Девочки и мальчики дома и в детском саду
материал (средняя группа) по теме

Савицкая Елена Константиновна

Родительское  собрание

 Форма.  Педагогическая  лаборатория

 Цель.

1.Обсуждение  проблемы  полоролевого воспитания   детей  в  семье. 

2.  Осознание  родителями  того,  что  поведение  взрослых  в  семье  является   важным  условием  решения  данной  проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл гендерное воспитание28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское  собрание

Девочки  и  мальчики    дома  и   в  детском  саду

Форма.  Педагогическая  лаборатория

Цель.

1.Обсуждение  проблемы  полоролевого воспитания   детей  в  семье.  

2.  Осознание  родителями  того,  что  поведение  взрослых  в  семье  является   важным  условием  решения  данной  проблемы.

Подготовка.

1. Проведение  занятий  по  полоролевому  воспитанию  совместно  с  педагогом-психологом.

2.Подготовка    социальным  педагогом  консультации для  родителей     «Создание  библиотеки  для  мальчиков  и  девочек».

3. Подготовка  консультации   в  информационный  уголок   в  группе  «Мальчика  и  девочки, какие  они  разные».

4.Составление  теста  по  проблеме.

5.Видео,  фотографии.

6.Рекомендаций  для  родителей  «Как  надо  вести  себя  родителям,  осуществляя  половое  воспитание  ребёнка»*

7. Подбор  русских   народных  колыбельных  песенок  для  мальчиков  и  девочек  (предлагаемый  материал для родителей).

8. Подбор  русских  народных  пословиц  по  проблеме.

9. Подбор  игр  с  родителей.

   

Игровая  терапия  для  родителей:

1.  «Мы  все  похожи…»

2.  «Скажи    комплимент»

3.  «Убери   качество,  которое не хочешь  воспитать  в  своём  ребёнке»

*  Рекомендации  из  книги  педиатра,  психолога   А.И. Баркан  «Плохи  привычки  хороших  детей»

         Добрый  вечер,  уважаемые  родители. Я  очень  рада,  что  Вы  откликнулись  на  моё  приглашение. В   течении  дня  каждый  из  нас  занимался  своим  делом.  Все  мы  пришли  сюда  из  разных  мест,  что  бы  обсудить  в  нашей  педагогической  лаборатории актуальный  вопрос.  Но  вы  пришли  в  детский  сад,  а  основной  вид  деятельности  в  детском  саду  игра.  Вот  мы  с  вами  и  поиграем  в  игру  «Мы  все  похожи,  но  всё  же  мы  отличаемся,  друг  от  друга»   Подойдите,  пожалуйста,  ко  мне  и  послушайте  внимательно  задание:  Я  предлагаю  вам  посмотреть  друг  на  друга  и  разделиться  на  две  группы,  по  какому – либо  признаку.  (по  росту,  цвету  волос,  одежде,  полу).  Самый  главный  отличительный  признак  это  пол:  мужской  и  женский.   Присаживайтесь,  пожалуйста.  Наша  встреча  посвящена   достаточно  сложной  проблеме – половому  воспитанию  детей.  Долгие  годы  об  этом  вообще  не  говорилось.  Сейчас  отношение  к  проблеме  изменилось  и  в  педагогике,  и  в  медицине,   и в психологии.  Я  предлагаю  построить  нашу  встречу  таким  образом.   Мы  вместе  с  вами  ответим  на  три  вопроса  теста  по  проблеме.  Вы  поделитесь  о  том,  как  в  ваших  семьях  воспитываются  мальчики  и  девочки.  Особенно  хотелось  бы  послушать  тех  родителей  у  кого   разнополые  дети,  существует  ли  разница  в  их  воспитании. В  ходе  нашей  встречи  мы   посмотрим   фотографии  и  видео,  как  мы  в  детском  саду  работаем  по   овладению  культурой  взаимоотношений  полов,  культурой нравственного - поведения.  

     

     Проведение  теста.

Тест.

   1. Согласны  ли  Вы  с  мнением, что дети  должны  получать  представления   о нравственных качествах  характерных  для  мужского  и  женского  пола   из   примера  поведения  взрослых:

     а)   да;         (красная  фишка)

     б)  нет;        (зелёная  фишка)

     в) вырастут – научатся  сами.             (жёлтая  фишка)

 

Мнение  родителей.                                                    (любое  ваше  мнение  справедливо)

Я  пригласила  к  нам  в  лабораторию  педагога-психолога  нашего  детского  сада  Нину  Николаевну  Ахрамееву.

- Н.Н.,  я  попрошу  Вас прокомментировать  …

 Фотографии   из  жизненных  ситуациях  в группе.  Например:  Дети  садятся  завтракать,  Женя  осталась  без  стула….

Символическая  игра «Кто  живёт  в  сердце  девочки,  мальчика»  (карточки-символы).

      Игра  с  родителями  «Скажи  даме (мужчине) комплемент»  (объединение)

  Всем  участникам  игры  предлагается  по  очереди  говорить  приятное  друг  другу.  Комплементы  могут  касаться  личных  качеств,  настроения,  внешности.

   

Крепкая  семья  построена  на  уважении  к  родителям,  взаимопомощи  и  сопереживании;  ценностное  отношение  к  матери,  как  к  одной  из  главных  святынь  «мир  в  семье  женой  держится».  «Муж – голова,  жена – душа».  Мужчина  добытчик,  защитник  «муж  хлопочет,  семье  добра  хочет».

А  теперь  следующий  вопрос  теста

2. Должны ли взрослые   формировать  у  детей  опыт  разделения   трудовых  обязанностей  в  зависимости  от  пола  ребёнка.  Мальчик «хозяин»,  девочка «хозяйка»;  

    а)  да;       (красная   фишка)

    б) нет;      (зелёная    фишка)

    в) надо  всё  уметь делать,  так  как  в  жизни  всё  пригодится. (Жёлтая   фишка)

Мнение  родителей.    (Какие  поручения  даёте  детям  дома;  к  чему  приучете;  даёте  ли                понаблюдать  за  своим  друдом;   значимость  труда;   о  ком  заботитесь  (обо  всех  членах  семьи)  

  Наряженной  Ёлки  самодельными  игрушками.

Слово Нине Николаевне.

     Подготовка  мальчиков  к  трудовой  деятельности  более  длительная,  чем  у  девочек.  На  Руси  большое внимание  уделялось  физическому  развитию  мальчиков.  Мальчики  играли  в  подвижные  игры,  которые  развивали  выносливость,  смелость,  ловкость,  отвагу,  стойкость,  выдержку  (лапта).

    При  рождении  мальчика  возле  младенца  клали  какой-либо  инструмент,  чтобы  ребёнок  вырос  умельцем,  а  девочке  - пучок  льна,  который  символизировал   женское  занятие.

Фотографии,   о  том,  как  в  детском  саду  идёт процесс трудового  воспитания  в  сюжетно-дидактических  играх  для мальчиков  и  девочек.  Трудовое  поручение  «Моем  поддоны  у  цветов»,  «Большая  стирка»,  «Уборка  снега»,  «Сервировка  стола  к  ужину»,  «Каждой  игрушке   своё  место».

      В народе  говорят:  «От  хозяина чтоб  пахло  ветром,  от  хозяйки  -  дымом»,   «хорошему  хозяину  день  мал»,   «у  нашей  хозяйки  все  в  работе:  и  собаки  посуду  моют».

И  последний  вопрос  нашего  теста.

3. Согласны  ли  Вы  с  утверждением,  что      фольклор  и  народные  сказки   являются  средством  формирования  базовой  половой  идентичности  мальчиков  и  девочек.;

а) да;            (красная   фишка)

б) нет;           (зелёная    фишка)

в)  затрудняюсь  ответить.     (Жёлтая  фишка)

Мнение  родителей.

 Видео.   р.н.с. «Три  медведя».  Театрализованная  игра     детей   с  куклами                   Бибабо.

 Слово  Нине  Николаевне

      В  колыбельных  песнях  мы  встречаемся  с  идеальной  материнской  любовью.  Склонность  к  материнству  всасывалась  девочкой  с  молоком  матери.  Мать  напевала  своей  дочурке  колыбельную,  давая  нравственные  наставления:

«Баю,  баюшки,  бай,  бай,

Глазки,  Маша,  закрывай

Я тебя  качаю,  тебя  величаю.

Будь   счастлива,  будь  умна,

При  народе  будь  скромна».

        Многие  колыбельные  песни  разграничиваются  на  колыбельные  для  мальчиков,  и  колыбельные  для  девочек.  Если  девочку    наставляли  в  песенках  трудолюбию,  добру,  скромности,  то  мальчика -   трудолюбию,  заботе  о семье,  о  физической  крепости  и  крепости  духа.  

«А  ещё,  сыночек,  знай   стыдно,  коли  ты  лентяй.

Засыпай-ка,  засыпай,  баю-баю, баю-бай»   или  такая  колыбельная  песенка:

«Баю-бай,  баю-бай,

Рыбка-сёмга,  приплывай,

Рыбка-сёмга,  приплывай,

Андрейку  поджидай.

Андрейка подрастёт,

С  татой  на  море  пойдёт.

Станет  рыбку  он  ловить,

Станет  маму  он  кормить».

         В  сказках  в  художественной  форме  отражены  не  только  требования  народной  морали,  но  ещё  даны  образцы  нравственного  поведения.  В  сказках,  как  и  других  видах  устного  народного  творчества,  дают  возможность  разъяснять  детям  нравственные  понятия,  которые  являются  этическими  нормами  общества:  добро,  долг,  совесть,  честь  и  т.д..  В  сказках  детям  преподаётся  торжество  нравственной  и  социальной  правды.

Я  раздаю  родителям  тексты  колыбельных  песенок  устного  народного  творчества   для  мальчиков  и  для  девочек.

Любовь  Николаевна  Соловьёва,  социальный  педагог    подготовила  для  вас  консультацию  «как   подбирать  книги  для  мальчиков  и  девочек».  С  ней  подробней  вы  можете  ознакомиться  позже,  она  находится  в  информационном  уголке  нашей  раздевалки.

     Я  предлагаю  вам  конверты,  где  лежат  карточки  с  названием  качеств,  которые  воспитывают.  Уберите  те  качества,  которые  вы  не  хотите  воспитать  в  вашем  ребёнке.  А  те  что  остались  в  конверте  возьмите  с  собой.  Родителей  прошу  зачитать  выбранные  качества.

           

    Рождение  девочки  не  праздновалось  так  широко  на  Руси  как  рождение  мальчика,  но  тоже  было  радостью  -  тихой,  домашней,  овеянной  легендами  и  молитвами.  Один  крестьянский  обычай  гласит:  искупав  девочку  первый  раз,  воду  нужно  вылить  в  малинник  (у  славян  малина  символизировала  красоту).  До  сих  пор   сохранилось  выражение: «Не  девка – малина!».  Искупав  мальчика,  воду  выливали  на  перекрёсток,  чтобы  был  счастлив.

     С  самого  рождения  девочку  воспитывали  иначе,  чем  мальчика,  старались  развивать  в  них  женственность,  трудолюбие,   терпение,  отзывчивость.  Девочке  внушалось,  что  главное  -  спокойная  душа  и  чистое  сердце.        Мальчика  настраивали  на  то,  что  он  должен  быть  первым,  быть  на  людях,  постоянно  соревноваться,  быть  добытчиком,  и  защитником  семьи,  отечества.  

    Половое  воспитание  начинается  в  семье.  Вы  согласны  со  мной?  Родители  должны  учить  детей  культуре  взаимоотношений,  формировать  адекватную  полу  модель  поведения,   рассказывать  о  роли  мужчины  и  женщины.   Ну  а  детский  сад  вам  поможет.  Если  у  кого  из  Вас    возникнут  вопросы  по  этой  теме   и  не  только,  пожалуйста,  опустите  листочек с  вопросом  в  этот  ящик.   Мы  постараемся  помочь  Вам.  Сделаем  консультацию  в  раздевалке  или  пригласим  специалиста  и  попробуем  вместе  разобраться,  по  дискутировать.

Обратная  связь:

1.Заинтерисовала  ли  вас  тема  сегодняшнего  разговора;

2.Что  из  услышанного  Вам  понравилось;

3.Хотелось  бы  Вам  продолжить  тему  данного  разговора  в  других  возрастных  группах  (средней,  старшей и  подготовительной);

4.Хотели  бы  Вы  поделиться  своим  семейным  воспитанием    мальчиков  и  девочек:    а)  с  родителями;  б)  педагогами  группы.

       И  в  заключение,  для  качественной  работы   по  половому  воспитанию  в  детском  саду   я  предлагаю  принести  по  1-2 семейной   фотографии   для  создания  альбома  в  группе.    

     

Литература

1. Баркан  А.И.. Плохие  привычки  хороших  детей.  Дрофа-Плюс,  Москва,  2003.

2  Бодалев А.А.. Популярная  психология  для  родителей.  Москва, «Педагогика»,1989г.

3. ВахнинаН.,  СтепановаА.. Подружить  всегда  нас  рад  наш  любимый  детский  сад.  Жур.  «Дошкольное   воспитание» №5  2007,  с.108.

4. Гербова В.В..  Если  всё  не  так….  И  так, и  вот так.., ж.  «Пирамида»,2002.

Проблемные   ситуации  для  самых-самых  маленьких.

5. ДавыдоваО.И.,  БогославецЛ.Г.,  МайерА.А.. Работа  с  родителями  в  ДОУ.  Этнопедический  подход.  Творческий  Центр «Сфера», Москва,  2005. (приложение  к  журналу   «Управление  ДОУ»).

6.  ДороноваТ.Н., СоловьёваЕ.В., ЖичкинаА.Е.,  МусиенкоС.И..  Дошкольные   учреждения  и  семья.     Линка-Пресс,  Москва,  2001.

7. Еремеева  В.Д.. Мальчика  и  девочки.  Учить  по-разному,  любить  по-разному.  «Учебная  литература»,  г. Самара,  2005.

8. Метенова  Н.М. Родительские  собрания.  Брошюра.  Ярославль,  1999г.

9. Метенова Н.М..Педсовет  «Нравственное  воспитание». Брошюра. Ярославль,  1999г.

10. Метенова Н.М.. Уроки  вежливости. Брошюра.  Ярославль,  2000г.

11. Метенова Н.М.. Взрослым  о  детях. Брошюра. Ярославль,  2003г.

12. Микляева  Н.В.  Создание  условий   эффективного  взаимодействия  с  семьёи.  Айрис  Пресс,  Москва, 2006.

13. МиленкоВ., ЛысенкоГ.. Воспитание  мальчиков  и  девочек  в  семье. Жур.  «Воспитание  и  обучение»,  стр.31-33,  «родительские  собрания-студии  как  форма  взаимодействия  ДОУ  и  семей  воспитанников» (кс/копия)

14. НиколаеваЕ.Н.. Современные  представления  о  формировании  пола  ребёнка.  Жур. «Дошкольная  педагогика»,  июнь,  2007г.

15. Панфилова М.А.,  Кузнецова  Л.В.,  Лебедева Е.В..  Минутка  вхождения  в  день.  Жур. «Воспитатель», №2/2007, стр.52,53.

16.  Татаринцева  Н.Е..  Полоролевое  воспитание  дошкольников  в  условиях  ДОУ.  Центр  педагогического  образования,  Москва,  2007.

17.Татаринцева  Н.Е.. Полоролевое  воспитание  дошкольников  на  основе  народных  традиций. Центр  педагогического  образования,  Москва,  2007.

18. Ткаченко Г. Л.,  Власова Т.С,  Понамарёва Н.О..  Мама,  ты  меня  любишь?. Архангельск,  2005г.

Результаты  теста

   1. Согласны  ли  Вы  с  мнением, что дети  должны  получать  представления   о нравственных качествах  характерных  для  мужского  и  женского  пола   из   примера  поведения  взрослых:

     а)  да;           (красная   фишка)            15

     б) нет;           (Зелёная   фишка)

     в) вырастут – научатся  сами.

2. Должны ли взрослые   формировать  у  детей  опыт  разделения   трудовых  обязанностей  в  зависимости  от  пола  ребёнка.  Мальчик «хозяин»,  девочка «хозяйка»;  

     а)  да;           (красная   фишка)            7

     б) нет;           (Зелёная   фишка)

     в) надо  всё  уметь  делать,  т.к.  в  жизни  всё  пригодиться;   (жёлтая  фишка)        8

3. Согласны  ли  Вы  с  утверждением,  что      фольклор  и  народные  сказки   являются  средством  формирования  базовой  половой  идентичности  мальчиков  и  девочек.;

а) да;                   (зелёная    фишка)        12

б) нет;                 (зелёная     фишка)

в)  затрудняюсь  ответить.               (жёлтая  фишка)       1+2

                  Что  такое  половая   идентичность?    -2;

Фольклор,   каким образом  он воспитывает?    -1.

Обратная  связь:

1.Заинтерисовала  ли  вас  тема  сегодняшнего  разговора;     ДА - 14

2.Что  из  услышанного  Вам  понравилось;           Всё – 11,   1 – примеры  воспитания на колыбельных сказках

3.Хотелось  ли  Вам  продолжить  тему  данного  разговора  в  других  возрастных  группах  (средней,  старшей и  подготовительной);                  ДА - 13

4.Хотели  бы  Вы  поделиться  своим  семейным  воспитанием    мальчиков  и  девочек:  

 а)  с  родителями   -    2;  б)  педагогами  группы    -   5;   в)  с родителями и воспитателями  -  5;

г)   затрудняюсь  ответить  -   1.

Советы  от  педиатра  и  детского  психолога  Баркан  Аллы  Исааковны

Как  надо  вести  себя  родителям,  осуществляя  половое  воспитание  ребёнка.

1.Пытайтесь  помочь   осознать   ребёнку   его  истинное  половое  «Я».

2. Учите  малыша  быть  мальчиком,  а  девочку  быть  девочкой.

3.  Не  забывайте,  что  открытие  физических  различий  между  мальчиком  и  девочкой  -   шокирующее  для  малыша.  Поэтому  старайтесь  объяснить   ребёнку,   что   это – норма,  и  мальчики  должны   иметь  такие  же   отличия   от  девочек,  какие  есть  у  мамы  с  папой,  бабушки  и  дедушки.

4.Подчёркивайте   в  нужных  ситуациях   естественность   физических  различий.

5.Ни  в  коем  случае  не  наряжайте  мальчика,   как  девочку,  а   девочку -  как  мальчика.  Не  забывайте   никогда  про  «дуализм*   полового  влечения  ребёнка».

6.  Не  проповедуйте  бесполовое    воспитание  ребёнка  и  не  перегибайте  сильно  палку    также  в  другую  сторону,   касаясь  этой  деликатной  проблемы.  

7.  Неправильное  половое  воспитание  -  путь  к  разным    «комплексам  неполноценности»  у  Вашего  ребёнка.

      * Дуализм, -а;  м. [от  лат. dualis – двойственный]. 1. Философское   учение,  признающее   основой   бытия  два  независимых  равноправных  начала – дух  и  материю. 2. Двойственность,  раздвоение  чего-либо  вообще.  Дуализм  сознания.

С.А. Кузнецов, «Современный  толковый  словарь русского  языка», Москва, 2004г,  стр.177.

Идентичность  [дэ],  -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. [от лат. Identicus - тождественный]. (кому-чему). Книжное.  Полностью  совпадающий  с  кем-,  чем-либо   или  точно  соответствующий  кому-,  чему-либо;   тождественный.  Идентичность, -и;  ж. Идентично,  наречие.

Пол,  -а;  мн.  полы,  -ов;  м.  Каждая  из  двух    генетически   физиологически  противопоставленных   типов  живых  существ (мужчина  и  женщина,  самцов  и  самок).  Лица    обоего  пола.   Сильный  пол.   О  мужчине.  Слабый  нежный,  прекрасный)  пол.  О  женщине.  Половой, -ая, ое.

Комплимент,  -а;  м [франц.  compliment],  Лестное  для  кого –либо  замечание,  любезный  отзыв.

С.А. Кузнецов, «Современный  толковый  словарь русского  языка», Москва, 2004г,  стр. 233,

564.

Любящий

Заботливый

Нежный

Ласковый

Выносливый

Любящая

Ласковая

Нежная
Заботливая

Скромная

Смелый

Ловкий

Отважный
Стойкий

Выдержанный

Мягкая

Трудолюбивая

Спокойная  душой

Чистая  сердцем

Рассудительная

Хозяйственный

Ответственный

Честный

Трудолюбивый

Понимающий

Выдержанная

Ответственная

Женственная

Терпеливая

Отзывчивая

Мужественный

С  чувством  юмора

Слов  на  ветер  не  бросает

Галантный

Находчивый

Дерзкий

Лживый

Ленивый

Эгоист

Льстивый

Трусливый

Завистливый

Выскочка

Грубиян

Безответственный

Без  чувства  юмора

Комплимент   даме

   У   Вас    очаровательная  улыбка

У   Вас     лёгкая  походка

У   Вас   красивые  глаза

Вам  идёт  эта   блузка

Вы   молодо  выглядите  с  новой  причёской

Меня  очаровывает  Ваш  голос

У  Вас   лучистые   глаза

У  Вас   открытый,  нежный  взгляд

У  Вас   золотые  руки

У  Вас   красивые  волосы

У  Вас   ласковые   дети

Комплимент  мужчине                 

Вы  мастер  золотые  руки

У  Вас   искренний  взгляд

У  Вас  красивые  глаза

У  Вас  сильные  руки

У  Вас  хорошее  чувство   юмора

У  Вас  красивая  улыбка

У  Вас  приятный  тембр  голоса

Вы  хорошо  выглядите

Вам  идёт  этот  цвет  одежды

У  Вас  красивая  стрижка

У  Вас    ласковая   жена

У  Вас  трудолюбивые  дети