Что может ваш ребенок?
консультация на тему

Василенко Алла Николаевна

"Труд - лучший  воспитатель практического характера. Онп приучает к послушанию, самообладанию, внимательности, прилежанию, доставляет  человеку ловкость  и искусство в его  специальном занятии и, кроме того, дает ему умение  и способность  успешно справляться с делами повседневной жизни" С.Смайлс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               ЧТО МОЖЕТ ВАШ РЕБЕНОК?

Молодая  русская семья, уехав на ПМЖ на Запад,  устраивает своего ребенка в детский сад. Шок, который они испытали при  чтении первого вопроса анкеты, которую им предложили заполнить,  а именно: « Вы сейчас умерли, что может делать ваш ребенок сам?», сменился  другим, когда они увидели, как рядом сидящая  негритянская   дама перелистывала уже не первый, заполненный ею  листок анкеты. А что умеет ваш ребенок?  Один раз помог вынести мусор, несколько раз собрал за собой игрушки?

 Труд – великий учитель и воспитатель.  Он помогает формировать личность, закалять характер, способствует  всестороннему умственному и физическому развитию.  Труд  повышает выносливость, совершенствует координацию движений, развивает   изобретательность, смекалку, инициативу. У ребенка, развивается память, воображение, внимание. В труде дети овладевают  разнообразными навыками и умениями, необходимыми  в повседневной жизни. У них  развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, дисциплинированность,  способность к волевым усилиям. Это доставляет  ребенку у радость, вызывает  желание овладеть новыми умениями и навыками. Чем самостоятельнее ребенок, тем он увереннее  в своих силах и в конечном итоге – счастливее и успешнее в жизни.

 Что должен уметь дошкольник?

 В три  года он должен  уже  наполовину самостоятельно  раздеться и одеться, сам, под вашим контролем  намылить и вымыть руки, вытереться полотенцем и обязательно повесить его на место. Каждый день нужно давать трехлетнему ребенку небольшие поручения: принеси бабушке очки,  помоги маме  поставить на стол фрукты, убери игрушки на место, давай вместе искупаем куклу

  В  пять лет  ребенок сам:  зашнуровывает  ботинки, застегивает пуговицы, накрывает на стол, поливает цветы, моет поддоны из- под цветочных горшков. Во время уборки квартиры он   протирает пыль со стульев, вытирает влажной тряпкой подоконники, подметает пол, пришивает пуговицу, вешалку на полотенце,  убирает постель, может постирать ленточки,  платье с куклы .Замечательно, если  вы будете просить его  постирать и ваш носовой платочек,  и что-то из бабушкиных вещей – капроновый платочек, ленточку от очечника – этим вы выработаете  у ребенка желание заботиться о близких , желание порадовать их. Самостоятельно готовит  все для рисования, игры  и, естественно, все за собой убирает. Привлекайте его в помощники, когда делаете что-нибудь.

В  шесть – семь  лет  ребенок обязательно должен иметь какие-то постоянные обязанности по дому, родители  обязаны  настаивать на их выполнении, причем  поручения должны быть конкретными, действительно нужными, а не придуманными. Он  может ухаживать за домашними животными и растениями, убирать игровой уголок, стирать свои  носки, платочки, ленточки, накрывать на стол и убирать со стола, почистить и нарезать   вареные овощи для винегрета или салата, перебрать крупу. Позвольте ему участвовать в приготовлении печенья пирожков, торта. Это  рекомендации из программного документа  детского сада, который  разрабатывали профессиональные  ученые целых исследовательских институтов  нашей страны еще в советское время. Но они очень актуальны и в наше время. И дело тут не только в труде, как таковом - ведь польза от их труда еще совсем не велика. Но очень велика польза, которую получает сам ребенок. Ведь  накрывая на стол, он незаметно для себя  учится считать,  бережно обращаться с хрупкой посудой. К определенному сроку выполняя поручение, начинает лучше ориентироваться во времени, работая в саду, огороде – знакомится с живой природой, укрепляет свое здоровье, знакомится  со свойствами материалов, учится приемам работы с разными инструментами. В труде ребенок проявляет  активность, смекалку, настойчивость,  стремление достичь результата, у него формируется  желание  оказывать посильную  помощь взрослым. С таких вот домашних дел и начинается выработка в ребенке отношения к труду, как к жизненной потребности, а не тяжелейшего бремени. Дети  в детском саду перед прогулкой убирают игрушки . Даня делает вид, что  у него  вдруг заболела нога: трет ногу, выражение страдания на лице. Убрав игрушки, дети  идут в раздевалку – Даня бежит одеваться первым. Вспомнив, что забыл свою машинку,  бежит в группу.  И тут нянин  голос: «Даня, посмотри, ребята забыли убрать кубик, он возле тебя. Подними его, пожалуйста» Просто отчаянный  голос  мальчика: « Не хочу! Это не мой кубик! И зачем только я сюда пошел! Придется поднимать» Папа был в восторге от остроумия  и находчивости своего ребенка. А вы хотели бы иметь такого помощника?  Не удивительно, что такие родители начинают  винить  детский сад, школу, плохую компанию, которые сделали из их замечательного  ребенка бессовестного, ленивого, эгоистичного, безвольного нахлебника,  и в 20 и в 30 лет  не нашедшего для себя дела. Из таких детей вырастают « маменькины» сынки  и дочки, которые с трудом адаптируются во внешнем мире, постоянно ноют о несправедливом к себе отношении  на  работе ( если вообще работают). Они сложно строят свою семейную жизнь и редко становятся опорой для своих  престарелых родителей, искренне считая себя «вечными детьми».                                             Все рекомендованные задания, конечно же примерны. Их можно  как усложнить, так и упростить в зависимости от  уровня развития, характера вашего ребенка. Но главное, они обязательно должны быть доступны  ребенку, выполнимы и обязательно интересны. Ведь главная наша задача –  сделать так, чтобы ребенок полюбил труд  и работал с удовольствием. А сделать это можно двумя  способам:.

Труд вместе со взрослыми.  Ребенку всегда интересно и радостно  делать что-то вместе с папой, мамой или бабушкой. Совместная работа формирует  элементы коллективизма, готовность к взаимопомощи, желание достичь общего, а не только своего результата.  Ребенок может помогать вам во всем. А вы, используя его  положительный настрой  и склонность к подражанию  исподволь  показывайте ему  правильные приемы труда, способы выполнения того или  иного  поручения

Игра. Труд ребенка тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд  взрослых; элементы  трудовых действий отражаются в игре. Отражая в игре  трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду; заботятся о  том, чтобы куклы были одеты, накормлены. Поэтому примите участие в уборке игрушек с малышом, обыгрывая каждое действие: « Машина едет в гараж на отдых. Кукол посадить за стол – они  проголодались  и т.п.» И если вы будете «обыгрывать» изо дня в день все трудовые  процессы, игра постепенно  сойдет на нет, а положительные эмоции и желание трудиться останутся. Главное, не забывайте хвалить ребенка, повторяйте почаще,  какой  он  замечательный помощник, ведь и взрослому  трудно  порой заниматься с увлечением делом, которое никто не замечает и не оценивает

Запомните, ребенок не рождается ни  ленивым, ни трудолюбивым: « Его дед был такой же! Он весь в отца!  Ну вся в тетку!» - таким  его делает  воспитание. И от взрослых зависит, станет ли для него труд  радостью или тяжелым бременем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семейного досуга с участием пап ко Дню Защитника Отечества 23 февраля в средней группе «Папа может, папа может все, что угодно!»

Под песню «Мой папа» сначала заходят мальчики, потом на носочках забегают девочки и выстраиваются за мальчиками.Ведущая Февраль — такой у нас этап,Когда мы...

Развлечение с участием пап к 23 февраля «Папа может, папа может все, что угодно!»

Развлечение  включает в себе большой воспитательный потенциал, является одним из приоритетов патриотического воспитания дошкольников в формирование у детей чувства уважения к традициям нашей стра...

сценарий развлечения с участием пап на 23 февраля "Папа может, папа может всё, что угодно"

сценарий развлечения с участием пап на 23 февраля в средней группе "Папа может, папа может всё, что угодно"...

Мини проект - родительское собрание в нетрадиционной форме " Мама может, папа может"

Целью этого проекта было создание комфортной РППС в 1 младшей группе с участием родителей детей группы. Родители сами выбирали фронт для работы и сами предложили то, что бы они хотели изменить или доб...