Характер формируется с детства
консультация по теме

Афонина Оксана Александровна

Консультация для родителей о воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kharakter_formiruetsya_s_detstva.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.  

На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То,  что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как воспитатель  относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

Важную роль в формировании характера играет живое слово  воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера

Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности дошкольника и состоянию, в котором он в данное время находится.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены воспитателем в ответ на тот или иной поступок дошкольника. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Если Вам трудно определить, какой у ребенка темперамент, возможно, имеет место АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА - в характере есть ярко выраженные черты, которые «затмевают» другие. Акцентуация характера не препятствует жизни человека в обществе, но может проявиться в критических ситуациях и осложнить их преодоление. При неблагоприятных условиях (неправильное воспитание, психологические травмы и т.д.) акцентуация может стать основой для формирования стойких расстройств личности (неврозы, депрессии, страхи в старшем возрасте и т.д.). Предпосылки формирования некоторых акцентуаций характера можно заметить по особенностям поведения и эмоций ребенка уже в раннем детстве, что позволяет скорректировать их в процессе воспитания. По каким же признакам можно понять, что у малыша возможно развитие акцентуации характера? Привожу несколько типов характера, описанных в книге «Развитие личности ребенка» (Екатеринбург, «У-Фактория», 2003).

«Солнечные» дети

Такой ребенок с раннего возраста отличается шумливостью, склонностью к озорству. У него почти всегда хорошее настроение, отличный аппетит, крепкий сон, он общителен, разговорчив, не робеет перед незнакомыми людьми, самостоятелен, энергичен, но очень неусидчив, легко отвлекается. Постоянно перескакивает с одного дело на другое. Родители «солнечного» малыша, приходя на прием к психологу, обычно предъявляют следующие жалобы:

ребенок не умеет себя вести (в гостях, в детском саду шумит, бегает, кричит, задает вопросы незнакомым людям);

он невнимательный (не слушает объяснений, быстро теряет интерес к любому занятию);

непослушный (отказывается подчиняться требованиям, в ответ на давление становится раздражительным, агрессивным);

требует постоянного внимания (не соглашается сидеть один в комнате, играть в одиночестве).

Родителям «солнечного» ребенка следует учесть, что он не переносит ситуаций одиночества, ограничения двигательной активности. Конечно, чрезмерная подвижность и шумливость малыша создают взрослым проблемы. Чтобы этого избежать, постарайтесь сами создать условия, в которых ребенок может реализовать свою жажду деятельности в приемлемой форме. Например, поиграйте с ним в мяч, в догонялки, позанимайтесь физкультурой. Выплеснув энергию, ребенок станет более спокойным, и Вы сможете отдохнуть, предложив ему развивающие игры (кубики, пирамидки, мозаику, конструктор, пазлы и т.д.). При воспитании такого ребенка избегайте мелочного контроля, так как это обязательно вызовет у него раздражение, гнев. Предоставьте ему возможность проявить самостоятельность. Если малыш плохо себя ведет, то угроза наказания может дать эффект, обратный ожидаемому. Лучше противопоставьте возбуждению ребенка свое спокойствие и невозмутимость. Физические наказания недопустимы! А за послушание обязательно похвалите. Такому ребенку всегда не хватает усидчивости и терпения. Старайтесь заинтересовать его заданием. Подчеркивайте важность любого дела, которым увлекся Ваш ребенок, ни в коем случае не прерывайте его. Направляйте деятельность ребенка с помощью словесных инструкций. Несформированность навыков волевого контроля поведения может стать серьезным препятствием для обучения ребенка в школе.

«Впечатлительные» дети

Главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения. Повод для этого может быть совершенно незначительным. Еще минуту назад Ваш ребенок был ласковым, улыбался и вдруг стал раздражительным, расплакался. Что могло его огорчить? Возможно, вы не так посмотрели на него, не ответили на улыбку или сделали замечание. От эмоционального состояния зависят сон, аппетит, самочувствие ребенка. Такой ребенок часто реагирует на настроение окружающих. В семье гармония и любовь – ребенок весел и спокоен, мама с папой поссорились - ребенок капризничает.

При воспитании такого ребенка нужны доброжелательное отношение и постоянная поддержка. Он очень тяжело переносит отвержение и равнодушие со стороны близких. Ни в коем случае не ставьте чувствительного ребенка в условия соревнования («Посмотрим, кто лучше сделает, ты или Маша?!») и не сравнивайте с другими детьми. Не угрожайте своему малышу наказанием за непослушание, не ругайте за неудачи. Вместо этого похвалите, если он выполнил требование, справился с заданием. В целом, дети с данным типом характера очень отзывчивые, чуткие, искренние. А плохое настроение у них быстро проходит при одобрении и утешении.

«Боязливые» дети

Очень пугливы, боятся темноты, животных, одиночества. Они робкие и застенчивые. Не любят шумных подвижных игр. Однако они не замкнуты, охотно общаются с теми, к кому привыкли, очень привязаны к родным и близким, играют с младшими детьми. Если Вы – родители боязливого ребенка, старайтесь не создавать дополнительную почву для возникновения страхов. Ни в коем случае не ссорьтесь при ребенке, не кричите на него, будьте ласковы с ребенком, чаще берите на руки, обнимайте. Стабильная обстановка дома и телесный контакт снизят общую тревожность. Если Вы увидели, что ребенок чего-то боится, постарайтесь тактично выяснить причину его страхов: поговорите с ним, понаблюдайте за его поведением. Относитесь к переживаниям ребенка серьезно и с уважением, Ваши небрежные заверения («глупости, совершенно нечего бояться»), упреки («ты же уже большой мальчик/девочка») и раздражение не убедят ребенка. Напротив, он может перестать доверять и замкнется.

Рекомендации, которые помогут ребенку справиться со страхами

1. Постепенно приучайте ребенка к тому, что его пугает. Если, например, малыш боится собак, не настаивайте на том, чтобы он прикоснулся к животному или взял его на руки. Лучше начните с посещения зоомагазина или выставки, где ребенок сможет понаблюдать за собаками с безопасного расстояния. Дайте ему время на привыкание.

2. Проигрывайте ситуации, пугающие ребенка. Он может изображать персонажа, которого боится или, наоборот, выбрать роль более сильного. Вы же будете изображать остальных героев (смелый рыцарь побеждает Бабу Ягу). По ходу игры подсказывайте, что можно сделать, чтобы победить, поддерживайте, хвалите.

3. Нарисуйте вместе с ребенком то, что его пугает. Готовый рисунок можно порвать, закрасить яркой краской. Возможно, малыш решит, что «чудовище больное, голодное или одинокое. Тогда предложите подружиться с ним, помочь.

4. Читайте ребенку книги, показывайте мультфильмы, в которых предлагаются модели поведения в аналогичных ситуациях (по желанию ребенка). Если не найдете готовой истории, можно самим сочинить сказку.

5. Не забывайте, что огромное влияние на ребенка оказывает Ваше поведение. Не проявляйте неуверенность в собственных силах, ведь Ваше состояние передается малышу.

При воспитании «боязливого» ребенка старайтесь избегать излишней опеки. Давайте ему задания, в которых он может проявить старательность и аккуратность. Избегайте ситуаций неуспеха: соизмеряйте свои требования с возможностями ребенка, а в случае затруднений тактично помогите ему. Это позволит поддерживать самооценку ребенка на высоком уровне, развивать самостоятельность. В противном случае он вырастет замкнутым, неуверенным в себе. В школе будет избегать общения со сверстниками, бояться ответов у доски.

«Замкнутые» дети

Такой ребенок не любит играть с другими детьми, предпочитает одиночество. Ему нравится общество взрослых, может долго слушать их разговоры. Ребенок не по-детски сдержан, серьезен, холоден. Он настойчивый, упорный, всегда доводит дело до конца. При этом боится перемен и всего нового. Хотя такие дети, как правило, послушны, их поведение нередко вызывает у родителей беспокойство. Не стоит настаивать на сближении такого ребенка со сверстниками, это может привести к еще большей замкнутости. При обучении «замкнутого» ребенка необходим индивидуальный подход. Малыш не станет заниматься тем, что ему неинтересно. Он будет протестовать против соблюдения формальных правил. Лучше предоставьте сыну или дочке возможность самостоятельно работать над заданием и оценивайте именно результат деятельности. При правильном воспитании упорство и настойчивость, свойственные детям с данным типом темперамента, позволят им достичь высоких результатов.

«Слабые» дети

У ребенка с раннего возраста плохой сон и аппетит, он капризен, плаксив, чувствителен к внешним воздействиям (громкий звук, яркий свет), плохо переносит смену обстановки. Главная черта этого типа – повышенная истощаемость при физических, умственных нагрузках и сильных эмоциональных переживаниях. «Слабого» ребенка довольно легко выделить в группе сверстников: он держится в стороне от активных, шумных детей, так как не умеет постоять за себя. Нередко ребенок неожиданно начинает сердиться и плакать во время прогулки, в детском саду, в гостях. Окружающим при этом кажется, что причины для такой реакции нет или она крайне незначительна.

Если Ваш ребенок «слабый», ему нужен продуманный, щадящий режим дня. Физическое и психическое переутомление ему противопоказаны. Старайтесь предотвратить вспышки раздражительности. Вы вышли с ним погулять или пришли в гости? Тогда внимательно наблюдайте за ним и как только заметите, что ребенок начал капризничать, стал вялым, уведите его домой, помогите отвлечься и отдохнуть. Пусть он поспит или просто полежит и послушает сказку. Если же ребенок все-таки начал плакать из-за усталости, не ругайте его. Отрицательные эмоции приведут к еще более выраженному нарушению поведения. При доброжелательном, спокойном, терпеливом отношении ребенок со временем научится сам регулировать нагрузки и определять, когда ему нужно отдохнуть.

«Сверхаккуратные» дети

Ребенок, относящийся к этому типу, отличается аккуратностью, стремлением к порядку и чистоте. Для него характерна недетская бережливость игрушек и одежды. Он очень добросовестный, обязательный и требует этого от других. Он крайне болезненно переносит изменения режима дня и правил поведения. Агрессивно реагирует на попытки завладеть его собственностью. Надолго остается плохое настроение, малыш может часами плакать, не поддаваясь на уговоры и утешения. В семье сверхаккуратный ребенок претендует на роль «властелина», которому все должны подчиняться, поэтому советов он не принимает, уступать в чем-либо отказывается. Родители должны постараться устранить факторы, провоцирующие закрепление слабых сторон характера малыша. Установите строгий распорядок дня, и не нарушайте его. Постоянное соблюдение определенной последовательности действий поможет избежать вспышек раздражительности. Следите за тем, чтобы Ваши реакции на поведение ребенка были однозначными и понятными для него. Если что-то запретили, не разрешайте этого ни при каких обстоятельствах. Наказали за проступок, при его повторении снова накажите. Ребенок должен четко знать что можно, а что нельзя делать и каковы будут последствия его поступков. Тогда очередной Ваш запрет не будет для него трагедией. Давайте обещания только в том случае, если уверены в их выполнении. Никогда не подгоняйте и старайтесь не вмешиваться в его дела. Пусть сам прибирает игрушки, свою одежду, выделите ему для этого дополнительное время. Если ребенок внимательно относится к своему внешнему виду, то готовьте одежду заранее, учитывая его пожелания или с его помощью. Так Вы сэкономите время и избежите криков и слез. Поощряйте исполнительность, аккуратность, бережливость. Закрепление этих положительных черт обеспечит ребенку хорошую успеваемость в школе.

«Артистичные» дети

Таким детям свойственно желание быть в центре всеобщего внимания любой ценой. Узнать такого ребенка просто: если малыш посещает детский сад, то он - главный герой на всех детских утренниках, любой семейный праздник, прием гостей начинается с его выступления. При этом ребенок не стесняется многочисленных зрителей, с готовностью поет, танцует, читает стихи. С удовольствием принимает восторг и восхищение взрослых. Однако если не удастся привлечь внимание публики демонстрацией своих талантов, ребенок добивается этого другими способами: начинает кричать, капризничать, устраивает истерики. Обычно «артистичный» ребенок обладает даром внушать симпатию и любовь, взрослые нередко считают его «паинькой». Он слушается с полуслова, не шалит в присутствии воспитателя, зато в кругу сверстников может быть враждебным, агрессивным, старается подчинить себе остальных детей. Сердится и плачет, если в его присутствии хвалят другого. Нередко дети с таким типом характера фантазируют, сочиняют истории с целью «приукрасить» себя. Как правило, хорошо учатся в школе. Быть лучшим – возможность выделиться, но в стремлении привлечь к себе внимание окружающих такие дети демонстрируют равнодушие к людям, эгоизм, чрезмерное самолюбие. Отрицательные черты характера во многом являются следствием недостаточной твердости и последовательности родителей. Как правило, такой ребенок воспитывается в обстановке всеобщего обожания, взрослые удовлетворяют любые его прихоти.

Если это описание подходит Вашему ребенку, старайтесь, не задевая самолюбия, обращать его внимание на чувства и интересы других, не поощряйте ябедничество, будьте последовательны в требованиях. Ваш малыш обожает быть в центре внимания, поэтому старайтесь уделять ему больше времени. Дети с такими чертами характера нередко талантливы, значит потребность ребенка во всеобщем восхищении вполне может быть удовлетворена в каком-нибудь детском кружке. Если Ваш сын или дочка в ответ на запрет устраивают истерику, не сдавайте своих позиций. Лучше постараться отвлечь ребенка: дайте яркую игрушку, обратите его внимание на происходящее за окном. Можно сделать что-то неожиданное для малыша (например, подбросить его в воздух). Возможно, лучше оставить его одного и дать ему время успокоиться. Когда истерика закончится, обязательно спокойно объясните, почему не можете выполнить его требование. Если же Вы уступите, ребенок поймет, что истерика - хорошее средство, чтобы добиться желаемого, и будет использовать его в дальнейшем.

«Слабовольные» дети

Ребенок очень непоседливый, непослушный, легко отвлекается. Поведение зависит от сиюминутных желаний. Ребенок не умеет прилагать усилий для достижения цели, при столкновении с препятствием сразу бросает дело, которым занимался. Внешне ребенок может быть очень послушным, соглашается выполнять требование, но быстро забывает об этом. Боится наказаний и легко подчиняется воле другого человека. Такое поведение является следствием того, что родители не учили малыша самостоятельности, настойчивости. Скорее всего, мама и папа не требовали от своего ребенка организованности, соблюдения правил, выполняли за него обязанности (убирали игрушки, кормили из ложечки, одевали и т.д.).

С самого раннего детства учите ребенка контролировать свое поведение. Давайте четкие речевые инструкции, старайтесь коротко и ясно формулировать свои требования к ребенку. Добивайтесь того, чтобы Ваш ребенок самостоятельно ел, одевался, поручите ему посильные обязанности по дому: пусть прибирает игрушки, вытирает пыль, помогает стирать. Поддерживайте попытки ребенка преодолеть трудности, создавайте для этого дополнительные возможности («полоса препятствий» на детской площадке). Если ребенок старается довести до конца какое-то дело, пусть важное только для него, не прерывайте. Это поможет ему стать более организованным и настойчивым. Дети, относящиеся к данному типу, общительны и доброжелательны, однако из-за недостаточной силы воли легко поддаются чужому влиянию, склонны подражать поведению окружающих. Будущее такого ребенка зависит от окружения, от его друзей. При воспитании Ваш ребенок нуждается в тактичном, но постоянном контроле.

Заканчивая описание различных характеров, хочу еще раз подчеркнуть, что выделенные особенности носят условные названия, и если ребенку свойственны какие-то из описанных черт, это вовсе не значит, что с таким характером малыш пойдет по жизни. Ведь дети очень сильно поддаются влиянию (как позитивному, так и негативному), взрослым нужно учитывать в воспитании те или иные особенности ребенка, чтобы помочь ему развить полезные, «сильные» черты характера и преодолеть «слабые». Очень сложно исправлять допущенные взрослыми ошибки воспитания, проще их не делать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Характер формируется с детства"

У каждого ребенка можно сформировать любые положительные черты личности. С каким характером ваш ребенок войдет в большой мир взрослых. Это зависит от нас....

"Характер формируется с детства"

Консультация для родителей  о формировании характера  ребёнка дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Характер формируется с детства»

Кто из родителей не мечтает увидеть в своем ребенке все лучшие черты, присущее человеку! Но хотеть - еще не значит осуществить желаемое. И когда подросший малыш начинает вдруг хитрить или обманывать, ...

«Характер формируется с детства». Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы ДОУ

Фазлова Нурия Растямовна«Характер формируется с детства». Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы ДОУ"Характер формируется с детства"Консультация для родителейЧасто можно слыш...

Характер формируется с детства

Консультация для родителей, раскрывающая психологические аспекты поведения детей младшего возраста....

Консультация для родителей " Характер формируется с детства"

Консультация для родителей  "Характер формируется с детства"...

Консультация для родителей «Характер формируется с детства»

Стендовое консультирование родителей воспитанников...