Проблемы преемственности и подготовки ребёнка в школу
статья (старшая группа) по теме

 Рапута Мария Васильевна

 

основанием преемственности между детским садом и школой являются: развитие любознательности, способности самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка; развитие коммуникативности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

 «Проблемы преемственности и подготовки ребёнка в школу»

                                                         Школьное обучение никогда не
                                                         начинается с пустого места, а всегда
                                                         опирается на определённую стадию
                                                         развития, проделанную ребёнком

                                                                                                Л. С. Выготский

  Дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д. Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Исторически постановка данной проблемы совпала с моментом введения в детский сад систематического обучения в форме занятий. А то, что в настоящее время детские сады переименованы в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) можно считать практической реализацией и свидетельством безоговорочного принятия тезиса, что именно обучение ведёт за собой развитие. С учётом этого преемственность дошкольного и школьного звена подразумевается нами в области обучения детей.

Преемственность между детским садом и начальной школой заключается в формировании у дошкольников логического мышления и предпосылок к учебной деятельности. Проблема преемственности возникает по нескольким причинам и является составной частью проблемы преемственности дошкольного и начального образования, которая, в свою очередь, является одной из сложившихся и до конца не решённых проблем общего образования.

Начальная школа начинается с предшкольного образования. Если нет детского дошкольного учреждения, то  предшкольная подготовка – это создание групп подготовки на базе школы для детей, которые не посещают детский сад. В условиях семейного воспитания у них нет систематической подготовки к школе, родители не знают, каким вопросам надо уделять больше внимания. Многие родители мало внимания уделяют или вовсе не уделяют подготовке детей к школе, считая это обязанностью учителей. К тому же многие родители не читают педагогическую литературу.

Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным образовательным пространством дошкольного и начального образования.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким,  учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:

- развитие любознательности;

- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;

2) школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

- координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

- обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.

При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Перечислим задачи, которые, являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена.

Задачи дошкольного звена:

1. Приобщить детей к ценностям здорового образа жизни.

2.Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.

3. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).

5. Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена:

1. Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

2.Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).

3. Формирование желания и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию.

4. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.

5. Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием можно построить следующим образом:

- создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

- создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;

- развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;(в дошкольном образовании – игровая деятельность; в начальном образовании – учебная деятельность);

- формирование психологической готовности к школе;

- разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;

- создание комплекса учебно – методической документации;

- формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

- создание новых творческих мастерских и проектов.

Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых аффективных комплексов, связанных со школьной жизнью. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения. Поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Но это не значит, что в ДОУ надо формировать узкопредметные знания, умения и навыки, готовность к изучению русского языка, математики, окружающего мира, наоборот, всё основное внимание надо уделять развитию качеств, необходимых для осуществления новой деятельности, сформированности предпосылок деятельности учения.

Исходя из философского понятия определения преемственности, «преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса».

     Значит для нас важна:

1. преемственность в целях;

2. преемственность методической системы образования (цели, задачи, содержание, методы, средства, формы организации);

3. преемственность в содержательной линии предметных областей, она должна быть единой.

Понятие готовности к школе должно трактоваться в смысле формирования элементов учебной деятельности в дошкольный период, для того, как ребёнок непосредственно столкнётся с ежедневной необходимостью применять эти умения.     Сейчас в дошкольной педагогике витает такая идея: в качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте можно было бы понимать познавательную деятельность. Если это станет центральной задачей, в дошкольных учреждениях, то формирование и развитие познавательной  мотивации, а также познавательных способностей создаёт базу для развития формирующихся на их основе учебных умений, самооценки и самоконтроля.

Но пока это является дополнением к развитию игровой деятельности, что и ведёт к тому, что неразвитость и несформированность познавательной деятельности дошкольника становится главным бедствием  в решении проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Возможно, именно это и есть главная причина школьной неуспешности детей на начальном этапе образования и далее в основном и старшем. К дошкольному образованию тоже необходимо подходить с точки зрения деятельностного подхода. Тогда дошкольник будет видеть и понимать применимость своих знаний и умений  в значимой для него практической деятельности, в качестве которой будет выступать всё то, что делает ребёнок  в детском саду (игра, наблюдение, экспериментирование, конструктивная деятельность, художественно-изобразительная, моторно-двигательная, литературно-языковая деятельность, общение, двигательная и трудовая деятельность и т. д.). Тогда задача педагога заключается в том, чтобы сделать процесс успешным для ребёнка. Здесь формирование у дошкольника готовности к школьному обучению будет происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, что обеспечит психологическую готовность ребёнка к школе. Только в этом случае мы сможем развести понятие «учение» как приобретение знаний и «учебная деятельность», как деятельность по самообразованию, по формированию ребёнка, «умеющего учиться».

В этом случае, чтобы подготовить ребёнка к школе, надо сформировать его учебно- познавательные  мотивы и развивать специфические компоненты деятельности, психические процессы, которые смогут обеспечить лёгкую адаптацию к обучению в школе.    На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ, семьи и школы актуальна. Педагоги должны совместно определять и обсуждать круг вопросов по преемственности. Результатом таких деловых встреч должна являться  разработка совместных действий по преемственности в плане учебно-воспитательной работы детского сада и школы.

Для того чтобы избежать перекоса в сторону специальной (предметной) подготовки ребенка к школе и обеспечить формирование у него личностных качеств, в содержание воспитания включена работа по формированию у ученика усидчивости, внимательности, способности корректировать собственные эмоциональные состояния. Развитие способностей ребенка осуществляется на занятиях конструированием, художественным и изобразительным творчеством. Все знания, умения и навыки, которые пригодятся ребенку в школе, усваиваются детьми через сюжетно-ролевые игры, занятия в предшкольном классе.

В предшкольном классе введен дифференцированный подход в подготовке детей к школе на основе диагностики уровня умственного, физического, психического развития ребенка, учета его интересов и способностей.

Результаты деятельности предшкольного класса и школы регистрируются по следующим показателям: сохранение у ребенка-первоклассника интереса к школе и учению; сохранение здоровья (физического и психического); развитие творческих начал ребенка; успехи в учебной деятельности.

Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены тесные контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...

Проблемы преемственности в работе ДОУ и школы.

Общественные дошкольные учреждения осуществляют широкую программу воспитательно-образовательную работу по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться зад...

Проект по подготовке ребёнка к школе «В школу с радостью»

Срок реализации проекта – сентябрь – май Цель проекта :-развитие интереса у дошкольников к учению как к новому виду деятельности;-формирование осознанной глубокой мотивационной готовности ребят к...

Реферат на тему: «Проблема преемственности дошкольного образования и младшей школы»

Методологическими основами преемственности в процессе развития являются диалектические законы единства и борьбы противоположностей, перехода количест¬венных изменений в ка¬чественные, отрицание отрица...

"Проблема преемственности между дошкольной организацией и школой в условиях реализации ФГОС»

ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детско...

Выступление на конференции для педагогических работников «Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»

Выступление на конференции для педагогических работников«Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»...