Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Кондрашина Юлия Александровна

Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни" направлен на активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе, а также профилактику школьной дезадаптации будущих первоклассников.

Содержит особенности подготовки к школьному обучению, основные факторы успешности подготовки ребенка к школе. Серия рекомендаций и практических советов педагога-психолога для родителей будующих первокласников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей «Семья на пороге школьной жизни»

                                                 Составил: педагог-психолог НДОУ

                                              «Детский сад № 129 ОАО «РЖД»

                     Кондрашина Ю.А.

Цель: создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе.

Задачи:

  1. активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей;
  2. повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе;
  3. профилактика школьной дезадаптации будущих первоклассников.

Участники: родители детей будущих первоклассников, посещающих дошкольное учреждение, заведующий НДОУ, старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель начальных классов.

Содержание семинара-практикума.

Процесс подготовки ребенка к школе вызывает у нас -  родителей много вопросов. Мы сегодня поговорили с вами об особенностях обучения и основных требованиях со стороны школы к первокласснику. Что еще необходимо для формирования успешности будущего ученика.

Прежде всего, необходимо учитывать индивидуальные особенности  ребенка: готов ли он к школьному обучению, в силу своего возраста. У одних детей психологическая готовность уже сформирована в 6,5 лет, а у других только к 8-ми годам. В таком случае психологическая неготовность  к  школьному обучению может привести к школьной дезадаптации (нежелание учиться, неуспеваемость и т.д). Конечно, это проходит со временем, и ребенок догоняет своих сверстников. Но в результате мы можем наблюдать такие явления школьной дезадаптации, как неуспешность в учебной деятельности, нежелание учиться.

Поэтому одним из важных параметров психического развития ребенка влияющих на успешность обучения является уровень мотивационного развития ребенка. Цель: формирование внутренней позиции школьника, создание положительного образа школы.

Упражнение  «Ознакомление родителей с рисунками детей о  школе»  

Обсуждение, выводы.

Рисунок 1. Как вырастить ученика.

Упражнение «Формирование у детей объективного образа школы и сила родительского участия»

У вас на столах есть карточки с фразами, довольно часто используемыми взрослыми в разговоре с ребенком. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего первоклассника. Какие чувства и переживания они вызовут у него? Обсудите свои предложения по группам. Время 1,5 минуты.

Представитель группы отвечает на вопрос.

Итак, мы – родители, педагоги должны поддержать ребенка в сложный период.

Представьте себе, что испытывает ребенок, идя в первый раз в первый класс.

Упражнение «Теннисные мячики»

П: - Посмотрите на эти мячики – это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в школу впервые в жизни:

- незнакомая обстановка,

- незнакомые мальчики и девочки, а также взрослые (учителя),

- новый режим дня,

- новые требования со стороны учителя,

- новый способ обучения

- тревога,

- страх, список можно продолжать…,

Мы можем помочь нашим детям, если наше отношение наше отношение к ним будет включать:

  • Принятие
  • Внимание
  • Признание (уважение)
  • Одобрение
  • Теплые чувства
  • Поддержку в любых ситуациях удачи/неудачи.

Психологический смысл такой поддержки состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах.

Это значит и то, что следует любить ребёнка не за то, что он красивый, умный, а просто так, за то, что он есть.

Следующим компонентом успешности усвоения учебной программы, формирования успешного ученика является коммуникативная готовность: предполагает:

- потребность ребенка в общении, в том числе со взрослыми на новом уровне;

- умение войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми, являясь частью одного коллектива.

Здесь также важна наша поддержка в развитии коммуникаций ребенка.

Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия, оценить результат своего усилия.

Ребенок должен уметь слушать и выполнять указания взрослого.

Упражнение «Графический диктант»

Упражнение «Собери по схеме» (конструктор лего, мозаика и т.д)

Упражнение  «Ознакомление родителей с рисунками «Домики»

Интеллектуальная готовность предполагает развитость основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. Ребёнок   должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь  сравнить их,  видеть сходное и отличное. Он должен научиться рассуждать, делать выводы.

Игра «Дорисуй»

Игра «Что лишнее» (устно вслух, либо карточки, либо написанные слова)

Игры на Внимание:

- двигательные «Нос, пол, потолок»,

- игры с картинками «Найди отличия»,

- игры-вопросы (можно увеличить скорость ответов, играть по командам с несколькими детьми и  т.д.)

Вопросы для родителей:

1. Пять груш больше, чем пять яблок? (нет)

2. У рубашки три рукава? (нет)

3. Ноль меньше трех? (да)

4. Неделя заканчивается субботой? (нет)

 5. Год начинается в марте?  (нет)

6. У квадрата четыре угла? (да)

7. Один меньше, чем много? (да)

Развитие мелкой моторики рук означает сформированность пальцев рук к осуществлению графических и механических операций, таких как рисование, письмо, лепка, выстригание и т.д.

Таким образом, у нас получился образ успешного ученика.

Если говорить о здоровье наших первоклассников, то мне бы хотелось затронуть тему восстановления психоэмоционального сотояния ребенка, снятие напряжения в конце учебного дня.

Я прошу вас встать в круг. И сделать эти упражнения вместе с нами.

1. Комплекс оздоровительного массажа.

2. Дыхательные упражнения (быстрый вдох – медленный выдох).    «Воздушный шарик», «Свеча»

3. Физкультминутки, направленные на снятие мышечного напряжения

«Сосулька», «Шалтай – Болтай »

Спасибо за участие. Можете вернуться на свои места.

Мы надеемся, что сегодняшняя встреча была для вас максимально полезной. Мы постарались емко рассмотреть все основные моменты, касающиеся подготовки будущего первоклассника.

А теперь, наши специалисты постараются ответить на ваши вопросы.  



Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 129 ОАО «РЖД»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ

МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ  РЕБЕНКА

К ШКОЛЕ.

Екатеринбург 2012


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ

МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ  К ШКОЛЕ.

Если ваш ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, то, возможно, у него возникнут трудности. Вы можете столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью. Заметить эти признаки можно задолго до поступления в школу. В этих случаях ребенок инфантилен, стремиться казаться младше своего возраста, живет только по принципу «хочу», совершенно игнорируя «надо». Он негативно относится к любой умственной работе, не любит отвечать на вопросы, не любит чтение. В самостоятельной деятельности ребенок в основном играет в стереотипные игры, сюжеты игр однообразны. Если Вы это замечаете в ребенке, то:

  • Сходите с ним на экскурсию в школу, покажите как много там детей, посетите уроки, школьные мероприятия, поговорите после уроков с первоклассниками, с учителями.
  • Нежелание идти в школу может объясняться и завуалированным страхом перед «взрослением». Такие дети неуверенны в себе, тревожны, не могут принять того, что в школу нельзя брать игрушки, что другие дети могут обидеть. Расскажите такому ребенку, как Вы учились, о школьных друзьях, интересных моментах школьной жизни.
  • Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Докажите, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичь цели.
  • Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте, – это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Именно мотивация на успех должна стать для будущего ученика ведущей. И Вы, думая и говоря о школе, должны сами верить, что все будет хорошо.
  • За год до поступления в школу можно потихоньку покупать ребенку необходимые для учебы атрибуты, но не все сразу, а по одному. Сначала удобную ручку, чтобы с ее помощью учиться писать буквы и цифры, выполнять задания. Потом карандаши, чтобы рисовать ими только подарочные рисунки, затем несколько тетрадей, в одной из которых можно выполнять задания. Постепенно, ребенок примет роль «Буратино», у него появится желание собрать все, что у него есть в ранец и отправиться за знаниями.

                                                              Материал подготовила: педагог – психолог

                                                  Кондрашина Юлия Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: «Семья на пороге школьной жизни» (подготовительная группа)

Семинар-практикум на тему:«Семья на пороге школьной жизни»(подготовительная группа)...

Конспект родительского семинара – практикума на тему: «Семья на пороге школьной жизни».

На этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач, связанных с развитие...

Конспект семинара - практикума для родителей на тему: «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»

Цель. Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребёнка.Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный пер...

Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»

Сотрудничество во имя ребёнка.  Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»Презентация "Вот и Стали мы на год взрослее"Буклет...

Семинар – практикум с элементами тренинга «Семья на пороге школьной жизни»

Цель:  повышение знаний  родителей о возможных проблемах у ребенка при обучении в школе и предложение вариантов решения этих проблем.Материалы: мяч, лист с изображением геометрических ф...