Роль учителя-дефектолога в воспитании и образовании детей с нарушенным зрения.
статья на тему

Хилкова Людмила Евгеньевна

В статье расскрыты вопросы воспитания и обучения детей с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modernizatsiya_defektologicheskogo_obrazovaniya.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Модернизация работы учителя-дефектолога.

Волна перемен в дефектологическом образовании не могла не коснуться дошкольных образовательных учреждений.  Современная  общая и коррекционная педагогика  в центр внимания ставит личность ребенка со всем  многообразием  ее свойств и качеств, с учетом особенностей развития и познавательной деятельности.  Только такой подход в дефектологии позволяет  эффективно решать задачу  всего процесса образования: создания особых организационных  условий, их продуманности  и гибкости. Реализация  этих идей требует радикального обновления всего учебно-воспитательного процесса, внедрения прогрессивных методов преподавания,  изучения потенциальных возможностей дошкольников  и условий их реализации в современном образовательном учреждении.

Воспитание и обучение детей с нарушением зрения     по своим задачам совпадает с общими принципами педагогики и осуществляется по основным образовательным программам с ФГТ.  Принципиальным отличием является то, что общие задачи сочетаются со специальными. Именно такой специальной является программа под редакцией Л.И.Плаксиной. Она рассчитана на 4 года обучения и построена с учётом особенностей развития слабовидящих детей, проявляющихся  в сфере восприятия, мышления, речи, ориентировки в пространстве, с учетом своеобразия и особенностей формирования их познавательной деятельности. Что обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, способствует ликвидации в ходе обучения отставании в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.      

 Учебно-воспитательный процесс направлен на: развитие зрительного восприятия; формирование предметных представлений;  ориентировку в пространстве. Большое внимание уделяется сенсорному воспитанию, развитию тактильно-двигательного и слухового восприятия, как компенсаторной основы обучения. Это  предполагает применение специальных форм и средств обучения, направленных на коррекцию и развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приёмов и способов самоконтроля и регуляции движений.

Одновременно с общеобразовательным процессом в детском саду осуществляется коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в развитии детей с патологией зрения. Она включает в себя следующие блоки:

  • социально-бытовая ориентировка;
  • развитие зрительного восприятия;
  • ориентировка в пространстве;
  • коррекция нарушения речи;
  • развитие осязания и мелкой моторики;
  • лечебная физкультура.

 А непосредственно  работа учителя-дефектолога (тифлопедагога)  включает в себя специальные корригирующие занятия, в каждое из которых, как часть,  входит развитие осязания и мелкой моторики.

Анализ научных данных, анализ результатов собственных наблюдений за практической деятельностью детей с нарушением зрения и результаты проводимой диагностики  позволяют утверждать, что у детей значительно затруднена познавательная деятельность.      Поэтому очень важно правильно скоординировать взаимодействие всех специалистов в коррекционно-развивающем  процессе и создать благоприятные условия для развития и обучения детей данной категории. В  нашем детском саду большие и светлые кабинеты «Охраны зрения», «Учителя-дефектолога», «Педагога-психолога», «Учителя-логопеда».  В каждой возрастной группе есть центры зрительной нагрузки, речевые центры, зрительные офтальмологические тренажёры и зоны активного отдыха.

Создание оптимальных условий для всестороннего развития детей с нарушением зрения обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, способствует ликвидации в ходе обучения отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Для создания этих условий  в своей работе мы соблюдаем тифлопедагогические требования: достаточное освещение (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской; удобное размещение мебели, комфортное для каждого ребёнка место за столом; применяем специальные офтальмологические требования к зрительным нагрузкам воспитанников: разнообразные тренировочные упражнения для зрения, гимнастику для глаз. Особые требования уделяем  наглядным материалам:

  • реальные предметы; игрушки с чётко выраженными характерными признаками предмета;
  • изображения простые, без лишних деталей, с чётким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов;
  • демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зелёного цвета, плоскостной и объёмный;
  • размер демонстрационного материала, по сравнению с общепринятыми, увеличивают в 1,5 раза.
  • размер раздаточного материала -5см., 3 см., 2см. – в зависимости от остроты зрения.

  На занятия  ядети объединяются в подгруппы с учётом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений. На каждом занятии рассаживаем детей в соответствии с окклюзией: со сходящим косоглазием – в сторону заклеенного глаза, дальше от демонстрируемого материала, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу, ближе к демонстрируемому материалу.

Все дети обладают индивидуальным потенциалом, поэтому мы осуществляем индивидуальный подход к обучению с учётом психофизических особенностей детей и их диагнозов. Для этого стараемся дифференцировать задания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребёнок продвигается вперёд своим темпом и с постоянным успехом. Компьютер помогает индивидуализировать обучение детей с нарушением зрения и значительно повысить эффективность любой деятельности, сделать занятие ещё более ярким, интересным и познавательным. В  своей работе активно используем графические планшеты, которые помогают развитию и совершенствованию регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности. Что способствует формированию механизмов зрительно-моторной координации в системе «глаз-рука».

В настоящее время педагогической наукой и практикой создано большое количество дидактических и компьютерных игр, которые необходимо использовать на занятиях с целью интеллектуального и личностного развития ребёнка.  Мы проанализировали их, и поняли, что  при определённой корректировке  (с минимальными ориентирами) они могут использоваться в работе с  детьми, имеющими аномалии  зрения, на занятиях и в повседневной жизни.  

Таким образом,  в  ходе грамотно организованного взаимодействия всех специалистов в коррекционно-развивающем процессе и модернизации дефектологической работы в ДОУ каждый ребёнок занимает активную позицию в обучении, у воспитанников успешнее развивается зрительное восприятие, способность накопления в памяти зрительных эталонов, что обеспечивает формирование способности   познания окружающей действительности, отражает  улучшение процессов памяти, что в свою очередь даёт успешную социализацию в обычные школы города.

Литература.

  1. Бельмер В.А., Григорьева  Л.П. Коррекционная педагогика. Базисная программа для детского сада. М.: Просвещение. 2003.
  2. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М.:   Экзамен. 2006.
  3. Плаксина Л.И. Методические указания для тифлопедагогов. М.:  2000.
  4. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Калуга: Адель, 1998.
  5. Плаксина Л.И. Формирование математических представлений у детей с амблиопией и косоглазием. М.: Просвещение. 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения

Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения.Тема выступления: «Игровая деятельность в коррекции полисенсорного ...

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.

Преемственность в работе предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения предполагает согласованность и компетентность всех направлений педагогического и медицинского воздействия на д...

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 3-4 лет

Программа разработана на основе АООП дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, АООП дошкольного образования слабовидящих детейМуниципального автономного дошкольного образовательн...

Презентация "Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в сенсорном развитии детей с нарушением зрения"

Совместная слаженная работа тифлопедагога и воспитателя способствует эффективности в решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач по формированию предметных представлений у детей с на...

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – дефектолога Титовой Надежды Станиславовны группы для детей с нарушением зрения «Солнышко» (6-7лет) на 2022-2023 учебный год

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.Обязательная часть Программы разработана на основе коррекционной программы «Программы специальн...