родительские мнения часто следует рассматривать как некоторую диагностику реального положения дел в группе. Например, диагностику того, что в группе нет нормальной игровой деятельности. При анализе вышеописанных мотивов необходимо обратить внимание и на того, кто говорит о скучности сада: сам дошкольник или его родители. Зачастую у ребенка чаша весов колеблется (в чем-то скучно, в чем-то интересно), а родители поддерживают его отношение к детскому саду, усиливая негативные оценки.

Третья группа родителей полагает, что ребенку следует идти в школу с шести лет потому, что

 

иначе «перегорит» интерес. Этот момент нужно особо рассмотреть, так как он возникает достаточно часто и встречается в разговорах родителей и первой, и второй групп. Что имеется в виду? Откуда вообще берется уверенность в том, что интерес к школе на фоне умения писать и считать ограничивается двумя-тремя месяцами? Интерес к письму или к чтению не является в данном случае, с родительской точки зрения, естественным интересом ребенка. Он не составляет сути обстоятельств детской жизни, потому что ребенка учили читать «к школе», а не для себя — и только в этом контексте чтение и существует как для ребенка, так и для его родителей. При этом предполагается, что статус школы придаст чтению особый, школьный, неслучайный статус.

Родители четвертой группы замечают значительные успехи своих детей, поощряют их и считают, что для их развития необходимо отдать ребенка в школу. Родители, воодушевляя дошкольника на новые успехи, утверждают его в мысли и в желании пойти в школу, где ему будет интересно, легко и где ему гарантирован успех. Гарантия успеха, вкус которого ребенку уже известен, и является своего рода подводным камнем для шестилеток, идущих в школу, так как разнообразие их творческих способностей в первый год школьной жизни значит гораздо меньше, чем усидчивость, исполнительность, способность длительно удерживать внимание на одном предмете, что, несомненно, скажется на самооценке и вере в собственные силы. Следует отметить, что если мотивы, описанные выше, характерны для родителей, чей ребенок психологически не готов к обучению в школе, то это может привести к негативным последствиям в развитии личности ребенка, его дезадаптации в школе и т. д.

Выявлению родительской позиции относительно готовности к школьному обучению ребенка, а также — особенностях родительских представлений по данному вопросу способствует также анкета, разработанная О.Н. Истратовой, И.О. Косьяненко.

Анкета для родителей

«Ваш ребенок скоро станет школьником»

ФИО (ребенка) __________________________________________________________________________

Год рождения ребенка _______________ Возраст _____

 

1.В каком возрасте вы планируете отдать ребенка в школу. Почему?

В 6 лет, потому что

· друзья, с которыми общается ребенок в детском саду (дома) уже идут в школу и ребенку будет легче освоиться в школе в уже привычной компании;

· ребенку уже «скучно» в детском саду, он уже «вырос из игры», материал занятий в саду уже известен ребенку;

· интерес ребенка к школе, существующий в данный момент, может перегореть до того, как ребенку исполнится 7 лет;

· ребенок достиг больших успехов и для их развития следует отдать его в школу;

· другие причины (укажите какие) ______________________________________________________

В 7 лет, потому что

· в 6 лет ребенок еще слаб физически и не вынесет школьных нагрузок;

· в 6 лет ребенок еще не умеет читать и не владеет необходимым минимумом знаний и умений для поступления в школу и успешного в ней обучения;

·в 6 лет ребенок психологически еще не готов стать школьником, его больше привлекает игра, а не учеба;

· другие причины (укажите какие) ______________________________________________________

2. Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению?  (можно

выбрать несколько пунктов)

 

·здоровье, физическая выносливость;

· умение общаться со сверстниками;

· умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;

· отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка;

· умение читать;

· способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ по законам литературного, а не разговорного языка;

· развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации;

· интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

· логичность рассуждений ребенка, способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;

·другое (укажите что)  ________________________________________________________________

 

3. Как вы считаете, насколько ваш ребенок готов в настоящий момент к поступлению в школу и школьному обучению? Почему? ___________________________________________________________

 

4. Посещает ли ваш ребенок подготовительные курсы?

Да;

Нет,т.к.__________________________________________________________________________ (укажите причины).

 

5. Выбрана ли вами школа, в которой будет учиться ваш ребенок?

- да;                    - нет, т.к. _____________________________________________

Если да, то что повлияло на ваш выбор:

- близость к местожительству вашей семьи;

- специфика школы (углубленное изучение иностранных языков и т. п.);

- применяемые в школе специальные программы обучения (например, Давыдова, Занкова и т.п.);

- рекомендация знакомых;

- другие причины (укажите какие) _________________________________________________________

Если да, то учитывались ли при этом склонности и желания ребенка; рекомендации работающих в настоящее время с ребенком педагогов;

- да;

- нет, т. к. _____________________________________________________________ (укажите причины).

 

6. Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребенком для повышения его готовности к поступлению в школу?

- да;

- нет, т. к. _____________________________________________________________(укажите причины).

 

7. Считаете ли вы, что ваша семья материально готова к поступлению ребенка в школу?

- да;                        - еще нет;                         - еще не задумывались над этим.

 

8. Располагаете ли необходимыми средствами для покупки всех необходимых ребенку учебников?

- да;                        - еще нет;                         - еще не задумывались над этим.

 

9. Считаете ли вы необходимым уделять ребенку дополнительное время в течение его первых школьных дней, месяцев?

- да;                      - еще нет;                            - еще не задумывались над этим

 

10. Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т.п.) либо изменит график рабочего дня для того, чтобы иметь возможность провожать ребенка на занятия и встречать его из школы?

- да;                   - еще нет;                             - еще не задумывались над этим.

 

11. Имеется ли у ребенка в вашей семье некое место (например, шкаф, полка, уголок), за порядок в котором он самостоятельно отвечает?

- да;                  - еще нет;                               - еще не задумывались над этим.

 

12. Планируете ли вы выделить ребенку собственное рабочее место с началом его учебной деятельности?

- да;

- нет, т. к. ___________________________________________________________(укажите причины).

еще не задумывались над этим __________________________________________

 

13. Считаете ли вы, что, когда ваш ребенок станет школьником, ему необходимо будет предоставлять больше свободы и самостоятельности в его поведении?

- да;

- нет, т. к. ___________________________________________________________(укажите причины).

еще не задумывались над этим.

Сценарий родительского собрания по теме: «А Ваш ребёнок к школе готов?»


Цель собрания: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.

Задачи собрания: 

  1. Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.
  2. Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
  3. Проанализировать результаты психологической диагностики.
  4. Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.

Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.

Этапы родительского собрания 

Этап №1: Организация родительского собрания 

  1. Приглашение участников собрания. Необходимо подготовить именные приглашения.
  2. Разработка памятки для родителей.
  3. Предварительное проведение психологической диагностики, направленной на изучение уровня готовности к обучению в школе. Разработка индивидуальных рекомендаций.
  4. Оформление классного помещения (или актового зала) для проведения собрания:
  1. Оформление книжной выставки, где представлена литература по проблеме подготовки детей к школе и различные пособия.
  2. Выставка рисунков ребят, фотографий из школьной жизни.

Этап №2: Проведение собрания. Ход собрания. 

1.Вступительное слово: Добрый день, уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться здесь на 11 лет. Первый раз в первый класс! Дошкольник становится школьником, а его родители – это теперь родители ученика.

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече.

2. Вопрос для обсуждения: Испытываете ли вы переживания в период ожидания момента, когда Ваш ребёнок пойдёт в школу? В чём они заключаются? (учитывая то, что не многие родители сразу вступают в обсуждение, полезно дополнительно провести опрос «Корзина чувств»)

3. Опрос «Корзина чувств».

Инструкция: «Уважаемые мама и папы! У меня в руках корзина. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные». Краткий анализ родительских переживаний.

4. Обсуждение аспектов психологической готовности к школе.

В психологической готовности к школе («школьная зрелость») традиционно выделяют три основных аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Рассмотрим каждый из них.

Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.

Показателем интеллектуальной зрелости можно считать и уровень общей осведомлённости ребёнка, его кругозор и эрудицию. Осведомлённость – это показатель того, что ребёнок любознателен, хочет знать «что?», «зачем?» и «почему?». Поэтому как можно больше беседуйте с ребёнком на разные темы, отвечайте подробно на все его вопросы. Этим вы поддержите любознательность ребёнка, желание узнать что-то новое и подготовите его к восприятию учебного материала.

Развитие моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения, штриховки. Важно не перестараться, и обучение ребёнка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие.

Эмоциональная зрелость ребёнка предполагает, что у него уже формируется такое качество как произвольность и возникает способность выполнять достаточно длительное время не очень интересное задание. К началу систематического обучения дети уже должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, т. е. «надо» может перевесить «хочу»). Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями. Понаблюдайте за деятельностью вашего сына/дочери, например за совместной игрой со взрослыми. Проявляет ли ребёнок тревожность или раздражительность? Как реагирует на критику его действий? Продолжает ли игру, если у него что-то не получается? Проявляет ли чрезмерные эмоции, если проигрывает?

Умение слушаться, умение следовать определённым правилам проще всего вырабатывается в процессе игры. Вам помогут обыкновенные игры типа «Дочки – матери», «Съедобное – не съедобное», «Море волнуется», «Да и нет не говорить, чёрный с белом не носить», а так же настольные игры с правилами. Ведь в этих и подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено, как определено правилами игры.

Развить произвольное внимание вам помогут всевозможные журналы и книжки, в которых много заданий типа: «найди отличия между картинками», «запутанные дорожки», «что здесь лишнее», «что перепутал художник», «найди недостающие детали» и т. п. Они забавны, интересны детям и очень полезны для развития произвольности. Главное, чтобы задания соответствовали возможностям вашего ребёнка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком сложные могут привести к тому, что ребёнок откажется заниматься.

Не менее всего вышесказанного важна и социальная готовность ребёнка к школе. Это неоднозначное понятие, включающее в себя:

  1. Умение и желание общаться со сверстниками (стремление ребёнка к общению с другими детьми, умение подчинять своё поведение законам детской группы, имеет ли ребёнок опыт приемлемого (без насилия) решения конфликтов и т. п.).
  2. Умение строить адекватные отношения со взрослыми;
  3. Мотивационная готовность к школьному обучению – иными словами у ребёнка должно быть желание учиться в школе. При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят пойти в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем показать свой новый портфель и учебные принадлежности, хотя и в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной, мотивационной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит во-первых, стремление получать новые знания (интерес), реализовывать интеллектуальную активность, а во-вторых, потребность в новом социальном статусе – желание не просто учиться, играя, а участвовать в серьёзной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети.

Давно известно, что заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет, ведь всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребёнка к самому себе и веры в возможность быть лучше. Большое влияние на мотивацию оказывает и то, что и как говорят родители о школе, что поощряют в поведении ребёнка.

5. Вопросы для обсуждения: Вспомните своё отношение к школе, боялись ли вы туда идти или очень хотели? Сложно ли вам было рассказать родителям о плохой оценке? Ждёте ли вы, что ваш ребёнок порадует вас, и будет учиться на «отлично» или «хорошо»? Думаете ли вы о том, что плохие оценки вашего ребёнка станут свидетельством того, что вы плохо воспитывали своего малыша? Сравниваете ли вы успехи вашего ребёнка с другими детьми? Что для вас важнее – отметка или уровень знаний и отношение ребёнка к школе?

6. Краткий анализ и обобщение высказываний родителей.

7. Представление результатов психологической диагностики. Общие рекомендации (каждому родителю индивидуальный результат и рекомендации).

8. Напутственное слово.

Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой – всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!

9. Подведение итогов собрания. Рефлексия. Обмен мнениями.

В ходе рефлексии родителям предлагается проговорить о том, что полезного они узнали в ходе собрания. Обменяться мнениями о том, какие моменты остались не досказанными или требуют более глубокого анализа.

10. Раздача памяток для родителей.

Этап №3 Анализ психолога по результатам проведённого родительского собрания. Составление вопросов для будущей работы. 

Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?

  1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже всего. Если да, то почему?
  2. Мне кажется, что мой ребенок будет часто обижать других детей. Если да, то почему?
  3. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  4. Ребенок может спокойно учиться только тогда, когда учительница – его собственная мать. Если да, то почему?
  5. Трудно представить себе, что первоклассник может быстро научиться писать, читать, считать. Если да, то почему?
  6. Боюсь даже подумать, что ребенок днем не будет спать. Если да, то почему?
  7. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый человек.
  8. Мой ребенок не ходил в детсад и никогда не разлучался с матерью.
  9. Я боюсь, что дети будут насмехаться над моим ребенком. Если да, то почему?
  10. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
  11. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

 

Готов ли ребенок к школе?

  1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
  2. Может ли он самостоятельно заниматься каким-то делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор, пазлы)?
  3. Стесняется ли Ваш ребенок в присутствии посторонних.
  4. Умеет ли ваш ребенок составить рассказ по картинке, не меньше, чем из 5 предложений?
  5. Может ли он рассказать наизусть несколько стихов?
  6. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?
  7. Умеет ли посчитать до 10 и обратно?
  8. Может ли решать простые задачи на сложение и вычитание?
  9. Любит ли Ваш ребенок рисовать и раскрашивать рисунки?
  10. Умеет ли ребенок пользоваться ножницами и клеем?
  11. Может ли ребенок собрать пазлы из 5 частей за минуту?
  12. Знает ли ребенок названия домашних животных?
  13. Может ли обобщать понятия (назвать одним словом помидоры, морковь, лук)?
  14. Любит ли ребенок самостоятельно работать – рисовать, собирать мозаику и т.п.?Может ли ребенок понять и точно выполнить словесную инструкцию?

Ответы «нет» могут указывать на возможные трудности Ваши и Вашего ребенка с началом обучения в школе.

Занятие 1

Тема: «Давайте познакомимся»

Цель: создать благоприятные условия для работы группы, помочь осознать основные причины несформированности психологической готовности к школе.

Ход занятия:

1. Знакомство участников друг с другом.

Участники представляются, придерживаясь схемы:

– назвать имя;
– рассказать о своем ребенке;
– рассказать о том, что ждут от посещения занятий.

2. «Правила нашей группы»

Цель. Знакомство с правилами работы в группе.

Участники принимают правила работы в группе.

Правила:

  1. Максимальное доверие друг к другу. В качестве первого шага принимается единая форма общения на «ТЫ».
  2. Во время занятий говорить только о том , что волнует именно сейчас и обсуждать только то, что происходит «здесь» и теперь»
  3. Для более откровенного разговора отказаться от безличной речи. Поэтому высказывания типа «большинство людей считают», заменить на «я считаю».
  4. Во время работы говорить только о том, что чувствуете.
  5. Все, что происходит в группе, ни под каким предлогом не выносится за ее пределы.

3. «Ребенок, какой он?»

Цель. Актуализация положительного образа ребенка.

Участники рассуждают на тему «Каким я вижу своего ребенка»
По окончании составляется портрет ребенка.

4. «Родители, какие они?»

Цель. Актуализация положительного и отрицательного образа родителя.

Данное упражнение проводится аналогично предыдущему.

5. «Стили воспитания в семье»

Цель. Обмен опытом различных подходов в воспитании детей.

Участники рассказывают о методах и стилях, традициях воспитания.

6. Игры в парах. «Чемодан настроения»

7. Домашнее задание

Цель. Рефлексия собственных чувств.

В течение вечера участники считают: сколько раз они обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями, оценкой. Пробуют сравнить свое состояние и реакцию ребенка. Определить, когда с ним легче общаться.

Занятие 2

Тема: «Развитие эмпатии»

Цель: создание условий для преодоления собственных психологических барьеров. мешающих полному самовыражению.

Ход занятия.

1. «Удается ли принимать своего ребенка?»

Цель. Получить обратную связь, дать возможность поделиться чувствами.

2. «Диалог»

Цель. Закрепить активный тренинговый стиль общения, осознать значение позиции в общении.

Участники делятся на пары и в теч. 4 мин. ведут диалог:

1-я минута: стоя спиной друг к другу;
2-я минута: один участник диалога сидит, другой стоит;
3-я минута: участники меняются местами;
4-я минута: сидя напротив друг друга.

После выполнения упражнения участники анализируют свое состояние в зависимости от изменения позиции общения.

2. «Способы выражения родительской любви»

Цель. Осознание родителями важности проявления родительских чувств в общении с ребенком.

Психолог предлагает пути проявления любви к ребенку:

– уважение его желаний;
– проявлять любовь постоянно (мягкость, приветливость, чуткость)
– находить свободное время для общения с ребенком.

3. «Понимаем ли мы друг друга»

Цель. Создание ситуации для осознания различных стилей общения.

Участники делятся на пары. Каждый имеет лист бумаги, разделенный на девять квадратов. Один из пары рисует простой рисунок (дом, флаг, цветок, солнце и т. д.) и объясняет партнеру, где и что тот должен нарисовать, чтобы получился рисунок. По окончании работы участники сравнивают рисунки и анализируют результативность взаимодействия.

4. Тест для родителей.

Цель. Дополнить представления родителей о себе как о родителях, помочь сделать определенные выводы относительно воспитания своих детей.

Вопросы:

Можете ли Вы:

1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком.
2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст.
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему.
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты.
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя.
6. Поверить хотя бы на минуту , что вы добрая фея.
7. Рассказать ребенку поучительный случай из своего детства.
8. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений , которые могут ранить ребенка.
9. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение.
10. Выделить ребенку один день, чтобы он мог вести себя как хочет.
11. Устоять против детских слез и просьб, если вы уверены, что это только каприз.

5. Упражнение «ЛАСКОВУШКИ»

Цель. Дети и родители должны ощутить чувства нежности и любви общаясь друг с другом.

6. Домашнее задание «Почувствуйте ребенка»

Цель. Развитие умения видеть внешние и внутренние проявления собственного эмоционального состояния.

Родители должны почувствовать в повседневном общении с ребенком моменты его различных переживаний и назвать их при обращении. Например: «Ты огорчен…», «Тебя радует…»

Занятие 3

Тема: «Воспитание и понимание»

Цель: вывести участников на осязаемый уровень принятия своего ребенка – будущего первоклассника, научит прислушиваться к внутренним ощущениям.

Ход занятия.

1. «Почувствуй ребенка»

Цель. Получить обратную связь, поделиться переживаниями и чувствами. Участники обсуждают и анализируют ситуации, которые возникли при выполнении домашнего задания.

2. «Вспомни свое детство»

Цель. Снятие напряжения, вывод на осязаемый уровень ощущений, впечатлений от своего детства.

Участники удобно садятся, закрывают глаза и вспоминают детство: каким оно было, что больше всего радовало, о чем приятно вспомнить, что больше всего огорчало. На выполнение отводится 3 мин. После этого участники рефлексируют свои чувства.

3. «За что я себя люблю, за что я себя ругаю».

Цель. Создание условий для объективной рефлексии положительных и отрицательных проявлений.

Участники делят лист линией на две половины. Справа пишут: «За что я себя люблю», слева – «За что я себя ругаю».
На выполнение отводится 3 мин. По окончании участники анализируют: в какой колонке высказываний больше, в какой меньше.

4. «Что мне нравится в моем ребенке…»

Цель. Определение положительных и сильных сторон ребенка.

Участники продолжают фразу. В течении3 мин. они пишут все положительные качества, которые видят в своем ребенке.

5. «Клубочек»

Цель. Создание условий для определения уровня эмоциональной близости с ребенком.

Участники вспоминают и произносят ласковые слова, которыми называют ребенка в семье. При выполнении они перекатывают клубочек друг другу.

6. Упражнение «Письмо своему ребенку – будущему первокласснику»

Цель. Дать родителям прочувствовать состояние и настроение ребенка перед поступлением в школу. Войти в роль родителя ученика.

Родители пишут письма и запечатывают. Их можно будет вскрыть по окончании работы группы.

7. Домашнее задание.

Упражнение «Что нам должны дети»

Цель. Создание условий для расширения возможных стратегий поведения родителей.

Участники рефлексируют свое состояние и стараются почувствовать состояние ребенка в минуты, когда они недовольны его поведением, когда что-то случилось, когда он не сделал того, о чем просили. Во время разговора психолог просит заметить, сколько раз было произнесено слово «должен», попробовать заменить его другим и отметить реакцию ребенка.

Занятие 4

Тема: «Знакомство с позициями в общении»

Цель: создание условий для осознания причин того или иного воспитательного воздействия, показ возможных стилей взаимодействия.

Ход занятия.

1. Выступление психолога на тему: «Правила и принципы общения с ребенком – будущем первоклассником»

2. «Информация. Правила жизни ребенка». Выделение основных принципов организации жизни.

Каждый участник на листе бумаги чертит круг и делит его на четыре части, которые закрашивает разным цветом.

1части – «Я разрешаю ребенку…»
2 части – «Я запрещаю ребенку…»
3 части – «Я разрешаю, но ставлю условия…»
4 части – «Я не разрешаю, но иногда уступаю…»

Затем дописывает предложение, анализирует, что доминирует во взаимоотношениях с ребенком: запреты, ограничения, уступки, вседозволенность, разумность и т. д.

После выполнения упражнения дается информация о правилах, которые помогут родителям найти «золотую середину» при воспитании детей.

  1. Правило (ограничения, запреты, требования) должны быть в жизни каждого ребенка обязательно.
  2. Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
  3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребенка.
  4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы между взрослыми.
  5. Требование, запрет должен быть сообщен тоном скорее дружественным, разъяснительным, чем повелительным.

(Ю. Б. Гиппенрейтер)

3. «Что должна (ен) я сегодня сделать»

Цель. Рассмотрение типичных проблем взаимоотношений взрослых и детей.

Участники делят лист бумаги вертикальной линией на две части. Справа пишут список домашних дел, которые необходимо сделать вечером, слева – что случится, если это сделано не будет. Время работы 3 мин. Затем читают записи и рефлексируют.

4. «Я-высказывания»

Цель. Создание условий для осознания стилей общения.

Участники анализируют, насколько они готовы к разрешению конфликтов в системе детско-родительских отношений. Им предлагают ситуации, когда ребенок:

– не убрал разбросанные игрушки;
– отказывается одевать разбросанные вещи;
– часто обижает брата или сестру;
– не слышит ваших замечаний.

5. Упражнение «Солнечный зайчик»

Цель. Показать, как повседневное общение может улучшать или омрачать контакт родителей и детей.

6. Домашнее задание.

Упражнение «Семья»

Цель. Дать возможность поиграть и почувствовать внутреннее состояние ребенка.

Участники играют в сюжетно-ролевую игру «Семья», причем детьми будут они, а дети – взрослые. Во время игры нужно обратить внимание на поведение детей (тон, поза).

Занятие 5

Тема: «Легко ли быть родителем первоклассника»

Цель: Создание условий для осознания всей сложности, важности и ответственности позиции родителя первоклассника.

Ход занятия:

1. «Семья».

Цель. Дать возможность поделиться чувствами, получить обратную связь.

2. «Мы и они»

Цель. Активизация умения осознавать самоценность ребенка в независимости от собственных переживаний.

Участники делят лист бумаги на две половины: слева пишут «мы», «справа» – они. Под «мы» понимаются взрослые, под «они» – дети. В этих колонках участники пишут определения, которые зачитывают по окончании упражнения. После этого они анализируют ситуации, в которых дети выступают непослушными, агрессивными, капризными и рефлексируют свои чувства.

3. «Я идеальный»

Цель. Формирование критического отношения к идеальности; показ жизненной философии принятия ребенка: «Люблю не потому, что ты хороший, а потому, что ты есть».

Участники делят лист бумаги на две половины. В левой быстро, не задумываясь, пишут те качества, которыми должен обладать идеальный родитель, в правой – качества реального родителя. На выполнение отводится 3 мин. По окончании участники сравнивают, совпадают ли качества идеального и реального родителя, отвечают на вопросы:

4. Упражнение-психодрама «Портреты»

Цель. Дать возможность побывать в различных образах роли ребенка. Рассказать, что они при этом почувствовали, что им хотелось сделать.

Ведущий предлагает кому-либо из участников сыграть роль ребенка, а сам исполняет роль матери. Разыгрываются ситуации «Клуша» (тревожно-мнительный тип воспитания), «Слуга» (эгоцентрический тип воспитания), «Учительница» (гиперсоциальный тип воспитания).

5. Упражнение-тест «Если бы мой ребенок превратился в растение».

Участникам дается задание нарисовать «портрет» своего ребенка в виде растения и рассказать о том, где оно растет, что ему необходимо для развития.

6. Домашние задание.

Сделать для всех членов семьи «конверты любви» для записок и маленьких сюрпризов.

Занятие 6

Тема: «Ребенок открывает новый мир»

Цель: Познакомить участников с особенностями познавательных процессов, механизмами восприятия и развития логического мышления у детей 5-7 лет.

Ход занятия.

1. Беседа с родителями «Готовность к школе – что она подразумевает?»

Цель. Ознакомление участников с основными показателями готовности к школе.

– физическая готовность;
– мотивационная готовность;
– эмоционально-волевая готовность;
– интеллектуальная готовность.

2. Анкета для родителей.

«Значение показателей готовности ребенка к школе»

Результаты выводятся в 5-балльной системе по степени важности (по мнению родителей)

  1. Эмоционально-волевая готовность.
  2. Познавательная и интеллектуальная готовность.
  3. Мотивационная готовность.

3. Упражнение «Пофантазируй»

Цель. Развитие креативного мышления участников, способности выполнять творческие задания.

Ведущий предлагает выполнить 2-3 задания на развитие креативности. Предлагают два варианта: «Конструктивные задачи с палочками», творческое рисование «Кляксы».

После выполнения родителями заданий обсуждаются вопросы:

– Как я нашел решение?

4. Упражнение «Сотворчество»

Выполняется в парах. Один взрослый играет роль маленького ребенка, другой – мамы. Дается задание нарисовать картинку красками.
После выполнения упражнения надо обсудить, что чувствовали участники во время рисования.

5. Домашнее задание

Конкурс рисунков «Как я представляю своего ребенка в школе».

Центр диагностики и консультирования

«Взаимодействие педагога – психолога с родителями при подготовке к школе»

(выступление на методическом объединении)

 Подготовила:

 автор – составитель

Педагог – психолог

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида №2

 «Сказка» п. Троицкий

Афанасьева А.В.

г. Губкин

«Взаимодействие педагога – психолога с родителями при подготовке к школе»

 «От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

   В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и

Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».

   Семья является важнейшей сферой определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы. В семье происходит становление характера ребёнка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. Семья обеспечивает удовлетворение важнейшей потребности маленького ребёнка – потребности в признании, любви, эмоциональной защищённости.

   Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути

детей: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу.

На этом этапе родителей волнует много вопросов: готов ли мой ребёнок к школе? Как подготовить его к обучению? Как выбрать школу? Как ребёнок будет учиться? Озабоченность родителей и педагогов понятна. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие отметки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний пыткой.

   Традиционно под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребёнка, где уровень развития предпосылок интеллекта являлся ведущим.

   Сегодня, в связи с ростом требований к интеллектуальному развитию

первоклассников, стало практически общепринятым проводить занятия по подготовке детей к школе, которая сводится к обучению некоторым школьным навыкам: писать буквы, читать, считать, различать цвета и геометрические фигуры.

   Такая подготовка к школе с виду очень удобна, т.к. вся забота родителей

заключается в том, чтобы привести ребёнка на занятие, а дома, усадив за стол, заставить сделать заданное или повторить пройденное.

   В связи с введением Федеральных государственных требований к общеобразовательной программе ДОУ произошло смещение акцента в понимании готовности ребёнка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной "внутренней позицией школьника", сформированными познавательными мотивами.

   Совершенно очевидно, что в качестве подготовки детей к школе необходимо развивать не только познавательные процессы, но и навыки общения,

которые нужны для вхождения ребёнка в классный коллектив, умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей, умение уступать, сотрудничать. Важно, чтобы ребёнок был готов к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных прав и обязанностей. И самое главное у ребёнка должно быть сформировано желание

учиться – это главное условие, необходимое ребёнку для успешного обучения в школе, любознательность, преобладание мотивов поведения, связанных с учением.

Всё выше перечисленное входит в понятие психологической готовности ребёнка к обучению в школе, которая является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольников в семье и в детском саду.

Поэтому сложившаяся ситуация вызвала необходимость организации

педагогического всеобуча для родителей, призванного способствовать нормальному развитию будущих первоклассников.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения первоклассников является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности

ребёнка. Усугубляют положение и воспитательные ошибки взрослого. Имеет место запугивание школой, что очень вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным детям. Родители предъявляют нереальные требования к поведению ребёнка, желая, чтобы тот в одно мгновенье отказался от дошкольных форм поведения. Очень часто родители начинают усиленно заниматься с ребёнком за год до школы, забывая, что умения, навыки и запас знаний

ребёнка закладывается дома с самого рождения. Иногда родители и воспитатели действуют по принципу: «Чем больше проводится развивающих занятий с ребенком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Такая организация детской деятельности приводит к умственной и физической перегрузке ребенка, что, несомненно, сказывается на его здоровье.

Также существует категория родителей, которые со своей присущей им настойчивостью пытаются "запихнуть" ребёнка в школу, мотивируя необходимостью развивать ребёнка интеллектуально, не осознавая реальных возможностей своего малыша.

Очень важно, чтобы взрослые были реалистичны в своих ожиданиях и

требованиях к ребёнку. У самих родителей также должна быть сформирована положительная учебная мотивация, положительное отношение к школе. Дети легко перенимают как положительный, так и негативный опыт родителей, с а следовательно, положительное отношение родителей к школе сформирует и у ребёнка такое же отношение к учебной деятельности.

Ведь именно от эмоционального состояния родителей, их педагогической грамотности и психологической компетентности зависит, каким будет путь первоклассника: трудным и тернистым или лёгким и радостным.

В связи с этим в нашем дошкольном учреждении проводится работа по формированию у детей психологической готовности к обучению в школе совместно с родителями. Реализация взаимодействия ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе осуществляется всеми специалистами ДОУ (воспитателями, логопедами, руководителем физического воспитания, музыкальным руководителем, медицинским работником). Это взаимодействие ДОУ и семьи помогает решать задачи:

- обогащение воспитательного опыта родителей;

- повышение педагогической компетентности родителей при подготовке

дошкольника к обучению в школе;

- активное вовлечение семьи в воспитательно – образовательный про-цесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей;

- активизация чувств, переживаний, действий родителей в связи с пред-

стоящей школьной жизнью детей.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики готовности детей к школе и по вопросам воспитания и развития ребёнка.

Анкетирование, диагностика родителей:

- Тест на выявление знаний о школе и школьном распорядке, анкета «Готовность ребенка к школе», анкета «Ваш ребенок скоро станет школьником», тест «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?», «Жизнь ребенка и его успехи в школе», тест – опросник «Готов ли ребенок к обучению в школе», «Достаточно ли внимания Вы уделяете своему ребенку?».

Консультации, беседы:

- «Подготовка детей к школе. советы психолога для родителей, дети которых готовятся к школе», «Подготовка ребенка к школе. психологическая подготовка – половина успеха», «Готовность к школе», «Берись за ручку», «Готовность дошкольника к письму», «Готовность ребенка к школе», «Готовность к школе, что мы не понимаем», «Психологическая готовность к школе», «Как НАДО готовить родителям ребенка к поступлению в школе», «Леворукий ребенок», «Особенности психологии дошкольников», «Готовность ребенка к обучению в школе», «Психологическая готовность детей к школе», «Что нужно знать о психологической готовность детей к школе».

Родительские собрания:

- «Ваш ребенок - будущий школьник», «А Ваш ребенок к школе готов?»

Совместные занятия родителей и детей: (привлечение родителей к

участию в педагогическом процессе по познавательному, эмоциональному

развитию детей, формирование доверительных отношений, обучение родите-

лей способам и приёмам организации совместной с ребёнком деятельности.

Консультация – практикум (Варианты игр и упражнений на развитие

познавательных процессов. Родителя делятся своим положительным опытом)

- Коррекционные игры и упражнения дома.

Фото-коллаж «Школьные годы чудесные» (Актуализация родитель-

ского опыта детей, родителя делятся с детьми своими воспоминаниями о

школьной жизни)

Домашние задания (обеспечивает преемственность в работе ДОУ и се-

мьи)

«Моё имя», «Это Я!», «Что я люблю делать», «Придумать загадки о

школьных принадлежностях»…

Привлечение родителей к участию в деятельности в ДОУ, к проблеме

подготовки детей к школе, активизация их педагогического самообразования, консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детско – родительских отношений – всё это является принципиально важным в работе с родителями.

О результативности проводимой работы можно судить по:

- возрастающему интересу к выполнению коррекционно – развивающих занятий у детей и родителей.

- повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребёнка.

- повышение мотивационной готовности детей к обучению в школе.

- расширение знаний детей о школе, интерес к школе.

Достижение конкретных результатов обеспечивает системность взаимодействия педагогического коллектива и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания по теме: "Ваш ребенок - будущий школьник"

Цель собрания: Актуализировать знания родителей по проблеме подготовки к школе.Задачи собрания:  Обсудить с родителями проблему готовности к школьному обучению. Дать практические реком...

Родительское собрание на тему: "Ваш ребенок - будущий школьник!"

В данном документе представлены рекомендации для родителей, а так же открытое письмо родителям!...

Родительское собрание: "Ваш ребенок - будущий школьник"

Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих дет...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе "Ваш ребенок - будущий школьник "

Конспект позволяет воспитателю провести интересное и педагогически грамотное собрание для родителей будущих первоклассников .В ходе собрания решается вопрос формирования активной педагогической позици...

Родительское собрание в подготовительной группе: «Ваш ребенок – будущий школьник»

Создание комфортных условий для моделирования перспектив взаимодействия родителей-детей-педагогов на новый учебный год....

Родительское собрание: тема "Ваш ребенок-будущий школьник"

Цель: Формирование активной педагогической позиции родителей;вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих дете...


 

Комментарии

Шапошник Евгения Петровна

Спасибо за такой нужный материал! У нас как раз в этом году будет подготовительная группа.

Серегина Татьяна Сергеевна

Очень интересное собрание, спасибо! Возьму в свою копилку.