Готовность к школе. Что готовим?
консультация (подготовительная группа) по теме

Сидоренко Мария Николаевна

Какие умения необходимо развить у ребенка перед поступлением в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школе — что готовим?

Понятие «готовность к школе» неоднозначное и многогранное. Различные специалисты в него вкладывают свой смысл, и порой бывает сложно придти к единому мнению, объединяющему разнообразные научные течения. В понятие «готовность к школьному обучению» вкладывают и зрелость познавательных процессов, и сформированность мотивационной позиции, и даже физиологическую готовность, переход организма из одного этапа развития в другой. Взглядов позиций, мнений огромное множество. Постараемся же рассмотреть данное понятие с различных сторон.

Давайте оттолкнемся от свода психолого-педагогичсских требований, которыми пользуются в некоторых школах для оценки готовности будущего первоклассника к школьному обучению (таблица 1).

Таблица 1. Оценка готовности к школе

Требования к развитию фонетического слуха

1

Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков

2

Уметь отличать букву от звука

3

Уметь выделять звуки в словах

4

Уметь определять место звука в слове

5

Уметь подбирать слова с заданным звуком

Требования к развитию речи

6

Достаточный словарный запас

7

Знание наизусть стихотворений

8

Составление простых предложений из 3-4 слов

9

Умение излагать содержание прочитанного взрослым текста, пересказывать

10

Умение отвечать на вопросы

11

Составление рассказа по картинке или серии картинок

Требования к социально-психологическому развитию ребенка

12

Наличие положительной учебной мотивации

13

Наличие навыков культурного поведения и культуры общения друг с другом, с взрослыми      

14

Развитая память

15

Умение  концентрировать  внимание,  переключать, распределять его

16

Развитие мыслительных операций по возрасту

17

Умение    осознанно   слушать    и    воспроизводить услышанное

18

Умение работать в едином темпе с коллективом

Требования к подготовке руки к обучению письму

19

Хорошо, уверенно владеет ножницами, карандашом

20

Может рисовать по клеточкам, срисовывать по данному образцу

21

Умеет рисовать узоры акварелью

22

Владеет штриховкой в разных направлениях, обводит контуры

23

Правильно держит ручку и карандаш

Математические представления ребенка

24

Умеет ориентироваться на листе бумаги, в тетради

25

Может считать в пределах 10 и обратно, знать название, последовательность и обозначение чисел

26

Знает что такое сложение и вычитание

27

Решает простые примеры

28

Составляет и решает простые задачи на сложение и вычитание

Теперь по пунктам разберемся какое значение имеют те или иные требования, и насколько они могут быть обоснованными с точки зрения необходимости при обучении ребенка.

1.   Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков.

В детском саду у ребят есть занятия по подготовке к обучению грамоте, где им обычно рассказывают о том, что такое предложение, слово, слоги, звуки. Дети тренируются в определении слогов и звуков, составлении предложений. Если ребенок не посещает детский сад, но ходит на курсы по подготовке к школе, там этому обычно также учат. В любом случае, когда ребенок придет в школу, речевой подготовке уделят немало внимания на первых неделях обучения. Тогда логичен вопрос: зачем же вообще до школы об этом заботиться? Здесь не все так просто.

Дело в том, что эти начальные понятия, да и первые11 пунктов в нашем списке требований вообще, так или иначе, относятся к сформированности речевых процессов ребенка. И особое внимание им уделено неслучайно. В целом устная речь формируется на достаточно высоком уровне уже к 5 годам. В этом возрасте ребенок уже способен произносить правильно все звуки родного языка, грамотно строить словосочетания и предложения, обладает достаточно большим словарным запасом. Конечно, речь еще несовершенна, и ее совершенствование будет длиться еще долгие годы, но определенный задел на будущее уже есть. И в данном случае очень важно, чтобы определенные структуры и процессы устной речи были сформированы, прежде чем ребенок начнет осваивать письменную речь. Думаю, уже становится понятно, откуда возникают все эти речевые требования. Важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребенка была в достаточной мере сформирована устная речь. В противном случае появляется высокий риск того, что все ошибки, трудности, которые есть в устной речи, могут перейти в письменную. Они будут там закрепляться, и справиться с ними потом станет значительно трудней. В свою очередь проблемы в усвоении родного языка могут повлиять в будущем как на само школьное обучение, так и на сдачу выпускных и вступительных экзаменов. И хотя экзамены еще очень далеки, и думать сегодня о них, возможно, не хочется, следует помнить, что исправлять закрепившиеся в опыте ошибки потом будет очень тяжело. Поэтому подумать о будущем ребенка нужно еще до школы. Обратитесь за консультацией к логопеду, при необходимости вам дадут рекомендации по коррекции или направят на занятия. Если у ребенка нет существенных проблем со здоровьем, справиться с недостатками речевого развития не так сложно, нужно только приложить немного усилий.

2.        Уметь отличать букву от звука.

Буквы мы пишем и видим, а звуки — слышим и говорим. Согласитесь, ребенок может это запомнить и понять, ничего сложно тут нет. Позже, уже в школе, с терминами «буква» и «звук» он будет сталкиваться многократно, поэтому давайте объясним сразу, раз и навсегда, чем эти понятия отличаются друг от друга.

3.        Уметь выделять звуки в словах. Уметь определять место звука в слове. Уметь подбирать слова с заданным звуком.

Данные критерии являются различными показателями развития фонематического слуха ребенка. Своевременное обнаружение сложностей и их корректировка позволит в дальнейшем избежать проблем при изучении как родного, так и иностранных языков.

4.        Достаточный словарный запас.

К семи годам словарный запас ребенка уже довольно велик. Он умеет правильно пользоваться различными частями речи. В активной лексике много имен прилагательных, глаголов, естественно, и имен существительных. Ребенок уже может использовать правильные формы слов, сопоставлять их по лицам, родам, падежам (еще не зная этих понятий).

5.        Знание наизусть стихотворений.

Знает и рассказывает наизусть различные стихотворения. На собеседовании, которое проходит ребенок при поступлении в некоторые школы, могут предложить рассказать наизусть любимое стихотворение.

6.        Составление простых предложений из 3-4 слов.

Навык, которым владеет большинство детей уже с двухлетнего возраста. Например, когда ребенок отвечает на какой-то вопрос или рассказывает, что он видит на картинке, с
кем живет, что любит делать — все это составление простых предложений.

7.        Умение   излагать   содержание   прочитанного   текста, пересказывать.

Это и умение слушать (в школе надо слушать и слышать учителя), запоминать (куда без этого), воспроизводить некую последовательность событий (это можно рассматривать как зрелость мыслительных процессов).

8.        Умение отвечать на вопросы.

Пункт банальный, но важный.

«Мальчик, как тебя зовут?»

«Как зовут твою маму?»

«Какой сегодня день?»

Вопросы несложные, но даже они порой могут поставить ребенка в тупик. Кто-то стесняется, кто-то не понимает, что от него требуется, а кто-то ответить, безусловно, может, но вместо полного ответа отвечает одним словом и затрудняется в составлении полного предложения. А ведь мы уже говорили, что все развивается постепенно, понемногу. Сегодня ребенок учится отвечать на простые конкретные вопросы, а завтра будет учиться давать развернутый, аргументированный ответ на вопрос по литературе, философии, истории. Поэтому даже такой, казалось бы, малости, как ответ на вопрос, ребенка нужно учить, начиная еще с дошкольного возраста.

«Мальчик как тебя зовут? — Меня зовут Матвей». «Как зовут твою маму? — Мою маму зовут Оля». «Какой сегодня день? — Сегодня понедельник». «Матвей, ты хочешь учиться в школе? — Да, я хочу учиться в школе».

Так что желательно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы полными предложениями и при необходимости потренировать его в этом.

9.        Составление рассказа по картинке или серии картинок.

Это и развитие наблюдательности, и развитие мышления и развитие речи одновременно. Данный параметр больше оценивает психологические характеристики, умение прослеживать причинно-следственные связи, рассуждать, мыслить. Это требование опирается на возрастную особенность ребенка — дается опора на зрительный образ, что, конечно облегчает задачу в составлении рассказа и вместе с тем проверяет навык владения родным языком.

10.        Наличие положительной учебной мотивации.

Сразу хочется заметить вот что:

  • Ребенку нужно хотеть в школу.
  • Ребенку нужно знать, зачем он туда пришел.
  • Ребенку нужно знать, чему он там будет учиться. Если задать детям вопросы, передающие смысл этих yтверждений, не всегда можно получить радующие слух ответы. Варианты ответов детей, уже пришедших в первый класс.

«Хочешь в школу?» или «Нравится тебе в школе?»

«Не хочу (не нравится), в садике лучше»

«Не хочу (не нравится), рано вставать».

«Не хочу (не нравится), писать тяжело».

«Зачем ты ходишь (пошел) в школу?»

«Здесь много друзей».

«Здесь можно бегать по коридорам».

«Не знаю».

«Учиться».

Последний ответ хороший, но возникает следующий вопрос: «Чему ты хочешь научиться в школе?»

В практике ответы детей бывают такими: вязать, танцевать, говорить по-английски, чтобы мама не знала, о чем мы говорим с подружкой, ездить на мотоцикле, бегать. Причем дети совершенно не хотели учиться читать, писать, считать, много знать и так далее. Возникает вопрос: не разочаруются ли все эти ребята в школе, и каково же им там будет? Поэтому данный пункт неслучаен: если ребенок не хочет, и в процессе обучения в первом-втором классе так и не захочет учиться в школе, его могут ожидать весьма серьезные трудности и разочарования.

11. Наличие навыков культурного поведения и культуры общения друг с другом, с взрослыми.   Очередной, казалось бы, банальный пункт, но все же. Желательно, чтобы ребенок знал, что нужно здороваться и прощаться, говорить «спасибо», мусор выкидывать в мусорную корзину, драться с одноклассниками нежелательно, ругаться бранными словами нельзя (некоторые дети почему-то этого не знают), учителя нужно слушать, выполнять его просьбы и указания на уроке и т. д. Думаю, подобных пунктов можно назвать много. Все это элементарные правила сосуществования, совместного пребывания в обществе. Наличие навыков культурного поведения и культуры общения друг с другом и с взрослыми нужно для повышения комфортности нахождения вашего ребенка в школе.

12. Развитая память.

При обучении приходится запоминать большой объем информации. Поэтому понятно, что развитая память (кратковременная и долговременная, зрительная и слуховая) необходима для того, чтобы ребенок был успешен в процессе обучения.

13.        Умение концентрировать внимание, переключать и распределять его.

Этот пункт очень важен, ведь ребенку нужно высидеть урок, учителя услышать, буквы в тетради написать — да мало ли на чем еще нужно сконцентрироваться в школе.

14.        Развитие мыслительных операций по возрасту.

Мышление должно развиваться по возрасту, и если есть существенные проблемы в его формировании, то, быть может, стоит подумать о специальной программе? Во всяком случае ребенку может быть тяжеловато обучение в массовом классе, и тем более в том случае, если программа усиленная.

15.        Умение      осознанно      слушать      и      воспроизводить услышанное.

Без этого умения ребенок просто не услышит, что говорит учитель, не выполнит его просьбу, задание, и, вероятно, чему-то не сможет научиться.

16.        Умение работать в едином темпе с коллективом.

Этого заранее не узнаешь, на данный параметр можно будет обратить внимание только когда коллектив сформируется и ребенок начнет в нем учиться. Сложно будет слишком быстрому и слишком медлительному: первый будет отвлекаться, что-то пропускать, скучать на уроках, а второй — не успевать за работой класса. Повышенная утомляемость, кстати, грозит и первому и второму в равной степени, со всеми вытекающими из этого последствиями.

17.         Хорошо, уверенно владеет ножницами, карандашом.

Развитие мелкой моторики в соответствии с возрастом также важный фактор. Ребенку нужно уметь уже до школы уверенно пользоваться ножницами и карандашом, и ручкой. Если вы видите, что ребенок с этой деятельностью не справляется, обратите внимание, помогите ему в развитии данных навыков. Если не получается справиться самостоятельно, возможно, необходима помощь психолога или даже невролога.

18.        Может рисовать по клеточкам, срисовывать по предложенному образцу.

Ориентация в пространстве листа, тетради. Точность движений, умение работы с образцами — в первом классе данные навыки необходимы.

19.        Умеет рисовать узоры акварелью.

Очередной показатель развития мелкой моторики. Просто посмотрите — ваш ребенок умеет рисовать красками? Способностей к рисованию от малыша никто не требует, нужно просто умение пользоваться кисточкой и акварельными красками.

20.        Владеет штриховкой в разных направлениях, обводит контуры.

Показатель развития мелкой моторики, согласованности действий рук (следовательно, согласованности в работе полушарий).

21.        Правильно держит ручку и карандаш.

На сегодняшний день в специальной литературе и среди педагогов иногда встречается мнение, что как держит, так пусть и держит и не стоит на это обращать внимание. Тем не менее, некоторые дети так выворачивают руку, что их даже становится жалко. Обратите внимание на следующий момент: ни при рисовании, ни при письме рука не должна быть чересчур напряжена. Если костяшки пальцев у ребенка при письме белеют, значит, он неправильно держит ручку или карандаш, мышцы руки перенапрягаются. В процессе письма участвует только кисть. Постановка правой руки отличается от постановки левой: как правило, левши сильно сгибают кисть, чтобы иметь возможность видеть то, что они пишут или рисуют.

Часто бывает, что ребенок просто не знает, как держать ручку по-другому, ему просто никто никогда этого не показывал, и обучение правильному способу не вызывает у него негатива, а чаще всего приносит облегчение.

Если нужно, обратитесь за помощью к специалистам. Важно помнить, что в данном случае необходима согласованность действий и своевременное, раннее вмешательство. Если учитель в классе будет поправлять ребенка, а вы дома нет, то результата можно ждать долго и так и не дождаться. Если вы спохватитесь только лишь в конце учебного года, когда ребенок уже как минимум год будет писать определенными образом, переучить его будет тяжело, потому что определенный навык у него к тому времени уже сформируется. Именно поэтому важны своевременность и согласованность.

22.        Умеет ориентироваться на листе бумаги, в тетради.

Оформлению работ в начальной школе уделяется особое внимание. Аккуратность, чистота в тетрадях — один из критериев оценивания, и даже если нам, родителям, это непонятно или не нравится, сделать с этим мы ничего не можем. Кроме того, если ученик работает в тетради по принципу «где рука упала — там и пишем», проверять такую работу нелегко и давать ему задания тоже, а уж о том, насколько тяжело самому ребенку, и говорить не приходится.

23.        Может считать в пределах 10 и обратно, знать название, последовательность и обозначение чисел. Знает, что такое сложение и вычитание. Решает простые примеры. Составляет и решает простые задачи на сложение и вычитание.

Этими несложными навыками ребенок владеет уже в шесть лет, и они являются одним из показателей его нормального развития. Вспомните себя, наверняка еще до школы вы могли сами себе купить мороженое, посчитать, сколько для этого нужно денег, сколько вам должны дать сдачи и так далее. С подобными простенькими задачками вы когда-то прекрасно справлялись, и ваш ребенок сделает это без труда. В школе, конечно же, обучение математике начнется с самого начала — с понятий «много — один», изучения цифр, порядкового счета. Обо всем этом первокласснику, безусловно, расскажут, но начальные навыки нужно иметь еще до школы, чтобы знания были прочными и их формирование не вызывало слишком больших усилий со стороны ребенка.

Физиологические показатели готовности к школе. Физиологическое развитие ребенка происходит неравномерно. В этом процессе есть два ростовых скачка — примерно в 5 лет и в подростковом возрасте, с 12 до 15 лет. Во время такого скачка интенсивно растет скелет ребенка, при этом внутренние органы и мозг снижают темпы развития. Перед поступлением ребенка в школу первый ростовой скачок должен завершиться, а стало быть, мозг снова готов к усиленному интеллектуальному труду.

Существует такой бесхитростный тест. Если ребенок рукой может через голову (через затылок) достать до противоположного уха, то первый ростовой скачок близится к завершению, а значит по одному из физиологических показателей малыш готов к школьному обучению. Кроме этого, к физиологическим показателям стоит отнести и состояние здоровья ребенка.

Итак, в целом готовность к школе можно разбить на несколько направлений:

  • Зрелость познавательных процессов (внимание, мышление, речь, память);
  • Физиологическую и физическую сформированность. И здесь обычно выделяют уровень развития мелкой моторики и показатели здоровья ребенка;
  • Положительную мотивацию к школьному обучению, наличие так называемой «внутренней позиции школьника»;
  • Наличие социальных навыков, социализированность ребенка;
  • Зрелость эмоциональной сферы ребенка (часто случается, так что при опережении в развитии познавательной сферы развитие эмоциональной сферы запаздывает).

По материалам книги О.Ю. Машталь Подготовка ребенка к школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....