Сценарий родительского собрания "Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка!
методическая разработка (старшая группа) по теме

Сценарий родительского собрания "Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка!

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ МО г. Краснодара  «Детский сад №36»

Конспект проведения тематического родительского собрания

Тема: «Роль отца и матери в воспитании и развитии ребенка»

Подготовила:

Воспитатель логогруппы

 Семенова Инна Васильевна.

Пояснительная записка

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности и ориентиры на построение разумного образа жизни.

Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы:

  • не поучать, а приглашать к сотрудничеству;
  • находиться в партнерской позиции с родителями;
  • показать родителям свое положительное отношение к их ребенку;
  • вести конструктивный диалог с родителями.

В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

  • Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
  • Педагогические беседы с родителями;
  • Круглый стол с родителями;
  • Тематические консультации;
  • Конференции с родителями;
  • Совместные досуги;
  • Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
  • Организация “уголков для родителей”;
  • Посещение семьи;
  • Оформление витрин (фотомонтажей);
  • Дни открытых дверей;
  • Работа с родительским активом группы.

Такие формы работы способствуют привлечению внимания родителей к детскому саду, установлению неформальных контактов с педагогами, познанию родителями своего ребенка. Благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве, родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями.

Проведение их по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В структуру родительского собрания могут входить следующие компоненты:

  • Слово воспитателя (руководителя) ДОУ по теме собрания;
  • Представление семейного опыта;
  • Выступление специалиста (по запросу родителей);
  • Обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;
  • Просмотр видеофильма;
  • Выступления желающих родителей;
  • Открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;
  • Выступление детей;
  • Подведение итогов.

Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам. Как правило, они небольшого объема и носят характер краткой памятки.

Родители знают, что не услышат упреков и неудовольствия воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку.

Активность родителей может быть повышена, если воспитатель своевременно попросит отдельных родителей рассказать о своем опыте в данном направлении, о возникающих трудностях и путях их разрешения.

Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Предлагаемое родительское собрание – тематическое.

Тема: «Роль отца и матери в воспитании и развитии ребенка». Его цель:

помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка.

Данный материал может использован воспитателями для проведения групповых родительских собраний.

Список литературы:

  1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника.- М., 1994г.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М., 1991г
  3. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001г.
  4. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1992.
  5. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.
  6. Фесюкова Л.Б. От трех до семи. (Семейный альбом) – СПб, 1996.

7.Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А. “Работа с родителями в ДОУ”//

Родительское собрание

Тема: «Роль отца и матери в воспитании и развитии ребенка»

Цель:

Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка.

Задачи:

  • Обсудить вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей раннего возраста в семье.
  • Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.

Предварительная подготовка:

  • Провести и обработать среди родителей анкету «Что, на Ваш взгляд, важнее для развития ребенка в раннем возрасте»
  • Подготовить тест для родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье»
  • Тест для родителей «Каково ваше влияние на процесс воспитания ребенка»
  • Подготовить памятки для родителей
  • Приготовить плакат «10 ошибок в воспитании»
  • Литература для родителей
  • Чистые листы для индивидуальной работы родителей
  • Макет солнышка, тучки

Ход проведения собрания:

По мере прихода родителей в группу, им предлагается написать 2-3 добрых слова, которые они используют при общении с ребенком: чем вы согреваете своего ребенка; написать ошибки в воспитании, которые они когда-либо совершали (2-3).

Воспитатель:

Спасибо всем за участие, а теперь поговорим по теме нашего собрания.

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, добрых и злых ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером. Важно развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности, делая это так, чтобы в его жизни было как можно больше радости.

Маленький ребенок с потрясающей скоростью развивается как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие. Родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что необходимо ребенку, что ему интересно, так как именно они ближе всего к малышу. При этом необходимо заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. Ученые доказали, что если для роста ребенка с самого рождения созданы разнообразные условия, это дает значительный эффект в формировании его интеллекта.

Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье. Эта педагогическая мудрость известна наверное всем.

Вопросов о воспитании детей возникает очень много. В частности, не все родители умеют так общаться с ребенком, чтобы между ними складывались дружеские и доверительные отношения. Не все могут объяснить, почему ребенок ведет себя по-разному с мамой, папой, бабушкой, от кого это зависит – от малыша или от взрослого? Как сочетать требовательность взрослых к ребенку с вниманием, чуткостью, уважением.

Прежде всего важно знать, каково Ваше влияние на процесс воспитания ребенка.

Сейчас Вам будет предложен тест, нужно внимательно прочесть предлагаемые вопросы и постараться ответить на них откровенно. Ведь Вам, я думаю, важно знать, насколько умеете Вы справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование личности ребенка

Тест для родителей «Ваше влияние на процесс воспитания ребенка»

Вопросы                                                                                 Ответы

Можете ли вы:

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1

2

3

4

1. В любой момент  оставить свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке совершенной по отношению к нему? (не смотря на его возраст)

4. Извиниться   перед   ребенком   в случае своей неправоты?

5.Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок вывел вас из себя?

 6.  6. Поставить себя  на  место ребенка?

7.Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая  фея? (прекрасный   принц)

8. Рассказать поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном положении?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку  исполнить его желание за хорошее   поведение?

11. Выделить   ребенку  один  день,   когда он  может делать, что желает и вести себя, как хочет, ни во что не вмешиваться?

12.   Не   прореагировать,  если  ваш   ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно   обидел   другого   ребенка?

13. Устоять против детских просьб  и слез, если вы уверены,    что это каприз, мимолетная прихоть?      

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

Посчитайте очки:

ответ «А» — оценивается в 3 очка,

ответ «Б» —оценивается в 2 очка,

ответ «В» — оценивается в 1 очко.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 30 ДО 90 ОЧКОВ: это значит, что ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии повеления. Другими словами вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

ОТ 16 ДО 30 ОЧКОВ: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях — излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект.

Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

ЧИСЛО ОЧКОВ МЕНЕЕ 16: у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостаточно либо знаний, либо желания и стремления воспитывать ребенка личностью, а, возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов — педагогов, воспитателей, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

.Надеюсь, что данный тест дополнил Ваше представление о себе, как о родителе, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Перед собранием вам было предложена анкета, что на ваш взгляд, важнее всего для ребенка в раннем возрасте.

Провести анализ анкетирования.

Для маленького ребенка важно – развивать речь.

Вопросы  родителям:

Кто из вас дома разучивает с детьми стихи?

Общаясь с детьми в группе, можно сказать, что Соня С., Артем П., Маша Л., знают и рассказывают стихотворения, поют и подпевают песенки, которые мы разучиваем с ними в детском саду, рассказывают, что они выучили дома.

Какие стихи можно учить с ребенком? Это должны быть короткие, ритмичные, легко запоминающиеся, в то же время должны нравиться ребенку. Интеллект ребенка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, при этом важно вызвать у ребенка интерес, а не принуждать его. Задача родителей – подготовить ребенка к обучению.

вопрос родителям

Знаете ли Вы, какой у детей ведущий вид деятельности?

Это игра. В этом возрасте важно научить его играть. Нам бы очень хотелось, чтобы родители побольше играли со своим ребенком дома. Ведь через игру ребенок развивается, познает окружающий мир, учится вести себя в этом мире.

Высказывание воспитателя о том, как играют дети в группе.

Для ребенка важно воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, обогащать его разнообразными сенсорными впечатлениями.

За то время, как ваши дети посещают д/с, вы видите, что все дети сами моют руки , они знают свое полотенце, стали аккуратней есть, сами практически все снимают и надевают носочки, обувь. А некоторые и платье. Это Дарья, София, Ксения.

Общение с ребенком, в частности тактильное очень важно для его развития, особенно умственного. Не бойтесь почаще брать малыша на руки. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым – его нужно семь раз в течение дня погладить его по голове, обнять, ободрить, т.е. через телесное прикосновение подтвердить «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ»

Родители, которые много разговаривают с малышом, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие. Но если они разговаривают с ним на «детском языке», правильные языковые навыки не сформируются.

Предлагаем Вам еще один тест, который подскажет Вам, какой стиль воспитания вы используете.

Тест для родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье»

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;

в) накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в.

 “А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. “Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки. “В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

? родителям

Как вы считаете, что лучше для ребенка – вседозволенность или строгость в воспитании?

В семье, где придерживаются принципа «свободного» воспитания: нерегулярный уход за ребенком, кормление, когда ребенок попросит, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания, когда забывают вовремя положить спать, - ребенок вырастает неуверенным. Таким детям не хватает любви и внимания взрослых. В тоже время чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, как правило, скорее адаптируются в обществе, они более уравновешенны и добры.

Все хорошее в детях и плохое – результат воспитания с самого их рождения. Совсем не обязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию ребенка. Самое лучшее для начала – это создать приятную психологическую атмосферу дома.

? родителям

Влияют ли взаимоотношения родителей на ребенка? И как?

Безусловно, на формирование личности оказывает влияние, как ведут себя родители друг с другом и с ребенком, как разговаривают. Ребенок, воспитанный небрежным человеком, будет небрежен, угрюмым – неразговорчивым. Но даже если человек знает свои недостатки, их нелегко исправить, поэтому следует быть осторожным в своем поведении. Если мы простудились, стараемся не подходить к ребенку, но не все заботятся о том, чтобы не передавать ребенку свои недостатки. Помните об этом, контролируйте свое поведение, особенно когда у детей самый подражательный возраст. Трехлетние дети имитируют все: жесты, манеру говорить, походку и т.д.. эта склонность к подражанию влияет и на эмоциональное состояние ребенка.

? родителям

Из двух методов воспитания – поощрение и наказание – какой вам кажется наиболее действенным?

Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или попытаться его убедить. Однако лучше не предоставлять ребенку полную свободу. Для него опасно как замыкаться на одном предмете (крайняя форма этого состояния – аутизм), так и разбрасываться из-за неспособности сосредоточиться на чем-то. В результате может вырасти легковесный человек.

Сейчас мы с вами проанализировали свои отношения с ребенком, разобрали, что полезно для него, какие методы лучше применять в воспитании. Тем не менее, давайте поразмышляем, в чем ваши удачи в воспитании, а где вы ошибаетесь.

Перед собранием мы попросили вас написать, какие ошибки вам когда-либо приходилось совершать. Посмотрите, что получилось. (на доске выкладываю ошибки родителей в виде капелек под тучкой, зачитываю их.

На самом деле педагоги выделяют 10 ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали. (показать готовый плакат). Давайте сравним свои выводы с выводами специалистов.

Было бы неверно оставить все так, как есть. Мы разобрали свои ошибки. К сожалению, все родители время от времени их совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках.

Давайте же теперь рассмотрим ваши достоинства в воспитании. На лучиках вы написали, чем вы согреваете своего ребенка. (выкладываю лучики к кругу).

Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий.

Таким образом, подведем итог:

  • Необходимо создать в семье необходимые условия для правильного развития и воспитания ребенка.
  • Развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности. Не увлекаться ранним обучением чтению и письму.
  • Поддерживать в семье хороший психологический климат. Стараться не ссориться в присутствии ребенка.
  • Выделять как можно больше времени для общения и игр со своим ребенком.

Памятка для родителей

  • Нет ничего важнее воспитания малыша. Не прерывайте воспитание своего ребенка.
  • Помните – способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определенные периоды жизни ребенка. Образование, воспитание и окружающая среда оказывают большое воздействие на личность.
  • Окружайте детей всем лучшим, что у Вас есть.
  • Раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного. Структуры мозга формируются к трем годам. Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации. Но ребенок запоминает только то, что ему интересно.
  • Многие навыки невозможно приобрести, если ребенок не усвоил их в детстве.
  • Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий.
  • Не сюсюкайте с ребенком. Реагируйте на его плач.
  • Даже новорожденный чувствует ссоры родителей. Нервозность родителей заразна.
  • Отец должен чаще общаться с ребенком.
  • Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
  • Интерес ребенка нуждается в подкреплении. Повторение – лучший способ стимулировать интерес ребенка.
  • Заучивание стихов тренирует память. Разучивайте с ребенком потешки, короткие стишки.
  • Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Разберитесь с игрушками дома.
  • Игры развивают творческие задатки ребенка. Больше играйте со своим малышом.

Желаем Вам успехов в воспитании ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что есть у нас — о наших детях. Поступление малыша в детский сад — это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем, детям дает...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА  В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА"...

Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка

Родительское собрание  для родителей  группы кратковременного пребывания (дети раннего возраста)...

Круглый стол для родителей группы раннего развития: "Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка"

Круглый стол для родителей группы раннего развития: "Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка" ...

Консультация "Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка"

Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка...

Родительское собрание «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка»

Сегодня мы собрались поговорить о самом дорогом, что у нас есть – о наших детях. Детский сад – это первый шаг малыша в самостоятельную жизнь, которая не всем детям дается легко. Наша задач...