Родительское собрание "Скоро в школу"
учебно-методический материал по теме

Чуркина Людмила Михайловна

Готовность к школе – одно из важнейших понятий детской психологии ,определяющее возможности успешного или неуспешного встраивания бывшего дошкольника в новую для себя социальную действительность.

Что это такое? Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьному обучению? Этой проблеме посвящено родительское собрание  «Скоро в школу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школе – одно из важнейших понятий детской психологии ,определяющее возможности успешного или неуспешного встраивания бывшего дошкольника в новую для себя социальную действительность.

Что это такое? Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьному обучению? Этой проблеме посвящено родительское собрание  «Скоро в школу»

Родительское собрание «Скоро в школу»

 (для родителей детей подготовительной к школе группе)

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к школьному обучению.

Выступление.

Добрый вечер, уважаемые родители! Наша встреча посвящена подготовке детей к школе.

Поднимите руку те из вас, чей ребенок пойдет в школу в полные 7 лет.

Родители поднимают руки.

Прекрасно, именно 7-летний возраст психологи считают наиболее удачным для начала посещения школы.

Это связано с появлением новообразований в психическом развитии детей 6-7 лет:

- высокая компетентность в различных видах деятельности (накоплен необходимый багаж знаний об окружающем);

- устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах (старший дошкольник в норме имеет несколько завышенную самооценку);

- способность к компромиссу (ребенок знает, чего хочет достичь, умеет договариваться с другими людьми);

- умение следовать инструкции, соблюдать правила (развивается самоконтроль);

- высокий познавательный интерес (из любознательности перерастает в познавательный мотив к деятельности, что важно для «первоклашки»);

- использование словотворчества (сочинение новых слов, стихов, считалок, дразнилок).

В итоге происходит переход от игры к обучению (дошкольник становится школьником).

Поднимите руку те, чей ребенок пойдет в школу в неполные 7 лет?

Можно узнать, чем вызвано ваше желание отдать ребенка именно сейчас?

Как правило, родители, желающие отдать ребенка раньше рекомендуемого возраста в школу, мотивируют свое желание тем, что ребенок уже готов к ней: он читает, считает, его увлекают интеллектуальные игры, интерес к компьютеру. Все это хорошо, но важны не только навыки и умения ребенка, а также его психологическая готовность.

Для подтверждения своих слов предлагаю два портрета «будущих первоклассников». Наша задача – учесть особенности каждого и помочь им качественно и с пользой учиться в школе.

Два ребенка посещают подготовительную группу. Обоим детям по 7 лет. Первый ребенок – собран, всегда организован, знает время для занятий и игр. Его вещи всегда в порядке, игрушки под контролем. На занятиях – тянет руку, дает полный ответ на вопрос. В случае незнания – живо интересуется вопросом, выясняя для себя новое.

Второй ребенок – знает место своим вещам, но почему-то всегда теряет то носок, то шапку. На занятиях – непоседлив, рад доставить другим детям радость своим выходящим за рамки поведением. Не может найти себе спокойное занятие, чаще выбирает бег и «скачки». Незнание чего-либо не расстраивает его, но и не располагает к поискам ответов.

Как вы думаете, какой из будущих первоклассников психологически готов к обучению в школе?

Каждый из описанных детей пойдет в школу, и нам важно помочь ему в этом!

Психологи выделяют несколько компонентов готовности к школе.

(родителям выдаются таблички)

Педагогическая

готовность

Интеллектуальная

готовность

Мотивационная

готовность

Эмоционально-волевая

 готовность

Коммуникативная

готовность

Навыки чтения, счета, письма, рисования

Чистая речь.

Общая осведомленность

Наблюдательность.

Воображение. Умение анализировать и сравнивать.

 Память.

Выполнение словесной инструкции

Желание узнать новое. Уверенность в своих силах. Стремление освоить роль школьника.

Принятие системы требований, предъявляемой  школой

Умение управлять своим поведением.

Эмоциональная устойчивость.

Произвольная регуляция внимания

Умение устанавливать контакт с учителем.

Сохранение чувства дистанции.

Умение войти в детский коллектив

Проводится мини-опрос «Значимость типов готовности к школе». Родителям предлагается опираясь на табличку, указать в какой степени на их взгляд, значимы для успешного обучения в начальной школе каждый из предложенных типов готовности (следует пронумеровать их от 1 (наиболее знеачимы) до 5 (наименее значимые).

Об интеллектуальной готовности говорит способность ребенка концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями и др. Однако не следует путать интеллектуальное развитие детей и их обученность. Например, ребенок, поступивший в школу, не умеет читать, писать, считать, но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через пару месяцев легко догоняет своих одноклассников. Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы школьной жизни. Но в определенный момент резерв обученности истощится. Поэтому целесообразнее сосредоточится не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций. Развивать познавательную активность можно с помощью игр: «Бывает – не бывает», «Съедобное – несъедобное», «Летает – не летает», и др. прекрасно развивает интеллект наблюдение, экспериментирование и коллекционирование.

Эмоциональная зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на события и в умении длительно выполнять не всегда привлекательную работу.

Коммуникативная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение слушать и выполнять указания взрослого. Вы знаете, каков ваш ребенок, знаете его особенности при общении со сверстниками и взрослыми - чужими и близкими знакомыми вашей семьи. Важно научить ребенка находить общий язык с окружающими, заслуживая хороший авторитет, окружая себя друзьями.

Простой способ уроков общения – разговор по телефону: предложите ребенку взять трубку, вежливо поздороваться, спросить, кто звонит, узнать цель звонка. Общаться по телефону можно с бабушкой или дедушкой, другом, живущем в соседнем доме.

И еще очень важный момент – желание учиться. Опросы детей показывают: поступить в школу хотят практически все, но причины этого желания разные: одни идут в первый класс, т.к. там будут учиться их друзья, другим нравится новый ранец и тетрадки; третьих интересуют звонки и перемены в школе. Эти ответы говорят о том, что дети еще не осознали важности учебы и не готовы к новому, важному шагу в их жизни.

Правильно сформированная внутренняя позиция будущего школьника является основой его готовности к школе.

В завершение нашей встречи хочется вам предложить памятки, в которых приведены некоторые способы создания положительной мотивации к посещению школы будущим первоклассником (выдаются памятки).

Самый главный совет – не запугивайте детей школой! Пусть они ждут того дня, когда наденут новый наряд, возьмут букет цветов и попадут в новый для них мир – мир знаний.

Памятка «СОЗДАНИЕ У РЕБЕНКА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ОБУЧЕНИЕ»

-Экскурсии ребенка в школу.

- встреча и знакомство с учителями

- рассказы о своих любимых учителях

- показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами

- совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением

- организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей

- семейное чтение художественной литературы

- организация книжного уголка для ребенка

- обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы

- знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги

- участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы родительского клуба "Мамина школа" на 2012-2013 год

Примерный план работы клуба на учебный год....

Презентация родительского клуба "Мамина школа"

краткое описание мсистемы работы с детьми перед поступлением в детский сад...

Первое родительское собрание в младшей группе... Родительская встреча в "Школе молодых матерей".

Первое родительское собрание в младшей группе...Родительская встреча в "Школе молодых матерей". Задачи:Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном ...

Детско-родительский клуб «Мамина школа »

Третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Это период превращения бессознательного крохи в активного и самостоятельного деятеля, полноправного члена семьи. А источ...

Выступление на родительском собрании "К школе будь готов"

В выступлении представлена краткая характеристика психологической готовности ребенка к обучению в школе, так же даны рекомендации родителям как помочь ему подготовиться к школе....

Родительские страхи перед школой

Советы для родителей будущих первоклассников....

родительский клуб "Мамина школа"

Всреча в клубе "Мамина школа" на тему "Мы и наши имена"...