Семинар-практикум «Игры в кругу семьи»
методическая разработка (старшая группа) по теме

На этом семинаре родители учатся играть: составляют разноцветное меню, отгадывают, что лежит в "Чёрном ящике", становятся "Золушками" и пр. Так же предложены памятки "Игры по дороге домой", "Игры на кухне".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v_krugu_semi.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Развивающие игры в кругу семьи»

    Дитятко- что тесто: как замесил, так и выросло.

    Без догляда и дерево не поднимется.

Цель: формирование педагогической культуры родителей

Задачи:

  1. Познакомить родителей с содержанием работы по развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста;
  2. Привлечь родителей к обмену опытом по развитию детей в семье.

Оборудование: домики из бумаги - 2шт, разноцветные прямоугольники, фигуры с номерами 1 и 2, смесь круп, чашечки для круп, 4 пипетки, 2 спринцовки, 2 стакана с водой, 2 чистых стакана, ручки, лист  красной и жёлтой бумаги, коробочка- «Копилка игр в кругу семьи»; анкета «Какие причины мешают мне заниматься с ребенком»; лист рефлексии; памятки: «Игры по дороге домой», «Игры на кухне», «Речевое развитие детей 5-6 лет».

Ход собрания

  1. Игра-знакомство. Каждый родитель называет своё имя и прилагательное на первую букву своего  имени, а также назвать имя ребенка и прилагательное на первую букву имени ребёнка.
  2. Игра на сплочение «Мой ребенок любит …». Ведущий называет, что именно любит ребёнок (например, играть в конструктор), чей ребёнок тоже любит этим заниматься, встают со своих мест и меняются местами. Кому не хватило места, становится ведущим.
  3. Анкета «Кто должен заниматься с ребенком?», «Какие причины мешают заниматься  с ребенком?»
  • Не хватает времени, я много работаю.
  • Раздражает отказ ребенка от занятий.
  • Хочется поболтать по телефону с подругой.
  • Много домашних дел, не успеваю.
  • Пусть в садике занимаются.
  • Хочется посмотреть любимый сериал.
  • Надоело выполнять одни и те же упражнения.
  • Зачем заниматься, когда и так всё «срастётся».
  • Я слишком устаю на работе
  • Мне лень.
  1. Родители знакомятся с результатами психологического  обследования.
  2. Деление родителей на группы. Каждый родитель берет фигуру с номером (1 или 2). Каждой группе выдается бумажный дом. За каждое правильно выполненное задание группа получает разноцветный  прямоугольник – окно и наклеивает его на свой домик.

        Задания по группам

Игры по дороге домой (см памятку).

Родители пишут, в какие игры они играют по дороге домой (это вкладывается в копилку).

Для проигрывания с родителями берутся игры: «Скажи наоборот», «Четвертый лишний».

- «Скажи наоборот»

Горячий - холодный

Много - мало

Быстро - медленно

Старый - молодой

Высокий - низкий

Длинный - короткий

Прямо - криво

Больной – здоровый и пр.

- «Четвертый лишний»

Собака, заяц, волк, белка

Берёза, дуб,  василёк, тополь.

Медведь, ёж, свинья, лиса.

Мяч,  стул, юла, кубики.

Кровать, шкаф, чайник, стул.

Игры на кухне (см памятку).

Родители пишут, в какие игры они играют на кухне (это вкладывается в копилку).

- Игра «Золушка» Каждой группе дается смесь из фасоли, гороха и гречки, необходимо разложить всё это по разным ёмкостям, кто быстрей.

- Игра «Разноцветное меню». Одной группе даётся красный лист бумаги, другой – жёлтый, необходимо составить меню из тех продуктов, которые соответствуют цвету бумаги. Затем каждая группа по очереди называет по одному продукту, кто больше.

-Игра «Кто быстрее перельёт». Каждой команде даётся стакан с водой, пипетки, спринцовка, необходимо перелить воду из одного стакана в другой, кто быстрее.

Игры перед сном. 

Родители пишут, в какие игры они играют перед сном (это вкладывается в копилку).

- «Черный ящик»  

Родителям показывают «черный ящик» (сумку, портфель) и предлагают за 10 вопросов отгадать, что там: «Там рукотворный предмет?  Там что-то мягкое? Там что-то металлическое?» и т.д.

- Чтение книг (продолжи …)

- Что под подушкой?

- Пальчиковые игры

- Заучивание стихов

Развивающие компьютерные игры.

Компьютер для ребёнка не должен являться средством

получения новой информации, скорее это средство для закрепления и запоминания её. Сначала мама и папа рассказывают малышу о чём-то интересном, читают об этом книжку, а уж потом ставят интересную игру. А если всё-таки игра оказалась впереди всей этой цепочки, значит, и играть малыш должен с родителями. Именно они всё объяснят, пройдут с малышом несколько уровней вместе, прежде чем оставить его наедине с заданиями игры. И только в этом случае мама может быть уверена, что игра пойдет ребёнку на пользу, что малыш расширит и углубит свои знания, что он действительно размышляет, глядя на экран монитора, а не механически подбирает ответ. Такой подход обеспечит родителям значимость и авторитет в глазах ребёнка – ведь самое важное и интересное он узнаёт именно от них.

Представленный обзор «Развивающие игры на дисках» знакомит родителей с детскими развивающими играми.

Обзор подготовлен на базе единого фонда Централизованной библиотечной системы, объединяющей 19 библиотек.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

             Уважаемые родители, оцените полезность полученной информации по 5-тибальной системе.

Доступность материала

Актуальность материала

Какую информацию Вы хотели бы получить в будущем?

                                                                              Спасибо

Копилка игр. В какую игру я поиграю сегодня дома с ребенком?

  1. Отзывы.

Приложение

Игры по дороге домой

«Скажи наоборот»

Длинный (короткий);   Высокий (низкий);    Широкий (узкий);   Толстый  (тонкий);

Тяжелый (легкий);       Глубокий (мелкий);     Большой (маленький);

Холодный (теплый);    Кислый (сладкий);      Шершавый (гладкий);

Тёмный (светлый);      Горячий (холодный);   Твёрдый (мягкий) и т.д.

«Что лишнее?»

Собака, заяц, волк, белка

Берёза, дуб,  василёк, тополь.

Медведь, ёж, свинья, лиса.

Мяч,  стул, юла, кубики.

Кровать, шкаф, чайник, стул.

Табурет, вилка, стакан, чашка.

Зима, лето, утро, весна

Яблоко, огурец, лук, картофель..

Вишня, груша, смородина, малина.

Помидор, лимон, банан, апельсин

«Назови ласково»

Стул (стульчик), дом, стол, чашка, вилка, окно, река, дерево, берёза и т.д.

«Продолжи ряд»

Чашка, кружка …что еще сюда подойдет? Что ещё можно добавить? Что это?

Коза, корова…

Стул, диван…

Яблоко, лимон…

Волк, лиса…

Огурец, лук…

Шапка, кепка…

Юбка, рубашка…

Туфли, сапоги…


«Съедобное – несъедобное»

Игра с мячом. Один бросает мяч, называя при этом любое слово, если это съедобное, то нужно мяч поймать, если нет – отбить.

Взрослый называет слово, если это съедобное, то нужно хлопнуть, если нет – топнуть.

«Назови детёнышей»

«Назови первый (последний) звук в слове»

«Какие звуки мы слышим»  (когда идем по улице, когда сидим в комнате, в бассейне и т.д.)

«Летает – не летает»

Игры на кухне

«Что изменилось?»

Взрослый намеренно меняет обычное местоположение предмета, а ребенок должен найти, что изменилось ( переставить вазу, салфетницу, перевесить полотенце и т.д.).

«Продолжи ряд»

Выложить ряд  повторяющихся предметов, предложить ребенку продолжить, уловив закономерность ( фасолинка, 2 горошинки, макаронина, фасолинка…).

«Раздели на части»

Предлагаем с помощью ножа разделить хлеб (яблоко, апельсин и пр.) на определенное количество частей.

«Что положить в суп»

Предложить ребенку назвать те продукты, которые необходимо положить в суп, назвать, какой суп получится (мясной, овощной и т.д.).

«Определи на вкус»

Ребенок закрывает глаза, открывает рот, взрослый кладет ему кусочек чего-либо (лимон, яблоко, лук и т.д.), ребенок должен отгадать, что это.

«Украшение из макарон»

Дать ребенку  макароны различной формы и плотную нить, предложить сделать бусы.

«Поделки из круп, солёного теста»

«Черный ящик»

Ребенку показывают «черный ящик» (сумку, портфель) и предлагают за 10 вопросов отгадать, что там: «Там рукотворный предмет?  Там что-то мягкое? Там что-то металлическое?» и т.д.

Речевое развитие 5-6 лет

Дети должны знать:

  • Своё имя, фамилию, возраст;
  • Имя, фамилию своих родителей, их место работы;
  • Свой домашний адрес;
  • Всех членов своей семьи и ближайших родственников;
  • Местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом, над, под, перед, после и т. д.);
  • Время суток, их последовательность (утро, день, вечер, ночь);
  • Времена года, их последовательность (осень, зима, весна, лето);
  • Названия детёнышей;
  • Правую и левую руку;
  • Основные и оттеночные цвета;
  • Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
  • Размер предметов: по длине (длинный, короткий);   по   высоте   (высокий,   низкий);   по   ширине   (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по массе (тяжелый, легкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему (большой, маленький);
  • Формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой;
  • Названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина и др.);
  • Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.);
  • Слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п.), явлений (холодно, тепло, мокро, сухо, солнечно);
  • Слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др.), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы — растут, размножаются, развиваются; посуда — это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи, и т.д.);
  • Слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия, сострадания и другие.

Дети должны уметь:

  • Высказываться о себе, своём самочувствии, настроении и отвечать на соответствующие вопросы окружающихся;
  • Полностью правильно произносить звуки речи.
  • Появляется способность к выделению звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть прозрачной, незаметной для восприятия.
  • Употреблять существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные, птицы, игрушки, обувь и т. д.
  • Правильно согласовывать слова в предложении;
  • Образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята лисят, медвежата — медвежат);
  • Правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, яблок, помидоров):
  • Правильноупотреблять формы повелительного наклонения глаголов хотеть, лежать, ехать, бежать;
  • Использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
  • Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая говорящего;
  • Пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые детям и вновь прочитанные;
  • Составлять (по образцу) небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины.
  • Согласовывать слова в роде, числе, падеже;
  • Считать в пределах 10;
  • Правильно пользовать количественным и порядковым счётом;
  • Самостоятельно находить и применять способ определения формы, размера предметов, геометрических фигур;
  • Выделять идентичный объект (такой же формы, такого же размера, цвета) по образцу, а затем по словесному описанию, схематическому изображению;
  • Самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур; выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер; группировать их по признакам: одному, двум, тpём по наличию одного и отсутствию другого свойства («Все большие красные», «Большие не красные»);
  • Определять направление движений от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).

Играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите - а он пускай выберет сам.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д. Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д. Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.

Маленькие дети могут и хотят учиться - это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Интернет ресурсы

Муниципальное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная система» г. Архангельска

Центральная городская библиотека имени М. В. Ломоносова

«Развивающие игры на дисках»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар -практикум для педагогов по теме "Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка".

Семинар -практикум для педагогов по теме "Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка".Цель: обозначить актуальность проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников...

Семинар-практикум "Развивающие игры в кругу семьи"

Семинар-практикум « Развивающие игры в кругу семьи» Цели:- познакомить родителей с особенностями игры детей стар­шего дошкольного возраста; дать родителям возможность «прикоснуться» к самобытному...

КОНСПЕКТ семинара-практикума для родителей «Дружный круг!» в младшей группе.

Обучение специальным движениям рук и их тренировка; развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений. Стимулирование развития сенсорно-перцептив...

Семинар-практикум для педагогов «Утренний круг, как одна из форм работы педагога с детьми»

Утренний круг – это совместная деятельность детей и педагога, которая организуется, как режимный момент. Обычно утренний круг проводят перед завтраком. При этом основной целью такой формы работы...

Семинар-практикум «Территория игры – пространство жизни и взаимодействия семьи»

Готовый сценарий семенара-практикума, который поможет решить следующие задачи: научить родителей создавать психологический комфорт в семейном общении;обогатить родительские умения и навыки взаимо...

Семинар - практикум для воспитателей "Утренний круг, как одна из форм работы педагога с детьми".

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с детьми.Задачи:Познакомить педагогов с понятием «утренний круг».Дать практические упражнения для проведения &laq...

Семинар-практикум для педагогов "Утренний круг"

Согласно ФГОС ДО одним из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоциональ...