Актуальность совместных с родителями занятий в ДОУ
материал по теме

Кангина Наталия Николаевна

          Очень часто родители не воспринимают всерьёз занятия по конструированию, считая их пустой тратой времени. Для многих важны в расписании только грамота, математика и окружающий мир. А совместные занятия по конструированию помогают родителям понять всё важность данных занятий и их ценность для развития  детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_sovmestnyh_s_roditelyami_zanyatiy.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность занятий по конструированию

.

В “Программе воспитания в детском саду” конструирование из строительных материалов и строительные игры  занимают видное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп.

                Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. В нём, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых.

В играх детей средства изображения предметов разнообразны: в одних дети просто подражают звукам и движениям предметов, связанных с деятельностью взрослых, в других действуют с предметами, передают взаимоотношения взрослых в процессе труда. При этом дети подражают и процессу создания самих предметов. Поэтому значительное место в играх занимает сооружение построек как один из способов осуществления игрового замысла.

С развитием конструктивных способностей примитивное изображение не всегда удовлетворяет детей, и им хочется, чтобы сделанные ими постройки имели как можно больше сходства с настоящими.

        Для развития конструктивных способностей детей необходимы специальные строительные материалы. Строительные наборы дают возможность детям воплощать  в реальные образы все новые и новые игровые строительные замыслы. “… Дети, - писал К.Д. Ушинский, - не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… лучшая игрушка для дитяти та, которую он может  заставить меняться самым разнообразным образом…”.

         Строительные наборы представляют собой сочетание разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т. д.).

Для успешного осуществления игровых строительных замыслов важно знать свойства и конструктивные возможности строительных наборов, так как дети часто воспроизводят в своих постройках довольно сложные сооружения.

Создание постройки для практического использования в игре, а не только для изображения предметов, значительно лучше удается детям при наличии у них конструктивных умений, которые появляются у детей при обучении их основным приёмам стройки.

Там, где осуществляется систематическое обучение детей строительному творчеству и руководству строительными играми, существенно меняется характер детской конструктивной деятельности: углубляется интерес к конструктивной стороне строительных игр, и конструирование рано приобретает целенаправленный характер.

Конструирование из строительного материала становится наиболее плодотворным, если при знакомстве с окружающими постройками и сооружениями воспитатель не только помогает детям понять их значение, выделить внешние признаки, но и учит вглядываться в их конструктивные качества, знакомит с этими качествами.

        Когда детей обучают способам стройки из строительных материалов, обогащается их опыт, расширяются представления о постройках. Игры со строительным материалом становятся ценным воспитательным средством, оказывая положительное влияние на всестороннее развитие детей.

На занятиях по конструированию у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность; дети приобретают некоторые сведения  технического характера, знакомятся с простейшими свойствами геометрических тел.

Занятия со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие  качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель, планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели и т.д.

Практическое назначение постройки учит детей решать конструктивные задачи с учётом назначения постройки, количества имеющегося материала, его свойств. Всё это возможно выполнить лишь при наличии определённых знаний, которые помогут предварительно рассчитать размер постройки, необходимое количество игрушек, помогут сделать постройку прочной.

Правильно организованные занятия способствуют развитию высокой культуры деятельности: в них широко развивается фантазия ребенка, причём “творческая рабочая фантазия”.

Занятия со строительным материалом способствуют развитию мышления детей. Такие процессы мышления, как анализ и синтез, умение сравнивать, ещё очень слабо развиты у дошкольника. Необходимость же выделять в сооружениях конструктивные особенности, точно воспроизводить постройки воспитателя заставляет ребенка прибегать к сравнению, к анализу, установлению сходства и различия, приучает не удовлетворяться случайным решением конструктивной задачи, а находить  более целесообразное. В дальнейшем, когда ставятся более сложные задачи – не только воспроизведение построек по образцу, но схема и самостоятельное создание их на основе представлений, полученных ранее в процессе наблюдения, - перед ребёнком выдвигаются конструктивные задачи, требующие самостоятельного решения, целесообразного использования полученных ранее умений. Такая деятельность приводит к развитию не только конструктивных способностей детей, но и мышления в целом.

Занятия со строительным материалом, способствуя практическому познанию свойств геометрических тел, развивают у детей стереометрические представления. Учителя постоянно отмечают, что при изучении геометрии и стереометрии в школе возникает много затруднений именно потому, что эти представления у детей очень бедны.

При строительной деятельности ребенок должен  считаться с расположением постройки в пространстве. Для определения направления в пространстве часто дети пользуются указательными местоимениями (туда, сюда, здесь, там), вместо того чтобы точно указать направление (верх, низ, дальше, ближе и т. д.). Иногда неправильно употребляют такие понятия, как “высокий – низкий”, “большой – маленький”, “длинный – короткий” и др., путают их, называют, например, короткие или низкие предметы маленькими. Это происходит потому, что в повседневной жизни внимание детей на таких понятиях фиксируется редко, кроме того, дети не упражняются в правильном употреблении их. Конструктивная же деятельность из строительного материала дает возможность воспитателю упражнять детей в правильном употреблении указанных понятий. Усвоение при этом происходит в непосредственной деятельности детей и закрепляется в общении со сверстниками.

Конструируя, дети усваивают такие слова, геометрически названия (например, брусочек, пластина, кубик, пирамида и т.д.), которые в других видах деятельности почти не употребляются, но в школе владение этими понятиями  будет необходимо.

Все эти задачи могут быть поставлены и в некоторой степени разрешены в детском саду. Для этого используют доступные для детей дошкольного возраста формы. Одна из этих форм – игра и занятия со строительными материалом.

Ни один вид детской изобразительной деятельности не даёт такой чёткости образа, как стройка. В лепке, например, ребёнок получает аморфную массу глины, из которой сам создаёт части предмета. Это требует довольно тонкого развития мускулатуры пальцев, сложных умений. В рисовании получение изображения вначале затруднено тем, что ребёнку трудно ещё управлять своей рукой настолько, чтобы получить необходимую в данный момент линию: круг, овал, прямую и т. д. Изображение форм предметов в рисунке и лепке дается ребенку нелегко. В стройке же его мысль направляется на процесс конструирования предмета из уже готовых и правильных по форме частей, находящихся друг с другом в определённом соотношении. Изображение предмета здесь достигается с меньшими трудностями. В занятиях со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работой сознания. Материалистическая физиология при дает огромное значение руке как тонкому органу осязания, который дополняет комплекс ощущений и делает представления о предметах более полными, более глубокими. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития.

В условиях детского сада занятия способствуют совершенствованию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают друг другу то или иное решение. Расширяется словарный запас у детей.

Занятия при условии систематического обогащения опыта детей являются не только средством знакомства с окружающим, но и средством воспитания моральных качеств. В процессе строительной деятельности детей воспитатель стремится развить у них трудолюбие, самостоятельность, инициативу, ответственное отношение к делу.

Кроме того, в непосредственной деятельности детей по сооружению построек воспитываются волевые качества, произвольность таких психических процессов, как внимание, восприятие и т.д. Это способствует воспитанию у детей умения доводить работу до конца, преодолевать при этом встречающиеся трудности, выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями.

Игры и занятия со строительным материалом имеют большое значение для организации детского коллектива. В детском саду ребята часто играют со строительным материалом группами. В этом случае их деятельность направлена на достижение общей цели. При организации и проведения игр и занятий имеются большие возможности для воспитания первоначальных навыков дружной работы в коллективе.

Чтобы воспитать дружный коллектив, воспитатель должен постоянно следить за взаимоотношениями детей.

Строительные игры и занятия ценны тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как

Очень часто родители не воспринимают всерьёз занятия по конструированию, считая их пустой тратой времени. Для многих важны в расписании только грамота, математика и окружающий мир. А совместные занятия по конструированию помогают родителям понять всё важность данных занятий и их ценность для развития  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект совместного с родителями занятия "Сделай себя счастливей"

Конспект занятия по программе "Я, ты, мы", направленного на формирование и улучшение тесного взаимодействия детей и родителей. В конспект включены игры-тренинги....

Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний» (старшая группа)

Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию"Путешествие в страну Знаний" был использован на родительском собрании как метод активного слушания с целью дать возможность у...

Методическая разработка НОД в направлении ФВ:"Совместное с родителями занятие".

Совместное с родителями физкультурное занятие для детей младшего возраста. Каждый ребенок занимается в паре со своим родителем....

Конспект совместного с родителями занятия по лепке из соленого теста в старшей группе по лексической теме "Хлеб.Хлебобулочные изделия".

1.Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.2. Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.3. Формировать умение передавать форму знакомых предмето...

Конспект совместного с родителями занятия по правилам дорожного движения в подготовительной группе.

конспект совместногос родителями занятия по правилам дорожного движения....

Конспект совместного с родителями занятия по ПДД с детьми 2-3 лет

Занятие по ПДД с детьми и родителями с использованием обьемного макета....

конспект совместного с родителями занятия по рисованию

Конспект совместного с родителями занятия по рисованию нетрадиционными техниками "Осенний клен"...