Методические рекомендации для родителей по приобщению детей к устному народному творчеству в домашних условиях
методическая разработка по теме

Аршинникова Любовь Анатольевна

Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств.                                                                                                                   

 Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Важно убедить в этом родителей и помочь им в исспользовании в домашних условиях произведений устного народного творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_r_dlya_rod.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей

по  приобщению детей

к устному народному творчеству

в домашних условиях

    Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В 21 веке, веке скоростей, научно-технического прогресса, роста интеллектуального потенциала, логическое познание превалирует над эмоционально-чувственным. Ощущение смыслоутраты, по признанию многих философов, социологов, психологов, является отличительной чертой нашего времени, что приводит к обнищанию духовной сферы человека. Телевидение, так любимое нашими детьми, наводнено иностранными фильмами со сценами насилия, драками, в мультфильмах зачастую главными героями являются мутанты, киборги и т.д., да и детские издания часто изобилуют уродливыми картинками, что разрушительным образом действует на души наших детей. А ведь всем известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.                                                                                                                    Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Национальное чувство целительно для каждого народа. Без Родины нет Человека, Индивидуальности, Личности. Поэтому, воспитание, если оно не хочет быть бессильным – должно быть народным. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, добрым, мудрым. Народная культура обладает удивительной способностью вытягивать из души ребенка самые скрытые положительные качества и ребенок раскрывается как цветок.

    Обратиться к народным истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

     Советую широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д. Очень важно сохранить значение слова в русских культурных традициях. Ведь значение языка гораздо шире, чем быть просто средством передачи информации. Язык формируется как выражение определенных традиций логического мышления, как выражение доминирующих  движений души. И это  заключенное в языке богатство служит для ребенка источником мощных развивающих факторов. Ведь  именно в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

     Сказки.

   Сказка – это вымысел. В любом возрасте дети с удовольствием слушают сказки. Именно сказка может стать методом профилактики и предупреждения педагогической запущенности. Ребенок вряд ли станет «трудным», если родители много общаются с ним и в этом общении сказка занимает не последнее место.

   «Русские сказки, - писал К.Д. Ушинский, - это первые блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто- нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». В сказках оцениваются разные жизненные позиции: обнажаются недостатки и восхваляются положительные качества, что помогает ребенку понять нравственные ценности  и утвердиться в правильном способе поведения – «сказкотерапия». Например, бороться с жадностью и скупостью помогут сказки «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль», с ленью и завистью – «Рукодельница и ленивица», «Морозко», с хвастовством – «Заяц и еж», «Заяц-хваста»,

 с упрямством «Два барана», с трусостью – «У страха глаза велеки». Советую создать дома библиотеку русских народных сказок, т.к. ребенку вдвойне интереснее слушать сказку и рассматривать картинки. Иллюстрации рус.нар. сказок передают национальный колорит и помогает образному восприятию произведения.

    Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким либо метким выражением (пословица, поговорка), приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение. Пословицы и поговорки редко используются в нашей повседневной речи, но если  удастся провести аналогию между сказкой и поговоркой, то смысл последней становится детям доступным.

   Пословицы и поговорки.

   Пословицы и поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни в краткой, лаконичной форме. Народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство и восхваляли ум, трудолюбие, добродушие, скромность. Кроме того, в пословицах и поговорках выражено эмоциональное состояние (недовольство, восхищение, удивление и т.п.), что еще больше усиливает их воздействие на человека. Одно дело, например, сказать ребенку, который уклоняется от поручения: «Стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают». И совсем другое, когда взрослый говорит: «Что же выходит, работать не я, а есть кисель - нет против меня»? Поэтому для повышения воспитательного эффекта при общении с детьми желательно включать притчи, простые иносказания, намеки, как назвал пословицы и поговорки В.И.Даль.

    Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например: «Говорить легко – делать трудно», «Играй, играй. Да и дело знай». Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального пояснения.

   Другие имеют прямой и переносный смысл: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Действительно, чтобы вытянуть рыбу, нужен труд (следует приложить усилия, чтобы получить результат).

    Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, например: «Назвался груздем – полезай в кузов», т.е. взялся за дело доведи до конца. Последние не всегда понятны детям и требуют разъяснения. Весьма важно, чтобы пословица или поговорка произносилась выразительно, с разной интонацией удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением и т.п.

    Загадки.

   Термин «загадка» очень древний. Он происходит от слова «гадать», что значит – думать, рассуждать. Отсюда «гадание» - мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого. И «загадка» - слово со скрытым смыслом.

   Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего-либо. Следует подбирать загадки, которые позволят  ребенку увидеть многообразие мира, приоткрыть завесу над его тайнами.

   Много загадок посвящено землянике:

                           Капелька лета на тонкой ножке.

                           Плетут для меня кузовки и лукошки.

                          Растет в траве Аленка

                          В красной рубашонке.

                         Кто не пройдет

                         Всяк поклон отдает.

   Прежде чем разгадывать такие загадки неплохо провести наблюдение за объектом загадки, в данном случае за земляникой, рассмотреть ягоды, подобрать эпитеты, сравнения, попытаться сочинить свои загадки.

   В некоторых загадках о явлениях природы нашли отражение их особенности и изменчивость. Например:

                           Это что за потолок?

                           То но низок, то высок,

                           То он сер, то беловат,

                           То чуть-чуть голубоват,

                          А порой такой красивый,

                          Кружевной и синий-синий.

                          Постелен ковер,

                         Рассыпан горох.

                         Ни ковра не поднять

                          Ни горох не собрать.

                        По небу лебедь черный

                        Рассыпал чудо-зерно,

                        Черный белого позвал,

                        Белый зерно поклевал.

   Чтобы помочь ребенку научится отгадывать подобные загадки, стоит организовывать наблюдения, в данном случае за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы. Так же можно предложить изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба в зависимости от погоды.

    Обратите внимание ребенка на сравнения и образные выражения: небо – ковер, ночь – черный лебедь, день – белый лебедь.

   Очень полезно научить ребенка составлять загадки. Составить загадку – это значит придать обычным мыслям метаморфическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – её метаморфические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-первых, для  этого нужно обладать хорошо развитым мышлением, во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть, создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому, важно показать ребенку способы создания загадок, их виды и формы. А результат – составленные детьми загадки.

 

   Т.о. приобщение детей к устному народному творчеству позволит создать яркие образы, воспитать вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу. В итоге формируются культурно-ценностные ориентации в русле православных традиций, а у ребенка остается детство с красотой, радостью, неподдельным весельем, положительным эмоциональным фоном.

           Любимые сказки наших детей:

  • «Лисичка-сестричка и серый волк»
  • «Заяц-хваста»
  • «У страха глаза велики»
  • «Крылатый, мохнатый да масляный»
  • «Хвосты»
  • «Хаврошечка»
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушкка»
  • «Сивка-бурка»
  • «Царевна–лягушка»
  • «Снегурочка»
  • «Лиса и кувшин»
  • «Финист - Ясный сокол»
  • «Василиса Прекрасная»
  • «Семь Симеонов – семь работников»
  • «Добрыня и Змей»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Приобщение детей к устному народному творчеству"

Перспективный план по теме.Конспекты занятий.Проект.Былины. Рассказы воспитателя, беседы, д/и, п/и, словесные игры, пословицы, поговорки и т.д....

Методическая разработка образовательного проекта «Ознакомление детей с устным народным творчеством»

В ходе реализации проекта происходит приобщение детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности....

«Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность".

- Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях доброго отношения к людям, развитию ...

Атрибутика для приобщения детей к устному народному творчеству.

Атрибутика для приобщения детей к устному народному творчеству....

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Проект «Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность»

- Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях доброго отношения к людям, раз...