Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.
консультация по теме

Савченко Альбина Александровна

В данном материале даются рекомендации для родителей по организации учебного процесса в домашних условиях, предлагаются игры для развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по организации учебного процесса                          в домашних условиях.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами.

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятия. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Желаем успеха!



Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда родителям, имеющих детей с речевой патологией.

Как правило, на первый план для родителей выходят речевые трудности. Часто от родителей можно слышать: «мой ребенок не говорит», «мой ребенок говорит шепотом» или «мой ребенок повторяет за мной слово в слово», «заикается», «в разных ситуациях повторяет одни и те же слова» и т.д. Многоречивость, ускоренный темп речи, как правило, не беспокоят родителей. И наоборот, вызывает гордость у родителей слишком богатый словарь ребенка. Своевременное обращение к специалисту помогает родителям понять истинное состояние речи ребенка. Такие проблемы как: системные нарушения речи, речевые нарушения у детей, нарушения иннервации артикуляционного аппарата, недоразвитие речи у детей, требуют своевременной помощи ряда специалистов.

Основная задача логопеда дошкольного учреждения состоит в том, чтобы определить характер речевого нарушения и разъяснить его родителям. Наметить план коррекционной работы с ребенком, помочь родителям приобрести необходимый минимум знаний, позволяющий им проводить занятия в домашних условиях. Для решения этих задач логопед проводит не только беседы и консультации, но и приглашает родителей на открытые индивидуальные занятия, на которых они знакомятся с требованиями, приемами и содержанием логопедической работы. Кроме того, наблюдают за своим ребенком, за его поведением на занятии, за качеством усвоения учебного материала. К сожалению, нередко родители не имею представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие образовательные и воспитательные задачи он ставит и решает. А ведь неотъемлемая часть коррекционной работы – это преемственность в работе между логопедом и родителями. Она же является и залогом ее успешного решения, так как только при совместных усилиях обеих сторон возможен положительный результат.

Речь – это сложная психическая функция. Она не является врожденной способностью человека. Речевая деятельность формируется постепенно. Её развитие зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Какие же условия являются необходимыми для своевременного и правильного формирования речи? Необходимо, что бы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, что в норме, после трех лет, речь ребенка практически сформирована. Она становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности ребенка. Отсюда видна важность задачи в преодолении нарушений в речевом развитии.

Такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление являются психологической базой речи. Полноценно развитая речь возможна только при условиях хорошего развития этих функций. Поэтому, взрослые, играя с детьми, имеющими любой уровень речевого развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству и поощрять воображение ребенка.

Напомним, что речь формируется по подражанию. Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.

Родителям необходимо учитывать тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи и обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с хорошим грамматическим оформлением.

Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо»). На эмоционально окрашенной ситуации у ребенка будет большее стремление к общению. Диапазон эмоций может быть как положительным, так и отрицательным. Не избегайте детских слез: они тоже могут быть фактором в стремлении ребенка к высказыванию или выражению своих мыслей. Если ребенок плачет и хочет поделиться своей «бедой» с близкими, они, в свою очередь, должны не только пожалеть, но дать ребенку возможность рассказать что случилось, иногда слово «бо-бо» является одним из первых речевых достижений вашего ребенка.

В то же время нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка. Наиболее частой жалобой родителей является нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основную роль в исправлении звукопроизношения ребенка принадлежит логопеду. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука ( или нескольких звуков), осуществляя контроль.

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.

Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.

Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее,  и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмысливать причинно-следственные зависимости.

Одним из видов обучения, на начальном этапе становления речи, являются речевые игры с подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает в работе над слоговой структурой. Если в семье нет этого речевого взаимодействия с малышом, то развитие речи ребенка может задержаться, в большей степени это касается детей с индивидуальными особенностями.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку. Только мама обладает уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, мама, несомненно, может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.



Предварительный просмотр:

Игры для развития речи

Красивая, грамотная, хорошо развитая речь является одной из составляющих успеха. Речь человека развивается с детства и до конца жизни, однако именно в детском возрасте закладываются основные речевые способности – умение быстро схватывать смысл слова и правильно применять его, стилистически и грамматически верно строить предложения, находить точные и очень меткие определения.

Существенную роль играет семья: если дома звучит правильная речь, то ребенок вряд ли будет обладать косноязычием и бедным словарем. Прекрасно, если малыш растет в окружении хорошо говорящих взрослых, но одного этого бывает недостаточно. Над развитием речи детей работают воспитатели в детских дошкольных учреждениях и учителя в школах. Если родители не останутся в стороне, и будут дополнительно развивать речевые способности своего малыша, то и результат не заставит себя ждать. Дополнительное развитие речи ребенка не займет много времени, зато принесет пользу и доставит массу удовольствия от общения.

ИГРЫ В СЛОВА

Словесные игры просты, полезны и очень удобны, ведь они не требуют наличия специального инвентаря. Играть в слова можно когда угодно и где угодно. Словесные игры выручают тогда, когда под рукой нет игрушек – например, в транспорте, в ожидании приема у доктора и т.п.

Многие игры в слова знакомы родителям с детства. Самый простой и известный вариант – игра, в которой участники по очереди называют слова, начинающиеся на последнюю букву в слове, названном предыдущим игроком. Дадим игре название «Словесный поезд», где один вагончик (слово) прикрепляется к другому одной и той же буквой.

Если в конце стоит мягкий знак, он отсекается, и следующее слово называется на ту букву, которая была перед мягким знаком. Например, первый игрок называет слово «балкоН», второй – «НоЧЬ», третий (или первый) – «ЧесноК» и т.д.

Играть в такую игру может большое количество игроков. Разумеется, участники должны быть хорошо знакомы со звукобуквенным составом слова. Эта игра способствует обогащения активного словарного запаса ребенка. Для детей постарше можно усложнить задание и предложить им называть только те слова, которые относятся к той или иной теме (например, фрукты и овощи, города, русские писатели и т.п.). Такая игра развивает не только словарь, но также быстроту реакции и эрудицию.

Азбука из предложений. Игроки составляют предложения по алфавиту. Один участник придумывает предложение, первое слово в котором начинается на букву А, второй игрок составляет предложение на букву Б, третий – на В и так дальше. Эта игра тоже обогащает активный словарь ребенка и развивает умение быстро составлять предложения с ключевым словом.

Можно поиграть с ребенком в буриме. Буриме – это маленькие стихотворения с заданными рифмами. Малышу может быть предложено составить двустишие с рифмами «тень – день» или «клетка-таблетка» и т.п. Когда двустишия будут освоены, условия игры можно усложнить – предложить две пары рифм и попросить составить четверостишие. Такая игра развивает умение чувствовать слово и составлять связный текст.

Подобных игр множество: стоит родителям приложить немного фантазии – и будет придумана новая словесная игра, позволяющая развивать речь ребенка.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Два-три раза в неделю можно проводить короткие занятия, предлагая ребенку выполнить несложные упражнения. Занятия должны длиться от 15 мин (дети от 2 лет) до 30 мин (дети от 6 лет и старше). Проводить занятия нужно тогда, когда у ребенка хорошее настроение и самочувствие. За один раз выполняется 2-3 упражнения. Лучшее место для занятий – детская комната. Садиться за стол не обязательно – можно удобно расположиться на диванчике или даже на полу. С малышом желательно проводить занятия в игровой форме. Например, играть с ребенком в магазин, где покупки можно делать только за правильно выполненное задание.

Знакомство с новыми словами. Взрослый называет ребенку новое для него слово и доступно объясняет его значение. Затем малышу предлагается составить с этим словом 1-3 предложения.

Например, родитель называет слово «антракт», объясняет его основное значение, приводит интересные примеры, по возможности рассказывает какую-либо занимательную историю, связанную с этим предметом или явлением. После чего предлагает малышу составить предложение, включающее слово «антракт». Такое упражнение вполне под силу и двухлетнему ребенку. Для выполнения задания нужно подбирать слова, отсутствующие в активном и желательно в пассивном словаре ребенка.

Составление предложений по модели из вопросов. Ребенку предлагается составить предложение, соответствующее схеме, построенной на вопросах. Например: «Кто? Когда? Что делал?»; «Что? Что делает?» или «Какой? Кто? Где? Что делал?». Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть модель.

Пример:

Модель: «Кто? Как? Что делал? Почему?»

Предложение: «Мужчина быстро бежал, потому что опаздывал на важную встречу».

Упражнение «Поменяй букву». Нужно изменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое полноценное слово. Например, в слове «банка» меняем «н» на «л» – получается «балка». Желательно, чтобы ребенок нашел несколько вариантов: банка – манка – банда – ранка – бабка. Слова для изменения: галка, сон, сок, полка, палка, точка, лук, стоп, норка, шашка, брак, место и др. Это упражнение не только развивает словарь, но и способствует пониманию основ морфемики и фонетики. Подобные упражнения: добавить букву или убрать букву, чтобы получить новое слово (шар – шарф или шарж, ручка – рука)

Один малыш – много малышей: упражнение для самых маленьких. Взрослый называет ребенку слова в единственном числе и предлагает образовать множественное число. И наоборот. Конечно, нужно использовать не любые слова, а наиболее сложные. Например, дети часто неправильно образуют множественное число таких слов, как «ухо», «рот», «человек» и др. Слова для упражнения: книга, ручка, лампа, город, стул, ухо, ребенок, стекло, имя, весна, друг, знамя, ветер и др.

Продолжение предложений текста. Родитель читает ребенку рассказ, некоторые слова в котором отсутствуют. Их подбирает сам малыш в соответствии с контекстом.

Например: «С утра на улице было жарко. Радостно светило яркое (солнышко). На небе не было ни одного (облачка). Вдруг подул сильный (ветер), а небо заволокло огромными серыми (тучами). Прогремел (гром). Сверкнула (молния). Пошел проливной (дождь)». Для этого упражнения можно использовать любые детские книжки. Мама или папа медленно читает и местами делает паузу, давая ребенку возможность самому подобрать нужное слово. Это упражнение прекрасно развивает речь малыша.

Подбираем придаточное предложение. Взрослый называет первую часть сложного предложения и подчинительный союз. Придаточное предложение ребенок придумывает сам. Например, родитель произносит: «Сердце Пьеро билось так сильно, словно…». Ребенок продолжает предложение: «Сердце Пьеро билось так сильно, словно готово было выскочить из груди». Играть можно с детьми от 3-4 лет.

Фразы для продолжения:

Дождь лил так сильно, как будто;

На улице было так темно, словно;

Стало очень-очень тихо, так как;

В комнате братьев был такой беспорядок, как будто;

Буратино не пошел в школу из-за того, что…

Изложение прослушанного своими словами. После прочтения небольшого рассказа или сказки, предложите малышу пересказать прочитанное своими словами. Еще один вариант задания – не просто пересказать, а ответить на вопросы. Например, прочитав ребенку сказку «Красная шапочка», задайте следующие вопросы: «Почему девочку прозвали Красной шапочкой?», «Зачем она пошла к бабушке?», «Где Красная шапочка повстречала Волка и о чем они говорили?», «Хитрым ли оказался Волк? В чем его хитрость?» и т.п. К сожалению, многие родители по окончании чтения закрывают книгу, не пытаясь обсудить ее с ребенком. Впрочем, иногда так даже лучше – маленькому человечку нужно время, чтобы «переварить» услышанное. Поэтому вопросы по прочитанному стоит задавать не сразу, а на следующий день.

Упражнение-игра «Быстрей, еще быстрей!» Детям предлагается составить как можно больше слов на определенную букву за установленное время (например, за минуту или за пять минут). Более сложное задание – составление слов не на заданную букву, а на слог (мо-, ми-, па-, ук-, ра- и др.). Другой вариант – составление слов, которые не начинаются, а заканчиваются на определенную букву или слог.

Подбор синонимов-антонимов. Действенное упражнение – подбор синонимов и антонимов к заданным словам. Выполнение таких заданий увеличивает лексический запас ребенка. Пример: большой – огромный (синоним), маленький (антоним).

Основное, наиболее эффективное упражнение – это разговор. С детьми нужно как можно чаще беседовать, давать им возможность высказаться. Необходимо приобщать юное поколение к чтению с самого детства и следить за тем, чтобы они не использовали слов-паразитов. Малышу нужно чаще задавать вопросы и просить рассказать о том, как прошел его день, что интересного он увидел и узнал, что ему понравилось или не понравилось и почему так произошло. Речь развивается с опытом, и задача родителей – обеспечить ребенку этот речевой опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Рекомендация родителям по организации учебного процесса в домашних условиях....

Рекомендации родителям по организации экспериментальной деятельности в домашних условиях

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к приобретению новых знаний, проявление живого и...

Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.Ребенок д...

Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Заниматься  с ребенком 3-4 лет  нужно в форме игр.Вашему малышу должно быть интересно.Задания надо формулировать в простой и доступной для его возраста форме.В игровые сюжеты надо добавлять ...

Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели....

Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели....