развитие элементарных математических представлений у дошкольников
статья на тему

Одними из самых сложных знаний, умений, навыков являются математические. они носят отвлеченный характер, оперирование ими требкет выполнения сложных умственных действий. Именно поэтому важно начинать знакомить детей с математикой в дошкольном возрасте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первые дни в детском саду.

              Воспитатель группы раннего возраста Югова Ксения Анатольевна

Уважаемые родители, позади все тревоги и сомнения по поводу выбора первого образовательного учреждения для вашего ребенка, пройдены все врачи, получены необходимые справки и документы, казалось бы, что можно перевести дух. Но тут мам и пап начинает мучать страх того как ребенок будет ходить в детский сад, есть в нем, спать, не обидят ли его там. Ваши волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад – сложный период в жизни малыша.

Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение и к 2-3 годам стереотип становится довольно устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни (иной режим дня, микроклимат помещения, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что очень трудно и часто приводит к стрессу.

В чем же проявляется стресс?

У детей в период адаптации (привыкания) могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, нарушение сна, ухудшение эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, следовательно, и частым простудным заболеваниям. К сожалению, многие родители не знают, что эти явления носят временный характер, и забирают малыша из сада, так и не дав ему возможности полностью адаптироваться. Между тем, специалисты выделяют 3 степени адаптации:

  1. Легкая адаптация. Отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. И в течение 2-3 недель, по мере привыкания к новым условиям, всё нормализуется.
  2. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца он болеет, как правило, ОРЗ.
  3. Самой  нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние нормализуется очень медленно (иногда несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит  возле дверей и зовет маму и т.п.).

У некоторых этот процесс протекает очень тяжело и родители начинают склоняться к тому, что ребенок у них «несадовский». И все же прежде чем поставить на дошкольном учреждении для своего ребенка жирный крест обратитесь за советом к психологу и прислушайтесь к  советам воспитателей.

Поэтому, общая задача педагогов и родителей – помочь малышу по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, а для этого нужна подготовительная работа.

Часто приходится сталкиваться с мнением, что к детскому саду следует привыкать постепенно – молодым родителям советуют присутствовать на прогулке вместе со своим ребёнком. Те, кто даёт подобные советы, похоже, думают скорее о душевном комфорте родителей, а не о пользе для малыша. Зачем это нужно? Ведь пока рядом с ребёнком мама или папа, он воспринимает детский сад всего лишь как игровую площадку, не более, процесс постепенного привыкания растягивается во времени, что травмирует малыша и мешает работе воспитателей.

Основной установкой должно быть «детский сад – это интересно», поэтому вместо того чтобы переживать, лучше правильно настроить ребёнка и отправить его в «автономное плавание» под руководством опытного «капитана-воспитателя».

Не стоит долго прощаться в группе или коридоре. Да, тревожно и хочется чем-то помочь малышу, попавшему в новую среду. Но в этой ситуации вы можете помочь только одним – быстро и незаметно уйти. Не мучайте себя, ребёнка и воспитателя – помните, что пока у вашего чада есть хоть малейшая надежда, что он поплачет, и вы останетесь с ним, он будет и плакать, и рыдать, и закатывать истерики, чтобы воспользоваться этим. Дети довольно быстро привыкают к тому, что родители уходят на работу и не могут остаться с ними – что же, им приходится осваивать новые территории, знакомиться со сверстниками, воспитателями, получать новые знания. А разве не для этого вы отдаете малыша в детский сад? Поэтому: уходя – уходи!

 

И еще один нюанс: необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур (одеваться – раздеваться, ходить в туалет, «орудовать ложкой») всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность.  Надо сказать, что детсадовский режим и условия, в которых оказываются детки, как нельзя лучше способствуют освоению и закреплению этих нехитрых «наук». Привычка малышей повторять друг за другом сыграет здесь положительную роль. Задачу самообслуживания малышу стоит облегчить простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застежек на спине. Главный принцип – чем проще, тем лучше. Обувь лучше выбирать на липучках. Не забудьте, когда начнете оставлять ребенка в саду на сон, принести из дома «мамозаменителя» - любимую мягкую игрушку малыша.

 И в заключение хочется отметить, что в адаптационный период разрушение любых привычек, в том числе  и «вредных» (сосание соски, пальца и т.п.) нежелательно, так как осложнит приспособление к новым условиям. Ну и, конечно, выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него в саду и дома – одно из важнейших условий, облегчающих ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Добро пожаловать в детский сад! Мы всегда рады  видеть вас!



Предварительный просмотр:

Развитие математических способностей в дошкольном возрасте.

В век бурного технологического и технического развития очень нужны люди логически мыслящие, умеющие пользоваться современной техникой, владеющие математическими знаниями.

В силу этих и многих других причин очевидно, что грамотное развитие математических представлений человека, начиная с ранних лет его жизни, целесообразно и необходимо. Изучение математики в дошкольном возрасте – это не только получение новых представлений и знаний о числах, операций с ними (сложение и вычитание), простейших геометрических фигурах, но это и развитие познавательного интереса, умения рассуждать, аргументировать. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память и внимание.

Знакомство с математикой начинается еще в самом раннем возрасте: малыши сталкиваются с предметами, которые по форме напоминают различные геометрические фигуры, а также различаются по цвету и количеству. Именно в этом возрасте начинают формироваться основные элементарные представления и способности ребенка.

Не секрет, что игра  - основной вид детской деятельности. В игре ребенок приобретает новые знания, умения и навыки. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

Но не нужно думать, что для детей математика – это что-то далекое, абстрактное и непонятное. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями,  которые требуют,  пусть и элементарного, но всё же математического решения: приготовить угощение для кукол, разделить поровну конфеты между собой и другом и т. п. К тому же,  первые игрушки малыша напоминают геометрические формы:  кубики, мячи, кольца пирамидок, сами пирамидки, а счет начинается с вопроса взрослых «Сколько тебе годиков?».  Через игровую деятельность формируются способности различать разные свойства и особенности предметов. Таким образом, у малыша формируется первое понятие о математике, хотя он еще этого не осознает.  Сначала с помощью взрослых, в том числе и воспитателей в детском саду, а затем уже и самостоятельно дети знакомятся с такими понятиями как «много - мало», «больше - меньше», «поровну», приобретают умение определять количество предметов во множестве, выбирать соответствующее количество элементов из множества и т.д.

К трехлетнему возрасту ребенок уже способен группировать предметы по внешним признакам (цвет, форма, размер). Занимаясь с предметами, через игру ребенок сравнивает их.

К четырем годам дети могут считать до 5, а чуть постарше до 10, но не всегда они могут идентифицировать цифру с её письменным изображением, а также могут ошибаться в счёте, пропуская одну или несколько цифр в порядковом счете (1,2,3,4 и сразу называя 7, например).

Ближе к 6 годам дети начинают понимать, когда цифры увеличиваются, а когда уменьшаются.

В дошкольном учреждении работу по развитию  у детей элементарных математических представлений можно осуществлять не только в ходе непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, их пространственном расположении. Также пространственные (лево – право, верх - низ), счетные навыки можно совершенствовать на музыке и физкультуре, спортивных развлечениях.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями и работа по развитию элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль "Развитие элементарных математических представлений у дошкольников"

В материале представлена справка по итогам тематического контроля "Развитие элементарных математических представлений у детей"...

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР через устное народное творчество и произведения детских писателей

Статья расскроет перечень используемого фольклора и произведений детских писателей при формировании элементарных математических представлений.Поможет педагогам разнообразить занятия по математике, сде...

"Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у дошкольников

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ...

Организация и содержание индивидуальной работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.

Статья посвящена организации развития элементарных математических представлений у дошкольников по средствам индивидуальной работы. Индивидуальная работа способствует организации наиболее оптимальных д...

Технология развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития (И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)

1.Актуальность.2.Цель.3.Задачи.4.Ожидаемый результат.5.Ежегодный план реализации технологии развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития....

Доклад: «Актуальные проблемы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников средством развития сенсорики»

Доклад: «Актуальные проблемы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников средством развития сенсорики»...