МНЕМОТЕХНИКА
статья по теме

Соцкова Тамара Юрьевна

Для  улучшения  памяти  необходимо  объяснить  детям  приемы  запоминания  и  припоминания.  Этому  и  способствует  мнемотехника.

С  детства,  каждый  из  нас  запоминал  последовательность  цветов  спектра  благодаря  приему  мнемотехники :  "Каждый  охотник  желает  знать,  где  сидит  фазан".

К.  Д.  Ушинский  писал :  "Учите  ребенка  каким  -  нибудь  неизвестным  ему  5  словам  -  он  будет  долго  и  напрасно  мучиться,  но  свяжите  20  таких  слов  с  картинками,  и  он  их  усвоит  на  лету".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotekhnika.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

МНЕМОТЕХНИКА.

   Процесс  запечатления  чего  -  либо,  сохранение  этого  в  памяти  и  воспроизведения  в  нужный  момент  жизни  называется  памятью.

   У  маленького  ребенка  память  непроизвольная,  т. е.  он  лучше  запоминает  то,  что  ему  близко,  понятно,  то,  с  чем  он  вступает  в  активное  взаимодействие  (  видит,  слышит,  трогает  и  т.д.  ).

   С  возрастом  память  становится  произвольной,  т.е.  ребенок  с  помощью  взрослых  обучается  управлять  процессами  запоминания  и  воспроизведения  сведений,  необходимых  ему  для  практической  деятельности.

   Для  улучшения  памяти  необходимо  объяснить  детям  приемы  запоминания  и  припоминания.  Этому  и  способствует  мнемотехника.

   В  переводе  с  греческого  мнемотехника  -  это  искусство  запоминания.  Греческую  богиню  памяти  звали  Мнемозина.

   С  детства,  каждый  из  нас  запоминал  последовательность  цветов  спектра  благодаря  приему  мнемотехники :  «  Каждый  охотник  желает  знать,  где  сидит  фазан  «.

К.  Д.  Ушинский  писал :  «  Учите  ребенка  каким  -  нибудь  неизвестным  ему  5  словам  -  он  будет  долго  и  напрасно  мучиться,  но  свяжите  20  таких  слов  с  картинками,  и  он  их  усвоит  на  лету  «.

   Мнемотехника  -  это  система  методов  и  приемов,  обеспечивающих  эффективное  запоминание,  сохранение  и  воспроизведение  информации.

-  Она  помогает  развить  все  виды  памяти  (  зрительную,  слуховую,  двигательную,  тактильную ).

-  Развивает  основные  психические  процессы  (  мышление,  внимание,  воображение  ).

-  Учит  перекодировки  информации  (  преобразование  абстрактных  символов  в  образы  ).

-  Развивает  мелкую  моторику  руки.

-  Способствует  формированию  связной  речи.

   Один  из  приемов  мнемотехники  -    мнемотаблицы.  Это  схемы,  в  которую  заложена  определенная  информация .

МНЕМОТАБЛИЦА.

Работа  с  таблицей  включает  несколько  этапов :

-  Рассматривание  таблицы  и  разбор  того,  что  на  ней  изображено.

-  Осуществляется  так  называемое  перекодирование  информации,  т.е.  преобразование  из  абстрактных  символов  в  образы.

-  После  перекодирования  осуществляется  рассказ  с  опорой  на  символы  (  образы  ).

-  Делается  графическая  зарисовка  мнемотаблицы  по  памяти.

-  Подведение  итогов.

   Для  детей  младшего  и  среднего  возраста  мнемотаблицы  необходимо  делать  цветными,  так  как  у  детей  в  памяти  быстрей  остаются  отдельные  образы :  лиса  -  рыжая,  елочка  -  зеленая.

   Опорным  в  таблице  является  изображение  каких  -  то  персонажей,  героев  стихов,  сказок,  через  которых  идет  осознание  смысла,  содержания.

   В  таблице  можно  изображать  персонажей  целиком,  можно  схематически,  но  изображать  так,  чтобы  детям  было  понятно.

   Таблица  может  изображать  сказку,  рассказ,  стихотворение,  какую  -  либо  обучающую  информацию  (  характерные  особенности  времен  года  )  и  просто  набор  не  связанных  между  собой  картинок,  связать  которые  задача  самих  детей.

Мнемотехника  -  это  очень  интересные  для  детей  занятия,  помогающие  нам  взрослым  в  игровой  форме  решать  очень  сложные  задачи  по  развитию  наших  малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...