Информация для родителей "Как воспитать "почемучку"?
статья на тему

 

Рекомендации по развитию познавательной активности ребенка и  организации развивающей среды в  семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_aktivnost_na_sayt.docx908.65 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитать «почемучку»

Уважаемые родители, сегодня мне хочется с Вами поговорить о развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста и, вообще, развитии активности в получении каких-либо знаний и умений.

Ведь в настоящее время достаточно часто можно услышать, что дети часами сидят у компьютеров и телевизоров, играют с телефонами и очень редко открывают книги, а иногда и просто не знают, чем себя занять. Но, все же, и сейчас встречаются такие дети, которым не хватает времени воплотить все задумки в жизнь. Откуда же у них такая тяга к активным действиям?

Дети, умеющие ставить цели и достигать успеха, часто получают первоначальный опыт от общения с родителями. Важно вовремя поддержать их в этом стремлении. Чтобы это сделать, нужно обязательно давать ребенку возможность выбора (при выборе одежды, игрушки, книжки, еды и т.п.). Важно наблюдать за детьми, с целью определения их предрасположенностей, помогать открывать и исследовать мир. Важно не допускать пассивности ребенка и не навязывать ему свои интересы. Необходимо поощрять ребенка выражать свое мнение, не гасить инициативу, приучать самому принимать решения, как бы ни хотелось нам предупредить ошибки. Надо давать возможность детям добиться успеха самостоятельно.

В дошкольном возрасте ярко проявляется познавательная активность. Возраст 4-5 лет называется возрастом «почемучек» и желательно, чтобы практически ни один вопрос вашего ребенка не остался без ответа. Если Вы сами затрудняетесь ответить сразу, то ищите ответы вместе (всей семьей): используйте богатый опыт и знания старшего поколения или энциклопедии и интернет. Например, в моей семье интернетом и энциклопедией всегда была моя бабушка, которая с радостью отвечала на вопросы и помогала найти правильное решение.

После активного овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности. Общаясь с родителями и окружающими людьми, ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт. В старшем дошкольном возрасте познавательная активность успешно формируется в процессе обучения и мы – взрослые - должны обеспечивать условия для успешного развития такой деятельности.

Предлагаю Вам некоторые рекомендации по организации развивающей среды в вашей семье.

Для этого необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

  • Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
  • Говорите с ребёнком - сначала называя окружающие предметы, позже - действия, затем - признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
  • Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?».
  • Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не насмехайтесь над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
  • Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение - это всегда общение «навырост».
  • По возможности много путешествуйте с ребёнком.
  • Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
  • Ходите с ребёнком в музеи, театры, на выставки.
  • Проводите совместные наблюдения и опыты.
  • Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
  • Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Предлагаю Вам провести самостоятельно небольшое исследование. Попробуйте ответить на вопросы и определить интенсивность познавательной потребности у вашего ребенка 5-7 лет.

1. Как часто ребёнок подолгу занимается какой-нибудь умственной работой?

А) часто(2); Б) иногда(1); В) очень редко(0).

2. Что предпочитает ребёнок, когда задан вопрос на «сообразительность»?

А) «помучится», но самому найти ответ(2); Б) когда как(1); В) получить готовый ответ от других(0).

3. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

А) очень эмоционально(2); Б) когда как(1); В) эмоции ярко не выражены (учитывать общую эмоциональность ребёнка)(0).

4. Часто ли задаёт вопросы?

А) часто(2); Б) иногда(1); В) очень редко(0).

Интерпретация. Если Вы набрали 6-8 баллов, то интенсивность познавательной активности Вашего ребенка находится на высоком уровне. Старайтесь поддерживать в нем любознательность и интерес к окружающему миру, предлагайте ребенку более сложные вопросы и задания. Если у Вас 5-4 балла – следует больше времени посвящать развитию мыслительных процессов, читать вместе с ребенком интересные книги, знакомить с различными явлениями, проводить вместе опыты. Если Вы набрали 3 балла и менее, не расстраивайтесь, у Вас всё впереди. Для Вас и Вашего ребенка готов открыться целый мир с удивительными фактами и событиями. Вам только надо быть внимательными и постараться найти немного времени для игр и занятий вместе. Задавайте ребенку больше вопросов и помогайте найти ответы. Проводите опыты и показывайте, что Вам действительно нравиться находить решения вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные листы с краткой информацией о детских болезнях

Использовать данные информационные листы можно для наглядной информации родителям...

Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе (информация для родителей)

В данном материале представлена в сжатом виде информация о факторах, оказывающих негативное влияние на формирование готовности к обучению в школе, а также  об особенностях познавательной сф...

Информация для родителей "Познание мира"

Информация для родителей по воспитанию детей. В чём разница между знанием и познанием? Особенности взгляда ребёнка и взрослогона мир вокруг нас....

Папки-передвижки. Информация для родителей.

С ИТ появилась возможность создавать яркие интересные папки-передвижки с информацией для родителей. Я создала цикл по основным праздникам: Новый год, 23 февраля, 8марта, Масленица и др. Прекрасная воз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Что такое "информация". Источники информации."

С помощью данной деятельности вводится понятие "информация", знакомство детей с источниками получения информации....

Понятия «информация» и «научная информация». Требования, предъявляемые к научной информации. Классификация научной информации. Свойства информации

В данной презентации Вы можете ознакомится с такой темой как. "Понятия «информация» и «научная информация». Требования, предъявляемые к научной информации. Классификация научной информации. Свойства и...