Особенности воспитания леворукого ребенка
консультация на тему

Киселёва Ирина Павловна

Выступление содержит материалы о особенностях в воспитании, развитии и обучении леворуких детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ippk_levsh-vo.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на коррекционных курсах педагога-психолога

Киселевой И.П. при ИППК  г. Нарьян - Мара  

по теме :

«Особенности воспитания  леворукого  ребенка»

( от  24.02.2011 )

На протяжении всей эволюции люди – левши вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам, как и к другим «белым воронам» зачастую было настороженным, а иногда и резко отрицательным. Отголоски такого отрицательного отношения остались во многих языках. Например, в русском языке  существуют до сих пор множество примеров такого рода: «левый товар» (товар, проданный налево, т.е. незаконным способом или товар фальшивый, подделанный ; аналогично рассматриваются  такие выражения «левый доход», «левые деньги». Выражение «встать с левой ноги»  и другие несет только один отрицательный смысл.

В английском языке слово «леворукий»  имеет дополнительное значение «неуклюжий»,

«лицемерный»,»незаконный».Подобный связи прослеживаются и во французском. итальянском, испанском и немецком языках.

В обществе сложилось неоднозначное отношение к  леворукости , одни считают - это серьезным недостатком, другие – проявлением гениальности. Существование таких крайних точек свидетельствует о малой изученности этого явления. Большая часть человечества –праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран их насчитывается от 5 до 30 % . Установлено, что на севере России среди нанайцев, эвенков , селькупов от  численности всего населения составляют леворукие  или

амбидекстры  (одинаково действующие как правой ,так и левой руками).

По последним исследованиям оказалось, что именно люди леворукие успешнее адаптируются к природным условиям среды, в том числе и к недостатку кислорода, концентрация которого мала на Крайнем  Севере .У таких людей в крови меньше холестерина и ниже давление, поэтому реже встречаются  сердечно -сосудистые заболевания. Число  левшей  по мере взросления сокращается, но это не значит ,  что леворукость пропадает сама по себе. Это происходит по той причине, что человек с возрастом переучивается сам, т.к.производство. механизмы на производстве приспособлены к праворуким людям. Хотя наше общество старается создать им условия для нормальной жизни: это специальные магазины для  леворуких ,на некоторых заводах и фабриках есть станки для  леворуких, но этого недостаточно.

Левшам всю жизнь приходится приспосабливаться к миру построенному правшами. Цифровой диск  телефона-автомата предназначен для правой руки, ручные часы рассчитаны на правшей, ножницами можно резать только правой рукой. В журналах описание вязания дается слева направо, все инструкции, технологические рекомендации начинаются со слов «Возьмите в правую руку…, придерживайте правой рукой…»

Инструменты рассчитаны для работы правой рукой и др.Таких примеров можно привести множество: и в быту, в школе и на производстве…

А чтобы выжить в этом мире, левшам приходится переучиваться, но не так то просто переделать природу.

Левшество  и  правшество могут быть  абсолютные или частичные, иногда и скрытые.

У абсолютных правшей ведущие являются правые рука, нога, глаз и ухо. (42 %)

В правом полушарии находится :центр речи, зрительное восприятие (узнавание) лиц, форм, цвета, слуховое восприятие музыки, звуков природы. Оно же ответственно за навыки ходьбы, одевания, ощущение тела в пространстве и т.п.

У абсолютных левшей – все наоборот. (8-10 %).

Следует различать  леворукость  от   левшества.

Леворукость определяет только ведущую руку, а  левшество - это комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга, в отличии от правшей, у которых ведущее левое полушарие.

Таким образом, если ребенок предпочитает все делать левой рукой, то нельзя сразу  утверждать, что у него левшество. Об этом можно судить после определения  с помощью специальных тестов ведущего глаза, ведущей ноги. ведущего уха.

ПРИЧИНЫ ЛЕВОРУКОСТИ:

До конца не выяснены, но есть следующие гипотезы:1

-- ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ:

1. Вынужденная  леворукость  (травмы, аномалии развитии, ДЦП)

2. Ненасильственнаое  переучивание (праворукий ребенок подражает  леворуким родителям)

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕВОРУКОСТЬ:

1.родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении)

2.патология беременности;

3. зеркальное положение у близнецов;

НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ФАКТОР:

: это когда в семье кто-то из родителей левши.

ВЫДЕЛЯЮТ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЛЕВОРУКОСТИ:

1.Генетически закрепленная леворукость, если кто-то из родителей – левша.

До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии -вариант нормального развития.

2.Компенсаторное левшество,.

Отмечаются нарушения речевого развития и состояния здоровья-при патологии беременности, родов и тяжелых заболеваниях раннего детства.

Такой вид  леворукости связан с каким – либо поражением мозга, чаще всего левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем развитии ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие, следовательно левая рука становиться ведущей

3. «Вынужденное» левшество.

- серьезная или длительная травма левой руки, ампутация ,порез ,паралич конечностей .Выбор  ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может  быть т результатом подражания родным или друзьям.

4. «Псевдолеворукость»

К определенному возрасту (окончательно примерно к 5-ти годам) у ребенка какое-то полушарие формируется как доминантное по отношению к данной руке ( например у правшей – левое полушарие).

Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой .В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается  псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.

1.  Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества  среди больных эпилепсией, олигофренией , шизофренией, наследственным

Алкоголизмом, а так же тот факт, что становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности.

2.  Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.

3.  Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно-психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши.

Правильность этого подхода можно продемонстрировать, приведя список великих левшей, среди которых римские императоры: Тиберий и Юлий Цезарь ,полководцы: Александр  Македонский ,Наполеон, ученые: И.П.Павлов, Дж.К. Максвелл, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело ,актер Чарли Чаплин, Президент США У.Клинтон и многие другие.

Все три взгляда на способности левшей имеют право на существование, тем более они не противоречат друг другу, а  дополняют.

КАК ВЫЯВИТЬ ЛЕВОРУКОСТЬ?

Начиная с 16 – 20 недель и до 2-х лет у ребенка происходит волнообразное изменение «рукости» . С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны. И только в возрасте 4 – 5 лет ребенок отдает предпочтение одной из рук. Необходимо понаблюдать, как ребенок развязывает узелок, складывает кубики ,собирает конструктор, можно использовать специальные задания::

Интересными являются тестовые задания, разработанные М.Г.Князевой и

В.Ю. Вильдавским . Они подобраны  с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного возраста.

  1. «Рисование» (рисует одной рукой, затем другой)
  2. «Открывание спичечного коробка»  (ведущая рука, которая открывает и закрывает коробку);
  3. «Построение домика из спичечного коробка»
  4. «Игра в мяч»
  5. «Вырезание ножницами по контуру рисунка»
  6. «Нанизывание бисера на нитку»
  7. «Развязывание узелков»
  8. «Построение домика из кубиков»
  9. «Семейное левшество / правшество»

ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ЛЮДЕЙ:
1. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ особенности:

-Левая рука несколько больше правой;

-Ноготь левого мизинца несколько шире правого;

-Более развиты вены на тыльной стороне левой руки;

-Более подвижна мимика левой половины лица;

2.ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ особенности:

-Плохая зрительно-моторная координация. Может быть плохой почерк, трудности при срисовывании, графических изображений.

- Речевые нарушения. И.Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок-левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок.

Это часто наблюдается при переучивании. В целом речь у левши может быть внешне

Выглядеть великолепной, но такие показатели как фонематический слух и артикуляционные способности  недосформированы  (поздно формируется фонематический слух);

-Особенности пространственного восприятия: искажение форм и пропорций фигур, зеркальность письма, плохая зрительная память.

-Сложно таким детям концентрировать и переключать внимание;

-Особенности восприятия: преобладание зрительных впечатлений над слуховыми. Таким детям необходимо многократное повторение требований, просьб, поручений.

-Особенности памяти память непроизвольная: :леворукие  дети лучше запоминают яркие образы, именно поэтому для  леворуких детей не подходит сухое последовательное, с неоднократным повторением изложения материала, на занятиях целесообразно для лучшего усвоения материала использовать наглядность ,образность ,интонационные возможности речи.

У  леворуких детей слабая зрительная память.

-У них слабо развита мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, плохо владеют свом телом, у них нарушена координация, они трудно осваивают пространство (путают левую, правую и др.)  Для этих детей желательны занятия плаванием или восточными единоборствами.

3.ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  и ВОЛЕВЫЕ особенности:

(Постоянное ощущение себя не таким, другим, внутренний дискомфорт вызывает у левшей ежедневные микро-стрессы, порождающие неудач, .неудобства, раздражения

порождают следующие эмоциональные и волевые особенности:

-повышенная эмоциональная чувствительность;

-ранимость;

-быстрая  утомляемость, и как следствие этого , ограниченная работоспособность.

( Леворукие  дети невероятно истощаемы. В начальной школе, например им необходим дополнительный выходной в неделю,  каникулы, так же и в ДОУ.(щадящий режим умственных нагрузок).

-высокий уровень креативности ;

--Ярко – выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;

-Раздражительность и обидчивость;

-Подверженность различным страхам (высокая степень боязливости) У таких детей присутствует большое количество страхов);

-Низкий уровень самоконтроля

-Пониженный эмоциональный фон настроения ( преобладание отрицательных эмоций);

- Конформность (склонность к пассивному восприятию действительности)

-Совестливость;

-Робость ;неуверенность.(поэтому надо постоянно давать ребенку установку на успешность, вселять в него уверенность, что он не хуже других, что у него все получится. Ребенок должен постоянно ощущать поддержку.

-Повышенный уровень тревожности;

-Раздражительность;

-Несдержанность;

-Эстетическая впечатлительность;

- Очень внушаемы: целесообразно проводить релаксации, расслабления под тихую музыку, погружение рук в таз с водой, вдыхание приятных ароматов.

- Мотивация к учению чрезвычайно слабая.

Все эмоционально психологические особенности левшей свидетельствуют о сложности

И противоречивости их внутреннего мира.

НУЖНО ЛИ ПЕРЕУЧИВАТЬ ЛЕВШУ ? ЦЕНА ПЕРЕУЧИВАНИЯ.

Некоторые родители считают своим долгом исправить «ошибку природы» и помочь несчастному малышу, но цена такой «помощи» бывает слишком высокой.

Произвольная смена ведущей руки приводит  к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов. Наиболее частым негативным последствием является астенический стресс, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли ,неспокойный сон раздражительность ,несдержанность , снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства ,отказ от работы. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по разному. Мальчикам свойственны расторможенность неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения ,вялость , плаксивость .Таким детям свойственны ночные кошмары.

При переучивании возможны неврозы навязчивых состояний :выдергивание волос и др.

Невротический энурез , тики и др.

Все старания взрослых сводятся к нарушении, психо - соматического здоровья.

Помимо эмоциональных проблем переучивание может привести к серьезным сбоям в формировании познавательных способностей, резко замедляет темп интеллектуального развития.

КАК ПОМОЧЬ ЛЕВОРУКОМУ РЕБЕНКУ?

Главная задача взрослых в воспитании леворуких  детей:

Развивать в нем чувство оптимизма, уверенности в себе; самоценности , активного отношения к жизни!  Выявить его природные способности.

Помочь  леворуким  детям  приспосабливаться , помочь адаптироваться в правоориентированном  мире.

К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения леворуких  детей, поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же как и правши. Но все-таки существует ряд рекомендаций которые могут облегчить положение леворуких  детей:

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. До школы (после 5 лет) необходимо научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Для правильной позы при письме необходимо:

-сидеть прямо; -опираться спиной на спинку стула; -не касаться грудью стола; -ноги держать прямо, стопы поставить на пол или на подставку; - туловище, голову, плечи держать ровно; -обе руки в области предплечья расположить на краю стола, при этом локти должны выступать за край.

Малыш должен научиться правильно располагать тетрадь перед собой (чуть ее сдвигая, чтобы нижний  правый край ее находился  немного  левее);

2. Очень важно определить ведущую руку и ведущий глаз! (в 4-4,5 года);

3. Часто левши пишут печатные буквы зеркально, « в обратную сторону». Делать им замечание бесполезно! Лучше предложите ребенку по образцу конструировать буквы из палочек разной длины и полукругов, а затем обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабженными стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию. Полезно вместе с ребенком проговаривать план написания буквы.

4. Помогите ребенку –левше правильно поставить руку при рисовании письме левой рукой.

5. Никаким образом не проявляйте свое негативное отношение к леворукости ребенка! Не драматизируйте ситуацию школьных неудач! Ребенок должен быть уверен, что все трудности временные!

6. Чтобы развить моторику и координацию рук и глаз у левши, включите в распорядок дня занятие спортом, лепкой, рисованием (или увлеките ребенка вышиванием, вязанием ,плетением макраме ,оригами );

7. Необходим рациональный режим дня, без перегрузок!

8. В общении придерживайтесь тактики совета, а не беспрекословного приказа!

9. .Особенность левшей является нарушение автоматизма, который позволяет нам всему научиться и переделать тысяча дел, не задумываясь над каждым движениям. Левше приходится усваивать навыки (в детском саду навыками одевания, раздевания и др.;

а в школе: навыками письма, чтения, счета и др.) не автоматическим повторением, а подбором логических связей, т.е. делать все «через ум».

10. Если надо нарисовать предмет, дайте возможность левше поддержать этот предмет в руках, потрогать его. Надо написать букву или цифру – сделайте ее из картона или наждачной бумаги, пусть ребенок проведет пальчиком по этой букве или цифре.

Следует помнить, что им трудно даются автоматические навыки, поэтому требуется гораздо больше тренировочных упражнений для формирования техники письма.

11. Знакомя детей с растениями, надо дать ребенку возможность потрогать, понюхать, попробовать на вкус листочки, кору, а уже потом обьяснить , какими свойствами обладает растение, уже опираясь на впечатления ребенка.

12. Надо помнить, что все навыки дети-левши получают через эмоции, из-за этого у них часто бывают эмоциональные срывы, склонность к  неврозоподобным  проявлениям .

У них очень слабые адаптационные механизмы и значительная истощаемость нервной системы, поэтому необходимо помнить, что левше труднее переходить от оптимального режима на более быстрый режим работы.

13. У левшей нет четких представлений о пространстве, где левая, а где правая рука. У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система координат, что проявляется в феномене «зеркальности»

Необходимо в разных формах развивать у них эти понятия (ориентировка в пространстве и времени)

Левшам  в начале обучения разрешается учиться читать, писать, рисовать, считать, анализировать сюжетную картинку  с любой стороны. В связи с этим учить писать буквы и цифры лучше через копирку, использовать кальку, обводя несколько раз уже написанные буквы и цифры.

14. На занятиях физкультурой леворуким  детям трудно даются движения, в которых поочередно участвуют  руки и ноги. Эти дети могут лишь копировать чьи-то движения.

Поэтому на начальных этапах обучения необходимо в буквальном смысле этого слова «двигать их руками и ногами»».

15. Левшам очень трудно переключаться, поэтому их нельзя  торопить. Если идет опрос, левшу не стоит спрашивать первым, ему надо время, чтобы подготовиться к ответу на любой вопрос.

16. В любых стрессовых ситуациях левши чаще всего невнимательные. неорганизованные, совершают много ошибок, поэтому при опросе следует учитывать его эмоциональное состояние.

17. Левша должен знать, что он левша.

18. Проводить релаксации,  расслабление под музыку; игр с водой и песком и др.

Важно создать психологически комфортную, необычную творческую атмосферу, используя приглушенный свет, свечи,разнообразие звуков и запахов, наглядные образы.

(так как левши отличаются целостным восприятием,  для них важны осязательные и  зрительные ощущения ;испытывают эстетическое наслаждение, а так же внушаемые);

     

24.02.2011     Педагог-психолог ГОУ «Нарьян - Марский детский дом»: Киселева И.П.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова  Г. А....

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

В продуктивной деятельности особенно ярко прослеживаются особенности гиперактивных детей.

Консультация для педагогов. Как можно заметить проблему гиперактивности   у ребёнка дошкольника на занятии по  рисованию. Особенности рисунка гиперактивного ребёнка....

Особенности процессов памяти у детей дошкольного возраста и причины их возникновения. Виды памяти и их особенности.

 Развитие памяти непосредственно связанно с развитием общества – исторический процесс требует всё большего и большего усложнений функций памяти....

1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.

1.     Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....