Методические рекомендации для родителей по лексическим темам.
методическая разработка по теме

Ларюшкина Полина Викторовна

Методические рекомендации для родителей

по лексическим темам. 

СЛОВАРЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ

(Составлен по материалам учителя-логопеда Н.В.Соколовой)

 

Блок №1. «Мир растений»

 

Тема «Фрукты»

Существительные: фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос; сад, урожай; дере­во, ветки; вода, полив; компот, варенье, сок и т.д.

Признаки: кислый, сладкий, сочный (на вкус); зелёный, красный, жёлтый, оранжевый (цвет); круглая, оваль­ная, треугольная (форма); гладкая, шершавая, мягкая, твёрдая (поверхность); фруктовый (-ая, -ое), яблочный (-ая, -ое) и т.д.

Действия: сажать, расти, цвести, созревать, собирать, срывать, мыть, есть, варить, резать. Тема

 

Тема  «ОВОЩИ»

Существительные: овощ; морковь, картофель, репка, редька, редиска, свёкла, лук, чеснок - овощи, у которых мы едим то, что растёт в земле (корешки); помидор, патиссон, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, пет­рушка, салат, горох, бобы, фасоль, баклажаны, капуста - овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй (вершки); огород, земля, посадка, полив, грядка, вода; салат, щи, пища.

Признаки: красный, оранжевый, коричневый, зелёный, белый, фиолетовый, жёлтый, чёрный, бордовый (цвет); кислый, сладкий, горький (на вкус); круглая, овальная, треугольная (форма); гладкая, шершавая, ровная, неровная (поверхность); овощной (-ая, -ое), картофельный (-ая, -ое) и т.д.

Действия: сажать, сеять, поливать, рыхлить, растить, расти, созревать, собирать, мыть, чистить, резать, со­лить, варить, жарить, готовить, есть.

 

Тема «ЯГОДЫ»

Существительные: клубника, смородина, крыжовник, малина, черешня, вишня, слива (садовые ягоды); ма­лина, ежевика, земляника, черника, брусника, калина, рябина, волчья ягода (лесные ягоды); сад, лес, полян­ка, куст, дерево, грядка, вода, полив; урожай; варенье, компот, джем, повидло, сок и т.д.

Признаки: садовый, лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый; красный, жёлтый, белый, чёрный, синий (цвет); круглая, овальная, треугольная (форма); кислый, сладкий, горький (на вкус); ягодный (-ая, -ое), клубничный (-ая, -ое) и т.д.

Действия: сажать, ухаживать, поливать, собирать, мыть, есть, варить, сушить.

 

Тема «ЦВЕТЫ»

Существительные: растение, цветок; нарцисс, роза, гвоздика, тюльпан, ирис, георгин, пион, гладиолус, лилии и т.д. (садовые цветы); незабудка, вьюнок, лютик, клевер, василёк, колокольчик, одуванчик, ромашка, мак (поле­вые цветы); крапива, зверобой, подорожник, ноготки, мята, чистотел, тысячелистник, мать-и-мачеха, чертополох (лекарственные растения); кувшинка, подснежник, медуница, ландыш, лилия (растения, занесённые в Крас­ную книгу); земля, сад, клумба, поле, луг, лес; корни, стебель, листья, бутон, лепестки; вода, полив; ваза, букет, ве­нок, подарок, праздник; польза, корм, лекарство, чай, мёд, Красная книга.

Признаки: красивые, пахнущие, нежные, цветущие; красный, жёлтый, белый, зелёный и т.д. (цвет); поле­вые, луговые, лесные, садовые, дикие; лечебные, полезные, пахучие, сушёные; редкие, исчезающие.

Действия: сажать, выращивать, ухаживать; расти, цвести, распускаться; срезать, собирать, рвать, сушить, за­варивать, лечиться, дарить, радовать, есть; заносить (в Красную книгу), охранять, исчезать.

 

Тема «ДЕРЕВЬЯ, ЛЕС»

Существительные: лес, роща; дерево, берёза, дуб, осина, клён, орешник, липа, рябина, ива, ольха, тополь; ель, ёлка, сосна, пихта и т.д.; корни, ствол, кора, ветки, листья, почки; земля, лес, хвоя, иголки; ягоды, грибы; кусты.

Признаки: лиственные, хвойные (деревья), лиственный, хвойный, смешанный, дремучий, светлый, летний, осен­ний, зимний, весенний (лес); берёзовый, осиновый и т.д.; зелёный, жёлтый, красный, бурый, чёрный (цвет).

Действия: расти, цвести, распускаться, желтеть, опадать; ломать, пилить, охранять, собирать, гулять.

 

Блок №2. «Мир животных»

 

Тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Существительные: животное, лошадь, конь, жеребёнок, жеребята; корова, бык, телёнок, телята; овца, баран, ягнёнок, ягнята; коза, козёл, козлёнок, козлята; свинья, боров, поросёнок, поросята; собака, пёс, щенок, ще­нята; кошка, кот, котёнок, котята; голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост; дом, че­ловек, польза; шерсть, мясо, молоко, кожа.

Признаки: травоядные, млекопитающие, домашние, нужные, полезные, добрые.

Действия: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, ла­ять, мяукать.

 

Тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ»

Существительные: животное, олень, олениха, оленёнок, оленята; заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата; лось, лосиха, лосёнок, лосята; ёж, ежиха, ежонок, ежата; кабан, кабаниха, кабанёнок, кабанята; белка, бельчо­нок, бельчата; мышь, мышонок, мышата; лось, лосиха, лосёнок, лосята; волк, волчица, волчонок, волча­та; лиса, лис, лисёнок, лисята; медведь, медведица, медвежонок, медвежата; лес, поле, нор, дупло, бер­лога, логово.

Признаки: млекопитающие, травоядный, хищный, злой, опасный, пугливый, беззащитный, красивый, гор­дый, спокойный, сильный, слабый, дикий.

Действия: жить, охотиться, грызть, убивать, жевать, нападать, спасаться, убегать, догонять.

 

Тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЮГА И СЕВЕРА»

Существительные: животное, жираф, слон, кенгуру, тигр, лев, белый медведь, песец, тюлень, носорог, бе­гемот, верблюд, зебра, дикобраз; Африка, Австралия, джунгли, пустыня, север, льды.

Признаки: южные, северные, дикие, хищные, травоядные.

Действия (словарь см. в теме «Животные нашего леса»).

 

Тема «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Существительные: птица, петух, курица, цыплёнок; селезень, утка, утёнок; индюк, индюшка, индюшонок; гусь, гусыня, гусёнок; дом, человек, голова, клюв, две лапы, крылья, перья; зерно, семечки, крошки; яйца, птенцы, перья, мясо; курятник, насест, озеро.

Признаки: домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие.

Действия: выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, клевать; кукарекать, кудахтать, кря­кать, гоготать.

 

Тема «ДИКИЕ ПТИЦЫ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ»

Существительные: птица, ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, дятел, сорока, грач, галка, кукушка, соловей, сойка, жаворонок, сова, ласточка и т.д.; корм, кормушка, скворечник; стая, птенцы; лес, город, де­рево, гнездо, юг, птицы, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; зимовка.

Признаки: дикие, хищные, насекомоядные, зимующие, перелётные, водоплавающие.

Действия: высиживать, вылупляться, кормить, учить, летать, улетать, перелетать, возвращаться, вить; петь, щебетать, уничтожать (вредных насекомых) и т.д.

 

Тема «ДИКИЕ ПТИЦЫ ЮГА И СЕВЕРА»

Существительные: птица, пеликан, павлин, попугай, страус, пингвин, гагара, фламинго и т.д.; корм; юг, се­вер, пустыня, холод, жара.

Признаки: южные, северные, летающие, нелетающие (словарь см. в теме «Дикие птицы нашей полосы»).

Действия (словарь см. в теме «Дикие птицы нашей полосы»).

 

Тема «ЗЕМНОВОДНЫЕ»

Существительные: лягушка, тритон, крокодил, черепаха; земля, вода.

Признаки: земноводные, плавающие.

Действия: жить, ползать, плавать, квакать и т.д.

 

Тема «НАСЕКОМЫЕ»

Существительные: насекомое, бабочка, комар, жук, муха, кузнечик, таракан, стрекоза, муравей, пчела, оса, паук; улей, дупло, нора, муравейник; кокон, куколка; крылья, голова, усы, лапки (три пары, или 6 лапок, у насекомых, 4 пары, или 8 лапок, у паука); цветы, пыльца, корм, польза, вред; мёд.

 

Тема «РЫБЫ»

Существительные: рыба, окунь, лещ, щука, сельдь, акула, рак, осётр, ёрш, плотва и т.д.; мальки, икринки, продукты, уха; река, море, океан, аквариум, дом; туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя; водоросли, хищ­ники, рыбалка, крючок, червяк.

Признаки: речные, морские, океанические, аквариумные, хищные.

Действия: вылупляться, спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать, жарить, варить, солить, есть.

 

Тема «ЧЕЛОВЕК»

Существительные: человек, мужчина, женщина, ребёнок; части тела, голова, туловище, спина, живот, руки, ноги, шея, ладони, ступни, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), глаза, воло­сы, рот, нос, уши, язык, зубы; вкус, зрение, слух, обоняние, голос, речь.

Признаки: взрослый, детский, высокий - низкий, умный - глупый, добрый - злой, смелый - трусливый, тру­долюбивый - ленивый, здоровый - больной и т.д., левая - правая (руки).

Действия: дышать, чувствовать, смотреть, видеть, слушать, слышать, нюхать, говорить.

 

 

Блок №3. «Мир человека»

 

Тема «СЕМЬЯ»

Существительные: семья, родственники, папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тётя; фамилия, имя, от­чество.

Признаки: дружная (семья); ласковая, добрая, трудолюбивая, заботливая, внимательная, строгая (мама), старший, младший.

Действия: жить, воспитывать, помогать.

 

Тема «ДОМ, УЛИЦА, ГОРОД»

Существительные: Россия, столица, город - Москва; район, округ; улица, переулок, проезд, бульвар, про­спект, площадь, шоссе; парк, сквер; здание, театр, музей, цирк, кинотеатр, стадион, магазин, достопримеча­тельности (Кремль, Большой театр и т. д.), фонтан; транспорт (подробно рассматривается в следую­щей теме), дорога; детская площадка, детский сад, школа; дом, этаж, квартира, балкон, окна, стены, двери и т.д.; горожане, москвичи.

Признаки: большой, чистый, красивый, многолюдный (город); просторная, шумная (улица); одноэтажные, многоэтажные (дома).

Действия: строить, возводить (здания); убирать, чистить (улицы); гулять, прогуливаться, осматривать (до­стопримечательности).

 

Тема «ТРАНСПОРТ»

Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, самолёт, автомобиль, гру­зовик, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина, поливочная машина, вертолёт; колёса, кузов, ка­бина, двери, сиденья, руль, крылья, вагон, штурвал, рельсы, провода, «рожки»; светофор, улица, перекрёсток, до­рога, земля, вода, воздух; груз, пассажир, работа; водитель, шофёр, пилот, капитан, машинист.

Признаки: пассажирский, грузовой, легковой, служебный, наземный, подземный, воздушный, водный, же­лезнодорожный, спортивный.

Действия: ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ждать, садиться, выходить (и их приставочные об­разования: приехать, уехать, отъехать).

 

Тема «КВАРТИРА, МЕБЕЛЬ»

Существительные: мебель, стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (стенки, дверцы,

дно, ножки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван, кресло, сервант, табуретка, тумбочка, трюмо; дерево, пластмасса, обивка и т.д.; кухня, коридор, кабинет.

Признаки: деревянный, пластмассовый, металлический, стеклянный, плюшевый, велюровый; мягкий, твёр­дый, удобный; кухонный, столовый и т.д.; платяной (шкаф), обеденный (стол);, столовая, гостиная, детская, спальная, ванная (комнаты).

Действия: сидеть, лежать, есть, ставить, натирать, мыть, выбивать, спать.

 

Тема «ПОСУДА»

Существительные: посуда, чайник (носик, ручка, донышко, крышка), чашка, блюдце, тарелка, кофейник, ка­стрюля, сковорода, половник, ложка, вилка, стакан и т.д.; хлебница, сахарница, солонка, маслёнка, сухарни­ца, перечница, соусник; кухня, столовая, гостиная; чай, кофе, суп; завтрак, обед, ужин, полдник; утро, день, вечер; вода, заварка; раковина; повар.

Признаки: столовая, кухонная, чайная, кофейная (посуда), столовые (приборы); утренний, дневной, вечер­ний, обеденный; горячий, холодный; стеклянный, глиняный, керамический, деревянный, пластмассовый, фарфоровый, алюминиевый.

Действия: готовить, заваривать, наливать, пить, есть, варить, жарить, мыть, вытирать, разбивать.

 

Тема «ОДЕЖДА»

Существительные: одежда; бельё, майка, трусы, носки, колготки; брюки, рубашка, платье, юбка, кофта, свитер и т.д.; пальто, куртка, плащ, щуба и т.д.; варежки, рукавицы, перчатки; детали одежды - рукава, воротник, ман­жеты, карман, пуговицы, молния, завязки, оборки, кнопки, пояс, штанины; зима, весна, лето, осень, погода, мо­роз, жара, сырость и т.д., сезон; ткачиха, швея, портной.

Признаки: нижняя, верхняя, спортивная, зимняя, летняя, осенне-весенняя, сезонная (одежда).

Действия: шить, вышивать, зашивать, подшивать, вшивать, пришивать, одевать, надевать, снимать, застёги­вать, расстёгивать, носить, покупать и т.д.

 

Тема «ОБУВЬ»

Существительные: обувь, туфли, ботинки, сандалии, босоножки, тапочки, сапоги, валенки, галоши, кроссов­ки и т.д.; подошва, шнурки, носок, каблук, ремешки; ноги; зима, лето, осень и т.д.

Признаки: летняя, зимняя, осенне-весенняя, сезонная; женская, мужская, детская; спортивная; резиновая, ко­жаная и т.д.

Действия: обувать, обуваться, разуваться, носить, покупать, ремонтировать, промокать.

 

 

Тема «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Существительные: шапка, кепка, платок, пилотка, ушанка, бескозырка, шляпа, шляпка, панама, панамка, фу­ражка, берет; голова, уши.

Признаки: головные; зимние, летние, осенне-весенние, сезонные; вязаные, кожаные, меховые; тёплые, лёгкие.

Действия: одевать, надевать, снимать, завязывать, застёгивать, защищать.

 

Тема «ПРОФЕССИИ»

Существительные: профессия, работа; учитель, воспитатель, уборщица, художник, врач, повар, продавец, кассир, шофёр, водитель, машинист, кондуктор, пилот, строитель, маляр, штукатур, военный, логопед, тан­цор, спортсмен, певец, дворник, инженер и т.д.

Признаки: нужный, полезный, необходимый, тяжёлый, интересный, весёлый, опасный и т.д.

Действия: знать, чем занимаются люди каждой профессии: учитель — учит детей, повар - готовит еду,

строитель - строит дома и т.д.

 

Тема «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

Существительные: продукты; холодильник; масло, молоко, сыр, кефир, сметана; мясо, колбаса, сосиски, сардель­ки, котлеты; рыба, птица (курица, индюшка и т.д.), хлеб, булки, баранки, сухари; овощи, фрукты; специи, соль, пе­рец, сахар; крупы (рис, пшено, гречка, манка), вермишель, макароны, бакалея; продавец, магазин.

Признаки: продуктовый, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный (продукт), кондитер­ские (изделия).

Действия: покупать, хранить, продавать, изготавливать, готовить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по лексической теме: «Одежда»

Данные рекомендации предназначены для  закрепления материала по лексическим темам, отработанным с детьми на занятиях в детском саду и  формирования всех грамматических категорий у ребенка до...

методические рекомендации для родителей по лексической теме "Комнатные растения"

лексико-грамматические упражнения по лексической теме "Комнатные растения"...

Методические рекомендации для родителей по лексической теме: "Растения луга и сада"

В методических рекомендациях представлены игры и упражнения в рамках лексической темы: "Растения луга и сада"....

методические рекомендации для родителей по лексической теме "Зима"

Материал представляет собой методические рекомендации, которые направлены на обогащение словаря детей словами предметами, признаками, действиями по теме "Зима", а также задания на развитие г...

методические рекомендации для родителей по лексической теме "Игрушки" для детей ЗПР

методические рекомендации для родителей по лексической теме "Игрушки"...

Методические рекомендации для родителей по лексической теме "Моя семья". Ранний возраст.

Методические рекомендации для подителей по лексической теме "моя семья".Ранний возраст....