Если в семье растет ребенок с нарушением зрения
консультация (старшая группа) по теме

Лямасова Наталья Владимировна

Особенности воспитания слабовидящих детей. Трудности социальной адаптации. Рекомендации родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы, позволяющей ребенку адаптироваться в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_v_seme_rastet_rebenok_s_narusheniem_zreniya.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Если в семье растет ребенок с нарушением зрения

«Семейный уклад охватывает ребенка

со всех сторон и отовсюду ежеминутно

проникает в душу».

К.Д. Ушинский

Наблюдения показывают, что в дошкольные учреждения и школы многие дети с нарушением зрения приходят уже с пониманием того, что они хуже других детей. Причин может быть много: ребенок чувствует, что родители стесняются его, сверстники не берут его в коллективные игры, не хотят с ним дружить, дразнят, а результат – неуверенность в себе, замкнутость, агрессивность, неумение и нежелание общаться с окружающими, особенно со сверстниками.

У детей с нарушением зрения нет каких-то совершенно особых качеств личности, которых не имеется у нормально видящих. Вместе с тем зрительный дефект оказывает отрицательное влияние на развитие различных компонентов личности: самостоятельности, активности, коммуникабельности, что в свою очередь, нарушает социальные связи ребенка, его взаимодействие с окружающей средой.

Воспитательная работа с детьми, страдающими нарушением зрения, представляет симбиоз психологических и педагогических коррекционных методов работы, направленных на формирование социально-адаптивных навыков.

Ведущая роль воспитания ребенка с нарушением зрения принадлежит семье, правильному отношению родителей к дефекту ребенка. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Возникает ряд проблем:

  1. родители стесняются своего ребенка, прячут его от знакомых, избегают разговоров о детях на работе, среди друзей; перестают ходить в гости и приглашать друзей в свой дом, ведут затворнический образ жизни;
  2. ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, как обиженное судьбой существо, нуждающееся в постоянной помощи. Взрослые члены семьи окружают ребенка чрезмерной заботой, все делая за него, лишая ребенка самостоятельности. Иногда это сопровождается захваливанием ребенка, что в будущем может привести к серьезным разочарованиям. Чрезмерная забота и  пека приводит к созданию нездоровой, тепличной среды, которая существенно вредит развитию ребенка;
  3. родители чувствуют свою «вину» перед ребенком и засыпают его подарками. Часто в таких семьях существует эмоциональное отчуждение между членами семьи. Благополучие ребенка в семье (он ухожен, хорошо одет) только кажущееся. Ребенок одинок, чувствует свою ненужность.

Дом, родители – это истоки, с которых берет начало характер ребенка, формируется ценность его как личности. Поэтому родители должны преодолеть психологический барьер, принять ребенка таким, каков он есть. Ребенок должен чувствовать, что он полноправный член семьи со своими правами и обязанностями. Этому способствует совместная эмоциональная деятельность родителей и ребенка.

Родители должны запастись терпением в воспитании ребенка. Нарушение зрения ограничивает его возможности, и для достижения результатов нормально видящих ему потребуется приложить гораздо больше усилий. Чистосердечно радуйтесь успехам ребенка, не замечайте его неудачи.

Предоставляйте ребенку больше самостоятельности, учитывая его зрительные возможности. Требуйте выполнения конкретных, доступных и постепенно усложняющихся заданий.

Формирование самостоятельности и уверенности в себе, умение, понимать настроение, сопереживать поможет ребенку чувствовать себя эмоционально благополучно в среде сверстников, успешно адаптироваться в школе, а в дальнейшем найти свое место в жизни общества.

Советы родителям

Что же значит для развития слабовидящего ребенка семейная атмосфера, позволяющая ему адаптироваться в обществе зрячих?

  1. Уважительное отношение к личности всех членов семьи, в том числе и к личности ребенка-инвалида (слова ребенка не подвергаются сомнению, его способности и возможности не умаляются, его суждения спокойно выслушиваются и поправляются без того, чтобы его унизить). В таких условиях формируются предпосылки для развития у ребенка адекватного уровня собственного достоинства. Ребенок воспринимается в семье не как объект благоговейного почитания или жалости, а как полноправный и ответственный участник семейных отношений.
  2. Душевное тепло, связывающее всех членов семьи. Потребность в общении у слабовидящего ребенка неразрывно связана с его потребностью в ласке. Потребность в сердечной теплоте, нужда в одобрении и поощрении у ребенка с нарушением зрения не менее сильны, чем потребность в любви. Ласка родителей смягчает характер ребенка, вызывает контактность, создает такое равновесие, без которого не может быть продуктивного воспитания и обучения. Теплые, дружеские семейные контакты создают чувство защищенности, покоя и раскованной свободы, необходимые для оптимального развития слабовидящего ребенка.
  3. Безусловное принятие ребенка семьей, безусловная родительская любовь. Большая требовательность к ребенку без скидок на дефект, основанная на любви и уважении к ребенку. Потому регуляция и контроль над поведением ребенка осуществляются мягко и предельно рационально, включая целесообразную строгость и бескомпромиссность в подчинении нравственным законам. Речь при этом идет не столько о наказании, сколько об умении научить ребенка тому, что хорошо и справедливо.
  4. Вовлечение слабовидящего ребенка постепенно, но систематически в труд по самообслуживанию, в бытовой труд, помогающий взрослым, а также  специально организованные занятия по ориентировке в пространстве и дидактические игры, развивающие и тренирующие его интеллектуальную сферу. В такой семье ребенок поощряется взрослыми, а затем и сам испытывает радость от самостоятельного преодоления трудностей, от исследований, от действий по собственной воле и инициативе. Он учится вступать в прямое взаимодействие с предметным миром, а также в общение с людьми. Его опыт взаимодействия с окружением служит источником коррекции его восприятий и знаний.
  5. Развитие индивидуальных положительных особенностей, преимуществ ребенка. Это умение вовремя, а главное за дело похвалить ребенка. Такая оценка деятельности ребенка взрослым, не его недостатков. Ошибок, а прежде всего достоинств, фиксирующая то, что хорошо получается, помогает сделать труд и обучение слабовидящего ребенка радостным и интересным, способствуя тем самым максимальному компенсаторному эффекту.
  6. Умение взрослых членов семьи спрашивать с себя не меньше, а больше, чем со своего ребенка; постоянно проверять и контролировать самих себя: прав ли я, правильно ли я поступил, не позволю ли я своему плохому настроению выливаться на моего ребенка и т.п. таким родителям присуще постоянное стремление к самосовершенствованию. Это стремление обеспечивает им, как и все семье, непрерывное прогрессивное движение к лучшему.

От того, как организована жизнь в семье слабовидящего ребенка, зависит формирование его личности, успехи в школе, самочувствие в коллективе сверстников и в более широком социальном кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитательная среда ДОУ и семьи в начальной социализации ребенка с нарушением зрения».

Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.Наша роль заключается в том, чтобы помочь семье выбрать п...

Памятка для родителей "Если в семье растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья"

Памятка для родителей "Если в семье растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья"...

ЕСЛИ У ВАС В СЕМЬЕ РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Рекомендации и информация для родителей детей с ОВЗ...

Помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями зрения

Содержание Введение………………………………………………………&helli...

Консультация для родителей "Если в семье воспитывается ребенок с нарушениями речи"

В данной консультации представлены общие правила для родителей по формированию полноценной речевой среды...