«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
методическая разработка

Бабанина Алина Александровна

                                                                            Дорогие родители!
Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необхо­димо с первых недель его жизни: развивать его слух, внима­ние, разговаривать, играть с ним, развивать его двигатель­ные умения.

       Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

Дорогие родители!
Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

        Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

        Как правило, если движения пальцев  развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

        В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой   и   пищеварительной   систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия.  Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а  речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

        

Ладушки – самая популярная игра в ладони

Ла-душ-ки!



Ла-душ-ки!

На первый слог раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма). На два других слога партнёры хлопают в ладоши.

Повтор движений рук.

Где были?

Партнёры разводят в стороны ладони рук, «удивляются».

У ба-буш-ки!

Что е-ли?

На каждый слог раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма).

Каш-ку.

При произнесении каждого слога партнёра хлопают в ладоши.

Что пи-ли?

На каждый слог раскрытые ладони партнёров вновь соприкасаются (отбивка ритма).

Браж-ку!

При произнесении каждого слога партнёра хлопают в ладоши.

Варианты игры «Ладушки»
Частично меняем речевое сопровождение

  • … Что е-ли?

          Каш-ку.

       В го-лу-бой чаш-ке!

   На каждый слог последних слов раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма).

  • … Что е-ли?

          Каш-ку.

    В го-лу-бой чаш-ке!

    Мас-лом по-ли-ва-ли!

    Мё-да под-бав-ля-ли!

   На первый слог партнёры хлопают в свои ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга и так далее поочерёдно.

  •         … Хо-ро-ша каш-ка!

   Каждый партнёр в такт первому слову совершает хлопки ладонями слева от себя (у левого уха), а в такт второму слову – справа от себя. Голова чуть наклоняется  в сторону движения рук.

  • … У де-точ-ки в чаш-ке!

   На первый слог партнёры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга и так далее поочерёдно.

Курочка – рябушечка

Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,

Ку-да и-дёшь?

        Слова произносит взрослый, ребёнок вторит ему по своему желанию. На первый слог партнёры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга. В дальнейшем при произнесении вопросов движения рук остаются точно такими же.

На по-люш-ко.

   Инициатива произнесения ответных слов принадлежит ребёнку. При произнесении каждого слога партнёры хлопают в ладоши. В дальнейшем при произнесении вопросов движения рук остаются точно такими же.

Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,

За чем и-дёшь?

Вопрос произносит взрослый.

За зёр-ныш-ком.

Отвечает ребёнок.

Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,

Ко-му не-сёшь?

Вопрос произносит взрослый.

        Цы-пля-точ-кам.

Отвечает ребёнок.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук, ног, туловища— можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.

Игры со счётными палочками

"Мышка" – выкладывание из палочек.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Мышка маленькая в норке                                          
Тихо грызла хлеба корку.
"Хрум, хрум" –
Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.

«Мышки»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков):

Методические рекомендации: "Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам

  • указательный, средний, безымянный (в центре средний);
  • средний, безымянный, мизинец (в центре безымянный);
  • большой, указательный, средний (в центре указательный).

«Ёлка из лесу пришла»

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь: "елка", "иголки", "лапы".

I-й вариант: выкладывание из счетных палочек контура елки по картинке, предложенной ребенку.

II-й вариант: выкладывание из треугольников (маленький, средний, большой) контура елки.

Елочка зеленая
выросла в лесу.                          
Елочку на праздник
я домой несу.
Как у нашей елки
колючие иголки,
Ветки – лапы называются,
дети удивляются!

Кроме игр со счётными палочками, существуют и различная пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Пальчиковая гимнастика

  • Готовит малыша к счёту;
  • В других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше сформировать межполушарное взаимодействие;
  • В третьих – осознать понятия «выше» и «ниже», «верх» и «низ», «право» и «лево»;
  • В четвёртых – научиться лучше чувствовать собственное тело и координировать его в пространстве.

«Капуста»

Совершаются движения прямыми ладонями вверх-вниз, затем поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, после потрите кулачок о кулачок. Завершается гимнастика простым сжатием и разжатием кулачков.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту режем, режем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту трём, трём.

Мы капусту жмём, жмём.

«Ёжик колкий»

Ёжик, ёжик колкий, покажи иголки.

(Руки в замочек. Наклоны вправо и влево.)

Вот они, вот они.

(Поднимаем и опускаем пальцы.)

Ёжик, ёжик колкий, убери иголки.

(Оставляем пальцы поднятыми.)

Вот так, вот так.

(Опускаем пальцы.)

«Перчатка»

Весёлая мышка
Перчатку нашла,

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены -  «перчатка». Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом").
Мышат позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы "зовущий" жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила (отшлёпала) всех 
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Список изученной литературы:

  • Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. От трёх до семи лет.  - СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  • Титова Ю. Играть с ребёнком. Как?: развития внимания, мелкой моторики, крупной моторики у детей 1 – 5 лет\ Ю.Титова, О. Фролова, Л. Винникова. – М.: Эксмо, 2010.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

«Развитие мелкой моторики рук, как средстворазвития речи у детей с речевыми нарушениями»...

Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с  ограниченными возможностями здоровья....

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

Научно установленн, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....