Как подготовить ребенка к школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Дмитриева Наталия Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkole1_avtosokhranennyy.docx132.55 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить ребенка к школе

(Консультация  для  родителей  воспитателя  подготовительной  группы  Дмитриевой Наталии  Ивановны)

 

  Период младенчества уже позади, дошкольное детство пролетело и совсем скоро Ваш ребёнок отправится в школу.

 

  Поступление  ребенка  в  школу — переломный момент в жизни каждого дошкольника. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований  и ограничений.

   Ребёнок  должен систематически  и  напряжённо работать, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься  на уроке тем,  что определено школьной программой.

   О готовности  к  школе написано много научных статей, где педагоги  и психологи приводят основные критерии школьной зрелости  ребёнка. Только вот зачастую о том, готов ли он к новому этапу своей жизни, мы начинаем задумываться, когда ему уже исполнилось  6 лет. И, испугавшись предстоящих хлопот и  перемен, начинаем  поспешно решать проблему. Упустив  время, взрослые пытаются обучить малыша всему и сразу, совсем не учитывая, что в таком возрасте он не сможет усвоить большой объём информации.  Мгновенное  превращение  дошкольника  в  школьника невозможно.

   Чтобы  процесс  подготовки  к  школе и  будущая адаптация к  школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее, вести её постепенно,  учитывая     интересы  и черты  личности Вашего малыша.

  Многие  родители  и  педагоги  полагают, что для  развития  и  подготовки дошкольника к школе  достаточно научить его основам математики, чтения и письма. Хотя на самом деле, чтобы ребёнок правильно понимал и усваивал эти основы, сначала ему необходимо развивать мышление, память, внимание, воображение, восприятие  и  речь.

  Самым  лучшим способом совершенствования таких процессов являются развивающие упражнения. Они помогут Вам узнать, как и чем заниматься с дошкольником  и  справиться  с тем, что у него пока не получается.

  Развитием познавательной сферы ребёнка нужно начинать заниматься как можно раньше. И причина здесь совсем не в том, что очень скоро он станет учеником. Знания, как говорится, всегда пригодятся. Если с детства мы будем воспитывать эрудированного, творческого человека, то в будущем, вероятнее всего, он таким и станет. А творческий человек полнее раскрывает себя во всём, чтобы он ни делал, он всегда интересен миру, а мир ему, и, наконец, он чувствует себя в жизни более уверенно.

  Стремление ребёнка к познанию и творчеству не может появиться само по себе, его необходимо пробудить. Взрослый должен научиться смотреть на мир глазами ребёнка. Больше доверяйте, советуйтесь с малышом, объясняйте спокойно, старайтесь не выдавать при этом своего волнения, ведь ребёнок интуитивно  почувствует это.  Больше бодрости  и оптимизма!  Малыш всегда видит, насколько приятно и интересно взрослому общаться с ним. А ощутив безразличие, он перестанет проявлять  какую-либо активность.  Почаще говорите ребёнку, что у него всё получится, но для этого надо приложить старания. А  вы  всегда  будете  рядом. И даже если  сначала у него что-то  не  получается, то обязательно получится потом. В ваших силах внушить ребенку волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищем, если он что-то  делает  плохо (например, «курица криволапая»): ребенок, чтобы избежать  насмешки  может в дальнейшем вообще перестать выполнять задания.  Чаще хвалите малыша за любую, даже незначительную,  победу и не акцентируйте внимание на неудачах.

  Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребёнка,   с развитием малыша всё будет в порядке. Самое главное понять, что подготовка к школе — это длительный и творческий процесс, который  не нужно превращать в тренировки и унылые беседы. Только начинать её надо заранее и вести постепенно, индивидуально для каждого ребёнка,  потому что у каждого малыша свой собственный индивидуальный  темп  деятельности  и  развития.

  И здесь Вы можете дать волю своей фантазии, выполнять задания, предложенные педагогами или придумывать свои — в  любом случае ребёнок будет взрослеть, набираться жизненного опыта и  уверенности  в своих силах.

Что включает в себя  подготовка к школе

     Подготовка ребенка к школе – это  не только подготовка к обучению чтению и письму, но и развитие мышления, воображения, памяти, комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен  владеть дошкольник.  Итак, что подразумевает  качественная  подготовка  к  школе?

      Существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может помешать   обучению  в школе, общению со сверстниками, усвоению новых знаний.

Физиологическая готовность ребенка к школе.Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка  и  т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

    Говоря о готовности воспитанников к школе, мы подразумеваем психологическую готовность к школьному обучению.
Составными компонентами психологической готовности являются:  
интеллектуальная,  личностная  и  мотивационная  готовность.
Интеллектуальная готовность. К ней относится развитие психических процессов: речи,  мышления,  памяти,  внимания,  воображения.     
         Естественно, когда у детей возникают познавательные интересы или желания узнавать буквы и цифры, воспитатель их удовлетворяет. Но устраивать
специальные школьные занятия в детском саду не следует. Ребенок, который научился читать, абсолютно ничем не отличается от ребенка, не умеющего читать. Умение читать механически  еще не означает, что ребенок  понимает то, что он читает. Важно также, чтобы у ребенка появилось   желание читать.  Форсирование учебных навыков может только затормозить развитие маленького человека.
         Как правило, компоненты готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка, когда малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми, как в сюжетные игры, так и в игры по правилам, в настольные игры (мозаика, лото, конструктор, кубики).
Психика ребенка развивается в игре. Понимая, что игра, как ведущий вид деятельности, порой уступает место обучению, наши  педагоги   стремятся игровую деятельность отнести  к  приоритетному виду деятельности.
Важен  не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно  не учить читать, а  развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки  (пальчиковая гимнастика, лепка, конструирование, рисование – не только на занятиях, а в течение  всего дня). Комплексными программами (в частности, программой  
«От  рождения  до  школы») определены задачи развития  мышления,  речи,  памяти,  внимания,  воображения,  большое место отводится развитию логического мышления  и  воображения.
Личностная готовность ребенка к школе выражается в умении строить отношения с педагогом  (умении регулировать свои действия и свое поведение, умении воспринимать учебную задачу);  умении общаться со сверстниками  (принимать точку зрения другого, умении взглянуть на себя со стороны, умении выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачи  других).
Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают
мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности. При этом отличают внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания. Надо сказать, что по статистике внешняя мотивация превалирует над внутренней.
Поэтому перед нами остро стоит задача  формирования  мотивации к обучению и получению новых знаний.  Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная  готовность  к   школе  означает:

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная  и  социальная  готовность  подразумевает следующее:

• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
 

Эмоционально-волевая  готовность  ребенка к школе предполагает:

• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
• наличие интереса к учению и получению новых знаний;
• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

  Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

Очень  хорошо,  если  будущий  первоклассник:

1.  Внимание.

• Занимается каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находит сходства и отличия между предметами, картинками.
• Умеет выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводит на своем листе бумаги узор, копирует  движения человека.
• Легко играет в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.

2.  Память.
• Запоминает  10-12 картинок.
• Рассказывает наизусть  стихи , скороговорки,  пословицы , сказки.
• Пересказывает текст  из  4-5 предложений.                                                              
. Способен   к  произвольному запоминанию (умеет  принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала).                            

3.  Мышление.

• Заканчивает предложение ( например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» ).
• Находит  лишнее слово из группы слов ( например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц»).  
• Определяет последовательность событий, что было  сначала, а что – потом.
• Находит  несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывает  пазлы без помощи взрослого.
• Складывает  из бумаги вместе со взрослым простой предмет (оригами): лодочку, кораблик.

4.  Мелкая моторика.

• Правильно   держит  в  руке  карандаш,  кисть,  ножницы.
• Раскрашивает  предметы и штрихует  их, не выходя за контур.
• Вырезает  ножницами  по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполняет  аппликации.                                                                                              
. Лепит  различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы  и движения.

5.  Коммуникация.  Речь.

. Умеет  говорить внятно и отчетливо, правильно произносит все звуки речи, владеет речевым дыханием, умеет изменять темп речи и силу голоса, использует разную интонацию.                                                                                .Владеет   диалогической  формой  речи.                                                                                         . Использует  в речи  распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.                                                                                          . Знает буквы русского алфавита.                                                                            . Понимает разницу  между гласными  и  согласными звуками.                                             • Грамотно составляет предложения из нескольких слов (например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть), правильно согласовывая в них слова.
• Понимает и объясняет смысл пословиц.
• Составляет  связный рассказ по картинке и серии картинок. Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения.
• Знает наизусть несколько стихотворений   и выразительно  читает  их            ( с правильной интонацией).
• Различает  понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

6.  Формирование  элементарных  математических  представлений.

• Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
•  Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда  (в пределах 10).
• Составляет  и  решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками « + »,   « - «,  « = ».
• Делит  круг, квадрат  напополам,  на равные  части.  Сравнивает целый предмет и его часть.
• Ориентируется в пространстве и  на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за»   и тому подобное.                                                                                
. Сравнивает предметы по форме.                                                                               . Узнает  знакомые  геометрические фигуры  в предметах реального мира.

7.  Познание.  Формирование  целостной  картины  мира,  расширение кругозора.

•  Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.              . Знает  домашних и диких животных,  перелетных  и  зимующих  птиц, деревья, грибы, цветы, вощи, фрукты.
• Называет  времена года, явления природы,  месяцы,  дни недели, свою фамилию, имя и отчество; имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.                                                                    
.  Знает  герб,  флаг,  гимн  России.                                                                             .  Называет  главный  город  нашей страны.

8.  Физическая  культура.

.  Правильно  выполняет все  виды основных движений  (ходьба,  бег, прыжки, метание, лазанье). 

.  Может  прыгать  на  мягкое  покрытие  с  высоты до 40 см,  мягко  приземляться;  прыгать  в длину с места на расстояние не менее 100 см;  прыгать через  короткую и  длинную скакалку  разными способами.

.  Может  перебрасывать  набивные мячи (вес 1 кг),  бросать предметы в цель, попадать в цель с расстояния 4—5 м, метать предметы в  движущуюся цель.

.  Умеет  перестраиваться в 3—4 колонны, в 2—3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения.

.  Следит  за правильной осанкой.

.  Ходит на лыжах переменным  скользящим  шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку и спускается с нее, тормозит при спуске.

.  Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).

.  Плавает  произвольно на расстояние 15 метров.

9.  Освоение  правил  безопасности  дорожного  движения.

 

.  Соблюдает  элементарные правила организованного  поведения в  детском  саду,  на  улице, в транспорте,  правила  дорожного движения.

.  Различает  и  называет специальные  виды транспорта («скорая  помощь», пожарная машина), объясняет их назначение.

.  Понимает  значения  сигналов светофора.

.  Узнает  и  называет  основные  дорожные знаки.

.  Различает  проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход  «зебра».

.  Знает и соблюдает элементарные правила поведения  в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными).

10.  Музыка.

.  Узнает  мелодию  Государственного гимна  Российской  Федерации.

.  Определяет  жанр  прослушанного  произведения (марш, песня, танец)  и  инструмент,  на  котором  оно  исполняется.

.  Определяет  общее  настроение,  характер  музыкального  произведения.

.  Может  петь  индивидуально  и  коллективно,  с сопровождением  и  без  него.

.  Умеет  выразительно  и  ритмично  двигаться  в  соответствии  с  разнообразным  характером  музыки;  передавать  несложный  музыкальный  ритмический  рисунок.

.  Умеет  выполнять  танцевальные  движения.

.  Инсценирует  игровые  песни,  придумывает  варианты  образных  движений  в  играх  и  хороводах.

.  Исполняет  сольно  и  в ансамбле  на  ударных  и  звуковысотных  детских  музыкальных  инструментах  несложные  песни  и  мелодии.

    Немаловажную   роль в подготовке детей к школе играют родители. Во многом  именно от  родителей  зависит уровень развития ребенка, его воспитанность. Но здесь главное – « не перегибать палку». Некоторые родители чуть ли  не с пеленок пытаются сделать из своего ребенка вундеркинда, удовлетворяя свои собственные амбиции  и  несбывшиеся мечты.  Если  родители перестарались,   то  ребенок  при  поступлении в школу уже умеет хорошо читать, считать, писать, то есть благодаря стараниям родителей  им  уже  усвоена программа первого класса.    В  таком случае ему будет неинтересно ходить в школу  и  у него пропадет  желание учиться.  Все  хорошо  в  меру.  Пусть  период  дошкольного  детства  пройдет  у ребенка  без  лишних стрессов  и  разочарований.  Любите  своих  детей,  которые  совсем  скоро  пойдут  в  школу.  Будьте  заботливы, внимательны  и  терпеливы  к  ребенку,  и  у  него  все  получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс  многоплановый....

Заседание в семейном клубе «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»

«Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»...

Ваш ребенок будующий первоклассник. Как подготовить ребенка к школе?

Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, с...

Консультация для родителей "Скоро в школу!" - как подготовить ребенка к школе.

В данной консультацие говориться о том, что же является важным в подготовке к школе. Какими качествами должен обладать будущий первоклассник. Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьном...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"

 -Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.    Л. А. Венгер...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»...