Главные вкладки

    Статья по теме:
    Обучение детей с РДА

    Чукань Татьяна Вячеславовна

    Методика "Глобальное чтение" для обучения аутичных детей чтению и письму. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rda.docx18.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение детей с РДА

    Формирование учебного поведения аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, по развитию его способности к контакту.

    Место для занятий должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало ребенка. Ребенок должен привыкнуть к тому, что занятия проходят в одно и тоже время.

    Развитие речи: -1 гр. Наблюдается почти полное отсутствие речи -2гр. Характерны набор стереотипных коротких фраз -Згр. Развернутая литературная речь, но не способны к диалогу. -4гр. Тихая, нечеткая речь

    Для обучении аутичных детей чтению и письму была модифицирована методика «глобальное чтение». Эта методика была первоначально разработана для глухих детей

    ПЕРВЫЙ ЭТАП

    Первый этап работы начинается с рассматривания фотографий из семейного альбома. Мама вместе с ребенком перебирают снимки, сделанные летом на даче, на отдыхе, во время памятных событий, праздников, — фотографии членов семьи, самого ребенка, в том числе сделанные, когда он был совсем маленьким. Мама комментирует снимки, подробно рассказывая ребенку о том, что он видит на фотографии.

    Затем отбираются фотографии самого ребенка и членов его семьи. Мама (или вместо нее педагог) готовит для всех фотографий таблички с надписями: «Я», «МАМА», «ПАПА», «БАБУШКА», «ДЕДУШКА», «СЕСТРА»,

    Занятие проводится в удобной для ребенка обстановка— не обязательно за столом, можно на диване, на полу. Перед ребенком раскладываются фотографии слева, а таблички с подписями — справа (в начале занятий используется не больше пяти снимков и, соответственно, не более пяти подписей. Затем их количество можно увеличить до 1—10). Берут одну фотографию и кладет ее посередине, затем находит для этого снимка табличку с надписью и кладут ее под фото, комментируя: «Смотри, это папа (показывает на снимок) и здесь написано: „Папа" (показывает на табличку)». То же самое проделывается и со всеми остальными снимками. Позже, когда ребенок привыкает к такой организации занятия, задание выполняется руками ребенка

    Во время занятия мама находится рядом с ребенком. Если ему необходима помощь, она может либо взять его рукой нужный снимок или подпись, либо просто подсказать ему, что сейчас нужно сделать.

    На первом этапе ребенок должен усвоить понятия «карточка», «надпись- табличка».

    На улице надо обратить внимание ребенка на таблички с названиями улиц, прочитывать названия магазинов.

    ВТОРОЙ ЭТАП

    Второй этап может начаться с оформления альбома, куда наклеиваются все фотографии и подписи к ним (или просто их подписывает). Затем подбираются 7-10 картинок с изображениями хорошо знакомых ребенку предметов (картинки должны быть выполнены в одном стиле) и готовятся таблички с надписями: «ЧАШКА», «ЛОЖКА», «МОЛОКО», «СОК», «СТОЛ», «СТУЛ», «МАШИНА», «КУКЛА», «СОБАКА», «РУБАШКА» и т.п.

    Отметим, что для детей третьей и четвертой групп первый этап необязателен. С ними можно сразу заниматься по картинкам, включив в набор 2-3 фотографии близких людей и самого ребенка

    Постепенно набор картинок и табличек нужно увеличивать. Это можно делать двумя способами. Первый — последовательно осваивать категории предметов, т. е. предлагать ребенку картинки и надписи к ним по теме «Транспорт», затем, когда он их освоит, брать тему «Одежда», потом — «Продукты питания» и т. д. Второй способ — предлагать ему несколько картинок из разных тем. При этом важно учитывать интересы и привязанности ребенка, выбирать интересные ему темы.

    Одновременно с работой над картинками мама начинает работу с альбомом. На каждой странице альбома осваивается новая буква. Вначале мама сама пишет эту букву, затем просит написать ее ребенка        краской, фломастером, карандашом, ручкой.

    Потом рисуются предметы: вначале те, название которых начинается с данной буквы, затем такие, в середине названия которых есть данная буква, и, наконец, те, название которых заканчивается данной буквой.

    Затем картинка (рисунок) подписывается печатными буквами, причем слово может написать мама сама, оставляя ребенку место, чтобы он мог дописать нужную букву (либо она дописывает эту букву рукой ребенка). Вначале изучаем буквы «А», «М», «П», «У», «Б», «Д». Затем добавляем буквы, из которых состоят имена ребенка, мамы, папы. Потом переходим к оставшимся гласным: «О», «И», «Е», «Я» и т. д., затем идут оставшиеся согласные: «К», «Л», «Т», «Р», «Ш» и т. д.

    В целом, работа в альбоме идет в следующей последовательности: 1) новую букву пишет сначала взрослый, а затем ребенок (или взрослый его рукой);

    1. рисуются        предметы, в названиях которых есть изучаемая буква. Ребенок либо сам по просьбе взрослого рисует этот предмет, либо дорисовывает какую-то деталь в его рисунке;
    2. нарисованные        предметы подписываются. Ребенок сам по просьбе взрослого пишет в слове знакомую букву.

    С изученными буквами можно поиграть: лепить их из пластилина, вырезать ножницами из цветной бумаги, из конфетных фантиков, выкладывать их из счетных палочек, элементов мозаики. При этом мы


    фантазируем, придумываем, на что буква похожа: «Н» — на лесенку, вытянутая вверх «О» — на огурчик, «Т» — на антенну, «М» — мамина буква, похожа на качели, «П» — папина буква -на футбольные ворота. На изучение одной буквы отводятся 1-2 занятия

    Таким образом, альбом становится «копилкой» всех впечатлений ребенка, связанных с изучением букв: того, что он знает, умеет, что ему нравится, о чем ему приятно вспомнить, поговорить.

    Следующий шаг — педагог с ребенком рассматривают предметы, которые они рисовали в альбоме, затем достают из конверта надписи, после чего ребенок должен подобрать к каждой картинке соответствующую надпись и вставить ее в прорезь под картинкой.

    Еще один шаг — работа с дубликатами. Мы на глазах у ребенка разрезаем ножницами дубликат на отдельные буквы (получается «рассыпанное слово») и учим ребенка это слово собирать.

    Некоторым детям очень сложно правильно держать ручку, писать линии, буквы. Им поэтому нужна специальная тренировка

    ТРЕТИЙ ЭТАП

    На этом этапе происходит обучение ребенка составлению фраз, чтению целых предложений. Работая над фразовой речью, нужно использовать любимые им детские книги, сказки.

    Работа над фразой ведется одновременно в двух направлениях: 1) по материалам любимой книжки; 2) используя опыт самого ребенка.

    ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

    В основе обучения аутичного ребенка счету лежит метод, аналогичный «глобальному чтению». Педагог готовит набор карточек с цифрами: на бумажных квадратах сверху пишутся цифры, а внизу — их названия (словом):

    В тетради в крупную клетку пишутся цифры, а рядом с ними рисуется соответствующее количество предметов.

    Затем мы знакомим ребенка с математическими знаками: «+», «-», «=».

    Для усвоения математических действий ребенку говорим, что если к одному яблоку прибавить еще одно, то получится два яблока (а не «равно два яблока»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Принцип проведения коррекционной работа по развитию речи у детей с РДА.

    Этапы работы по развитию речи с аутичными детьми ( опыт работы )....

    "Обучение глобальному чтению детей с РДА."

    Консультация для родителейОбучение глобальному чтению детей с РДА....

    Способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения МКДОУ «Детский сад «Ёлочка», воспитывающих детей с РДА

    В нашей стране отмечается тенденция сокращения количества специализированных детских садов: логопедических, детских садов для детей с органическим поражением ЦНС, детских садов для детей с задержкой п...

    Конспект занятий проведения "Недели зимних игр и забав" по ознакомлению с окружающим миром в ГКП для детей с РДА (Ранний детский аутизм) и МНР (множественные нарушения в развитии) в возрасте от 4 до 7 лет.

    Каждое зенятие - это один день. Каждый день имеет свое название и включает в себя разные виды деятельности: экспериментирование, изодеятельность, подвижные игры,чтение стихотворений, пальчиковая гимна...

    Особенности организации работы с родителями, воспитывающими детей с РДА

    Особенности организации работы с родителями, воспитывающими детей с РДА....

    ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С РДА

    Проблема развития самостоятельности аутичных детей является одной из наиболее актуальных   и   рассматривается   в   рамках   многих   корре...