Запреты и ограничения - необходимые атрибуты воспитания
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

Рослякова Елена Викторовна

Данный материал содержит информацию о воспитании детей, запретах и ограничениях. Что можно  позволить ребенку делать. а что нужно ограничить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobkhodimye_aattributy.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

                              Необходимые атрибуты воспитания

Запреты и ограничения - необходимые атрибуты воспитания. Они помогают родителям заботиться о безопасности жизни и здоровья ребенка, а ребенку освоить морально-нравственные ценности (что такое хорошо и что такое плохо). К сожалению, запреты, кроме неоспоримой пользы, наносят и вред.

За время своего развития ребенок слышит слово нельзя несчетное количество раз. Взрослые, говоря данное слово, делают это автоматически, машинально. И когда они произносят его, им понятно, почему они запрещают то или иное поведение своим детям, к примеру, заботясь о безопасности ребенка.

Но дети, в силу своей неопытности, абсолютно не понимают, почему им запрещается делать что-либо. Тем более малышам частенько запрещают делать то, что взрослым не только разрешается, более того, их еще и благодарят за это.

Неудивительно, что ребенок, будучи от природы любознательным, пытается исследовать причины такой несправедливости. А задавая вопрос: «Почему?», он нередко получает невнятный ответ. И чем больше таких непонятных ответов, тем сложнее ребенку воспринимать эти ситуации.

А если ответа и вовсе нет, то малыш начинает искать его самостоятельно, и вероятнее всего придет к выводу, что или взрослые – плохие, или я – плохой.

Эти ответы имеют свои негативные последствия для развития его личности.

В первом случае появляется чувство обиды или агрессии, которое выплескивается наружу. Не всегда, правда, он осмеливается проявить эти чувства по отношению к взрослым (особенно агрессию) и тогда он проецирует их на других детей, животных или, в лучшем случае, на окружающие его предметы (игрушки, одежду).

Во втором случае ребенок переносит вину за развитие ситуации на себя, привыкая к самоуничижению. Это приводит к формированию низкой самооценки, а, следовательно, к низкому уровню притязаний, уходу от социальной активности, привычке находиться в ситуации неуспеха.

Получается, что малыш хотел доставить и получить радость, а получил отрицательные эмоции. И если это повторяется раз за разом, то он перестает активно развиваться, исследовать, он затихает. Конечно, для родителей это выглядит как проявление хорошего поведения. И за такое поведение малыша начинают хвалить. Ребенок быстро привыкнет к этому состоянию, и родители на длительное время получат идеального, с их точки зрения, ребенка.

Но, к сожалению, этот мальчик или девочка, взрослея и находясь в искусственном коконе из родительской заботы, вероятно, так и не познает прелести жизни, такие как любовь, признание, дружба, личностный и профессиональный рост, материальное благополучие и все то, что наполняет смыслом жизнь человека.

Чтобы избежать этого, родители должны с самого раннего возраста малыша, очень аккуратно относиться к запретам. Нет, конечно, ограничения необходимы, но их количество можно намного уменьшить, если заранее продумать поведение малыша, то есть провести профилактику запретов. Простой пример – установить на электрические розетки защитные колпаки или переложить все кухонные ножи в недоступные для ребенка ящики. Это, конечно, доставит некоторые неудобства взрослым, зато отпадет необходимость лишний раз кричать «нельзя!» маленькому исследователю.

Запрещая ребенку что-либо, обязательно объясняйте, почему вы это делаете. Но делать это нужно с учетом того, что перед вами РЕБЕНОК, а об этом взрослые очень часто забывают. Итак, объясняем ребенку на языке, доступном его пониманию и уровню развития. Например, если мы хотим научить ребенка опасаться горячего, можно дать ему потрогать сначала теплую воду, потом горячее, потом еще горячее.

Чтобы приучить ребенка к дисциплине, надо дать ему самому возможность выбрать правильное поведение. Так вы сможете дать малышу почувствовать, что именно он сам решил вести себя так.

Требуйте от ребенка, чтобы, если уж правило установлено, он выполнял его всегда. И сами тоже не забывайте следовать этому распорядку. Если уж вы что-то запретили, или если в семье установлен определенный режим дня, то не отступайте от собственных требований.

Развитие взаимопонимания:

Взрослые редко объясняют  ребёнку причины своих запретов, а если и делают это, то на очень «взрослом» языке.  Малышу, например, непонятно множество абстрактных понятий ( опасность, позор), которые он пока ещё не постиг на собственном чувственном опыте.

      Любой запрет нужно постараться объяснить на языке, доступном его пониманию и уровню развития. Существует  масса способов сделать это:

А) совсем маленькие дети прекрасно понимают язык жестов, мимики, интонации, эмоциональных проявлений. Например, годовалому ребёнку лучше мимикой и жестами передать всю мощь опасности, которая скрывает в себе  та же розетка,  чем объяснять, что такое ток.

Б) дети познают окружающий мир непосредственно через органы чувств, поэтому  объяснения должны сопровождаться ощущениями, если мы хотим научить ребёнка опасаться горячего, можно дать ему потрогать сначала тёплую воду, потом горячую, потом ещё горячее. Если мы используем в речи абстрактные понятия, они должны сопровождаться информацией, которую ребёнок сможет воспринять через чувственный опыт (увидеть, услышать, потрогать, понюхать или попробовать на вкус).

В) Нельзя недооценивать язык сказки, метафоры, иносказания. Маленькие дети прекрасно понимают этот язык.

Г) Общаясь с ребенком, необходимо учитывать его возрастные особенности. Например, у двухлетнего ребенка мышление пока наглядно-действенное, поэтому логические доводы на него не действуют. Бесполезно аппелировать к его совести и самооценке. Гораздо эффективнее в этом возрастедействуют отвлекающие маневры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Запреты и ограничения "

как учить детей правилам повидения...

Запреты и ограничения

Необходимость запретов и ограничений для поддержания дисциплины ребенка в семье. Как и какие правила устанавливать в семье. Как наказывать ребенка за нарушение правил....

Степень запретов и ограничений. Установление границ в жизни ребенка, чтобы не навредить, а помочь развитию, задать верное направление.

Рано или поздно перед любым взрослым, заботящимся о ребенке, встает вопрос: ограничивать ли ребенка? Или лучше быть демократичным родителем, который разрешает все? На сколько часто нужно запрещать или...

Консультация для родителей "Запреты и ограничения"

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину, своего рода правила о правилах....

Родительское собрание «ПРАКТИКА КОНСТРУКТИВНЫХ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ»

Запреты и ограничения — необходимые атрибуты воспитания. Они помогают роди­телям заботиться о безопасности жизни и здоровья ребенка, а ребенку — усвоить морально-нравственные ценности....

Запреты и ограничения

Запреты и ограничения...

Консультация "Запреты и ограничения".

Консультация "Запреты и ограничения"....